Программа " Уральские умельцы " ( для детей 4-5 лет).
рабочая программа (старшая группа)

Аглямова Татьяна Николаевна

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uralskie_umeltsy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Программа  « Уральские  умельцы

              ( для детей  4-5 лет).

           Пояснительная записка.

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

В настоящее время в нашей стране усилия педагогов направлены на восстановление культуросозидательной функции образования.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет создание необходимых психолого-педагогических условий для формирования и развития основ культуры личности ребёнка. Обращённость современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантной цивилизованного развития. В образовании, как явлении цивилизации, происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как человечество в целом, так и отдельной личности.

Решению этой проблемы в нашем регионе способствует реализация ФГОС дошкольного образования. Основными принципами  дошкольного образования является:

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

ФГОС дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

-формирование общей культуры личности детей;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования.

 Познавательное развитие, как одно из направлений развития и образования детей, предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

Данный вывод послужил причиной создания  программы « Уральские умельцы» по дополнительному образованию. Программа учитывает специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в детском саду.

 Программа « Уральские умельцы» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:

  - Федерального закона от 29.12ю2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

  -Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассоциацией ООН в 1989г.,вступила в силу для РФ 15.09. 1990г.);

  - Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);

  - «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки от 30.08. 2013г. № 1014 г.Москва);

  -« Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 « об утверждении САНПИН 2.4.3049-13);

  - Устава МДОУ «Детский сад»Ладушки» (постановление Администрации Главы Качканарского городского округа от 01.10.2015г. №200).

 

Цель программы: развитие у ребёнка дошкольного возраста основ художественного восприятия национальной культуры.

Задачи:

-создать комплекс мероприятий для введения ребёнка в родную национальную культуру;

-формировать и развивать элементарные представления у детей о художественной картине мира, ценностного отношения к традиционной культуре своего народа, своего края;

-иметь представления о культуре уральских народов, о творчестве уральских мастеров;

-проявлять интерес и уважение к уральским мастерам – умельцам;

-развивать творческие способности у детей.

         Знакомство детей с декоративно- прикладным искусством и народными промыслами  можно проводить в следующей последовательности.

  1. Экскурсии в музей ( или оформить выставку в детском саду);
  2. Рассматривание и описание предметов быта, игрушек, посуды;

3.Игровые занятия по аппликации, рисованию и лепке;

4.Совместная деятельность педагога и детей;

5.Чтение художественной литературы (потешки, прибаутки, сказки и др.);

         6.Разучивание колыбельных песен, хороводов.

7.Самостоятельная художественная деятельность;

 Формы работы с детьми – организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей, педагогов и родителей.

        Тематический план  организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста.

тема

Количество о.о.д.

1

Дом, быт.

3

2

Предметы быта и домашнего обихода.

7

3

Игрушки

4

4

Коврики для Дарёнки

4

5

Полотенца

4

6

Уральские сарафаны

3

7

Посуда

4

          Содержание курса.

 

                  Тема1. Дом. Быт.

     Цель. Познакомить с обстановкой Уральской горницы, её хозяевами. Дать понятие о семье.

1. Экскурсия совместно с родителями в Уральскую горницу ( музей клуба « Берегиня» ).

2.Рассматривание картин с домом, горницей, сенями.

3. Беседа о семье, о своём доме.

Сюжетно – ролевая игра «Дом,семья».

                     Тема2. Предметы быта и домашнего обихода.

      Цель. Дать представление о русской печи, домашней утвари ( кочерга, сковородник, чугунок, самовар, корыто, коромысла),колыбели и о колыбельных песнях.

  1. Рассматривание  макета русской печки, чтение потешек,сказок о печке, рассматривание картинок, иллюстраций к сказкам.

               Рассматривание картин, где изображена печь (которые дети принесли из дома – заранее давалось задание).

  1. Рассматривание кочерги, чугунка, картин с их изображением.
  2. Рассматривание сковородника, сковородки и их описание, рассматривание картин.
  3. Рассматривание самоваров, их описание,замечая различие, рассматривание картин.
  4. Рассматривание коромысла, вёдер, рассматривание картин.
  5. Рассматривание корыта. Дидактическая игра « Стирка».
  6. Рассматривание колыбели. Разучивание колыбельных песен.

  Сюжетно- ролевые игры: семья,дом.

                      Тема 3. Игрушки.

          Цель. Познакомить детей с уральскими народными игрушками ( Туринские матрёшки, Каслинское литьё –медвежонок,собачки,кошки и др.). Учить составлять короткий рассказ об игрушках.

  1. Рассматривание и описание туринской матрёшки и лепка матрёшки из пластилина.
  2. Рассматривание каслинских игрушек,лепка.
  3. Рассматривание каслинской игрушки и лепка её.
  4. Рассматривание и описание игрушки по выбору и лепка по желанию.

Самостоятельная художественная деятельность.

                Тема 4.Коврики для Дарёнки.

     Цель.  Познакомить детей с узорами ковриков,половичков.Учить составлять узоры из геометрических фигур.

