Дополнительное образование кружка "Знайки" 6- 7 лет 2020-2021 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)

Петрачук Ольга Михайловна

Дополнительное образование экологического кружка "Знайки" - подготовительная группа 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_na_2020-2021_god.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ШУРЫШКАРСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНТР»

ул.  Мира ,4,  с.  Шурышкары ,  629650,  Шурышкарский район,

8  (34994) 62-3-74, 62-3-87,  факс 62-3-74,  ИНН  8907001240,

р/с  40701810700001000016     БИК  047182000  в  РКЦ  г.  Салехард  ГУ  Банка  России

E-mail:   ipk741.80@mail.ru

Дополнительное образование

экологического кружка «Знайки»

подготовительной группы

 Воспитателя

 старше-подготовительной группы:  

                                                              Петрачук О.М.

 

с. Шурышкары 2020 г.

Программа дополнительного образования — экологического кружка «Знайки» — подготовительной группы

“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”

А. А. Плешаков

Пояснительная записка

Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

• систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических,

• экологическое мышление,

• культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма,

• культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

В общей системе экологического образования, обучения и воспитания подрастающего поколения немалую роль играют детские объединения для детей старшего дошкольного, так как именно в этом возрасте (да и легче) формируется основа правильного отношения к природе, труду, обществу. Именно с раннего возраста нужно приобщать детей к любви, нежности, состраданию к окружающему миру. Именно с раннего возраста появляется понимание человека как существа неразрывно связанного с природой, которое должно нести ответственность за свои действия.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Актуальность программы

Старший дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Мой опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Возраст детей

Программа кружка “ Знайки” разработана для детей 6-7-ми лет.

Цель программы:

Формирование экологической культуры – совокупности экологического сознанияэкологических чувствэкологической деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Учить детей быть ответственными за свои поступки.

2. Формировать культуру поведения в природе.

3. Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

1. Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

2. Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

2. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

• Принцип добровольности

• Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).

• Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

• Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

• Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

• Принцип ориентации на успех.

• Принцип взаимоуважения.

• Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

• Принцип связи обучения с жизнью.

• Принцип креативности (творчества) и коллективности.

• Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

• Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Ожидаемые результаты

Изучив данную программу, дети значительно повысят свои знания в области экологии. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема занятия Цель занятия

СЕНТЯБРЬ 1. Знакомство с экологическим кружком и мини-лабораторией.

Познакомить детей с работой экологического кружка и назначением детской минилаборатории. Дать представление о КП в минилаборатории.

2. Живое и неживое. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью. Учить детей различать живую и неживую природу, выделять их отличительные особенности.

3. «Дети» леса».

(Грибы и ягоды) Познакомить с разнообразием грибов и ягод, растущих в наших лесах. Научить различать съедобные и несъедобные грибы, составить правила сбора грибов.

4. Экскурсия в парк. Наблюдение за осенними явлениями в природе. Сбор природного материала.

ОКТЯБРЬ 5. Изготовление панно из сушеных листьев.

Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал.

Воспитывать желание любоваться красотой созданного.

6. Строение растений. Познакомить детей с основными частями растений. Учить их выделять.

7. В гостях у Лесовичка. Уточнить и расширить представление детей о лесе; познакомить детей с ярусами смешанного леса;развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.

8. Изготовление модели «Этажи леса»

Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится.

НОЯБРЬ 9.Перелетные и зимующие птицы.

Дать общее представление о разнообразии птиц, учить делить их на перелетных и зимующих.

10. Знакомство с воздухом. Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения.

11.

Воздух и его свойства.

Дать представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь.

12.

Ветер – невидимка. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Рассказать о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

ДЕКАБРЬ 13. Жизнь в лесу зимой. Закрепить знания о жизни диких животных и птиц в лесу зимой.

14. Свойства льда и снега. Познакомить со свойствами льда и снега. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

15.

Как вести себя в природе. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

16. Птичья столовая. Изготовление кормушек. Учить заботиться о птицах, рассказать о том, чем кормят птиц зимой. Изготовление кормушек из бросового материала.

ЯНВАРЬ

17.

Цепочки в лесу

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

18.

Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создать ситуацию опыта. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.

19. Вода-источник жизни. Свойства воды. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Познакомить со свойствами воды.

20. Круговорот воды в природе. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

ФЕВРАЛЬ 21. Камни. Свойства камней. Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Познакомить с речными и морскими камнями; с ценными камнями.

22. Каменный уголь. Познакомить детей со свойствами каменного угля; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.

23. Путешествие в живую природу. Закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров.

24. Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия. Эти условия должны повлиять на их состояние. Учить обнаруживать изменения в состоянии веток каждую неделю.

МАРТ 25. Мудрая сова. Уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц; расширять представления о взаимосвязях существующих в природе; воспитывать бережное отношение к птицам.

26.

Кто лучше знает птиц.

Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.

27. Посадка цветочной рассады. Упражнять детей в посадке семян, рассады для цветов. Показать детям влияние условий на рост растений.

28. «Зелёная служба Айболита» - весенний уход за комнатными растениями.

