Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Природные богатства Кузбасса»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: ознакомление дошкольников с природой родной земли, с полезными ископаемыми, которыми славен Кузбасс.

 

Задачи:

  1. Расширить представления детей о природе родной земли,

 

     2. Познакомить с полезными ископаемыми (железная руда, гранит, соль, мел, уголь, песок, глина) и их свойствами.

3. Сформировать  у детей представление о применении полезных ископаемых  в жизни человека.

4. Вызвать у детей интерес к миру природы и чувство ответственности за его сохранность для будущих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_prirodnye_bogatstva_kuzbassa.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной  группе

«Природные богатства Кузбасса»

Составитель: воспитатель Елисеева М. И.

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Природные богатства Кузбасса»

Цель: ознакомление дошкольников с природой родной земли, с полезными ископаемыми, которыми славен Кузбасс.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о природе родной земли,

 

     2. Познакомить с полезными ископаемыми (железная руда, гранит, соль, мел, уголь, песок, глина) и их свойствами.

3. Сформировать  у детей представление о применении полезных ископаемых  в жизни человека.

4. Вызвать у детей интерес к миру природы и чувство ответственности за его сохранность для будущих поколений.

Материалы и оборудование:

образцы полезных ископаемых ( железная руда, гранит, соль, мел, уголь, песок, глина);

магнитная доска, набор картинок и фотографий (Богатырь, природа Кузбасса, дом, лодка);

две ленточки (коричневого и золотого  цвета).

Предварительная работа:
Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные Кемеровской области»;
· Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг (исторические места. животные Кемеровской области и др.).
· Работа по физической карте Кемеровской области
· Посещение музея
· Разучивание физкультминутки «Звериная зарядка».

Ход занятия

Дети с воспитателем цепочкой входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая сегодня замечательная погода!! Солнышко улыбается нам в окошко, давайте и мы улыбнемся ему и друг другу и отправимся все вместе в путешествие во времени.

Поможет нам в этом колесо истории и вот эти браслеты (воспитатель одевает детям на руки  браслеты разных цветов). Ребята проходите и присаживайтесь на стульчики, обратите внимание, на каждом стульчике имеется кнопка,  соответствующая  цвету вашего браслета, именно его вам и нужно занять (дети садятся за столы, расставленные полукругом напротив магнитной доски, в центре расположено нестандартное оборудование –колесо истории) Теперь настало время привести в действие колесо истории: вам ребята нужно прикоснуться браслетом к кнопке, находящейся на вашем столе и сосчитать до 5-ти, я в это время буду крутить барабан колеса, как только вы досчитаете до 5-ти – мы все вместе скажем «Пуск». (колесо истории начинает светиться  под музыкальное сопровождение – игры на гуслях ).

Ребята как вы думаете, что это за музыка и где на ваш взгляд мы оказались?

Ответы детей ( музыкальный инструмент гусли, а оказались мы в древней Руси)

  1. Мотивация детей через сказку

В давние времена жил-был на Руси один Богатырь (воспитатель на доске выставляет картинку с изображением богатыря). Очень он любил родную землю, почитал своих родителей во всём им помогал и другим людям в помощи не отказывал, за это его все уважали. Хорошо жилось богатырю, но ему не давали покоя мысли о том: «Что за люди живут там, за высокими горами?» (воспитатель на доске выставляет картинку с изображением горы «Верхний Зуб» и хребта «Кузнецкий Алатау»)

И вот однажды попросил он благословления  у родителей, поклонился всему честному народу и отправился в дальнее путешествие. Долгим и трудным был его путь и вот наконец он добрался до заветного места, и оказался как раз на вершине высокой горы, куда-бы не посмотрел богатырь везде перед ним открывались прекрасные просторы с чистыми речками и озёрами, с горными водопадами, с могучими лесами и бескрайними полями. Всей душой богатырь полюбил этот край и решил остаться жить на этой земле, а потом перевести сюда всех своих сородичей.  Но с начало нужно обустроиться самому: спустился богатырь с горы, увидел у её подножия бело-розовые камни, выбрал самый острый и сделал из него топорик, затем стал рубить деревья, чтобы сделать себе жилище. На шум  с разных сторон пришли люди, на вид они были похожи- все черноволосые с чёрными узкими глазами, а называли себя по разному: (воспитатель на доске выставляет картинки с изображением коренного населения Кузбасса)одни  телеутами, а другие шорцами, но те и другие были очень дружелюбными. 

