«Пакчасаска»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васильева Алевтина Валерьевна

Интегрированное занятие по обучению марийскому языку в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vasileva_a.v.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение «Отдел образования администрации

 Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1 «Шонанпыл» с. Помары

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

«Пакчасаска»

 Интегрированное занятие

по обучению марийскому языку

в подготовительной группе

Подготовила: Васильева Алевтина Валерьевна, учитель марийского языка МДОУ № 1

2019 год

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Овощи» в интеграции образовательных областей.

Задачи:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас: йыргешке, чуяка, шере, шопо, кочо.
  2.  Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме.
  3. Закрепить счет до 10 на марийском языке.
  4. Продолжать формировать у детей умение называть цвета на марийском языке.
  5. Развивать умение участвовать в беседе.
  6. Развивать зрительное восприятие и память
  7. Воспитывать интерес к правильному питанию.

Материал и оборудование: столы и стулья по количеству детей, круг со стрелкой, листочки с цифрами 1-5, мешочек с муляжами овощей, мнемотаблицы «Арня» и «Аня шотла», мнемотаблица «Признаки осени», фотография огорода, план-схема об овощах ( 3), 2 карточки с изображением грядки, картинка с изображением тарелки или корзины, картинки «Овощи» , 5 конвертов, цветные карандаши.

Конспект НОД

  1. Организационный момент

Учитель: - Салам лийже, йоча-влак. Таче мемнан дек уна-влак толыныт. Айста нунын дене саламлалтына да «салам лийже» манына. (- Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.)

Дети: - Салам лийже.

Учитель: - Ынде ме, кидым кучен, онгым ыштена. (Сейчас мы с вами возьмемся за руки и встанем в круг.)

Киднажым ваш кучалына,

Икте-весым ончалына.

Шыргыжалын колтена,

«Поро эр» ме манына.

Учитель: - Ынде икте-весым ончалына да «поро эр» манына. (Дети говорят «поро эр» друг другу).

Дети садятся на стулья.

Учитель: - Йоча-влак, кӧ пала, таче арнян могай кечыже? (Ребята, а кто знает какой день недели сегодня?)

Дети: - Кушкыжмо (вторник).

Учитель: - Айста мнемотаблице почеш арнян кечыже-влакым шарналтена.       ( Давайте с помощью мнемотаблицы вспомним все дни недели.)

Учитель: - А уремыште идалыкын могай пагытше? (Какое время года за окном?)

Дети: - Шыже. (Осень.)

Учитель: - Шыжын толмыжым ме кушеч пален налын кертына? (Как мы узнали, что наступила осень?)

С помощью схемы-таблицы дети рассказывают о признаках осени.

Учитель: - Йоча-влак, таче мемнан йочасадыш серыш толын. Возымо: ««Шонанпыл» йочасадысе знаток-влаклан. (Ребята, в детский сад пришло письмо для знатоков). Как вы думаете, кто такие знатоки?

Дети: - Те люди, которые много знают.

Учитель: - Тиде серыш школысо тунемше-влак деч толын. (Это письмо пришло от учеников нашей школы). Они предлагают нам  превратиться в знатоков и поиграть в игру «Что? Где? Когда? Мо? Кушто? Кунам?».  

Учитель: - Йоча-влак, шыжым ме пакчаште мом погена? (Что мы собираем в огороде осенью?)

Дети: - Урожай.

Учитель: - Чын. Таче мемнан темына «Пакчасаска» лиеш. ( И тема нашей игры будет «Овощи».)

Учитель: - Ну что ж, уважаемые знатоки, присаживайтесь за игровой стол. Посмотрите, здесь есть игровой круг со стрелкой и листочки с цифрами.

Ынде стрелкым пӱтырена. Могай цифрыш стрелке шогалеш, тугай номеран конвертым налына. (Теперь мы будем стрелку крутить. На какую цифру попадёт стрелка, под таким номером возьмём конверт с письмом.)

1 конверт.

