Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Яцкова Ольга Леонидовна

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.   Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.        Качество реализации региональной образовательной программы дошкольного образования во многом зависит от используемых образовательных технологий. Для создания условий позитивной социализации дошкольников на основе овладения краеведческим содержанием образования, поддержки становления индивидуальности ребенка в процессе приобщения к истории и культуре родного края хороший образовательный потенциал имеет квест-технология. Квест- технология является современной, недавно определившейся педагогической технологией, совмещающей в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры. Такой синтез технологий позволяет соответственно решать целый комплекс задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Брянская область

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Светлячок» Дятьковского района

г. Дятьково, 13 микрорайон, д.9, Дятьковский район,  Брянская область,   242600

                                                         

ОПЫТ РАБОТЫ

 Тема:  Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории

и культуре родного края

Воспитатель:  Яцкова Ольга Леонидовна

Высшая квалификационная категория

Актуальность

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.   Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.        Качество реализации региональной образовательной программы дошкольного образования во многом зависит от используемых образовательных технологий. Для создания условий позитивной социализации дошкольников на основе овладения краеведческим содержанием образования, поддержки становления индивидуальности ребенка в процессе приобщения к истории и культуре родного края хороший образовательный потенциал имеет квест-технология. Квест- технология является современной, недавно определившейся педагогической технологией, совмещающей в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры. Такой синтез технологий позволяет соответственно решать целый комплекс задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

В переводе с английского quest означает «поиск», игра с сюжетом; специальным образом организованный вид исследовательской деятельности. В работах И. Н. Сокол квест определяется как набор проблемных заданий с элементами ролевых игр и определенной сюжетной линией.[1] И. Н. Сокол рассматривает квест-технологию как технологию, реализующуюся с целью развития у детей критического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию, имеющую четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел и конкретные правила. Квест обязательно имеет наставника (воспитателя).

Анализ материалов Е. Евлаховой, Н. Зезули, И. Н. Сокол, Е. Суховой, К. Халиковой позволил мне  выделить ряд особенностей квест-технологии:

  • образовательная задача осуществляется на основе игровой деятельности участников квеста;
  •  поисковый характер образовательной задачи;
  •  средства обучения, используемые в квест-технологии, способствуют самовыражению ребенка;
  • квестовые задания мотивируют детей на эмоциональную и интеллектуальную активность.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

  • Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
  • Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.
  • Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Принципы организации квестов:

  • Безопасность - все игры и задания должны быть
  • безопасными;
  • Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям
  • участников квеста;
  • Уважение достоинства ребёнка;
  • Чёткая постановка цели, распределение ролей;
  • Постоянная смена деятельности;
  • Связность, последовательность и логичность заданий;
  • Эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное
  • сопровождение, карты, схемы, костюмы);
  • Продуманность организации игры;
  • Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные
  • выводы;
  •  Самостоятельность суждений детей;
  • Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат
  • (схема, пазл, карта, рисунок, предложение

Квест-технология позволяет в интересной для детей форме решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития. В зависимости от познавательных интересов детей, их возрастных и индивидуальных возможностей для игры  я подбираю задания различного уровня сложности, задания, требующие особых навыков, а также формирующие универсальные познавательные компетенции.

Поисковый характер образовательной задачи ориентирует участников на поиск объектов (карты, клада и др.), людей, сказочных персонажей, какой-либо информации. Территориально квесты  стараюсь  организовать  в различных пространствах, например в группе, детском саду, вне помещения — на территории детского сада, в парке, сквере, музее и т. д.

Использование разнообразных заданий (разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок, тематическое прохождение препятствий, создание плаката, коллажа и др.) ставит детей в ситуацию поиска, повышает познавательную активность, превращает каждый квест в уникальный образовательный продукт.

 Мне как педагогу-наставнику в квест-игре принадлежит организационная роль, т. е. я определяю образовательные задачи квеста, составляю сюжетную линию игры или путешествия, организую  поисково-исследовательскую образовательную деятельность, анализирую процесс деятельности детей и итог квеста.

Организация квестов для детей дошкольного возраста на основе краеведческого содержания образования предполагает соблюдение определенных педагогических условий.

  •  Сценарий квеста выстраивается на краеведческом материале. В него я включаю  сведения о ярких исторических событиях, происходивших в далеком или недавнем прошлом родного города,  интересные эпизоды из современной жизни города, края.
  •  В содержание сценария квеста  постоянно включаю  разные виды детской деятельности, так как в силу возрастных особенностей развития психических процессов выполнение однообразных заданий детьми дошкольного возраста будет затруднительным.
  •  Задания  продумываю  таким образом, чтобы они были подчинены определенному целостному сюжету, а не только теме.
  • Квестовые задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными между собой.
  •  Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, костюмов, инвентаря, иметь при необходимости музыкальное сопровождение.
  •  Необходимость создания атмосферы игрового пространства, в котором присутствуют объекты, имеющие отношение к истории и современности края, его культурно-историческим ценностям, традициям.
  •  Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго героя, вернуться с неизвестной планеты в свой родной город).
  •  Поощрение самовыражения и самоутверждения личности ребенка в деятельности по мотивам работ мастеров края.
  • Обязательно  продумываю  временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес.

 Роль педагога в игре — направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

В зависимости от характера квестовых заданий и последовательности их выполнения я выделила  следующие виды квестов:

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, представляют собой тот же линейный квест, только рассчитанный на нескольких команд, стартующих из разных точек игрового пространства).

Как и любое образовательное мероприятие с детьми, квест требует предварительной подготовки. Подготовка квеста  я  осуществляю в три этапа.

На первом этапе я, как педагог-наставник,  осуществляю  подготовку необходимых материальных условий, оборудования, дидактического материала. В случае организации квеста за территорией детского сада, организатор квеста заранее проводит разведку территории (сквер, парк, лес) и изучает окружающее природное пространство на предмет безопасности для детей, дидактических и воспитательных возможностей.

Второй этап подготовки предполагает разработку технологической карты квеста и его сценария. В технологической карте отражается название, направленность, цель и задачи квеста, его продолжительность, возраст участников, легенда, квест-герои, основная идея, задания-препятствия, навигаторы, ресурсы, формируемые качества, итоги квеста.

Третий этап посвящен подготовке детей к квесту. Я как педагог-организатор  знакомлю  дошкольников с темой квеста, создаю необходимые педагогические условия для погружения в тему квеста. В ходе образовательных ситуаций, занятий, мастер-классов, образовательных прогулок происходит обучение дошкольников способам решения конкретных учебных и исследовательских задач, проживание темы квеста в самостоятельной игровой деятельности. В табл. 2. приведен пример технологической карты квеста, направленного на воспитание у детей ценностного отношения к малой Родине, сопричастности к истории и культуре Брянского края.

А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его архитектуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой Родины.

Ожидаемый результат:

        Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:

1.Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДОУ: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;

2.Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»;

3.Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»

i (5).jpg

i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"

Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....

«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.  Особое место занимают краеведческие игры, кот...

ОПЫТ РАБОТЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ

В данной статье рассказывается о том, что для изучения чувашского языка можно использовать еще и инновационные технологии, а именно развитие межполушарного взаимодействия через игру. Значит мы можем д...

«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...

«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...