ДОКЛАД «Организация эффективного взаимодействия психолога и воспитателя с детьми раннего возраста», воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна
учебно-методический материал (младшая группа)

Тимченко Татьяна Гудратовна

Доклад  «Организация эффективного взаимодействия психолога и воспитателя  с детьми раннего возраста»

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия  со всеми субъектами образовательного процесса. И важным моментом является организация эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста.

Основная цель такого взаимодействия это повышение качества воспитательно-образовательного процесса ,создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки  к обучению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Городского  округа  Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №17 « Одуванчик»

«Организация эффективного взаимодействия

психолога и воспитателя

с детьми раннего возраста»

                                                                    Доклад  подготовила  воспитатель:

                                Тимченко Т Г

Балашиха,  2020г

 Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия  со всеми субъектами образовательного процесса. И важным моментом является организация эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста.

  Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения , совместной деятельности с ребенком и его гармоничным  развитием.

  Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья  сама нуждается в поддержке, которую  призван оказывать ей детский сад.

  Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

     Основная цель такого взаимодействия это повышение качества воспитательно-образовательного процесса ,создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки  к обучению.

1 Понятия «взаимодействие»,

«педагогическое взаимодействие»,

«эффективное взаимодействие»,

«сотрудничество».

Взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то .Взаимное влияние - совместное действование.

Взаимодействие может быть физическое (предметное или телесное) и социальное (информационное, ролевое, психологическое).

Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.

Личное взаимодействие - всегда социальное. Личное взаимодействие между людьми может происходить на разных уровнях. Легкий, поверхностный уровень - общение. Более глубокий уровень взаимодействия - отношения.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками

 взаимодействия считают:

взаимопознание,

взаимопонимание,

взаимоотношение,

взаимные действия,

взаимовлияние. 

Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К интегративным характеристикам  любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

Совместимость выражается в максимальном  принятии и понимании друг друга, эмоциональной поддержке.

   В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.

В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:

1.    По субъекту   и    объект-субъекту

2.    По направленности взаимодействия

3.    По содержанию деятельности

4.     По наличию или отсутствию цели

5.    По степени управляемости

6.    По типу взаимосвязи

7.    По характеру взаимодействия.

8 Случайное или преднамеренное

9 Частное или публичное

10 Длительное или кратковременное

11 Вербальное  (речь) или невербальное (язык жестов),

12 Продуктивное и непродуктивное.

Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон.

Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости.

Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга.

  В конкретной педагогической ситуации задача педагога-психолога и педагога-воспитателя состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия.

  Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения.

В организации педагогического взаимодействия  педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

  Эффективное взаимодействие – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения   (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний),   преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.

Сотрудничество как  основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей.

 2) Модели взаимодействия

участников образовательного процесса:

1)        Ребенок – ребенок:

  • свободно общается  со сверстниками;
  • приобщается к элементарным правилам   взаимоотношения со сверстниками  (в том числе моральным);
  • самовыражается  через  совместную творческую деятельность;
  • учится взаимодействовать в коллективе
  • учится договариваться, разрешать  конфликтные ситуации.

2)      Родитель – ребенок:

  • признание прав и свобод ребенка,
  • сотрудничество,
  • сопереживание и поддержка,
  • обсуждение ситуации через диалог,
  • гибкое введение ограничений.

3)        Педагог - ребенок:

  • признание  индивидуальности личности ребенка выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • приоритет личностного развития, ориентация  на  социализацию, адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
  • диалоговое взаимодействие с ребенком;
  • активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
  • создание  условий для совершенствования нравственных поступков, ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие ,способностей, потребностей и склонностей.    

4)        Педагог - родитель:                                         

  • добровольность в сотрудничестве.
  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  

4) Психолого-педагогические

условия взаимодействия:

 Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:

1) применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

2)  создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

3) формирование системы обратной связи  педагогов с  родителями посредством информационных технологий;

4) разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации  во взросло-детском сообществе;

5) внесение в предметно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, для самостоятельного  приобретение детьми  соцоикультурных навыков

При взаимодействии с детьми раннего возраста необходимо учитывать, что данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. В данной ситуации предполагается взаимодействие педагога-психолога и педагога-воспитателя.

Работа психолога предполагает прежде всего ориентацию на возрастные особенности детей и понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются дети, родители и воспитатели.

Эффективное решение таких вопросов складывается при использовании комплексного подхода , при выполнении ряда условий . Одним из них является то, что психолог  работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов — это основа их совместной деятельности.

Совместная работа педагога-психолога с воспитателем в логике комплексного сопровождения психологического развития ребенка  предполагает, что педагог-психолог выступает в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ 

Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период. Поэтому педагог-психолог обязан информировать педагогов о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Объяснить, особенно начинающим педагогам, что детская психология не является отраслью медицины, она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача педагога-психолога в работе с ребенком  состоит в сопровождении  воспитанников и их родителей, оказания своевременной помощи и поддержки.

Без взаимного обмена информацией  ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут  грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.

