Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Винниченко Екатерина Юрьевна

(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod-narodnaya_igrushka.doc70 КБ
Файл narodnaya_igrushka.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребёнка - детский сад  № 67

МКУ «Управление образования Администрации города Апатиты Мурманской области»

Конспект организации

непосредственно образовательной деятельности  

по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры.

Тема: «Народная игрушка»

 (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Е. Ю. Винниченко,

воспитатель

МБДОУ ЦРР – детского сада № 67

г. Апатиты

2014

Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.

Развитие:

      Задачи:

Познавательное

  1. Формировать элементарные представления о русской народной игрушке.
  2. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).
  3. Развивать познавательную деятельность, инициативность.
  4. Воспитывать бережное  отношение к игрушкам.
  5. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
  6. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

 Речевое

  1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.
  2. Учить  внимательно, слушать  речь  воспитателя, отгадывать простые  загадки.
  3. Развивать связную речь.
  4. Продолжать расширять  и  активизировать словарный  запас воспитанников.
  5. Совершенствовать грамматический  строй  речи.

Художественно-эстетическое

  1. Развивать творческие способности.
  2. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы.

Столы, стулья, русский народный костюм для педагога, матрёшки

Бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей), гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения

Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.

Время реализации - 15 – 20 минут.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.

Индивидуальная работа:

Внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать.

Этапы НОД:

1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.

2. Основной этап: сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.

3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.

Методы и приемы организации НОД:

Словесные  методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Игровые: сюрпризный момент – герои сказки

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

Ход НОД

1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу

Воспитатель:  Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Дети: Матрешка (хором)

2.

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком.  Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу.  Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) 

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка

Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

Работа с презентацией.

Слайд 1.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Слайд 2.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Будем дальше разбирать.

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель:  Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Слайд 3.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Дети: Из дерева

Воспитатель: Значит, какие они?

Дети: Деревянные

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

Слайд 4.

Воспитатель: Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

Слайд 5.

Воспитатель: У каждой матрешки  на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите  рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.

Дети: Хотим

Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?

Дети: Цветы, ягодки, листики.

Слайд 6.

Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Дети: Да, хотим

 Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Слайд 7.

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Дети: Из бумаги

Воспитатель: Значит, она какая?

Дети: Бумажная

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Дети садятся за столы, на которых  лежат бумажные матрешки.

Слайд 8. (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,

чтобы радовал он взор.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.

Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка

3. 

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?

Дети: Да

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)

Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети и сейчас я хочу подарить вам маленькие подарки (сладкие сувениры в виде матрёшек)!

Дети: Ура, спасибо!

Воспитатель: Теперь давайте попрощаемся.. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Дети уходят

Список литературы:

1.        Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ,Москва,2003

2.        Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005

3.        Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа)Москва, «ВАКО», 2005

4.        Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005

5.        «Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com

6.        В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8

7.        О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.

8.         Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.

9.        Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.

10.        Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная игрушка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности конструирование для детей второй младшей группы "Осень. Башенка и лесенка"

Конспект непосредственной образовательной деятельности конструирование для детей второй младшей группы "Осень. Башенка и лесенка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему «Рассказывание сказки «Теремок» с использованием мультимедийных средств в рамках образовательной области «Коммуникация»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему: "Рассказывание сказки "Теремок" с использованием мультимедйных средств в рамках образовательной об...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе по «Художественно - эстетическому развитию» -аппликации. Тема : « Светофор».

Формирование навыков безопасного поведения на дороге. Знакомство и уточнение   представления о светофоре  и назначения каждого его цвета. Развивитие словесно -логического мышления, обогащени...

Приобщение детей второй младшей группы к истокам русской национальной культуры: «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

Приобщение детей второй младшей группы к истокам русской национальной культуры: «Куколка тряпичная – игрушка отличная».Цели:1.Систематизация знаний детей об игрушке – кукле.2.Р...

КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе по теме: «Зеленая весна. Березки-сестрицы-лесные царицы»

Приобщить детей к красоте весенней природы. Вызвать эмоциональный отклик к краскам и звукам весны.Сформировать представление о красоте пробуждающихся деревьев, веточек, их чудесном наряде.Обучение изо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы «Черничка» на тему «Рассказывание сказки «Теремок» с использованием мультимедийных средств в рамках образовательной области «Коммуникация»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы «Черничка» на тему«Рассказывание сказки «Теремок» с  использование...