Образовательный потенциал русской народной культуры
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Завернина Дарья Григорьевна

В статье рассмотрено понятие «образовательный потенциал русской традиционной культуры», его этимология как культурно-педагогического феномена и целостного образования, имеющего самобытную специфику. Раскрыты основные сущностные характеристики коммуникативности, ситуационности и контекстности образовательного потенциала русской традиционной культуры. Описаны компонентами образовательного потенциала русской народной культуры׃ обучающий, развивающий, воспитывающий и ценностно-нормативный. Выделены функции, обеспечивающие образовательное содержание русской народной культуры׃ гносеологическая, аксиологическая, регулятивно - нормативная, творческая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavernina_d.g._statya_lodzinskie_chteniya.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Завернина Дарья Григорьевна

МБДОУ «Детский сад №47 «Радость» г.Псков, Россия

Аннотация: В статье рассмотрено понятие «образовательный потенциал русской традиционной культуры», его этимология как культурно-педагогического феномена и целостного образования, имеющего самобытную специфику. Раскрыты основные сущностные характеристики коммуникативности, ситуационности и контекстности образовательного потенциала русской традиционной культуры. Описаны компонентами образовательного потенциала русской народной культуры׃ обучающий, развивающий, воспитывающий и ценностно-нормативный. Выделены функции, обеспечивающие образовательное содержание русской народной культуры׃ гносеологическая, аксиологическая, регулятивно - нормативная, творческая.

Ключевые слова: русская традиционная культура, образовательный потенциал русской традиционной культуры, реализация образовательного потенциала русской традиционной культуры, компоненты, функции образовательного потенциала русской традиционной культуры.

Abstract: The article considers the concept of "educational potential of Russian traditional culture" and reveals its etymology as a cultural-pedagogical phenomenon and holistic formation with unique specific features. The essential features of this potential such as: communicativeness, situatedness, contextuality are revealed. The components of Russian folk culture pedagogical potential such as׃ educative, developmental, disciplinary, axiological and normative are revealed and described. The functions of Russian folk culture pedagogical potential such as׃ gnoseological, axiological, regulatory-normative, creative are revealed.

Key words: Russian traditional culture, educational potential of Russian traditional culture, implementation of Russian traditional culture educational potential, components, functions of Russian traditional culture educational potential.

В современном обществе происходят значительные изменения. Народные традиции, уважение и почитание русских народных обычаев, уважение к народному творчеству, утраченные со временем, потеря народных корней, привели наше общество к духовной черствости. В связи с этим наше общество столкнулось с необходимостью создания новой модели взаимодействия подрастающего поколения с окружающим его миром, что подразумевает формирование любви к отечественной культуре, воспитание толерантности к другим народам, их культуре и быту. Все это заставляет нас обращаться к образовательному потенциалу русской традиционной культуры.

Для того чтобы более точно определить сущность понятия «образовательный потенциал русской традиционной культуры», обратимся к этимологии данного понятия.  

«Потенциал (от лат. potentia – сила, мощь) – это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определённой области» [2]. Понятие «потенциал» как педагогическая категория определяется наличием возможностей и средств, имеющих образовательную направленность.

Михайлова А.Е.[5] определяет образовательный потенциал как комплекс характеристик, направленных на формирование какого-либо определенного качества под влиянием установленных психолого–педагогических условий и средств.

Автор толкует понятие «образовательный потенциал» как подвижную, условно реализуемую систему, комплекс культурных явлений, которые объединяют ценности, нормы, методы и образцы передачи опыта, позволяющие обеспечить развитие личности дошкольника.

По словам Гавриловой А.О.[3] образовательный потенциал – это образовательные возможности, заключенные в инструментах традиционной культуры, - в традиционной игрушке, фольклоре и др., способные передать ребенку нормы, ценности и инициируемые ими формы осознанной образовательной деятельности.

Мы возьмем за основу понятие «образовательного потенциала русской традиционной культуры» как сложносоставной комплекс разнообразных норм, ценностей и истин, эстетической выразительности русской традиционной культуры, системы сил, действий, актуальных в намеренно организованных условиях, необходимых для решения поставленных задач.