Пересадка комнатных растений Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

АПРЕЛЬ

29.

Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.

Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений. В результате проведения опытов, показать, что в почве есть воздух. Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого.

30.

Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.

Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготов-лении кирпичей и их значении в строи-тельстве.

Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.

31.

В гости к деревьям.

Познакомить с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой, воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям.

32.

Кора деревьев.

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

МАЙ

33.

Наши насекомые.

Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки. Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии. Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

34.

Космос.

Вселенная.

Звезды.

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов.

35.

Гуманное отношение к природе.

ППознакомить детей с «напоминающими» знаками. Закрепить с детьми нормы и правила поведения в природе. Продолжать учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Развивать фантазию и творчество. Прививать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

.

36.

Экологический КВН.

Проверить уровень усвоения экологических знаний и представлений к концу учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Сентябрь.

1 неделя: Знакомство с экологическим кружком и минилабораторией.

2 неделя: Живое и неживое.

3 неделя«Дети» леса» (Грибы и ягоды).

4 неделя: Экскурсия в парк.

Октябрь.

1 неделя: Изготовление панно из сушеных листьев.

2 неделя: Строение растений.

3 неделя: В гостях у Лесовичка.

4 неделя: Изготовление модели «Этажи леса»

Ноябрь.

1 неделя: Перелетные и зимующие птицы.

2 неделя: Знакомство с воздухом.

3 неделя: Воздух и его свойства.

4 неделя: Ветер – невидимка.

Декабрь.

1 неделя: Жизнь в лесу зимой.

2 неделя: Свойства льда и снега.

3 неделя: Как вести себя в природе.

4 неделя: Птичья столовая. Изготовление кормушек.

Январь.

1 неделя: Цепочки в лесу.

2 неделя: Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.

3 неделя: Вода-источник жизни. Свойства воды.

4 неделя: Круговорот воды в природе.

Февраль.

1 неделя: Камни. Свойства камней.

2 неделя: Каменный уголь.

3 неделя: Путешествие в живую природу.

4 неделя: Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Март.

1 неделя: Мудрая сова.

2 неделя: Кто лучше знает птиц.

3 неделя: Посадка цветочной рассады.

4 неделя«Зелёная служба Айболита» - весенний уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений

Апрель.

1 неделя: Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.

2 неделя: Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.

3 неделя: В гости к деревьям.

4 неделя: Кора деревьев.

Май.

1 неделя: Наши насекомые.

2 неделя: Космос. Вселенная. Звезды.

3 неделя: Гуманное отношение к природе.

4 неделяЭкологический КВН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Добро пожаловать в экологию. Воронкевич О. А.

2. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Бондаренко Т. М.

3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Горькова Л. Г.

4. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Маханева М. Д.

5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошк – го возраста. Тугушева Г. П.

6. Конспекты занятий по формированию у дошк-ов естественнонаучных представлений. Нищева Н. В.

7. Из чего сделаны предметы. Дыбина О. В.

8. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с. Иванова А. И.

9. Детское экспериментирование. Куликовская И. Э.

10. Стихи о временах года и игры. Громова О. Е.

11. Журнал «Дошкольное воспитание»

12. Статьи из интернета.

ОСНАЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ МИНИ ЛАБОРАТОРИИ:

1.Приборы-помощники:

• Микроскопы – 3 шт.

• увеличительные стекла – 8 шт.

• чашечные весы

• песочные часы

• компас

• магниты

• разнообразные сосуды разного объема и формы: мерные стаканы, тарелки, ложки – ковши, воронки, пластиковые мензурки.

2.Природный материал:

• камешки разного цвета и формы – 1 коллекция

• коллекция минералов – 3 шт. + описание коллекции

• глина, песок, почва, асфальт, уголь, гравий, ракушки, янтарь, птичьи перья, шишки, скорлупа орехов, каштаны, физалис

• Образцы круп

3.Бросовый материал:

• кусочки кожи, меха, ткани, поролона, резины, пробки

• пластмассовые, деревянные, стеклянные, железные, пластиковые предметы

• проволока, парафин

4.Разные виды бумаги:

• коллекция образцов бумаги и картона

5.Медицинские материалы:

• пипетки, пробирки, деревянные палочки, шприцы (без игл, прозрачные стекла, мерные ложки, шпатели, воронки, вата,

ватные диски, марля, гигиенические палочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...

Дополнительная образовательная программа образовательной услуги «Проведение занятий по развитию художественных - творческих способностей у детей: «Пластилиновая страна» на 2020-2021 учебный год

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необ...

Рабочая программа 2020-2021 учебного года "Педагог дополнительного образования Хореограф"

Программа разработана хореографом: Жук.Е.С.Цели программыформирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являюще...

Учебный план по реализации дополнительных общеобразовательной программ на 2020-2021 учебный год

Учебный план по реализации дополнительных общеобразовательной программ:дополнительных общеразвивающих программна 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа старшей группы «Вишенки » (5-6 лет) на 2020 – 2021 год учебный год

Рабочая программа старшей группы комбинированной направленности «Вишенки» (далее Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного ...