Конспекты режимных моментов по реализации развивающей программы в условиях билингвальной среды "Учимся говорить по-бурятски"
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Дашеевна Батуева

Цель: воспитывать умение правильно произносить слова и развивать у детей элементарные умения и навыки устной речи на бурятском языке. Знакомить детей с характерными признаками осени, обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b.ya_.sentyabr.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» г.Улан-Удэ»

Учимся говорить

 по-бурятски.

(Конспекты режимных моментов)

Выполнила: Батуева Н.Д

Сентябрь

2017г.

Сентябрь

Цель: воспитывать умение правильно произносить слова и развивать у детей элементарные умения и навыки устной речи на бурятском языке. Знакомить детей с характерными признаками осени, обогащать словарный запас детей.

1 неделя.

Тема: «Алтан намар». («Осень золотая»)

Задачи: Ознакомление воспитанников с природными явлениями и характерными признаками осени, и об осенних явлениях на бурятском языке. Обогащение словарного запаса.

-уточнить и активизировать словарь по теме «Золотая Осень».

1 занятие.

Режимный момент: утренний сбор «Алтан Намар».

-Сайн байна, нухэдууд, зай наша шагнагты, бидэ мунөө удэр жэлээ дурбэн сагай намар тухай хɵɵрэлдэхэбди.  (Сегодня мы будем говорить про осень).

-Намар тухай юун гэжэ hананабта?  (Что вы думаете про осень?)

-Ямар намар байдаг ба? (Каким оно бывает?) (ответы детей)

-Алтан, шара үнгэтээ. (Золотая осень).

-Юундэ алтан гэдэгбэ? (Почему её называют осень- золотая?) ответы детей.

-Модоной набша намаан  шара -улаан унгэтээ болоходонь. (Когда листья на деревьях начинают желтеть и краснеть).

-Тиихэдээ алтан намар гэдэг. (И поэтому говорят золотая осень).

-Дабтая: Алтан-золотая, намар-осень, набша намаан- листья.

-Нугɵɵ хэшээлдэ бидэ саашань ургэлжэлуулхэбди.

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

2 занятие.

Режимный момент: перед обедом: «Алтан Намар».

-Сайн байна, нухэдууд, зай наша шагнагты  бидэ мунөө удэр саашань дамжуулгаяа үргэлжэлүүлэе. (Здравствуйте, ребята, внимательно слушаем, мы сегодня продолжаем наш с вами разговор.)

-Жэлээ дурбэн сагай намар тухай.  (Про осень из четырех времен года).

-Намар тухай юн гэжэ хѳѳрэлдээбди, hанагты?  (О чем мы говорили про осень?)

-Ямар намар байдагба? (Каким она бывает?) (ответы детей)

-Зүүб- Алтан. (Правильно золотая).

-Намбша намаан модон дээрээ шарлажа, дэлхээ алтантай адли болоно. (Когда на деревьях желтеют листья, все вокруг становиться похожим на золото).

-Тиихэдээ алтан гэдэг. (И поэтому говорят золотая осень).

-Тэнгэри  хүхэ сэнхир байдаг. (Небо бывает сине- голубым).

-Намар дэлхээ дээрэ ерэжэ хуйтэн болоно. (С приходом осени на улице холодает).

-Наран доошоо һууна. (Солнце опускается ниже).

Дабатая: намар-осень, наран-солнце, тэнгэри-небо.

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

3 занятие

Режимный момент: на прогулке «Алтан намар».

-Сайн байна, нухэдууд, зай наша шагнагты  бидэ мунөө удэр саашань дамжуулая.  (Сегодня мы продолжаем наш разговор).

-Намар тухай юн гэжэ хѳѳрэлдээбди hанагты?  (О чем мы на прошлом занятии?)

-Зүүб, алатан намар тухай хѳѳрэлдээбди. (Правильно, говорили мы про осень).

-Намбша намаан модон дээрээ ямар үнгэтээ болодогбо? (Листья на деревьях какими становится?).

-Зүүб, шара-улаан болодог. (Правильно, они становятся желто-красными)

-Тиихэдээ алтан гэдэг. (И поэтому говорят золотая осень).

-Зай, тойроод харагты, юун харагданаб? (Посмотрите вокруг, что вы видите?).

-Набша намаан шара-улаан байнагуу? (Листья желто- красные?).

-Тиимэ, набшаһад шара улаан унгэтээ болоод байна. (Да, листья на деревьях стали желто-красными).

-Тэнгэри хүхэ сэнхир байна гуу? (Небо сине-голубое?).

-Зүүб, хүхэ сэнхир байна. (Да, сине-голубое).

-Дабтая: тэнгэри-небо, хухэ-синее, сэнхир-голубое, хуйтэн-холодно

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

2 неделя.

Задачи: Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени и об осенних явлениях на бурятском языке.

-уметь правильно произносить звуки и лексику.

1 занятие.

Режимный момент: утренний сбор «Намарай эхин».

-Сайн байна, нухэдууд, тэрэ хэшээлдээ жэлээ ямар саг тухай хѳѳрэлдѳѳбди? (На прошлой неделе про какое время года мы говорили?). Ответы детей.