Учитель: - «Тыланда  школ пакча гыч фотосӱретым колтена. Тыгак икмыняр схеме-влакым пыштена. Схемым ончен, могай тиде пакчасака, пален налза?» («Уважаемые знатоки, высылаем фотографию урожая с нашего огорода. Также в конверт прикладываем несколько схем, по которым вы должны узнать какой это овощ.)

Учитель вывешивает схему на доску, проговариваем ее и отгадываем овощ. (3-4 схемы)

 2 конверт.

Учитель: -«Тыланда кокымшо паша. Ончыдегече, пакчасаскам пален налаш кӱлеш да тудын тамжым каласаш кӱлеш.  (Угадайте, исследуя предметы руками, какие овощи мы собрали и назвать их по вкусу.)

Учитель по очереди подходит к детям с мешочком.

Дети отгадывают овощи на ощупь.

3 конверт.

Учитель: - «Мо уто?» модыш дене модына. Поиграем в игру «Четвертый лишний».

Вызывается к доске 1 ребенок. Учитель называет овощи и фрукты. Ребенок вывешивает их на доске и называет что лишнее.

Кияр, ковышта, кабачок, реве.

Шоган, паренге, кешыр, помидор.

Кияр, помидор, кукуруза, реве.

Учитель: - Мыланна йоча-влак эше ик туштым колтеныт. (Нам ребята прислали загадку.)

Тиде кайык. Тудо кугу огыл-изи . Тудын онжо нарынче.

Вывешивается на доску схема загадки.

Учитель: - Айста киса нерген физкультпаузым ыштена. (Давайте сделаем физкультминутку.)

Ме кормушкым ыштена

Тушко пырчым пыштена.

Садышкем толеш киса,

Кугу таум каласа.

4 письмо.

Учитель: - «Знаток-влак! Пакчасаска-влак варналт пытеныт. Могай пакчасаска рок ӱмбалне, а могайже рок йымалне кушкеш? Мыланна ойыраш полшыза.»

Вывешиваются на доску картинка грядки. Дети делят овощи на те, что растут на грядке и на те, что в земле.

5 письмо.

Учитель: - «Пагалыме знаток-влак! Ме палена, пакчасаскаште шуко витамин уло, садлан ме нуным кочкаш йӧратена. Ме киярым, кешырым да ревым кочкаш йӧратена. (Уважаемые знатоки! Мы знаем, что в овощах много витаминов, поэтому мы их с удовольствием едим . Наши любимые овощи - огурец, морковь и репка).

Учитель: - Айста тунемше-влакын йӧратыме пакчасаскаштым тиде кӱмыжыш пыштена. (Давайте в эту тарелку положим любимые овощи учеников)

К доске вызывается один ребенок и над тарелкой прикрепляет  к доске перечисленные овощи.

Учитель: - А ынде тиде тарелкаш шке йӧратыме пакчасаскадам сӱретлыза. Но эн ончыч айста парня гимнастикым ыштена. (А теперь на этих тарелках нарисуйте ваш любимый овощ, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.)

Учитель раздает детям лист с нарисованной тарелкой. Дети рисуют на нем свой любимый овощ)

(Гимнастика по мнемотаблице)

Д. Исламов «Аня шотла»

- Ик парня, кок парня,

Тыгерак шотла Аня.-

Ик кизаште вич парня,

Вес кизаште вич парня,

А мыняр лиеш пырля?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Учитель: - Ынде сӱретлена.(Начинаем рисовать).

Учитель: - Сӱретлышда? Йоча-влак, каласыза, могай тендан йӧратыме пакчасаскада?

Дети: - Мый йӧратем кочкаш…

Каждый ребенок называет свой любимый овощ.

Рефлексия.

Учитель: - Таче ме тендан дене пакчасаска нерген шуко ойлышна. Ынде каласен кодена:

-тӱс дене пакчасаска ужарге, йошкарге, нарынче, кӱрен лиеш;

- формо дене: йыргешке, чуяка;

-там дене: шере, шопо, кочо;

-пакчасаска рок ӱмбалне кушшо да рок йымалне кушшо лиеш.

Учитель: - Пашаланда кугу тау. Ынде уна-влак дене чеверласена да группыш каена. (Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.