ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В ГОРНИЦЕ».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Семенова Татьяна Викторовна

Программа дополнительного образования  художественной направленности. Срок реализации: 1 год.  Возрастная категория детей: 6 – 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gornitse_redaktirovannaya.docx73.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 13 г. Нижнеудинск»

СОГЛАСОВАНА

на Педагогическом совете Протокол от 31.08.2021 г. № 4

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МКДОУ № 13 от 31.08.2021 г. № 96 - од

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«В ГОРНИЦЕ»

Направленность: художественная Срок реализации: 1 год

Возрастная категория: 6 – 7 лет

Составители: Семенова Татьяна Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории;

Коткина Наталья Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Нижнеудинск, 2021

Оглавление

  1. Пояснительная записка (актуальность, новизна, практическая значимость)        3
  • цель и  задачи        4
  • условия реализации Программы        5
  • планируемые результаты        7
  1. Учебный план        7
  2. Календарный учебный график        12
  3. Оценочные материалы        12
  4. Материально – техническое обеспечение Программы        13
  5. Список литературы        14
  6. Приложение        15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «В Горнице» (далее Программа) реализуется в форме кружка декоративно-прикладного искусства «В Горнице».

Программа разработана на основе парциальной программы О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Содержание данной Программы направленно на освоение детьми более углубленного знакомства с народным творчеством, основ народно декоративно- прикладного искусства формирующего художественный вкус, культурой, с народными промыслами России, знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.

Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству, знакомству с историей народного творчества. Занятия расположены от простого к сложному.

Направленность программы: художественная

Актуальность Программы

Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь ими, знали историю их возникновения и развития, приобщались к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям. Данный вид деятельности предоставляет безграничные возможности для развития творчества детей, является одним из важнейших средств познания мира, развития эстетического восприятия, средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно- прикладного искусства и их эстетического воспитания, для знакомства с историей народного творчества, с жизнью и бытом русского народа.

Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, у детей нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Новизна Программы заключается в том, что на занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Практическая значимость Программы состоит в том, что занятия по ознакомлению с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры детей, творческих способностей через народное декоративно-прикладное искусство дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно- прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Занятия носят интегрированный характер и включает в себя несколько программных задач. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенного. Во время занятий широко используются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области приобщения детей к истокам русской народной культуры. Игровая форма занятий привлекает детей, вызывает у них интерес активность, помогает преодолеть различные затруднения, повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит мотивацией в новых для него условиях обучения. Занятия традиционные чередуются с  играми и развлечениями.

Программа знакомства ребёнка с основами русской народной   культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель и задачи Программы

Цель Программы: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры детей, творческих способностей через народное декоративно- прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

  • приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
  • расширять знания детей о народных промыслах городецкой, гжельской, хохломской, дымковской росписями, с русской матрешкой и дымковской игрушкой;
  • знакомить детей с народными промыслами каргопольская и филимоновская игрушка;
  • продолжать тренировать детей рисовать растительные элементы городецкой, гжельской, хохломской, дымковской росписи;
  • способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно- прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
  • знакомить с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • осваивать историко- культурное наследие Росси через памятные даты народного календаря.

Развивающие:

  • развивать умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
  • развивать        эстетическое        (эмоционально-оценочное,        образное        восприятие, эстетические чувства;
  • развивать умения, технику лепки из различных материалов: соленое тесто, глина и т.д.;
  • развивать интерес к истории и культуре своей Родины

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты;
  • воспитывать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • на основе освоения художественного опыта народных мастеров воспитывать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
  • воспитывать уважения к историческому наследию.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая Программа «В Горнице» имеет художественную направленность. Программа предназначена для детей 6-7 лет, независимо от уровня подготовки. Программа рассчитана на 1 год. Форма организации образовательной деятельности - групповая, количество детей в группе от 8-10 человек. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темы занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

Весь образовательный процесс делится на два этапа: I этап - подготовительный.