В раннем возрасте, когда основные психические процессы только формируются, коррекционная работа (в отличие от дошкольного и школьного возрастов) не является главной для практического психолога. Гораздо важнее на этом этапе создание адекватных условий для полноценного развития возрастных новообразований. Эта задача является общей для педагога и психолога, но если педагог ориентируется на некоторую программу и достижения ребенка, то психолог – на возрастные и индивидуальные особенности детей, их самостоятельную активность и эмоциональный комфорт. Очевидно, что эти линии взаимно дополняют друг друга, кроме того, они реализуются на общем содержании и направлены на общие задачи развития ребенка.

 Ряд ученых, исследователей и практиков рассматривают взаимодействие педагога-психолога и воспитателя строить в нескольких следующих направлениях:

профилактическом,  диагностическом,  коррекционном.

 Профилактическое направление

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса,   содействие  первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

 включает в себя:

  1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.
  2. Использование разнообразных наглядных информационных материалов, просвещение и обучение.
  3. Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.
  4. Включение в деятельность консультативного диалога.

Диагностическое направление 

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса

включает в себя:

  1. Проведение бесед с детьми , педагогами, родителями.
  2. Организация и проведение тестирования и анкетирования.
  3. Проведение непосредственного наблюдения за детьми (включённого и не включённого).
  4. Обработка результатов диагностики, планирование дальнейшей работы.

Коррекционное направление

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция  психического развития.

 включает в себя:

  1. Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.
  2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ООП.
  3. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т.п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию самостоятельности.
  4. Проведение корректирующих мероприятий: Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов, различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной

Результатом взаимодействия

педагога-психолога и воспитателя

в воспитательно-образовательном процессе является

реализация принципов дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), амплификация (обогащение) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество образовательной организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей

Схема взаимодействия педагога - психолога и воспитателя

v3_-_kopiia.jpeg

Функции  педагога - психолога

Функции воспитателя

Обеспечивает оптимальную адаптацию к ДОУ и контролирует эмоциональное состояние ребенка после перенесенных заболеваний

Обеспечивает состояние

психологического комфорта каждому ребенку в группе, особенно в реабилитационный период после болезни

Определяет индивидуальные особенности развития познавательных процессов и проводит работу по их развитию

Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ЗОЖ

 

Изучает индивидуально-типологические особенности нервной системы и эмоциональной сферы ребенка

При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребенка, на

занятии реализует индивидуальный

подход и обеспечивает обратную связь с целью оценки эффективности педагогического воздействия

Участвует в ПМПк для составления индивидуальной карты развития ребенка

(Психолого-медико-педагогический консилиум создаётся в общеобразовательном учреждении приказом директора. Целью организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья)

Планирует, отбирает содержание и

работы с детьми на занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка.(здоровья, уровня знаний,

развития познавательных процессов)

Посещает и анализирует занятия с целью оказания помощи педагогам в подборе способов и методов включения индивидуальных особенностей ребенка в познавательный процесс

Анализирует , составляет характеристики

по особенностям деятельности и  

 поведения детей на занятии

 

Консультирует педагогов и родителей по вопросам  психического здоровья и развития детей

Участвует в работе ПМПк

 Психолого-медико-педагогический консилиум создаётся в общеобразовательном учреждении

приказом директора школы. Целью организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии

с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья

5)  Эффективность такого взаимодействия

 обеспечит:

       - Для детей: приобретение социального опыта, повысит  качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность  активно-познавательной позиции и социально-значимые навыки;  

       - для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения,  постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами,  детьми и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для родителей, неравнодушным к своих детям, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка;

Заключение:

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач.

Эффективность определяется, прежде всего:

--развитием личности педагога и ребенка,

--степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились,

-- обогащением содержания их совместной деятельности и общения,

-- разнообразие способов и форм взаимодействия.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

  • по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, интересов, увлечений;
  • по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок;
  • по взаимоотношениям —уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
  • по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;
  • по взаимовлиянию —восприятие другого в качестве примера для подражания.

Взаимодействие всегда будет успешным при выполнении 3 условий:

1 Целенаправленное проведение всех мероприятий

2 Своевременное проведение

3 Комплексность (Единство действий и согласованность мероприятий)

Литература:

1.Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб.  Пособие для студ. высш. учеб.  заведений. -  М.: Издательский центр Академия – 2006. -  336с.

 2.Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.

3.Воспитание детей раннего возраста. М., 1996.

4.Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: Методические рекомендации. 2004.

5.Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М., 2003.

6.Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,,1984 г.-Т. 4.

7.Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.

8.Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.

9.Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.

10.Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста.- Н.Н.,1992 г.

11.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). — М.: Гардарики, 2002. — 432 с.

Источники:

      3.   http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=177 

      4.   http://cribs.me/psikhologiya-truda/ponyatie-professionalizatsii-stadii-professionalizatsii 

      5.   http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2416 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами при...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

Методические разработки совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русских народных сказок...

Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русской народной сказки "Теремок"...

Статья на тему "Организация совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

В содержании статьи рассматриваются особенности организации совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста, раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста, пере...