Проект по нравственному-патриотическому воспитанию дошкольников на тему : «Моя малая Родина». Средний дошкольный возраст
проект (средняя группа)

Бородулина Ирина Ивановна

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с местом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного села местным достопримечательностям.


Задачи проекта:

ОБУЧАЮЩИЕ:
Познакомить детей с достопримечательностями села.
Познакомить с культурой и традициями нашей малой родины
Пробудить в детях чувство любви к Родине, своему селу, уважение к его традициям и обычаям.

Обогатить знания о достопримечательностях родного села.

Формировать интерес к разнообразным достопримечательностям, зданиям и сооружениям села. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение, школы, кинотеатра, детского сада, дворца культуры, храма

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

 

Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей села Рождествено.

Расширять представления детей о различных природных объектах.

Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании,

 

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ;
Воспитывать чувства гордости за тружеников села, их успехи.

Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

 


Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению

истории села.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Проект   по нравственному-патриотическому воспитанию дошкольников на тему :

«Моя малая Родина».

 Средний дошкольный возраст

                                                                                                                                     

Выполнила:

Бородулина И.И

Гришаева Л.Р

                                                       

                                                         Снегири , 2020 -2021 г

             

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

                          Паспорт проекта:

Проблема:
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.


Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с местом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного села местным достопримечательностям.


Задачи проекта:

ОБУЧАЮЩИЕ:
Познакомить детей с достопримечательностями села.
Познакомить с культурой и традициями нашей малой родины
Пробудить в детях чувство любви к Родине, своему селу, уважение к его традициям и обычаям.

Обогатить знания о достопримечательностях родного села.

Формировать интерес к разнообразным достопримечательностям, зданиям и сооружениям села. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение, школы, кинотеатра, детского сада, дворца культуры, храма

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей села Рождествено.

Расширять представления детей о различных природных объектах.

Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании,

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ;
Воспитывать чувства гордости за тружеников села, их успехи. 

Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.


Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению

истории села.


Вид проекта: информационно-исследовательский.
Тип проекта:  групповой, познавательно – речевой,

 долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Продукт проекта: Необходимые материалы и оборудование: Книги, иллюстрации, дидактические и развивающие игры, материалы для занятий по рисованию, лепке, аппликации.  Наглядно-демонстрационный и раздаточный материал.

Карта-схема «Главные улицы села Рождествено».
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы знания о родном селе.
Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
Дети проявят внимания и уважения к пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии села
Сроки реализации:  ноябрь 2020- апрель2021учебный год.


Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный
1). Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2). Разработка проекта
Беседы с родителями и детьми.
Цель: выявить знания о родном селе, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Составление плана работы над проектом.

2 этап: Основной
Мероприятия, направленные на реализацию проекта.
№ п/п Работа с родителями Работа с детьми

3 этап. Завершающий
Оформление галереи семейного творчества «Мое село – мой край родной»

Перспективное планирование работы:

Ноябрь: подбор материала по проекту, подготовка конспектов занятий, бесед и иных видов деятельности

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4неделя

5 неделя

Работа с родителями

Понедельник

Беседы: «Я люблю свою маму

«Моя бабушка самая хорошая»

«Мы – дружная семья»,

 «Мое родное село»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Подбор фотографий для оформления альбома, выставки.

Вторник

Экскурсия по территории детского сада. 

НОД «Сверху пар снизу пар – шипит наш русский самовар».Цель: ознакомить детей с русским самоваром ; с церемонией чаепития на Руси. Расширять лексический запас детей словами «самовар»«чаепитие»«сувенир»«гостеприимство»


НОД «Моя Родина – село Рождествено!»

Цель: Расширить знания детей о родном селе; формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким.

Просмотр мультимедийной презентации «Рождествено»

НОД«Наш любимый детский сад»

Цель:

Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада.                               Закрепить и уточнить знания детей о своем селе.

Среда

Конструирование из счетных палочек «Мой дом».Цель:

формировать конкретные представления о строительстве;закреплять знания о рабочих профессиях, строительной технике, строительных материалах.

Чтение стихотворений о селе Рождествено Смирягина К.Д

 Рассматривание  иллюстрации Достопримечательности села»

 Чтение

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Дидактическая игра «Профессии».Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности.

Четверг

Экскурсия в музей детского сада «Русская изба».

Чтение книги «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова


Заучивание  стихотворение

Моё далёкое Рождествено,
Медовый клеверный покой,
Нарядный храм стоит торжественно
На косогоре над рекой.

Изготовление открыток для наших мам.

Дидактическия игра по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?»,

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного края.