Задачи:

  • Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
  • Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
  • Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  • Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии. II этап - практический.

Задачи:

  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
  • Использовать        при        лепке        различные        способы:        конструктивный,        скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
  • Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
  • Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

При        изготовлении        творческих        работ        предполагается        применение        следующих материалов:

  • глина;
  • соленое тесто;
  • папье-маше;
  • пластилин;
  • краски,
  • гуашь.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством проводится для того чтобы:

  • выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству, учитывая индивидуальные способности детей;
  • определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
  • спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически.

Направления работы:

  1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов;
  2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий;
  3. Знакомство с жизнью и бытом русского народа;
  4. Расширенное        знакомство        детей        с        изделиями        народных        художественных промыслов.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

  • беседы;
  • занятия на основе метода интеграции;
  • рассматривание        изделий народного        искусства,        иллюстраций,        альбомов, открыток, таблиц;
  • выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
  • просмотр презентаций;
  • дидактические игры;
  • использование силуэтного моделирования
  • экспериментирование с различными художественными материалами;
  • использование физминуток.
  • развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • заучивание закличек, считалок, небылиц, прибауток, стихов, потешек, русских народных песен;
  • разучивание хороводов и народных игр.

Методы обучения: в работе используются различные методы и приемы:

  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • метод        обследования,        наглядности        (рассматривание        изделий, таблиц        , открыток, альбомов, иллюстраций, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный (беседа, указания, использование художественного слова, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • частично-поисковый,        проблемно-мотивационный        (стимулирует        активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
  • мотивационный (убеждение, поощрение);
  • жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения программы дети будут знать:

  • народные промыслы, узнавать и называть их: городецкая, хохломская, гжельская, дымковская; русская матрешка, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка;
  • о материалах, инструментах, о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
  • историю и культуру русского народа;
  • названия и назначение предметов русского народного быта;
  • русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках Программы;
  • русские        народные и музыкально - фольклорные        игры, изучаемые        в рамках Программы.

В результате освоения программы дети будут уметь:

  • выделять и рисовать элементы узора росписи;
  • составлять из элементов узора композицию;
  • самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;
  • подбирать и передавать колорит нужной росписи;
  • передавать выразительные особенности в лепке из соленого теста;
  • последовательно вести работу;
  • самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Разделы

Количество часов

Форма

аттестации

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Вводные игры,

задания

2

Дымковская игрушка

4

4

8

Осенние посиделки

3

Золотая Хохлома

4

4

8

4

Гжель

4

4

8

Зимние посиделки

5

Городецкая роспись

3

3

6

6

Народный костюм

2

2

4

7

Жостовские цветы

1

1

2

8

Филимоновская

игрушка

4

4

8

Весенние посиделки

9

Каргопольская

игрушка

2

2

4

10

Русская матрешка

2

2

4

Выставка детского творчества по тематике промыслов «Здесь Родины моей начало»

27 час.

27 час.

54 час.

Содержание учебного плана ОКТЯБРЬ

  1. Дымковская игрушка

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций. Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обработке. Н. Римского – Корсакова

  1. Дымковские козлики (роспись, акварель)

Практика: Роспись ярким узором фигуру козлика, расположением узора вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использование в узоре элементов дымковской росписи — круги, точки.

  1. Одежда русских людей

Рассказ о русской национальной одежде. Разучивание народной игры «Башмачник».

  1. Дымковская барышня (роспись, акварель)

Практика: Составление композиции узоров на юбках кукол: полосатым, клетчатым и узором из колец, узора на расширяющейся к низу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдая подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы (цвет кофточки и головного убора повторяется в каких-либо элементах узора на юбке).

  1. Жилище русских людей

Знакомство о   жилище   русского   человека,   его   разновидностях   и   устройстве.

Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Игра-лото «Кто построил дворец?»

