Конспект организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по Донскому краю» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кунева Елена Васильевна

Цель: формирование у детей  интереса к истории своего края, творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоциональной сферы в процессе ознакомления детей с традициями Донского края и  национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_-_kvest-igra.docx322.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

 в форме квест-игры

«Путешествие по Донскому краю»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель

1 кв. категории

МБДОУ №74 г.Шахты

Кунева Е. В.

Цель:  формирование у детей  интереса к истории своего края, творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоциональной сферы в процессе ознакомления детей с традициями Донского края и  национальной культуры. 

Задачи:

  1. развивать способность понимать и уважать культурное и историческое прошлое своей малой родины;
  2. воспитывать чувство гордости за свой край; чувство причастности к нему;
  3. разучить игры и эстафеты, направленные на развитие физических способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей, обучить детей самостоятельному выполнению комплексов упражнений по карточкам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: изображения Донского края: природа, быт, утварь, казак, казачка  и др.; аудиозаписи казачьих песен; флаг, герб  Ростовской области; флаг, герб  Ростовской области (пазлы);  карты-схемы на каждого ребенка.

Предварительная работа: 

  • беседы, компьютерные мини-презентации, прослушивание казачьих песен, показы фрагментов фильмов о природе донского края;
  • чтение отрывков произведений М. А. Шолохова и П. В. Лебеденко и др.
  •  чтение стихотворений о о Донском крае (И Глаголева, Б. Куликова В.Иванова, П. Атаманцева, А Пушкина);
  • выставки по ознакомлению с животным и растительным миром Донского края.

Ход игры-квеста:

Воспитатель: (под звучание фоновой музыки) Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по щедрому, солнечному, гостеприимному Донскому краю.  Мы очень много беседовали о нем.  И я предлагаю вам проверить свои знания совершив путешествие по Донскому краю, познакомиться поближе с его природными особенностями, обычаями и традициями коренных жителей, которых называют казаками. Ну как, путешественники, готовы? Тогда в путь!

Дети собираются на казачий сход.  Получив  карты – схемы, отправляются по остановкам, выполняя задания, связанные с Донским краем.  За правильный ответ ребята получают жетон.

 По изгибам великого Дона,

Вдоль горбатых песчаных холмов,

Появилась Ростовская область:

Много сел, городов, хуторов.

Облака по лазурному небу

Проплывают, любуясь с высот,

До чего же чудесная местность,

До чего ж в ней прекрасный народ.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы любите играть, разгадывать загадки?

Остановка -1 города и станицы Ростовской области

  • Назовите город,  в котором вы живете? (Шахты)
  • Главный город нашей области? (Ростов – на - Дону)
  • Назовите город Ростовской области, который является столицей  Донского казачества  (Новочеркасск)

Посмотрите на фотографии и назовите название городов-соседей Ростовской области (Новочеркасск, Каменск-Шахтинский, Красный Сулин и др.)   

Остановка 2 – Донские загадки

Ребят встречает казачка

Казачка: Знание загадок, умение их разгадывать было у древних людей необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком; их знание приносило человеку счастье, незнание – гибель. Загадки помогали скоротать вечера, украшали досуг казаков. Их жизнь на Дону была суровой, приходилось много воевать.

  • На чужой спине едет, на своей груз везёт. Седло.
  • Шесть ног, две головы, один хвост.   Казак на коне.
  • Крепка, звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой. Сабля
  • Мал мужичок – костяная ручка. Нож.
  •  Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. Подкова
  • Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)
  • Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)
  • Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)
  • Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка)
  •  В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)
  • Погоны жёлтые, шашки острые,
  • Пики длинные, кони борзые,
  • Полем едут с песнями
  • Искать царю чести, а себе славы.    (Казаки)

 Остановка 3-  СИМВОЛИКА Ростовской области

Собери флаги герб Ростовской области

Собери флаг и герб Ростовской области

и объясни их   значение

Флаг Ростовской области
Был принят в мае 1918 года.

Флаг Ростовской области представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего, средней — желтого и нижней — алого цвета.

Каждый цвет символизировал следующее

 синий — цвет донских казаков, желтый — калмыков, которые входили в состав Области Войска Донского, красный – русских (т. е.) первоначально цвета флага символизировали единство трех народов, издревле заселявших Дон, — казаков, калмыков и русских, теперь желтая полоса вобрала в себя все народы, ныне живущие на великой реке.

В наши дни (1996год) флаг был дополнен белой полосой, расположенной вертикально вдоль древка — символ единства области с РФ.

ФлагРостовской областиhttp://3.bp.blogspot.com/-GiqlvRCEIj8/U6kdfrknLoI/AAAAAAAAACw/K-aj7jAa9dw/s1600/0037.JPG

https://bumper-stickers.ru/47199-thickbox_default/gerb-rostovskoy-oblasti.jpg

Герб Ростовской области

Остановка 4 - Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится.

Детей встречает Дед Щукарь

"Чем дальше в будущее входим,

тем больше старым дорожим..."

Дед Щукарь: Пословицы и поговорки Дона - зеркало жизни, населяющих его людей, отражение жизненных укладов, установок, опыта, особенностей психологии и языка представителей различных национальных групп, проживающих на этой обширной территории. «На Дону пословица недаром молвится», - говорят казаки – донцы.