Проанализировав работы ученых (Божинская Т.Л.[1], Гаврилова А.О. [3], Еремина Н.В.[4]), стало возможно сделать вывод о том, что образовательный потенциал русской традиционной культуры является многокомпонентным феноменом, который имеет оригинальную самобытную специфику, характеризующуюся традиционностью и ценностной обусловленностью, ментальностью русского народа, спецификой мировоззрения.

Образовательный потенциал – компонент образовательной системы, имеющий сложную структуру, а также определенное качество, воздействующее на субъект при активации механизмов смыслообразования.

Одной из важных особенностей этих педагогических сил выступает то, что они являются своеобразным источником нового потенциала для реализации педагогической деятельности. Под влиянием изменяющихся окружающих условий скрытые силы из потенциальных могут перейти в реально действующие. Другими словами образовательный потенциал должен характеризоваться возможностями развития в долгосрочной перспективе.

Важно отметить, что любой потенциал обязательно получает характерные признаки и специфические качества той системы, частью которой является. Именно поэтому, образовательный потенциал русской традиционной культуры унаследовал, характерные русской традиционной культуре, самобытные этнические характеристики.

Важной характеристикой образовательного потенциала русской традиционной культуры является его коммуникативность. Другими словами, развитие человека, ее личностных характеристик может быть возможным в процессе взаимодействия с русской традиционной культурой, благодаря постижению которой, ребенок начинает думать, анализировать, рефлексировать. Индивидуальная и совместная с педагогом образовательная деятельность ребенка, которая направлена на самореализацию личности в свою очередь развивает данный потенциал. Благодаря включению ребёнка и педагога в образовательную деятельность русская традиционная культура и обладает образовательным потенциалом.

Важно отметить, что образовательный потенциал по своей природе может существовать в состоянии покоя, а может под влиянием определенных факторов и условий формироваться и развиваться.

Еще одной важной характеристикой образовательного потенциала русской традиционной культуры является ситуационность, которая обеспечивается тем, что работа образовательного потенциала может быть организована при определенных намеренно созданных педагогических условиях и ситуациях, способствующих активизации данного потенциала.

Следующей характеристикой образовательного потенциала русской традиционной культуры является контекстность, которая заключается в её реализации в рамках индивидуального развития каждого ребенка[4].

Русской традиционной культуре присущ комплекс постояннодействующих компонентов – система духовно-нравственных ценностей, норм и моралей, формы и модели поведения в обществе, система обрядов и традиций, этническая семантика и символика.  

Таким образом, система русской традиционной культуры выступает как комплексное явление, имеющее особый статус в формировании и развитии личности современного дошкольника. Если влияние культуры происходит стихийно, то ребенок часто не понимает традиционную культуру и пытается отстранится от неё. Так как в этом случае традиционная культура будет являться для ребёнка некой абстракцией, то и познать её он может только в случаи приобщения к самой культуре и принятия её традиционных ценностей и норм. Исходя из этого, компетентное осуществление образовательного потенциала русской традиционной культуры есть важнейшее условие гармоничного развития личности.  

Реализация образовательного потенциала русской традиционной культуры выражается в использовании самобытных возможностей, средств и ресурсов её содержания в образовательном процессе, таких например, как воспроизведение традиционных ценностей, норм и смыслов субъектами образования, позволяющих запустить личностные механизмы, которые будут являться эффективными двигателями образовательных процессов.

Образовательный потенциал русской традиционной культуры – организационная система, включающая четыре основных компонента:

а) обучающий – характеризуется формированием у ребенка представлений о русской традиционной культуре, получением навыков в области изобразительного искусства и художественного творчества;

б) развивающий – характеризуется эффективным совершенствованием всех видов деятельности ребенка, развитием индивидуальных качеств личности;

в) воспитывающий – характеризуется формированием духовно – нравственных и патриотических качеств и убеждений, норм и правила поведения, уважительного и бережного отношения к культурному наследию и т.д.