  1. Дымковский индюк (роспись, акварель)

Практика: Сочетание в узоре крупных элементов — колец с мелкими точками, кружками, штрихами; расположение крупных элементов на вертикальной полосе.

  1. Октябрь пахнет капустой

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Веселушка - осень». Разучивание народной игры «Вейся, капустка».

  1. Практика: Дымковская лошадка (глина)

Применение основных приемов лепки («расплющивание», простой и сложный «налепы»).

НОЯБРЬ

  1. Хохлома

Рассказ о создании промысла. Художественное слово о Хохломе. Музыкально- фольклорная игра «Пряничная доска».

  1. Ложки «Золотая Хохлома» (роспись, акварель)

Выделение характерных элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

  1. Предметы быта и утварь

Знакомство с предметами быта и утварью русского народа. Игра – лото Русская посуда»

  1. Половник «Золотая Хохлома» (роспись, акварель)

Создание композиции, гармонично размещая детали на заданной площади.

  1. 14 ноября – Кузьминки (праздник)

Рассказать        о        старинном        народном        празднике        «Кузьминки»,        знакомство        с традициями этого праздника. Разучивание народной игры «Уголки» (или «Молчанка»)

  1. Кувшин «Золотая Хохлома» (роспись, акварель)

Самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.

  1. Гончарные мастеровые

Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

  1. Панно - «Золотая Хохлома» (пластилинография)

Самостоятельное составление узора, используя элементы и колорит хохломской росписи.

ДЕКАБРЬ

  1. Гжель

Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание

«Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь».

  1. Кувшин- Гжель (роспись, гуашь)

Рисование элементов гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).

  1. 19 декабря - «Николины посиделки»

Знакомство со значением праздника, с образом Святителя Николая Чудотворца.

Разучивание русской народной игры «Гори, гори ясно».

  1. Кружки-Гжель (роспись, гуашь)

Роспись кружки, приемам рисования гжельской розы,

  1. Во что верили русские люди

Знакомство с первоначальными представлениями о вере людей в природные, земные и неземные силы, культовых атрибутах. Разучивание русской народной игры «Водяной»

  1. Самовар- Гжель (роспись, гуашь)

Самостоятельное        расположение        элементов        росписи        на        плоскости        самовара.

Использование в росписи приемов рисование концом кисти и всей кистью.

  1. «С Новым годом, со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение новогодних песенок.

  1. Волшебная блюдце Гжель (пластилинография)

Использование        приемов        рисования пластилином        в        технике        мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий.

ЯНВАРЬ

  1. «Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Знакомство с орнаментами городецкой росписи. Разучивание пословиц и поговорок о мастерстве.

  1. Кружка «Городецкая роспись» (роспись, гуашь)

Практика: Роспись городецкой кружки цветочной гирляндой с уменьшением величины элементов от центра к краям; введение нового элемента в узор — цветок с узкими лепестками на круглом пятне.

  1. «Пришла коляда — отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание русской народной песни «Зимушка – сударушка».

  1. Разделочная доска «Городецкая роспись» (роспись, гуашь)

Практика: Самостоятельное составление композиции узора и его расположение на доске, используя прямые и закругленные цветочные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетании городецкой росписи. Знакомство с украшением листьев черными тоненькими закругленными штрихами, белыми точками.

  1. Традиции и обряды в жизни русского народа.

Рассказ о роли традиций и обрядов в жизни русского народа, роли оберегов в защите от злых сил. Разучивание народной игры «Березовые ворота».

  1. Городецкая конь-качалка (роспись, гуашь)

Практика: Украшение городецким узором изделие сложной формы. Знакомство с новым видом гирлянды — асимметричным.

ФЕВРАЛЬ

  1. «Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «два мороза»

  1. Народный костюм- женский (роспись, акварель)

Зарисовка        контура        рисунка        простым        карандашом.        Изображение        характерных особенностей национального костюма.

