Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности природы Санкт-Петербурга» по освоению образовательной области познавательное развитие
методическая разработка (старшая группа)

Мартынова Виктория Анатольевна

Познакомить учащихся с природой родного края, раскрыть эстетические аспекты природы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт - Петербурга

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста

«Особенности природы Санкт-Петербурга»

        по освоению образовательной  области  познавательное  развитие  

        

        

Автор: воспитатель средней группы                                                                              

 ГБДОУ д/с №90 Калининского района Санкт-Петербурга,                                            

Мартынова Виктория Анатольевна

 Форма проведения: Совместная деятельность  педагога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.                                       

Цель: Познакомить учащихся с природой родного края, раскрыть эстетические аспекты природы.

Задачи: а) образовательные

- Сформировать представление о флоре и фауне СПб;

- Сформировать умение различать представителей различных групп растений и животных;

- Сформировать представление о водных объектах Санкт-Петербурга. 

б) развивающие

- Развить творческую активность детей;

- Развить коммуникативные навыки.

в) воспитательные

- Воспитать чувство ответственности за окружающую природу, привить бережное к ней отношение, понимание того, что человек – это часть природы;

- Сформировать ценностное отношение к природе;

- Развитие экологической культуры.

Предполагаемый результат совместной деятельности :    

  • узнают основных характеристик природы Санкт-Петербурга;
  • научаться  называть представителей животного и растительного мира Санкт-Петербурга;
  • получат представление о Красной книге;
  • получат представление о проблемах большого города;
  • продолжат формировать умение слушать ответы товарищей.

Этапы работы (Ход совместной деятельности; Методы, приемы, задания):

1. Введение

1.1. Организационный момент: организация рабочего места, приветствие.

1.2. Объединение учащихся в команды методом случайного выбора (дети вытягивают жетоны и объединяются в команды по цвету жетона)

1.3. Объявление темы.

1.4. Повторение пройденного (метод опроса).

Показать на карте нашу страну, наш город, назвать природные зоны России и основных представителей флоры и фауны этих зон.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть (словесный метод – рассказ и беседа, наглядный метод –  демонстрация Красной книги, иллюстраций птиц и животных).

Санкт-Петербург – второй (после Москвы) по величине город Российской Федерации. В какой природной зоне расположен наш город?

Он делится на 18 районов, на территории которых разбиты прекрасные парки и скверы, где обитают различные животные и птицы. Назовите район, в котором находится наша школа (Московский). Какой большой парк находится в этом районе? (Парк победы). Каких животных и птиц можно встретить на территории города, в его садах и парках?

В силу того, что Санкт-Петербург постоянно развивается, растёт, площадь зелёных насаждений, количество парков, садов постоянно сокращается. Соответственно, численность  некоторых видов животных тоже уменьшается.

Для защиты и сохранения растений и животных была создана «Красная книга Санкт-Петербурга».  В книге содержатся сведения о видах животных, растений и грибов, нуждающихся в специальных мерах охраны, а также о наиболее ценных природных комплексах нашего города (заповедники).

2.2. Творческое задание (практический метод)

После ознакомления с Красной книгой природы Санкт-Петербурга, детям предлагается нарисовать свою страничку Красной книги.

2.3. Физкультминутка. Тренинговое упражнение.

Участники 2 команд из 3-х играют роль птичек и «летают» по школьной рекреации (по «лесу») вокруг участников другой группы, играющих роль деревьев. Участники-деревья стоят с поднятыми вверх руками. По команде (наступила ночь), «птички» ищут место для ночёвки и садятся на свободные «веточки» «деревьев» – по одной на «ветку». Каждое «дерево» может приютить только двух «птиц». На последующих этапах игры количество «веточек» уменьшается на одну, соответственно, птичка, не успевшая занять веточку, выбывает из игры и становиться наблюдателем. Когда у всех деревьев останется по одной ветке, ведущий объявляет, что деревья начали вырубать (дети присаживаются на корточки, изображая пеньки). К концу игры остаётся только одно дерево и птица-победитель. По завершении упражнения детям задаются вопросы: как они себя чувствовали, когда им не хватило места в лесу? Каково было чувствовать себя срубленным деревом? Похожа ли эта игра на настоящую жизнь птиц и деревьев?  В заключении ребята должны сделать вывод, что вырубка деревьев приводит к исчезновению птиц и загрязнению воздуха.

2.4. Теоретическая часть (продолжение).

Одно из символических названий Санкт-Петербурга – Северная Венеция. Санкт-Петербург  располагается на болотистой местности. Внутренние воды занимают десятую часть (около 10% территории города). Количество различных по величине рек и каналов в черте города более 100, а также около 100 водоёмов (озёр, прудов, в том числе и искусственных).

Значительная часть территории Санкт-Петербурга расположена на высотах, не превышающих 1,2—3 м над уровнем моря. Эти районы города подвержены опасности наводнений, связанных главным образом с ветровым нагоном вод в восточной части Финского залива. За трёхсотлетнюю историю Петербурга было зарегистрировано по разным источникам около 300 наводнений.

С учащимися проводится беседа о реках Санкт-Петербурга. Назовите известные вам реки, протекающие по территории Санкт-Петербурга (Фонтанка, Мойка).

Главная водная артерия нашего города – река Нева. Она берёт своё начало в Ладожском озере и несёт свои воды в Балтийское море (показать на карте). Нева является главным источником воды для нашего города. Невская вода насосами нескольких городских водопроводных станций подается на специальные фильтры и хлорируется, а затем для уничтожения запаха хлора обрабатывается аммиаком. Помимо водопроводных станций вода из Невы забирается городскими тепловыми станциями, заводами и другими предприятиями, которые используют ее главным образом для охлаждения различных нагревательных установок.

2.5. Упражнение «Город будущего»

Учащимся раздаются листы со схематичным изображением дельты Невы, чистые листы бумаги, ножницы, клей, изображения деревьев, домов. Задание: создать свой город будущего (каким его хотят видеть ребята). Наклеить или нарисовать деревья, дома, животных там, где им их хочется видеть.

3. Заключение

3.1. Подведение итогов – каждая команда показывает свой проект города будущего и рассказывает о нем.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми в средней группе по образовательной области художественное творчество «Морское путешествие»

Технологическая карта интересного итогового занятия "Морское путешествие". В одном занятии использутся всевозможные игровые премы и упражнения(с песком,водой, дидактическими картинками,изобразительным...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Формула здоровья »

Цель: поддержать здоровьесберегающую компетенцию детей, позволяющую им самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения. Задачи:Образовательные: Сформиров...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Патруль здоровья»

Создание положительного эмоционального настроя, побуждение к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимоде...

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы

Цель:Систематизировать знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения ....

Технологическая карта совместной деятельности педагогов с детьми в старшей группе

цель:расширить знания детей о космосе , о планетах солнечной системы...