-Зүүб, намар тухай. (Правильно, мы говорили про осень).

-Зай, нааша шагнагты, бидэ мунөө удэр алтан намар тухай саашань хѳѳрэлдэхэбди. (Сегодня мы продолжаем наш разговор про золотую осень).

-Намар тухай юн гэжэ хѳѳрэлдээбди hанагты?  (О чем мы говорили про осень.)

-Намар алтан байдаг. (Осень бывает золотой).

-Газаа хүйтэн болоно. (На улице становится холоднее).

-Зүүб.

- Намар, халуун зунай һүүлдээ ерэдэг. (Осень, приходит после жаркого лета).

-Намарай ерэхэдэ, үхибүүд һургуулида ошоно. (Когда приходит осень, дети идут в школу).

-Шубууд дулаан ороноо бусана. (Птицы улетают в теплые края).

-Дабатая: Шубууд-птицы, дулаан- теплый, орон-край, һургуули-школа,

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

2 занятие.

Режимный момент: перед обедом «Намарай эхин»

-Сайн байна, нухэдууд, тэрэ хэшээлдээ юун тухай хѳѳрэлдѳѳбди? (Здравствуйте ребята, на прошлом занятии, о чем мы говорили?) Ответы детей.

-Зүүб, намар тухай. (Правильно, мы говорили про осень).

-Халуун зунай һүүлдээ намар ерэдэг. (После жаркого лета приходит осень)

-Намартаа агаар тунгалаг, һэрюухэн болодог. (Осенью воздух становится свежее и отдает прохладой).

-Үшѳѳ углѳѳниинь хүйтѳѳр амилдаг болонхой. (Еще по утрам очень холодно бывает).

-Һалхин модонуудай хатаһан набшаһануудые газарта унгаана. (Ветер засохшие листья с деревьев срывает и бросает на землю).

-Огородой эдеэ хуряаха саг болобо. (Пришло время убирать урожай с огорода).

Дабатая: Тунгалаг-свежее, һэрюухэн-прохладно, һалхин-ветер.

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

3 занятие

Режимный момент: на прогулке «Намарай эхин».

-Сайн байна, нухэдууд, тэрэ хэшээлдээ юун тухай хѳѳрэлдѳѳбди? (Здравствуйте ребята, на прошлом занятии, о чем мы говорили?) Ответы детей.

-Намар тухай. (Про осень).

 -Намартаа агаар тунгалаг, һэрюухэн болодог. (Осенью воздух становится свежее и отдает прохладой).

-Һалхин модонуудай хатаһан набшаһадуудые газарта унгаана. (Ветер засохшие листья с деревьев сбрасывает на землю).

-Харагты намаанууд хаана хэбтэнэб? (Посмотрите где лежат листья?)

-Газар дээрэ. (На земле).

-Хатаһан набшаһанууд газар дээрэ хэбтэнэ. (Засохшие листья лежат на земле).

-Шубууд дулаан орон уруу ниидэнэд. (Птицы улетают в теплые края).

-Үшѳѳ зариманиинь  холын аяндаа бэлдэнэд. (Некоторые птицы еще готовятся к перелету в теплые края).

-Шубуудай уургай хооһон болобо. (Гнезда птиц опустели).

Дабатая: Шубууд-птицы, дулаан орон-теплые края, холын аян-перелет, уургай- гнездо.

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

3 неделя.

Тема: «Намар». ( Осень).

Задачи: развивать память, мышление, внимание, развивать лингвистический кругозор, обогащать лексический состав.

1 занятие.

Режимный момент: утренний сбор «Намар».

-Сайн байна, нухэдууд, зай наша шагнагты, бидэ мунѳѳ удэр саашань намар  тухай ургэлжэлүүлэе. (Здравствуйте, сегодня мы продолжаем наш разговор об осени).

-Зай, шагнагты. (Внимательно слушаем).

-Намар гэжэ жэлэй эгээ баян саг юм. (Осень считается самым богатым временем года).

-Поолин ургаса эдеэшэнхэй. (Поспел урожай на полях).

-Огородой эдеэн болонхой. (В огороде тоже уродился урожай).

-Эдеэшэһэн таряа хуряажа эхилнэ. (Начинают убирать на полях пшеницу).

-Үгэрсэ, помидор хюрууһаа уриид хуряадаг. (Огурцы и помидоры снимают перед заморозками).

-Хартаабха, капуста, морхооб хюрууда гэмтэдэггуй. (Картофель, капуста, морковь морозостойкие овощи).

-Тэрэни hүлтээнь хуряадаг. (Их можно по позже убирать.)

Дабатая: Ургаса-растение, үгэрсэ-огурцы, хартаабха-картофель, морхооб- морковь.

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

2 занятие.

Режимный момент: перед обедом «Намар».

-Зай, наша шагнагты бидэ мунөө удэр ушөө саашань хɵɵрэлдэе. (Мы сегодня продолжаем наш разговор)

-Юун тухай тэрэ хэшээлдэ хѳѳрэлдѳѳбди? (О чем мы говорили на прошлом занятии?