  1. Рассматривание в картинках различные узоры ковров, половиков.  Дать задание на дом – рассмотреть дома узоры на коврах,паласах.
  2. Коврик для куклы из полосок – аппликация.
  3. Коврик для собачки из полосок и квадратов –аппликация (рисование).
  4. Коврик для дивана Дарёнки из полосок,кружков,квадратов – аппликация или рисование. ( можно совместно с родителями).

 Самостоятельная художественная деятельность.

                 Тема5. Полотенца.

     Цель.Познакомить детей с назначениями полотенец – утиральник,оберег,обрядовые (свадебные).Познакомить с полотенцами вышитыми уральскими узорами. Учить создавать узор для полотенец.

  1. Рассматривание различных по употреблению полотенец.
  2. Наклей узор для полотенца (утиральник).
  3. Нарисуй узор для полотенца (оберег).
  4. Свадебное полотенце.

Самостоятельная художественная деятельность.

                     Тема 6.Уральские сарафаны.

    Цель. Познакомить детей с изделиями  народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовное и бережное отношение к установившимся народным традициям. Закреплять умение детей составлять различные узоры.

1.Рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства ( натуральные и на картинках).( Дети в основном любуются принесенными из дома предметами, рассматривают их свободно, педагог не заостряет внимание на особенности  изделия, дети просто должны знать, что они уральские - наши, местные).

2. Украшаем сарафан (полоски, кружочки).

3. Украшаем сарафан (полоски, треугольники, кружочки, квадраты ).

Самостоятельная художественная деятельность. Рассматривание картин, где девушки водят хороводы в сарафанах. Дети сами, совместно с воспитателем водят хороводы.

                Тема 7. Посуда.

   Цель. Продолжать знакомить детей с изделиями народных умельцев Урала. Познакомить детей с декоративной посудой, её назначением, с украшением. Учить лепить посуду из пластилина, используя приёмы раскатывания пластилина между ладонями, сплющивая и растягивая по краям. Развивать творческие способности.

  1. Рассматривание чайной посуды (в качестве образцов показываются посуда с урало-сибирской росписью, Невьянская керамика, Нижнетагильские подносы).
  2. Лепка тарелок.
  3. Лепка кружек.
  4. Лепка чайной посуды и их украшение по желанию.

Самостоятельная художественная деятельность.

        Контрольные параметры оценки:

- имеют элементарные представления о культуре уральских народов,о творчестве уральских мастеров;

- умеют « создавать» предметы,изделия на основе уральского искусства;

- проявляют интерес и уважение к уральским мастерам – умельцам.

       Материально-техническое обеспечение.

1. Канцелярские товары ( краски, карандаши, пластилин, бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки ).

2. Наглядные пособия народных умельцев ( предметы быта, посуда,  утварь, одежда , игрушки) – перечисленные в разделе « Содержание курса».

      Учебно – методическое обеспечение.

 

1 Конспекты занятий.

2 Смирнова З.И., Толстикова О.В. Приобщение детей к культуре и быту народов Урала. Екатеринбург.2001г.

       Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва. 2013г.
  2. Боровинский М.Т. Литература Урала. Екатеринбург.1999г.
  3. Востриков О. Традиционная культура Урала.Екатеринбург.2000г.
  4. Мельников Е. Цветные камни Урала. Свердловск. 1986г.
  5. Новопашин М.Крестьянский сарафан Малахитницы. Екатеринбург. 2003г.
  6. Смирнова З.И.,Толстикова О.В. Приобщение детей к культуре и быту Урала. Екатеринбург 2001г.

                     

           

        Сведения о разработчике.

 

 Аглямова Татьяна Николаевна.

 МДОУ детский сад « Ладушки»

Воспитатель.

Педагогический стаж – 38 год

 Первая квалификационная категория

Адрес г.Качканар,6 а микрорайон, дом № 8 а,б.

Рабочий телефон – 6-35-12.

             Аннотация.

Программа рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет.

Цель программы – развитие у ребёнка дошкольного возраста  основ художественного восприятия национальной культуры.

Программа « Уральские умельцы» раскрывает возможности развития содержания образования и предоставляет педагогам уникальную возможность взаимодействия в рамках различных организационных форм образовательного процесса. Воспитателям и педагогам дополнительного образования данная программа является пособием на организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности. Данная программа поможет педагогам дошкольных учреждений в организации образовательной работы с детьми, в осуществлении интегрированного подхода к реализации ФГОС  дошкольного образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в средней группе(для детей4-5 лет) "Осень к нам пришла"

Сценарий развлечения для детей 4-х летнего возраста ранее не посещавщих детский сад....

Общее родительское собрание (Презентация)на тему "Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкамР.Т.с использованием УМК по обучению русскоязычных детей4 -7 лет татарскому языку

Тема: Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкам Р.Т. с использованием УМК по обучению русскоязычных детей 4 - 7 лет татарскому языку...

Беседа для детей4- 5 лет «Что значит творить добро?»

Беседа для детей4- 5 лет «Что значит творить добро?»Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.Задачи: развивать чувство удовлетворения за добрые дела;направить...

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"...

Дополнительная образовательная программа для детей4-5 лет "Сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа по  театрализованной деятельности для детей 4-5 лет...

Кружок "Волшебный комочек" для детей4- 5 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский районРеспублики Башкортостан  Утверждаюзаведующий МАДОУдетский сад...