  1. Вологодские кружева

Знакомство        с        творчеством        вологодских        кружевниц.        Художественное        слово        о вологодских кружевах. Разучивание народной игры «Иголочка»

  1. Народный костюм- мужской (роспись, акварель)

Рисование различных цветочных орнаментов. Создание оригинальной композиции из символов, украшая узорною полосу на подоле рубахи.

  1. Дело мастера боится

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли».

  1. Калининские птички (лепка, пластилин)

Лепка птицы из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания с использованием стеки.

  1. Жостовские цветы

Знакомство с жостовской росписью. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина».

  1. Жостовский поднос (роспись, гуашь)

Составление узора по мотивам жостовской росписи, располагая узор четко по центру. Рисование тонких плавных линий концом кисти. Соблюдение чувство цвета, ритма, передача колорита жостовской росписи.

МАРТ

  1. Филимоновские свистульки

Рассказ-легенда о тульских мастерах деревни Филимоново. Разучивание народной игры «Водить козла».

  1. Филимоновский петушок (роспись, акварель) Украшение силуэта филимоновской игрушки основными элементами филимоновской росписи.

Расположение узора в указанной последовательности характерной для филимоновской росписи (вертикальные и горизонтальные линии вдоль ног, шеи и на теле) разное положение кисти рук при рисовании (всей кистью, концом).

  1. «Нет милее дружка, чем родимая матушка!»

Беседа о матери. Разучивание народной игры «Прялица».

  1. Филимоновская барышня (роспись, акварель)

Роспись силуэта барышни прямыми пересекающимися линиями, сочетание цвета.

  1. Традиции русской семьи.

Знакомство о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье. Разучивание народной игры «У дядюшки Трифона»

  1. Филимоновский всадник на коне (роспись, акварель)

Самостоятельное составление композиции узора и его расположение на силуэте игрушки, используя цвет, элементы характерные для данной росписи.

  1. «Ой, ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу».

  1. «Павлопосадский платок» (цветные карандаши, фломастеры)

Составлении узора Павлопосадского платка.

АПРЕЛЬ

  1. Каргопольские легенды

Знакомство с каргопольской росписью. С историей возникновения игрушки.

  1. Каргопольские медведи (роспись, гуашь)

Роспись силуэта, используя знаки-символы каргопольской игрушки.

  1. Красная горка

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». Разучивание украинской народной песни «Веснянка» в обработке Г. Литвака

  1. Каргопольский Полкан (роспись, гуашь) 51.Русская матрешка

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».

  1. Русская Матрешка (роспись, гуашь)

Рисование матрёшки с натуры, точно передавая форму, пропорции, элементы оформления, технику декоративного рисования.

  1. Небылица в лицах, небывальщина

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

  1. Русская Матрешка (тесто)

Использование в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения)

  1. Календарный учебный график

Разделы

Месяц

Промежуточ ная

аттестация

сентя

брь

октяб

рь

ноябр

ь

декаб

рь

январ

ь

февра

ль

март

апрел

ь

Раздел

1

2

Раздел

2

8

Раздел

3

8

Раздел

4

8

Раздел

5

6

Раздел

7

4

Раздел

8

2

Раздел

9

8

Раздел

10

8

Выставка

  1. Оценочные материалы

Оценочная деятельность осуществляется на основе рекомендаций кандидата педагогических наук Соломенниковой О. А. Мониторинг помогает выявить уровень развития способностей и личностных качеств воспитанников и их соответствия ожидаемым результатам, даёт педагогу возможность выявить степень сформированности практических умений и навыков, определить уровень теоретической подготовки воспитанников по Программе, а так же соотнести прогнозируемые результаты образовательной работы.  Баллы по результатам выполненных заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности знаний о декоративно-прикладном искусстве и развитие творческих способностей:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Мониторинг проводится два раза в год: первичный мониторинг с целью выявления уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству  и итоговый для определения уровня достижений воспитанников по завершению обучения по Программе.