 Они рассказали ему о богатствах своего края о том, что они занимаются собирательством – собирают всё, что даёт лес: грибы, ягоды, орехи, травы, охотятся на разных животных.

Ребята пока наш богатырь слушает рассказы коренных жителей, посмотрите на доску и ответьте на вопрос: знакомы ли вам эти лесные дары, и растут ли они у нас в Кузбассе?)

(на доске воспитатель выставляет картинки с изображением съедобных грибов, лесных ягод и кедровой шишки с орешками)

ответы детей: (да знакомы, они растут в наших лесах и дают названия ягодам и грибам)

Воспитатель: Молодцы всё верно, а теперь узнаем, что же случилось дальше с нашим героем, но для этого опять нужно привести в действие колесо истории и в этом мне поможет тот, кто дал больше всего правильных ответов (воспитатель приглашает к себе ребёнка и тот крутит колесо (история оживает под звуки гортанного песнопения)

Воспитатель: Спросил наш герой у своих новых друзей выращивают ли они рожь и пшеницу – они ответили, что нет и не слышали об этом, тогда Богатырь пообещал их научить, но для этого нужно вскопать поле. Нашли они ровное место и стали копать. Ребята давайте встанем со стульчиков и поможем нашему герою вскопать поле (проводится физкультминутка)

Молодцы ребята хорошо копали, присаживайтесь на свои места.  

Наш герой тоже старался, только вот куда бы лопата не воткнулась везде упиралась в камни серого цвета, взял он себе два камня  и предложил пойти поискать другое место для посева ржи. Обошли они гору и пришли к другой горе, а она оказалась вся чёрная, словно горелая,  стали они копать у её подножия, а лопата не идёт, упирается теперь уже в чёрные камни, не расстроился Богатырь взял себе два камешка, положил в дорожную сумку, да пошёл напиться к реке. Берег у реки не каменистый, а мягкий рыжего цвета в руках мнется, оторвал он себе кусок, положил в сумку и наклонился к реке пить, настолько вода была чиста и прозрачна, что на дне была видна каждая песчинка.

Напившись наш герой вернулся к своим новым друзьям, которые уже разожгли костёр и готовили на ужин грибы. Богатырь сел рядом с ними, посмотрел на огонь и вспомнил о камнях, что лежали в сумке, он их достал и решил испробовать их огнём, бросил в костёр с начало чёрные камни и костёр разгорелся с большей силой и жаром, увидев это чудо все захлопали в ладоши и попросили бросить в огонь и серые камни, наш герой бросил серые камни, но они не загорелись, а наоборот расплавились, вытекли из костра и превратились в металл все стали радостно кричать: «Это волшебные камни!». Пока они радовались и прыгали вокруг костра, как дети Богатырь достал кусок мягкой рыжей земли и вылепил птичку, нанизал её на палку и поднёс к костру, все замерли в ожидании- птичка не загорела, не растаяла – она стала твёрдой. Держа птичку в руках Богатырь обратился к коренным жителям с радостной речью: «Други мои теперь я уверен, что шёл я сюда не зря и сегодняшний день тому подтверждение, мы с вами из недр земли ископали необыкновенные камни, способные: одни плавиться, другие гореть, третьи  очень крепкие, а мягкая земля под воздействием огня становится твёрдой, словно камень, так давайте же назовём их полезными ископаемыми и найдём им применение.

Ребята, а теперь нам с вами пора вернуться обратно в наше время, обратно в детский сад: касайтесь браслетами кнопок и делаем обратный отсчёт- 5,4,3,2,1 и все вместе говорим «Пуск»

Вот мы и в детском саду

 

Воспитатель. Ребята, так что же такое полезные ископаемые?  И на какой земле отыскал их Богатырь? (Ответы детей).

Да, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве и действительно они были найдены и по сегодняшний день добываются на нашей кузбасской земле.