Пятница

Рисование «Моя семья»Цель: учить рисовать характерные черты внешности; направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать мышление; воспитывать уважение к родным.


Рисование «Украшение самовара».Цель: Развивать декоративное творчество детей; совершенствовать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых. Совершенствовать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида, закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов.

Рисование «Мой дом».Цель: Развивать у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных ценностях родного города, беречь и охранять их.

- Продолжать знакомить детей с малой родиной.

Рисование

«Моя бабушка»Цель: .Расширить представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.


Январь

2неделя

3 неделя

4 неделя

Работа с родителями

Понедельник

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по нашему селу». Цель: Формирование нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, любви к родному селу.

Беседа» История моего села».

Беседа «Безопасность на дороге»

 Папка-передвижка «Люби и знай свой край родной»

Вторник

НОД «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.



 «Настольная игра по ПДД «На улицах села» .Цель:
учить различать дорожные знаки. 

НОД«Растительный мир нашего края осенью»

 Цель: познакомить с растениями, произрастающими в наших краях;

- показать красоту растительного мира в осенний период.

 

Выставка совместно-

го творчества: «Наше село – глазами детей и родителей»

Среда

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные, проживающие в нашей местности»

Настольно-дидактическая игра «Вежливый разговор по телефону»

Цель: Формирование навыков вежливого разговора по телефону.

 Чтение и заучивание  стих-ние С. Михалков «Моя улица»

Четверг

Аппликация «Транспорт на улицах моего села».Цель: развитие творческих способностей детей

«Строим дом» (аппликация)Цель: Цель:

Учить создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Из геометрических фигур создать несложную композицию. Активизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур

Ч.ХЛ .Букашкина Т.В. «Есть город на земле...» - учить определять настроение героев.

Пятница

 Рисование «Транспорт на улицах моего села». Цель: развитие творческих способностей детей

Народная подвижная игра «Горелки» Цель:упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.


Музыкально-хороводная игра «Мы играем в оркестр народных инструментов.

Цель: Закрепление знаний о русских народных инструментах

Февраль

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

Работа с родителями

Понедельник

НОД «Природа и фауна нашего края (знакомство с Красной книгой)» Мастер- класс «Птичья столовая»+ Конкурс среди семей «Кормушка нашего двора»- проявление заботы и бережного отношения к окружающей природе.

Беседа о людях – героях.

НОД

«Наша Армия».

Беседа «Мы православные» Рассматривание иллюстраций и фото с изображением храма нашего поселка .

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Вторник

 НОД Развлечение для пап «Есть такая профессия – Родину защищать. Цель: Формирование представления у детей о Российской армии, о военных, которые стоят на защите Родины. 

Мультимедийная презентация «Героический край» — знакомство с героическим прошлым Истринского района.

НОД «О многонациональности нашей Родины» 

Рассматривание иллюстраций и фото с изображением народностей в национальных костюмах.


выходной

Среда

Конструирование: 

«Собери герб» - развивать образное впечатление, умение составлять целостное изображение из частей.

.Рассматривание иллюстрации на тему «23 февраля »

Прослушивание музыкальных произведений: русские народные песни, заклички, приговорки.

Разучивание наизусть С. Маршак «Пограничник»

Четверг

Аппликация «Поздравительная открытка к 23 февраля для пап и дедушек»

Цель: развитие творческих способностей детей

 ЧХЛ.С. Капутикян; «Мой дедушка»,

Дидактические игры по краеведению: «Собери картинку».

Цель:

Развивать логическое мышление детей; умения собирать целое из частей;

закреплять знания детей о достопримечательностях города

Ч.ХЛ 

 З. Александрова «Родина» - развивать поэтическое восприятие, вызвать эмоциональный отклик.

Папка-передвижка «Как русский народ к Масленице готовится

Пятница

Празднично украшенный дом» Учить передавать впечатления от праздничного города. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в д./с. стр. 78

ЧХЛ. Л.Кассиль «Твои защитники»

Рисование «Открытка для папы».Цель: оспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за родину, желание узнавать все больше о защитниках Отечества,

Народная  подвижная игра «Перетяни веревку»

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Работа с родителями

Понедельник

Беседа

«Народные умельцы»

выходной

Беседа о народной традиции встречи «Масленицы, как вестницы весны» 

 Беседа  о стране Родной». Цель: Продолжать формировать представление о государственных символах - флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

 Дидактическая игра.» Кто в какой стране живет».

Цель: акрепить государственные символы России (флаг, герб), формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства. 