Итогом детской деятельности будут служить:

  • выставка детского творчества по тематике народных промыслов
  • участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы имеется отдельное помещение, которое:

  • соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствует правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
  • Помещение, в котором проводятся занятия, оснащено следующим оборудованием:
  • столы по количеству воспитанников;
  • стулья по количеству воспитанников;
  • доска, мел;
  • мольберт;
  • ноутбук;
  • мультимедийное оборудование в музыкальном зале.
  • Материалы мини-музея «Русская изба»:
  • забор деревянный;
  • скамейки;
  • полка расписная;
  • крынка глиняная;
  • дымковская игрушка «Козлик»
  • люлька детская;
  • простыня с подзором;
  • одеяло лоскутное;
  • накидка на подушку;
  • полотенце-рушник с вышивкой и кружевом;
  • костюм русский народный женский сарафан;
  • костюм русский народный мужская рубаха-косоворотка;
  • часы настенные ходики с кукушкой;
  • лапти;
  • прялка;
  • веретено;
  • самовар;
  • гармонь;
  • рубель;
  • корзина берестяная;
  • сундук;
  • половик тканный;
  • половик вязанный;
  • демонстрационный материал «Городецкая роспись»;
  • демонстрационный материал «Золотая хохлома»;
  • демонстрационный материал «Гжель»;
  • демонстрационный материал «дымковская игрушка»;
  • демонстрационный материал «Русский народный костюм». А также все необходимые материалы и инструменты:
  • наглядные пособия народных изделий;
  • деревянные заготовки разных форм (доска, круг, ложка, яйцо);
  • доски для лепки;
  • пластилин, глина;
  • краска – гуашь;
  • кисточки тонкие и средние;
  • карандаши простые;
  • ватные палочки;
  • клей ПВА;
  • палитра;
  • салфетки и т.д.

  1. Список литературы

  1. Парциальная программа О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/389807_42c35159ab1a403b88ff8c530c0 a88f8.pdf.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и

сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт-сост.: А. С. Куприна, Т. А.

Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. — 3-е изд., перераб. и дополн. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. https://detstvo-

press.ru/books/pdf/978-5-906797-42-1.pdf

  1.         Леонова, Наталья Николаевна.Чаепитие: знакомство дошкольников с русскими народными традициями / Н. Н. Леонова. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2016.
  2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Т46 Красна изба... Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. — СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

  1. Леонова Н. Н. Л. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка: учебно-методическое пособие. — СПб. ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

https://detstvo-press.ru/books/pdf/978-5-906750-73-0.pdf

  1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М. Мозаика- синтез, 2015г.
  2. Соломенникова О. А. «Радость творчества» Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством. М. Мозаика- синтез, 2016 г.

Приложение

Дидактические игры и народные игры

Д/и «Обведи элемент»

Цель: совершенствование умения элементам росписи, технике исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.

Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.

Народная игра «Бубенцы»

Цель: Развитие умения выполнять движения по сигналу, ориентироваться в

пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Правила игры:

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод. Оборудование: Колокольчик или бубенцы, платок.

Д/и «Обведи и раскрась»

Цель: продолжение знакомства с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.

Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.

Народная игра «Башмачник»

Описание:

Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

  • Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки! В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося слова:
  • Примеривай, примеривай!

После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и

«башмачник» меняются местами.

Д/и «Найди пару»

Цель: совершенствование умения ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.

Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

Народная игра «Бабка»

Описание:

Играющие загадывают друг другу загадки, причем загадка произносится вслух, но отгадывать ее должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу и так далее. Не отгадавший три загадки штрафуется. Ему назначают выполнить какое-либо задание (спеть, сплясать и т.д.).

Д/и «Декоративное домино»

Цель: совершенствование        представлений        о        народных        росписях,        об        элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.

Ход   игры: предложить   детям   рассмотреть        карточки        с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.