А кто догадался о каких полезных ископаемых шла речь в нашей истории?  

(ответы детей: железная руда, уголь, глина, песок, гранит).

А какие полезные ископаемые вам ребята ещё знакомы?

 (ответы детей: соль, мел

3. Практическая работа

А теперь проходите в нашу лабораторию (на столах у детей подносы с образцами) давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых 

Дети рассматривают и ощупывают уголек, определяют его свойства: черный, твердый, хрупкий (разбивают уголек, завернутый в ткань, молоточком).

Для чего человеку нужен уголь? (при сгорании уголь дает тепло) .

Затем дети рассматривают гранит. Замечают вкрапления трех цветов (белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет, что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше. Дети определяют свойства гранита (окраска неоднородная, твердый, прочный).

Воспитатель. Как используется гранит человеком? (изготавливают облицовочные плитки для отделки зданий, памятники и т. д.) .

Далее дети рассматривают мел. Закрашивают кусок цветного картона, и убеждаются в том, что с помощью мела можно закрасить темную поверхность. Называют свойства мела (белый, твердый, хрупкий).

Воспитатель. Приведите примеры использования мела (для записи на школьной доске, побелки стен).

4. Эксперимент

Затем проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде. Дети определяют свойства соли: кристаллы соли прозрачные, твердые, растворяются в воде.

Воспитатель. Зачем нужна соль? (Придает вкус еде) .

А если бы соль не растворялась, была бы еда соленой? (Нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде).

Дети рассматривают глину и песок, сравнивают. Проводится опыт. Цель опыта выяснить, как эти вещества пропускают воду.

Оборудование: (две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной).

Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Называют свойства: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, сесть на ковёр и попробовать составить рассказ о том, как сложилась судьба нашего героя  (дети садятся по кругу на ковер).

Воспитатель берёт в руки клубочек и  начинает  рассказ.

Богатырь  построил себе прочный дом из мрамора, скрепляя камни строительным раствором из песка и глины. В нем он мог укрыться от проливного дождя и диких зверей.

Продолжают дети по очереди:

Он нашел мел, и выбелил стены дома. Стало светло и уютно.

Он нашел уголь, и в его доме всегда горел очаг.

Из глины он сделал посуду.

Он нашел соль, и пища его стала вкуснее.

И зажил наш герой на богатой земле очень весело и счастливо.

Воспитатель Замечательный получился рассказ, предлагаю вернуться на свои места, но путь нужно пройти по тропинке (воспитатель раскатывает две ленты разного цвета) одна тропинка глинистая, а другая   песчаная. По какой пойдем? (дети решают идти по песчаной, объясняя это тем, что на ней нет луж, т. к. песок пропустил воду сквозь себя).

Дети проходят по тропинке, подходят к доске и встают полукругом.

5. Итог занятия

Воспитатель: Ребят, любите и берегите природу и богатства нашего родного Кузбасса. Родная земля ответит вам щедростью и заботой о вас! А будущие поколения скажут вам спасибо за то, что вы сохраните для них красоту и первозданность природы нашей малой Родины – нашего Кузбасса.

6. Рефлексия

Нарисуйте свое настроение цветными мелками на доске.

Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе По разделу «Природный мир»

Тема: «Клуб знатоков леса»Цель: уточнить и обобщить знания детей о лесе, его жителях; об изменениях в природе осенью.Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, худ.лите...

Конспект занятия для подготовительной группы «В мире животных»

ель: развивать у детей творческие познавательные способности.Задачи: закреплять знания детей о животных нашей планеты, развивать связную речь детей, способствовать к определению задач на основе п...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»

Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать...

Конспект занятия для подготовительной группы «День мира», посвященный Международному Дню мира

Знакомство дошкольников с праздником - Международным Днем Мира, рассказ о японской девочке, которая стала символом мира на всей земле....

Конспект занятия для подготовительной группы «В мире животных».

Конспект занятия для подготовительной группы «В мире животных»....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ"

Предлагаю вам,конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ" для детей подготовительной к школе группы (6-7лет). Данный материал будет полезен воспителям,...