«РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья (средняя группа)

Новаева Юлия Сергеевна

«РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yu.s._novaeva.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.С. Новаева

«РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.

Общаясь с детьми в ООД и в свободное время, при знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии.

Мордовское декоративно-прикладное искусство обладает всеми характеристиками народного творчества. Его истоками и причинами своеобразия являются особенности местного традиционного уклада жизни и труда, что делает его более понятным, эмоционально близким и привлекательным для детей дошкольного возраста республики Мордовия. Его успешному усвоению дошкольниками также способствуют некоторые своеобразные черты (геометрический характер и простота орнаментальных мотивов; яркость, но, вместе с тем, четкая определенность цветовых сочетаний и др.).

Работа  по  ознакомлению  дошкольников  с  декоративно – прикладным искусством мордовского народа ведется нами в 3-х направлениях:
1. ознакомление с мордовским народным искусством;
2. аппликация - моделирование;
3. рисование.  

При ознакомлении детей с произведениями декоративно - прикладного искусства  мы учитываем тот уровень технических умений, которым дети овладели в предыдущих группах, и на этой основе строим дальнейший процесс обучения.
Наиболее ярким выражением в декоративно-прикладном творчестве мордовского народа является национальный костюм,  который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором. Костюм конкретного народа определен цветом, включает  характерные  украшения (из ткани, бисера, бус, металла).

В совместной творческой деятельности дети получают знания о конкретном народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества, затем  они учатся сопоставлять костюмы разных народов.

В практической  деятельности старшие дошкольники успешно решают творческие задачи,  составляют мордовские узоры  из  ткани, тесьмы, декоративных элементов.

Для обобщения знаний о родном крае создаются образовательные ситуации, включающие экскурсии, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций. Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом.

В группах  созданы  национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с мордовским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп.

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по — настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Литература:

1. Л. Ю. Борохович, Н. В. Алексеева Учет региональных особенностей как средство формирования целостной картины мира дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. № 2 С. 54–63.

2. Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.

3. Л.А. Синякина Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар: «Гендерный подход к образованию и воспитанию дошкольников».

Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется...

Роль этнокультурного образования в воспитании дошкольников.

Консультация для педагогов "Роль этнокультурного образования в воспитании дошкольников"....

Сообщение на экологическую конференцию ": «Роль семьи в экологическом образовании и воспитании дошкольников посредством праздников и развлечений.»

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейш...

Этнокультурное образование и воспитание . Проект "Моя Адыгская Земля"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад общеразвивающего вида №16 «Нэфсэт»       ПРОЕКТ...

статья "Этнокультурный компонент в воспитании дошкольников"

С учетом стремительно развивающегося общества, в котором наблюдается ориентированность на западные традиции и обесценивание нравственных ценностей,  становится очевидной необходимость разработки ...

Консультация для педагогов «Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»

Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в во...