Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Горница»
рабочая программа

Давыдова Марина Николаевна

Направленность:

Возраст обучающихся: 3-5лет

Срок реализации: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_folkloru.docx80.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Детский сад

комбинированного вида № 5» города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Рассмотрена на заседании                                                                                         Утверждаю:

Педагогического совета                                                                                    Заведующий МКДОУ № 5 г. Миньяра

Протокол №__ от «   »                                                                                        _______/   Стручинская Т.А.

                                                                                                                                        Приказ №          от «    »

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа  

«Горница»

Направленность: 

Возраст обучающихся: 3-5лет

Срок реализации: 1 год

Автор: Давыдова М.Н.

Миньяр

2020г.   

Информационная карта программы

Тип программы

Модифицированная

(типовая, модифицированная или адаптированная, экспериментальная, авторская)

Образовательная область

 Словесность

(профильная или многопрофильная, естествознание, математика, искусство, словесность, социальная практика, духовная или физическая антропология)

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

(техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая)

Способ организации содержания образования

Интегрированная

(узкопрофильная, комплексная, интегрированная, модульная)

Уровень освоения содержания программы

Общекультурный

(общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный)

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

(дошкольное образование, начальное, основное или среднее общее образование)

Форма реализации программы

Групповая

(групповая, индивидуальная)

Продолжительность реализации программы

1 год

(одногодичная, двухгодичная и др.)

Содержание

1

Целевой раздел

4

1.1.

Пояснительная записка  

4

1.2.

 Цели и задачи

7

1.3.

Принципы построения программы

8

1.4.

 Возрастные особенности развитие детей.

8

1.5.

Планируемые результаты освоения Программ

11

2.

 Содержательный раздел

13

2.1.

 Требования к программе

13

2.2.

 Учебный план

15

2.3.

Календарное планирование

12

3.

Организационный раздел

36

3.1.

 Материально техническое обеспечение программы

36

3.2.

Примерное распределение времени на освоение программы

(в печатном виде) представлено в следующей таблице

36

3.3.

 Перечень программ технологий, пособий

37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

38

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Программа «Развитие речи. » разработана в соответствии с приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».  

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими документами:

 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726).

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018     г. №     196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 093564)

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и  социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 № 06-1844)

Направленность

        Рабочая программа кружка  направлена на социально-нравственное воспитание детей  дошкольного возраста. Работа по приобщение детей  истокам русской народной культуре посредством фольклора  и театра имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Актуальность

Актуальность программы в том, что именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки , приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен, русских народных сказок, потешек.

Программа позволяет достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по программе организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

Отличительные особенности программы

Программа подходит для обучения детей с различным уровнем подготовки, возможностью включения в образовательную деятельность на любом этапе обучения; способствует развитию и коррекции различных сторон психики ребенк а, включая эмоционально – волевую и познавательную сферы. Русский народный фольклор является средством предотвращения невротических расстройств у детей, он поднимает настроение и общий тонус, снимает стрессовые нагрузки

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Программа нацеливает нас на широкое использование произведений народного фольклора в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Мы  считаем, что кружковой  метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша.

Педагогическая целесообразность

Состоит в углублении знаний о разнообразных  фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная рабочая программа кружка  предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками,  загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.

Категория обучающихся  Дети 3-5лет

Сроки реализации программы  1 год

Формы обучения и режим занятий

Тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные.

Групповые занятия - 1 раз в неделю по 20 минут.

Особенности организации образовательного процесса

в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по
интересам, сформирована группа детей одного возраста.

Обоснование выбора  содержания  программы

Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей младшего и среднего  дошкольного возраста посредством фольклора.  Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по национальной культуры посредством фольклора   для ДОУ.                                     

Формы подведения итогов реализации программы

Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

Диагностическая карта педагога;

Анкетирование – родителей;

Досуги.

1.2.Цель и задачи  программы.

Основная цель:        

  - Внедрение национально-регионального компонента с произведениями фольклора детей младшего и среднего дошкольного возраста. 

-Приобщение дошкольников к истокам русского народного фольклора, духовной культуре русского народа.

Задачи образовательные:

-Изучение различных жанров фольклора;

-Формирование элементарных навыков применения народного слова в разных видах деятельности.

- Знакомить детей с русскими народными традициями и праздниками;

Задачи развивающие:

-Развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком;

-Активизация словарного запаса, через употребление детьми слов в речи;

- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

-Развивать интерес и любовь к фольклору.

