Кубанские подвижные игры.
учебно-методический материал (средняя группа)

Василенко Наталия Алексеевна

Мы живем в Краснодарском крае. Наша малая родина – Кубань, чудесный благодатный край.Это полиэтнический регион и культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Поэтому, не вызывает сомнения необходимость с дошкольного детства воспитывать у ребенка  положительное отношение к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту родной природы. Нам помогут народные кубанские игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskie_podvizhnye_igry.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кубанские подвижные игры
для детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр для разностороннего развития ребенка очень велико. Они не только обеспечивают ребятам активный отдых, но и позволяют педагогу решать самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Народным играм принадлежит особое место. Они позволяют сочетать радость движения с духовным обогащением детей. У подрастающего поколения формируется устойчивое отношение к культуре предков, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают ребят быть честными и правдивыми.

Казак и грачи

При помощи считалки выбираются казак и казачка, остальные дети - грачи. Казак прячется, казачка стоит в сторонке.

Грачи «летают» со словами:

Во кубанскую станицу На озимую пшеницу Налетели вдруг грачи.

Ох, прощайте, калачи!

Казачка:

Эй, казак наш Еремей!

Разгони скорей грачей.

Выбегает казак, топает ногой:

Шу-у-у! Крапива-лебеда!

Разлетайтесь кто куда!

Грачи бросаются врассыпную, казак и казачка их догоняют. Ловят до тех пор, пока всех не поймают.

Атаман и котята

При помощи считалки выбирается атаман. Остальные дети - котята. Атаман стоит в сторонке.

Котята подкрадываются к нему со словами:

Во дворе у атамана

Пролилась рекой сметана.

Мы, веселые котятки,

На сметану ох и падки.

Нам чуть-чуть бы полизать.

Атаман:

Брысь, котята, под кровать.

Котята разбегаются, атаман их догоняет.

Степа баянист

При помощи считалки выбирается Степа-баянист. Он сидит на скамеечке, играет на баяне.

Дети ходят вокруг Степы со словами:

Возле реченьки Кубани Играл Степа на баяне.

Степа пальцем нам грозил:

«Не мешайте», - говорил.

Степа, Степа, не серчай!

Брось баян и догоняй!

Дети разбегаются в разные стороны. Степа догоняет. Тот, кого догнали, становится Степой.

Козленок

При помощи считалки выбирается козленок. Он стоит в сторонке. Дети потихоньку подходят к нему со словами:

Широка Кубань-река,

А над нею облака.

Мы по берегу гуляли

И козленка увидали.

Показал он нам рога.

Разбегайтесь кто куда!

Дети разбегаются в разные стороны, козленок догоняет.

Ох, и ветер на Кубани!

Участники игры поднимают руки вверх и изображают качающиеся деревья.

Ведущий:

Улетел платок у Тани.

Ох, и ветер на Кубани!

Дует с ночи до зари.

Ну-ка, деревце, замри!

Дети-деревья замирают. Кто первый пошевелился, тот проиграл и выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один человек, который объявляется победителем.

Казаки и казачки

Мальчики - казаки, девочки - казачки. Казаки уходят в поход, за ними не спеша идут казачки, кружатся, «воображают».

Казачки

Казаки ушли в поход,

А казачки у ворот

Завертелись, закружились,

В гопачок плясать пустились.

Казаки, резко развернувшись, говорят:

Что за шум тут, что за гам?

Ну-ка, быстро по домам!

После последних слов казачки разбегаются, казаки их догоняют.

Саша-казачок

Девочки стоят в кругу. Саша-казачок - в центре круга «скачет на коне».

Девочки (хором):

По кубанской по станице Ехал Саша в колеснице.

Он объехал все поля.

Хороша родна земля!

Стой!

Вдруг ему казачка Мила

Путь-дорогу преградила.

Выходит, девочка.

Не сердись и не лютуй,

А с казачкой потанцуй.

Саша-казачок танцует с казачкой под задорную музыку, остальные хлопают в ладоши. Игра повторяется несколько раз со сменой исполнителей.