Папка-передвижка «Как русский народ к Масленице готовится

Вторник

НОД "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей.

НОД «Традиции и обычаи Масленицы»Цель:

Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через формирование интереса к народной культуре, традициям и обычаям проведения Масленицы.

НОД «Народные умельцы» - знакомство с промыслами Истринского района, с умельцами села Рождествено.Цель: ормирование представлений о многообразии народных промыслов России.

познакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Мезенская роспись, Палехская роспись);

- развивать образное мышление;

- воспитывать эстетический вкус.

НОД«Народно – прикладное искусство России»

Цель: ормирование этнической культуры дошкольников на основе лучших народных традиций и народно-прикладного искусства.

Ч.Х.Л.

С. Маршак; «Мой додыр»

Среда

 Фотоколлаж «Милее мамы нет на свете

Конструирование «Наше село».Цель:
Способствовать развитию творческих способностей детей, которые формируют креативность через конструктивную деятельность.

Знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором.

Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности

Заучивание стихотворений:   Л. Квитко; «Мама, почему?»

Заучивание стихотворений: ,«Вот так мама»,

Е. Благинина.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей

 

Четверг

Аппликация «Подарок маме своими руками» Цель: развитие творческих способностей детей

Спортивные игры : «Мы веселые ребята» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Д/и «Узнай наш флаг»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Лепка дымковской игрушки.

Цель: учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки,
расписывать вылепленную фигурку дымковским узором;
- закреплять умение выполнять работу по образцу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному труду.

Пятница

Рисование «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Цель:

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы; учить передавать в рисунке ее образ доступными средствами выразительности (деталями костюма, цветом глаз, атрибутами профессии).

Рисование «Русская матрешка»

Цель: Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.

Народная  подвижная. игра «Веселые музыканты»

Ч.Х.Л.А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мой додыр», «Айболит», К. Чуковский;

Апрель

1неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Работа с родителями

Понедельник

 Беседа «Я живу в поселке Рождествено», Рассматривание иллюстраций и фото с изображением нашего поселка, зданий магазинов, детского сада, школы, библиотеки, аптеки, Дома культуры.  беседа с презентацией.

Беседа на тему: « Главная улица нашего села»

Целевая прогулка по территории детского сада. (рассмотреть первоцветы мать - и -мачеха)

Беседа "Какие цветы растут только в нашем краю?"

Консультация  с родителями «Освоение традиционной семейной культуры в работе с дошкольниками»

Вторник

НОД «Герб и флаг нашего села».

Цель: Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края.

Презентация дошкольникам карты-схемы «Главные улицы  села Рождествено».

НОД «Красота родного края»- презентация о доме отдыха «Снегири» Цель: Воспитывать у детей дошкольного возраста положительное отношение к природе, дать экологические знания, учить детей любить и беречь природу, бережно относиться ко всему окружающему, развивать речевые и коммуни-кативные навыки.

 НОД «Ознакомление с картой Московской области».

Цель:
Приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Истринский район.


формирование представлений о достопримечательностях родного города (района); его государственных символах.


воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.


формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе)


формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Московской области .


ознакомление с картой Московской области (своего города, поселка);

Среда

Расматривание карты-схемы «Главные улицы села Рождествено

Конструирование из счетных палочек «Дом, в котором я живу».Цель: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя.

Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.

Заучивание потешки: «Наш козёл»

Сказка о волке и семерых козлятах на новый лад» Цель: Предложить детям изменить конец сказки, познакомить с новой версией сказки, драматизация сказки.

Беседа «Люблю тебя, мой край родной».

Четверг

Изготовление карты-схемы «Главные улицы села Рождествено

Дидактическая игра «Разрезные картинки «Кто здесь живет?».

Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Дидактическая игра«Назови музыкальный инструмент», этюд «Радость».

Цель: закрепление представлений о музыкальных инструментах.

 Развитие слухового восприятие, логического мышления - учить различать звучание различных музыкальных инструментов, классифицировать их по группам.

Ч.Х.Л.рассказа Р.Зернова «Как Антон любил ходить в детский сад»

Пятница

Русская подвижная  народная игра «Золотые ворота».

Рисование "Цветы весной"

Цель.учить детей рисовать подснежники, используя метод примакивания кистью.

Рисуем героев сказок.

Цель: развитие творческих способностей детей

Создание альбома «Мое родное село».




3 этап. Завершающий
Оформление галереи семейного творчества «Мое село- мой Родной край


Список используемых источников:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 8 – 2005; №4 – 2007; № 5, 8, 10, 11 – 2009.

                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