г) ценностно – нормативный – характеризуется формированием мировоззрения ребенка и ценностных ориентаций и моделей поведения в обществе, процессом интериоризации традиционных ценностей ребенком основных систем ценностей [1].

Сущностные характеристики русской традиционной культуры выражаются в функциях образовательного потенциала русской традиционной культуры:

  • Гносеологическая функция

Характеризуется формированием у ребенка представлений о русской традиционной культуре, её традициях и ценностях.  Выражается в обобщении и систематизации этих представлений и знаний об особенностях традиционной культуры, в понимании её исключительности, влекущую за собой расширение кругозора ребенка.  

Через расширение диапазона этнокультурных знаний ребенка, через преодоление шаблонного мышления и ошибочных представлений в сфере русской традиционной культуры и реализуется данная функция.

Также гносеологическая функция содействует формированию толерантного отношения ребенка к другим культурам, благодаря тому, что ребенок, у которого сформирована система представлений в сфере русской традиционной культуры, имеет возможность анализировать и систематизировать свои знания о культурах других народов, а также у него формируется бережное отношение к культурному наследию всего мира. Ознакомление с традиционным изобразительным искусством и с особенностями традиционной культуры дает возможность формирования отношения к ней ценности человечества. Исходя, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что реализация гносеологической функции имеет большое значение в работе остальных функций, потому как именно она, формирует теоретическую базу внедрения содержания русской традиционной культуры в образовательный процесс.  

  • Аксиологическая функция

Характеризуется формированием эмоционально – ценностного отношения к русской традиционной культуре и нацелена на формирование эмоционального восприятия её компонентов, процессов и явлений, содействует анализу и соотнесению содержания русской традиционной культуры с личным опытом и т.д.

  • Регулятивно – нормативная функция

Характеризуется гармонизацией и регуляцией взаимодействия членов данного этноса, взаимоотношение детей одной группы. Данная функция выражается в комплексе норм и правил поведения. Работа функции направлена регуляцию отношений в детской среде, формирование благоприятного психологического климата, регуляцию поведения детей с помощью установления определенных прав и обязанностей. А дети в свою очередь в ходе данной работы должны взять за образец поведения комплекс норм и принципов традиционной культуры.    

Регулятивно-нормативная функция поддерживается комплексом норм, с включенными в него правами, совокупностью обрядов и традиций, моралью, этикетом.

  • Творческая функция

Характеризуется актуализацией традиций и приемов народного искусства, средств выразительности, выражается в соблюдении традиционных художественных правил и норм в процессе создания произведений искусства. Основным условием реализации творческой функции является разработка педагогом авторских образовательных программ и методик, основанных на традициях русской культуры, способствующих созданию детьми оригинальных произведений искусства, а подражательных народным образцам [5].       

Каждая функция выражает многоаспектность решения различных педагогических задач и подчёркивает всесторонность содержания образовательного потенциала русской традиционной культуры.

Литература:  

1. Божинская Т.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании׃ дис. канд. фил. наук./ Т.Л. Божинская. – Краснодар, 2010. – 166 с.

2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. – М.׃ Научное изд-во «Большая Рос. Энциклопедия». – СПб.׃ Норинт, 1999. – 948 с.

3. Гаврилова А.О. Структура педагогического потенциала русской народной культуры/ А.О. Гаврилова. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.

4. Еремина Н.В. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе: автореф. дис. канд. пед. наук. / Н.В. Еремина. – М., 2014. – 26 с.

5. Михайлова А.Е. Народная педагогика в культуре Псковского края/А.Е. Михайлова. - Псков: ООО «ЛОГОС Плюс», 2012. - 204 с.

6. Педагогика: учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк и др.; под ред. В.Г. Рындак. – М.: Высш. шк., 2006. – 495 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")

"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского на...

Использование потенциала русской народной культуры в работе с родителями

В консультации описан опыт работы коллектива детского сада с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста....

Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»

Консультация для работников дошкольного образования . Форма работы по приобщению детей к традиционной народной культуре....

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...