-Намарай баян саг тухай. (О богатой осени).

-Поолин, огороодой ургаса эдеэшэнхэй. (Поспел урожай на полях и в огороде).

-Хүн зоной ажал хүдэлмэри түлэг дундаа ябажа байна. (У людей прибавились заботы).

-Баян ургасаа хуряана. (Убирают богатый урожай).

-Гэр байраяа дулаална. (Готовят дома к зимовке).

-Зэрлиг амитадшье үбэлдѳѳ эдихэ юумээ ѳѳһэдѳѳ суглуулдаг. (Даже дикие животные готовят запасы на зиму).

-Дабтая: Зэрлиг амитан-дикие животные, гэр-дом, баян-богатый, ажал хүдэлмэри- работа,

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

3 занятие.

Режимный момент: на прогулке «Намар».

-Сайн байна, нухэдууд, зай наша шагнагты, бидэ мунѳѳ удэр саашань намар  тухай ургэлжэлүүлэе. (Здравствуйте, сегодня мы продолжаем наш разговор об осени).

-Зай, анхаралтайгаар шаганагты шулэг. (Внимательно слушаем стихотворение).

«Алтан намар» Ч. Цыдендамбаев

Шэжэр алтаар хубсалһан

Шэлдэг һайхан хуһад соо

Гал дүлэн унгэтээ

Ганса модон улайна.

Намарай ольбондо бээрэһэн

Нариихан сагаан хуһаднай.

Дундаа түүдэгттабижархёод,

Дулаасажа һууна бэшэ аабза?

-Иимэ гоё шулэг бэшэ Ч. Цыдендамбаев манай арадай поэт. (Вот такое красивое стихотворение написал наш поэт Чимит Цыдендамбаев).

-Юун тухай энэ шулэг соо ойлгобта? (Что вы поняли из этого стихотворения).

(Обсуждение стихотворения).

4 неделя.

Тема: Намарай байгаали.

Задачи: Развивать мышление, слуховое понимание. Продолжать знакомить детей с природными явлениями осени.

1 занятие.

Режимный момент: утренний сбор «Намарай байгаали».

-Сайн байна, нухэдууд, зай наша шагнагты, бидэ мунѳѳ удэр намарай байгалии  тухай хѳѳрэлдэхэбдэ. (Здравствуйте, сегодня мы будем говорить об осенней природе).

-Намар болобо. (Наступила осень).

-Үдэр ерэхэ бүри хүйтэн болоно. (С каждым днём становится холоднее).

-Хүйтээр һалхилна. (Дует холодный ветер).

-Саһан орохоёо һанана. (Снег хочет выпасть).

-Зарима газартаа түрүүшын саһан ороно. (В некоторых местах уже выпал снег).

-Һүниндѳѳ уһан дээрэ нимгэн мульһэн хүрэнэ. (Ночью на лужах появляется первый лёд).

-Наранай гэрэл һуларна. (Солнце начинает греть землю слабо).

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!

2 занятие.

Режимный момент: перед обедом «Намарай байгали».

-Зай, наша шагнагты бидэ мунөө удэр ушөө саашань хɵɵрэлдэе. (Мы сегодня продолжаем наш разговор)

-Юун тухай тэрэ хэшээлдэ хѳѳрэлдѳѳбди? (О чем мы говорили на прошлом занятии?

-Намарай байгаали тухай. (Об осенней природе).

-Ногоон хагдарна. (Засохли травы).

-Хуһанай зарим набшаһад шарлаа. (Березовые листочки пожелтели)

-Уляаһанай набшаһад улайгаа. (У тополя листья покраснели).

-Дабтая: Уляаһан-тополь, улайгаа- покраснели, хуhан-береза, хагдарна- засыхает.

-Зай, hайндаа!

-Баяртай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация развивающей программы в условиях билингвальной среды в 10 группе.

   Приобщение к бурятскому языку целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действит...

Конспекты режимных моментов по реализации развивающей программы в условиях билингвальной среды "Учимся говорить по-бурятски"

Цели: Совершенствование лексических и речевых навыков. Повторение пройденного материала....

Конспекты режимных моментов по реализации развивающей программы в условиях билингвальной среды "Учимся говорить по-бурятски"

Цели: Совершенствование лексических и речевых навыков. Повторение пройденного материала...

Конспекты режимных моментов по реализации развивающей программы в условиях билингвальной среды "Учимся говорить по-бурятски"

Цели: Совершенствование лексических и речевых навыков. Повторение пройденного материала...

Реализация развивающей программы в условиях билингвальной среды в 10 группе.

Приобщение к бурятскому языку целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а т...

Реализация развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды В Республике Бурятия на базе пилотной площадки МБДОУ "Д/с №89 "Журавленок" г. Улан-Удэ"

Основная цель данной программы - это создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка; создание условий для развития коммуникативных и познавательных способностей детей в...

Реализация развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды в Республике Бурятия на базе пилотной площадки МБДОУ №89 Д/с"Журавлёнок" г. Улан-Удэ

Основная цель данной программы- это создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка; создание условий для развития коммуникативных, и познавательных способностей детей в...