Народная игра «Гуськи»

Описание:

Играющие становятся в круг. В середине круга – «дедка». В руках у него бумажка или платок. «Дедка» машет платком, остальные поют:

Сошлись гуси-гусаки вокруг дедки у реки. Стали гоготати, дедке кричати:

  • Дедка, дедка пощади, нас, гусяток, не щипли. Дай нам платочек, денег мешочек.

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит:

На, сумочку подержи, денежку не оброни. Другому он дает платочек и говорит:

На, платочек подержи, Мне головку завяжи, Раз пятнадцать поверни.

Получивший платок завязывает «дедке» глаза, подталкивает его, чтобы «дедка» вертелся. В это время дети передают друг другу бумажку. Верчение «дедки» и передача бумажки прекращаются одновременно. Дети кричат:

Дедка, дедка! Бумажка пропала, Кому попала?

«Дедка» старается угадать. Если угадывает, то «дедкой» становится тот, у которого в руках бумажка, если нет, то он опять выполняет роль «дедки».

Д/И «Собери целое»

Цель: совершенствования умения ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.

Народная игра «Прялица»

Описание:

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених».

Играющие ходят по кругу, приговаривая: Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя; Стану прясть, да попрядывать, На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает  себе «невесту». Игра продолжается (другой

«жених» выбирает себе «невесту»).

Д/И «Дорисуй рисунок»

Цель: формирование умения рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.

Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.

Д/И «Поможем художнику»

Цель: формирование умения воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.

Материал: силуэты посуды, краски, кисти.

Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.

Варианты:

  1. Дети        придумывают,        как        это        лучше        сделать,        глядя        на        образцы        элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.
  2. То же самое, но без образцов.
  3. Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы. 4.То же самое, но без образцов.

Д/И «Кто больше знает слов на тему «Земледелие»

Цель: совершенствование представлений о жизнедеятельности Древней Руси. Материал: фишки-кружки с изображением колосков.

Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет «колосков», тот – победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д.

Народная игра «Водить козла»

Описание:

Дети берутся попарно за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота, через которые последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т.д. В конце концов первая пара становится последней. Поется песня:

Вскочил козел в огород,

Потоптал козел лук – чеснок. Хватили козла за рожок, Повезли козла на торжок,

Продали козла за три рубля,

За три рубля купили три узла! Ура!

После этого дети бегут через ворота, образованные передней парой.

Д/И «Что это?»

Цель: формирование умения правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.

Материал: карточки с изображением предметов одежды.

Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.

Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.

Народная игра «Летят – не летят»

Описание:

Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие – в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «летят», или махать руками, приговаривая «не летят», отвечая тем самым на слова водящих.

  1. Грачи летят, на всю Русь кричат:
  • Гу-гу-гу! Мы несем весну!
  1. Журавли летят, на всю Русь кричат:
  • Гу-гу-гу! Недогнать нас не кому!
  1. Пчелы летят, бунчат, гудят:
  • Жу-жу-жу! Медову несу еду!
  1. Поросята летят, поросята визжат:
  • Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!
  1. Медведи летят, во все горло кричат:
  • Ры-ры-ры! Не пустим вас в боры!
  1. Комары летят, звенят, пищат:
  • Зы-зы-зы! Наточим наши носы! Ответивший неправильно выбывает из игры.

Д/И «Угадай сказку, пословицу, поговорку»

Цель: уточнение представлений народных сказок, пословиц, поговорок загадок, иллюстраций)

Материал: Подборка иллюстраций и картинок с изображениями персонажей сказок; поговорок, пословиц. Подборка

загадок по сказкам

Ход игры: Дети угадывают сказку, поговорку, пословицу:

  • по иллюстрации, картинке с изображением сюжета сказки, поговорки, пословицы или персонажа;
  • по отрывку из сказки;
  • по загадке.
  1. Ребенок описывает по картинке героев сказки. Другие дети должны узнать, из какой сказки герой.
  2. Группа детей выбирает картинку, распределяет между собой роли и разыгрывают фрагмент сюжета сказки, поговорку, пословицу, изображенную на картинке (можно с помощью игрушек) так, чтобы другие дети ее узнали.