Кубанка

Варианты игры:

  1. Игроки по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Кто подбросит выше всех, тот и победитель.
  2. Игроки образуют 2 команды с равным числом участников. Незаметно для игроков водящий прячет кубанку в любое место. По его сигналу дети начинают искать головной убор. Кто первый находит шапку, кричит: «Есть!» - и старается отнести ее в заранее условленное место.

Тому, кто нашел кубанку, помогают игроки его команды, а противники стараются отобрать находку. Шапку можно передавать товарищам по команде, но не перебрасывать. Выигрывает та команда, которая положит кубанку в условленное место.

Брыль

Игроки сидят, образуя круг. В его центре, на расстоянии шести метров от края, начерчен еще один круг. По команде ведущего: «Солнце» - все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и говорит: «Тень». Все остальные открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, бежит в центр круга. Остальные участники игры препятствуют ему. Если игроку удается забежать в центр, то он становится ведущим. Если не удается - выходит из игры.

Завивайся, плетень!

На земле начерчены две параллельные линии (стенки), образующие коридор шириной 10-15 метров. Играющие делятся на две команды с равным числом участников («Зайцы» и «Плетень»), Игроки команды «Плетень», взявшись за руки, становятся в шеренгу вдоль линий в центре коридора. Команда «Зайцы» выстраивается в шеренгу вдоль одной из стен коридора.

Участники команды «Плетень» говорят:

  • Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, зайцы лезут, спасайся!

Зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками противника. Те, кому удалось проскочить через плетень, выстраиваются вдоль противоположной стенки коридора.

Тем, кого задержали, говорят:

  • Иди назад, в лес, осинку погрызи!

Задержанные выбывают из игры. Затем игроки команды «Плетень» поворачиваются лицом к зайцам и произносят:

  • Не войдут и в другой раз, нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется до тех пор, пока участники команды «Плетень» не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та команда, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве забегов.

Петушок

Участники игры образуют круг. Один из игроков стоит за пределами круга спиной к ребятам. Ведущий назначает из числа стоящих в круге петушка, который должен прокукарекать после слов ведущего:

-Утром кто чертей гоняет, песни звонкие спивает? Спать мешает поутру и кричит... (Ку-ка-ре-ку.)

Игрок, находящийся вне круга, определяет петушка по голосу. Игра повторяется до тех пор, пока игрок, стоящий за пределами круга, не угадает, кто исполнял роль

петушка.

Ляпка

Варианты

  1. Водящий (ляпка) бегает за игроками, старается кого-нибудь из них осалить и приговаривает:
  • На тебе ляпку, отдай ее другому!

Тот, кого осалили, становится ляпкой. Игра повторяется.

  1. Водящий (ляпка) ловит участников игры и у пойманного спрашивает:
  • У кого был?

Пойманный:

  • У бабки.

Водящий:

  • Что ел?

Пойманный:

  • Оладки.

Водящий:

  • Кому отдал?

Пойманный называет по имени одного из участников игры, и тот становится ляпкой.

Игра повторяется.

Хлибчик (хлеб)

Участники игры становятся в пары. Ведущий (хлибчик) становится на некотором расстоянии от игроков, у него нет пары.

Хлибчик громко произносит:

  • Пеку, пеку хлибчик!

Дети:

  • А выпечешь?

Хлибчик:

  • Выпеку!

Дети:

  • А убежишь?

Хлибчик:

  • Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик разбегаются по залу (площадке) врассыпную. По команде педагога: «Пара!» - быстро образуют пары, взявшись за руки. Тот, кому не хватило пары, становится хлибчиком. Игра повторяется.

Мельница

Участники игры становятся в круг. Каждый игрок, не сходя с места, кружится. Все хором поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай И в мешочки набивай!

Крутись, крутись, жернов!

Съеден хлеб наш черный,

Съеден белый хлебик.

Мели новый, мельник!

На последнем слове песни все должны замереть и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, выходит из игры. Остальные повторяют песню и опять кружатся. В кругу остается самый внимательный.

Он и будет победителем.