-Развитие самостоятельности и инициативности.

Задачи воспитательные

-Прививать детям любовь к народной культуре через малые фольклорные жанры;

-Формирование интереса, бережного отношения, уважения и любви к традиционной русской культуре; воспитание чувства принадлежности к русскому народу;

1.3 Принципы построения программы

Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения детей фольклору одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности. Содержание и объем знаний о фольклоре, объем навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню развития детей каждой возрастной группы.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Принцип наглядности. В процессе обучения главную роль играет так называемая наглядность. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают восприятие и мышление. Основной прием наглядности – это образец исполнения педагогом.

Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью фольклором. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение произведения.

Принцип прочности. Выученные детьми малые фольклорные жанры, хороводы, игры через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Чтобы повторение не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление фольклорных жанров должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

1.4. Возрастные особенности развитие детей.

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений  (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. При работе фольклорного материала учитываю возрастные особенности детей. В младшем возрасте – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением, все большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме сложного фольклорного материала, использую беседу. Для решения поставленной цели в младшей группе  мы выделили следующие задачи: 1) сформировать представления о себе, как о члене общества; 2) углубить представления детей о составе своей семьи; 3) вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных; 4) знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы: потешки, пестушки, сказки, колыбельные. В младшем возрасте используем следующие приемы: - пальчиковые игры - пальчиковый театр - рассматривание альбомов «Моя семья», «Какие мы разные» - диагностические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др. - хороводные игры «У тетушки Маланьи», «Козел», «Ходит Ваня», «Пирожок». Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относится к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, поражающим личность. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому мы посчитали необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями  народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Нами были отобраны следующие приоритеты: 1.Создание атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ребят должны окружать предметы, характерные для  народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. 2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок) и т. п. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

1.5 Планируемые результаты освоения программы.

-формирование словаря;

-использование детьми в активной речи малых форм фольклора;

-умение  играть в народные  подвижные игры

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2.  Содержательный раздел программы 

2.1 Требования к программе

Основными требованиями к организации приобщения детей к истокам национальной культуры младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, включение фольклорных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации фольклорной деятельности.

 С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи  всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами  развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Потешки мы обыгрывали разными способами: сопровождали чтение действием игрушки, использовали пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают нам «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы брали куклу Катю на руки и ласковым голосом начинали припевать, покачивая ее: 

Баю, баю, баю, бай! 

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись. 

Во время умывания, причесывания детей знакомили их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняли значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. 

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагали такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовали фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю».  Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.)  Вначале прочитанную сказку вносили в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесли «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки.  Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.

Уже с раннего возраста мы приучали детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорили словами потешки:

«Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная».

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры мы считаем различные досуги и развлечения.  В развлечении «В гостях у бабушки», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомились с  народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. 

Для решения всех поставленных задач детей нами была подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и  как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Формы работы:

- игра;

- игра-имитация;

- объяснение;

- показ;

- личный пример;

- беседы;

- обсуждения;

- просмотр видеофильмов;

- разучивание произведений устного народного творчества.

Формы работы:

- индивидуальная,

- групповая.

Методы, используемые для реализации  программы:

- чтение сказок;

- проведение диалогов с детьми о прочитанном.

- инсценировка потешек.

- подвижные игры.

2.1. Учебный план

Тема

Общее количество часов

теория

практика

1

Занятие 1

 «Милости просим, гости дорогие»- знакомство с горницей и ее хозяйкой.

   

 20 мин.

 

5 мин

15 мин

2

Занятие 2

«Печь – матушка»-знакомство  с русской печью.

20 мин.

5 мин.

15 мин

3

Занятие 3

 «Хозяйкины помощники»

 

20 мин.

5 мин

15 мин

4

Занятие 4

 «В гостях  у самовара»- знакомство с русским самоваром и русским гостеприимством.

20 мин.

5 мин

15 мин

Развлечение «Русские посиделки у хозяюшки»

Развлечение «Именины у Рябинки»

5

Занятие 1

«Не красна изба углами, а красна пирогами»   

 

20 мин.

5 мин

15 мин

6

Занятие 2

«Ходит осень по дорожкам»

   (приметы осени)

 

20 мин.

5 мин

15 мин

7

Занятие 3

«Октябрь пахнет капустой»

 

20 мин.