Народная игра «Дед»

Описание:

Играющие выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой- нибудь полевой работе и производят характерные для нее движения. Затем подходят к

«деду» и говорят:

  • Здравствуй, дед!

«Дед» отвечает:

  • Здравствуйте, дети! Где вы были?
  • На работе.
  • Что делали?

Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» угадывает, что обозначают эти движения. Дети ведут хоровод и поют про свою работу:

У нас серпы-то золотые,

А мы работники-то молодые! Время жито жать. Или что- то про другие действия.

Кончив петь, убегают, а «дед» догоняет. Пойманный становится «дедом».

Д/и «Нарисуй и расскажи сказку»

Цель: Совершенствование понимания контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением,

формировать умение выделять характерные признаки внешнего облика героев сказки, наделять их эпитетами, развивать образное восприятие сказки.

Материал: Листы бумаги, цветные

карандаши мелки, краски, фломастеры)

Ход игры: Детям предлагают любую геометрическую фигуру. Путѐм дорисовывания характерных признаков внешнего облика они должны получить задуманный образ человека или животного. Например, беря за основу овал, нарисуем персонажей сказки

«Рукавичка».

Народная игра «Молчанка»

Цель: Развитие умения действовать на сигнал, выдержку, творческий подход к игре. Правила игры:

Перед началом игры все играющие произносят распевалку:

Первенчики, червенчики, летали голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки, медок, сахарок - молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Оборудование: Фанты.

Народная игра «Здравствуй дедушка Прокоп!»

Цель: Развитие характера, воли, ума, физического развития ребенка, развития нравственного чувства.

Правила игры:

Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.

Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.

Дети. Дождик, дождик поливай, будет славный урожай (поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя) Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).

Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.

Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.) Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!

Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.

Народная игра «Капуста»

Цель: Развитие умения выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Правила игры:

Рисуется круг – огород. На середину круга играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, и один из ребят, выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу поет:

Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу/ 2раза Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли, В огород не прибегали Волк и лисица,

Бобр и куница, Заинька усатый

Медведь толстопятый.

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого Козлик коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем.

Народная игра «Жаворонок»

Цель: Создание        условий        для        формирования        фонематической        стороны        речи, закрепления звукопроизношения и дифференциации звуков.

Правила игры:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

Народная игра «Ткачиха» Цель: Развитие ловкости, выдержки, координации движений. Правила игры:

Две шеренги, плотно переплетясь руками стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

Я весёлая ткачиха,

Ткать умею лихо, лихо. Ай, лю-ли, ай, люли,

Ткать умею лихо, лихо!

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время «челноки» должны проскочить. Если не успевают, то «заткали ниточку» (плохо ткут). Когда

«челноки» пробежали присоединяются к «деревне» встают в шеренгу. Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

Народная игра «Кружева»

Цель: совершенствование ориентировки в пространстве.

Правила игры: Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя

«ворота». Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача». Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает

«запятнать»   его   прежде,   чем   он   достигнет   последней   пары,   то   сам   становится

«челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом». Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.

МКДОУ № 13


Подписано цифровой подписью: МКДОУ № 13

DN: 1.2.840.113549.1.9.2=3813000500-381301001-005089781288, email=nruo1@yandex.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303033383133303030353030,

1.2.643.100.3=120B3035303839373831323838,

1.2.643.100.1=120D31303233383031383934333234, title=Заведующий, o=МКДОУ № 13,

street=УЛ КРЖИЖАНОВСКОГО, ДОМ 29, l=Нижнеудинск, st=38 Иркутская область, c=RU, givenName=Мария Васильевна, sn=Дюкляева, cn=МКДОУ № 13

Дата: 2022.02.01 08:55:40 +03'00'


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...