Капуста

В центре круга (огорода) лежат кубанки, платки и другие предметы, обозначающие «капусту». Все участники игры находятся за кругом, кроме одного (хозяина), который сидит рядом с капустой и громко произносит:

Я на камушке сижу,

Лозу тешу,

Лозу тешу - Плетень горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами,

Курица с цыплятами.

Игроки пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Тот, кого хозяин коснется рукой в огороде, выходит из игры.

Победителем становится тот, кто больше всех унесет из огорода капусты.

Достань платок

Двое ведущих держат в поднятых руках игрушечные шашки, на которых висят шали. Возле каждого ведущего стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики начинают плясать. Когда музыка замолкает, они бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Тот, кому удалось это сделать, подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать.

Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей.

Селезень и утка

При помощи считалки ребята выбирают селезня и утку.

Игроки окружают селезня, берутся за руки и ведут хоровод. Утка в это время находится за кругом.

Двигаясь то в одну, то в другую сторону, дети поют:

На горе-горе петухи поют,

Под горой-горой озеро с водой.

А у озера в лесу бел ручей течет,

По тому ручью селезень плывет.

Да селезень плывет, ко мне весть несет,

Он мне весть несет, в хоровод зовет!

После слов: «...в хоровод зовет!» - селезень выбегает из круга и ловит утку. Она может спасаться от него, забегая в круг.

Если селезень поймал утку или, наоборот, ему долго не удается это сделать, то выбирается новая пара (селезень и утка) и игра продолжается.

Тополек

Участники игры: ведущий (тополь), ветры (3 игрока), все остальные - пушинки.

В центре круга, диаметром два метра, стоит тополь. За кругом «летают» пушинки.

Тополь:

На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте, ветры, с кручи, сильные, могучие!

После этих слов налетают ветры и ловят пушинок.

Пушинки устремляются в круг к тополю. Внутри круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся ветрами.

Выигрывают те, кто остался возле тополя.

Горшки

Участники игры делятся на две команды. Игроки команды «Горшки» садятся на землю, образуя круг. За ними становятся игроки команды «Хозяева».

К одному из хозяев подходит покупатель и спрашивает:

  • Почем горшок?

Хозяин:

  • По денежке.

Покупатель:

  • А он не с трещиной?

Хозяин:

  • Попробуй.

Покупатель легко ударяет одного игрока из команды «Горшки» пальцем и говорит:

  • Крепкий, давай сговор!

Хозяин и покупатель протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, Чичары, собирайтесь, гончары,

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словом: «...вон» - оба бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному горшку, тот и хозяин. Второй игрок становится покупателем.

Чапля (цапля) 

По жребию или с помощью считалки дети выбирают водящего - чаплю. Остальные игроки - лягушки.

Пока чапля спит, т. е. стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.

Проснувшись, чапля издает крик и начинает ловить (салить) лягушек. При этом она передвигается, не сгибая коленей, и держится за голени ног. Лягушки спасаются от чапли, прыгая на корточках.

Если какая-нибудь лягушка встанет во весь рост, или выпрыгнет за пределы площадки, или будет осалена, то она становится чаплей.

Лихие наездники

Для игры нужны две детские лошадки на колесиках и 12 резиновых колец.

Игроки делятся на две команды, становятся лицом друг к другу на расстоянии 6-8 шагов, образуя коридор. На одном его конце - линия старта, на другом - финиш.

Два коня стоят на старте, к ним привязаны шнуры длиной 6-7 метров. На линии финиша стоят два жокея и тянут лошадок, наматывая свободный конец шнура на катушку.

Игрокам каждой команды раздают по шесть колец. Цвет колец у каждой команды свой.

По сигналу (свисток) жокеи начинают тянуть своих коней к финишу. Дети, стоящие в шеренгах, пытаются окольцевать (набросить кольца) шею коня противника. Побеждает команда, набросившая наибольшее количество колец.

Пчелы

Один из участников игры - цветок, остальные игроки делятся на две команды - сторожа и пчелы.

Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:

Пчелки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас солнышком печет?

Аль вас дождичком сечет ?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые –

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в центр круга, а сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из пчел удается проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа разбегаются. Пчелы стараются догнать хотя бы одного из сторожей. Если им это удается, команды меняются местами и игра начинается заново.

Под буркой [1]

(адыгейская народная игра)

Игроки делятся на две команды по пять-восемь человек. По жребию определяют, в какой команде будет бурка.

Один из игроков садится на землю, укрывшись буркой. Вокруг него располагаются охранники (все остальные игроки его команды).

На расстоянии нескольких метров от них находятся участники второй команды. По сигналу ведущего два игрока второй команды направляются к соперникам, у которых находится бурка.

Увидев их, охранники спрашивают:

  • Кто идет?

Ходоки останавливаются и по очереди отвечают:

  • Гости.
  • Если вы гости, то заходите. Добро пожаловать! - говорит игрок под буркой.

Пришедшие продолжают:

  • Мы не гости, мы медведь и волк.

Игрок под буркой, пытаясь угадать, кто подошел, говорит с возмущением:

  • Так вы не гости, вы обманщики! Медведь - это... (называет имя игрока), а волк -... (называет имя второго игрока).

Ходоки убегают, если их имена угадали. Охрана бежит за ними, пытаясь поймать. Тот, кого осалят, становится пленником.

В случае если игрок под буркой не смог угадать пришедших, ходоки забирают в свою команду двух игроков из охраны и возвращаются к своим.

Игра «Назови ласково»

Участники ласково называют членов своей семьи, образуя из них уменьшительно-ласкательные (Бабушка-бабуля-бабулечка-бабуленька. Папа-папуля-папуленька- папочка. Сын-сынок-сынулечка-сыночек. Мама-мамочка-матушка- маменька. Дедушка-дедуся-дедулечка-дедуля. Дочь-доченька-дочурка).

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

Подвижная казачья игра «Хваталки»

Игроки выстраиваются двумя шеренгами, одна против другой, на расстоянии 50-60 шагов. Между ними проводится черта. По всей ее длине раскладываются предметы: камешки, палочки, мячики и др. (количеством по числу игроков).

По сигналу свистка игроки бегут к предметам, стараясь взять их как можно больше. Выигрывает та команда, которая собрала больше предметов.

Игра повторяется два-три раза.

Игра «Заря-заряница»

Один ребенок (или взрослый) держит шест с прикрепленными на конце лентами. Игроки становятся вокруг шеста, каждый берется за ленту. Один из участников игры - водящий, он стоит вне круга. Дети, держась за ленты, идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка-девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков. Тот бросает ленту, после чего он и водящий бегут в разные стороны по кругу. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победитель. Тот, кто не успел, становится водящим.

«Золотые ворота»

Игроки, держась за руки, образуют круг. В центре его двое ребят, взявшись за руки, поднимают их вверх - образуют «золотые ворота». Рядом с «воротами» устанавливают кеглю.

Один из участников игры - водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к игрокам, стоящим в круге, и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите, господа:

В первый раз - прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к кегле. Первый схвативший кеглю становится ведущим, а проигравший встает в пару с водящим в круг. Игра продолжается. Ведущий ставит кеглю на место, проходит через «золотые ворота» и т. д. Игра повторяется 3-4 раза.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр "Кубанские подвижные игры "

преобщение к  кубанской культуре...

Кубанские подвижные игры

КУБАНСКИЕ  ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ  Сентябрь:    Кавуны  (бег)...

перспективное планирование Кубанские подвижные игры.

методическая разработка. Создание перспективного  плана по всем возрастным группам. Пояснительная записка. Подвижные игры с описанием....

Картотека «Кубанские подвижные игры»

Кубанские игры несут главную цель - донести до детей национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Они яв...

Картотека кубанские подвижные игры "Казачьи забавы"

Картотека кубанскиз подвижных игр...

Картотека игр "Кубанские подвижные игры"

Цели: Знакомить с кубанскими народными играми. Прививать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство патриотизма....