5 мин

15 мин

8

Занятие 4

«Русская народная игрушка – матрёшка»

 20 мин.

5 мин

15 мин

Развлечение «Осенины»

Развлечение «Русская матрешка»

9

Занятие 1

«Знакомство детей с рукомойником»

( потешки о водичке)

 

20 мин.

5 мин

15 мин

10

Занятие 2

«Как у наших у ворот» - знакомство детей с обитателями двора.

 

20 мин.

5 мин

15 мин

11

Занятие 3

«Ходит сон близ окон» - знакомство с люлечкой , с колыбельными.

 

20 мин.

5 мин

15 мин

12

Занятие 4

«Птички невелички»

 20 мин.

5 мин

15 мин

Развлечение «Капустные посиделки»

12 ноября Зимовий -Синичник

вечер игр «Синичкин праздник»

13

Занятие 1

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных признаках зимы.

20 мин.

5 мин

15 мин

14

Занятие 2

«Русские народные игры и забавы»

20 мин.

5 мин

15 мин

15

Занятие 3

«К нам гости лесные пришли»- знакомство с дикими животными.

20 мин.

5 мин

15 мин

16

Занятие 4

«Сундучек Дед Мороза»»

 

20 мин.

5 мин

15 мин

7 декабря екатерина - саница

Зимние развлечение на улице

Новый год

17

Занятие 1

«Рождество встречаем, пляшем и играем!»

 

20 мин.

5 мин

15 мин

18

Занятие 2

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.

 

20 мин.

5 мин

15 мин

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

19

Занятие 1

«Для умелой руки все работы легки»

 

20 мин.

5 мин

15 мин

20

Занятие 2

 «Волшебные спицы».

 

20 мин.

5 мин

5 мин

21

Занятие 3

«Аннушкины песенки»

 

20 мин.

5 мин

15 мин

22

Занятие 4

«Богатыри земли русской»

 

20 мин.

5 мин

15 мин

Развлечение «В гостях у Метелицы!»

Досуг по русским народным играм

23

Занятие 1

«О русском народном костюме»

 20 мин.

5 мин

15 мин

24

Занятие 2

«Широкая Масленица»

 20 мин.

5 мин

15 мин

25

Занятие 3

«Приди весна с радостью!»

 20 мин.

5 мин

15 мин

26

  Занятие 4

 «22 марта праздник Сороки»

 20 мин.

5 мин

15 мин

Досуг «Широкая Масленица!»

Развлечение «Герасим – грачевник!»

27

Занятие 1

«Прилёт птиц».

 20 мин.

5 мин

15 мин

28

Занятие 2

«Празднование Вербное Воскресенье»

 20 мин.

5 мин

15 мин

29

Занятие 3

«Святая Пасха»

 20 мин.

5 мин

15 мин

30

Занятие 4

«Весёлые музыканты»- знакомство с русскими народными инструментами.

 20 мин.

5 мин

15 мин

Развлечение «Праздник Светлой Пасхи"

31

Занятие 1

«В хороводе были мы – лучше русской нет игры» 

20 мин.

5 мин

15 мин

Развлечение «Во поле береза стояла

Развлечение «Веселая ярмарка»

Итоговое

2.2 Календарное планирование

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Занятие 1

«Милости просим, гости дорогие»- знакомство с горницей и ее хозяйкой.

   

Занятие 2

«Печь – матушка»-знакомство  с русской печью.

Занятие 3

«Хозяйкины помощники»

Занятие 4

«В гостях  у самовара»- знакомство с русским самоваром и русским гостеприимством.

Развлечение «Русские посиделки у хозяюшки»

                                                        Развлечение «Именины у Рябинки»

Октябрь

Занятие 1

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

   

Занятие 2

«Ходит осень по дорожкам»

   (приметы осени)

Занятие 3

«Октябрь пахнет капустой»

   

Занятие 4

«Русская народная игрушка – матрёшка»

Развлечение «Осенины»

Развлечение «Русская матрешка»

Ноябрь

Занятие 1

«Знакомство детей с рукомойником»

( потешки о водичке)

Занятие 2

«Как у наших у ворот» - знакомство детей с обитателями двора.

Занятие 3

        «Ходит сон близ окон» - знакомство с люлечкой , с колыбельными.

Занятие 4

«Птички невелички»

Развлечение «Капустные посиделки»

 

12 ноября Зимовий -Синичник

вечер игр «Синичкин праздник»

Декабрь

Занятие 1

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных признаках зимы.

Пословицы и поговорки о зиме.

Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Закличка «Морозушко – мороз».

Попевка «Снег – снег»

Песня «Как на тоненький ледок»

Игра «Зимушка – зима!

Занятие 2

«Русские народные игры и забавы»

Занятие 3

«К нам гости лесные пришли»- знакомство с дикими животными.

Занятие 4

«Сундучек Дед Мороза»»-

7 декабря екатерина - саница

Зимние развлечение на улице

Новый год

Январь

Занятие 1

«Рождество встречаем, пляшем и играем!»

Занятие 2

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

Февраль

Занятие 1

«Для умелой руки все работы легки» Цель. Положительная оценка трудолюбия и желания помочь в работе. Закрепление знаний о предметах домашнего обихода и умений пользоваться ими. Знакомство с русской пословицей и сказкой «Бабушка, внучка да курочка». Учить понимать юмор сказки. Повторение колыбельной.

Занятие 2

 «Волшебные

спицы». Знакомство

со спицами и

вязанием на них.

Беседа о шерстяных

изделиях и о том

откуда берётся

шерсть (козья,

овечья).

Занятие 3

«Аннушкины песенки»

Цель. Продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской.

Занятие 4

«Богатыри земли русской»

Развлечение «В гостях у Метелицы!»

Досуг по русским народным играм

Март

Занятие 1

«О русско народном костюме»

Занятие 2

«Широкая Масленица»

Занятие 3

«Приди весна с радостью!»

Занятие 4

        

«22 марта праздник Сороки»

Досуг «Широкая Масленица!»

Развлечение «Герасим – грачевник!»

Апрель

Занятие 1

«Прилёт птиц».

Занятие 2

«Празднование Вербное Воскресенье»

Занятие 3

«Святая Пасха»

Занятие 4

«Весёлые музыканты»- знакомство с русскими народными инструментами.

 

Развлечение «Праздник Светлой Пасхи"

Май

Занятие 1

«В хороводе были мы – лучше русской нет игры» 

Развлечение «Во поле береза стояла

Развлечение Веселая ярмарка

Итоговое

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Кадровое обеспечение программы.

Воспитатель – основной руководитель программы;

 3.2. Материально-техническое обеспечение  программы.

  • народные игры с пальчиковым, настольным театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках и др.
  • реквизит для разыгрывания сценок: национальных игрушек, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: книги, образцы музыкальных произведений, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
  • музыкальный центр, ИКТ.

3.3. Методическое обеспечение программы

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.

2. О.Л.Князева, М.Д. Махнева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост. .Л.С .Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Махнева,

 4. О.Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.

5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. М.В.Тихонова, Н.С. Смирнова красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

8. И.В. Кравченко И.В.,  Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста.  2011.

9. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с.

10. Литературно- художественное издание. Серия «Сказки». Терем-теремок. Русские народные сказки для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство» «Высшая школа». Тверь, 2010.

11. Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Курочка-рябушечка». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2008.

12 Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Радуга-дуга». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2010.

Интернет-ресурсы:

1.http://mdou44.edu.yar.ru/materiali/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsiya_muzikalnogo_rukovoditelya_i.v.sharipovoy_kolibelnaya_v_zhizni_rebenka.pdf

2. http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksevna-polovinkina/rol-folklora-v-vospitani-detei.html

3.Сайты: «Дошкольник.ру» – сайт для всей семьи, «ТЕРЕМОК» – сайт для детей, Образовательный сайт «Мир Дошкольников»-все для детей, «Детский портал Солнышко».

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В группе организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, татарским, мордовскими, потешками, загадками. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный,  пальчиковый театры, театр  по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Звери в сказках», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок,  небылиц, русских народных песен.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Центр

Содержание

Способы использования

 Центр культурной фольклорной  деятельности.

Настольный театр  бибабо, «живая рука», пальчиковый, перчаточный.

Атрибутика:

Маски, шапочки;

Ширма;

Герои сказок.

Дидактические игры:

Пальчиковый театр по сказкам «Колобок», «Репка».

Пестушки,потешки,песенки,загадки,заклички и тд.

В ходе организованной и самостоятельной деятельности по программе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В ГОРНИЦЕ».

Программа дополнительного образования  художественной направленности. Срок реализации: 1 год.  Возрастная категория детей: 6 – 7 лет....