Дошколята соревнуются в знании пословиц и поговорок о Донском крае.

1. Земля донская – мать родная.

2. Казаку честь – за Родину лечь.

3 .Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.

4. Дон тихий, а слава о нем громкая.

Отвага:

1 .Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2. Где тревога, туда казаку и дорога.

3 .Кто пули боится, тот в казаки не годится.

4. Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить.

Казак и конь:

1. Казаку конь себя дороже.

2 .Казак без коня, что солдат без ружья.

3. Казак дружбу соблюдает: коня в беде не бросает.

Казачья дружба:

1 .Казак без друзей, что дуб без корней.

2 .Невесело на свете жить, коли не с кем дружить.

3 .Не плетень городи, а с соседом дружбу веди.

Законы и обычаи казачьей вольницы:

  1. Терпи казак, атаманом будешь.
  2. Каков казак–отец, таков и сын-молодец.
  3. Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.
  4. Сава казака на острие ножа.
  5. Главная забота казака – защита родной земли.
  6. Казак с конём и ночью и днём.
  7. Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.
  8. Казак сам не поест, а коня накормит.
  9. Без коня казак кругом сирота.
  10. Казак без коня не проживёт и дня.

Остановка 5 - Игровая

Дошколят встречает  удалой казак Григорий.

Собрались мы позабавиться

Да потешиться, поиграть. 
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! 
Собирайся, детвора, 
Ждет казачья вас игра!

Игра «Пчелы»

Играющие идут по внешней стороне круга из гимнастических обручей, приговаривая:

Только солнышко проснется –

Пчелка кружит, пчелка вьется

Над цветами, над рекой,

Над травою луговой.

Сладкий сок домой несет,

Чтобы сделать свежий мед.

Во время произнесения текста дети имитируют движения пчелы так, как они себе их представляют. С последним словом дети стараются занять любой «домик» – обруч. Пчелка, оставшаяся без домика, обходит обручи и, выбрав какого-либо игрока, обращается к нему со словами: «Не в свой дом влетел, дружок. Это мой теремок». После этих слов хозяин выбегает из домика и бежит по внешней стороне круга из обручей в одну сторону, пчелка – в противоположную. Тот, кто первым обежит круг, занимает домик и остается в нем. Игру повторяют 3-4 раза.

Остановка 6- Казачий говор

Дошколят встречает с лукошком бабка Степанида. Она достает из лукошка слова казачьи, а дети объясняют их значение

  • Баз – двор или огороженный загон для скота.
  • Байбак – степной зверек, сурок
  • Ведьмедь – медведь
  • Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать
  • Кочет – петух
  • Ноня – сегодня
  • Пестаться – нянчиться
  • Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие
  • Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. 
  • Повечерять – поужинать
  • Курень – дом
  • Чурбак - полено дров
  • Хутор – казачье поселение 

Остановка 7- Донское гостеприимство

У крыльца  ребятню встречает тетка Аксинья.

Не стесняйтесь, проходите

В нашу горницу, друзья,

И улыбки захватите –

Ведь без них никак нельзя.

От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом

Здесь, без всякого сомненья,

Чай душистый всех вас ждет.

Много разного варенья,

Пироги, ватрушки, торт.

Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

А знаете ли вы, что на Дону, гость считался божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение. Самым важным был гость из далеких краев и незнакомых мест, который нуждался в приюте и опеке. 
Хозяин, который не оказал гостю должного почтения, подвергался презрению.

Гостю за столом отводилось самое почетное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
Еще одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев. Поэтому, казаки редко останавливались на постоялых дворах. Это делалось только при посещении городских ярмарок.

А уж какие знатные казачки Донские . И варят и парят и кухарят. А назовите-ка, мне  Донские блюда?

Дети соревнуются в названии блюд: уха, рыба жареная, круглик,  взвар, вареники с капустой, лапша, квас, борщ, моченые яблоки, солянка, каша и другое.

Самых активных отмечают калачом, других потчуют бубликами.

 Ребята собираются на казачий сход, подсчитывают свои жетоны, хвалятся количеством пирогов. Все награждаются грамотами или угощением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность в форме квест – игры на тему: «Животные»

Организованная образовательная деятельность в форме квест – игры...

Конспект совместной образовательной деятельности в форме квест-игры, посвященной Дню Победы, в подготовительной группе. Тема: «Письмо потомкам от ветеранов»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», &l...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по сказкам» для детей от 6 до 7 лет

Создание условий для развития интереса детей к сказкам посредством квест-игры, способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, доставить детям радость, вызвать у них эмоциональ...

Технологическая карта конспекта организованной образовательной деятельности в форме квест – игры

Цель занятия :Повышение финансовой грамотности дошкольников посредством организации дидактических игр    Повышение финансовой грамотности дошкольников посредством ...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме квест игры

Конспект организованной образовательной деятельности в форме квест игрыпо познавательному развитию  в соответствии с ФГОСв старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в форме квест-игры в средней группе «В поисках зайчат»

Конспект  интегрированной образовательной деятельности в форме квест-игры в средней группе...