ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я живу в России»
проект (старшая группа)

Шевченко Евгения Александровна

Воспитание граждански — патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории города, республики, страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад № 248 ОАО «РЖД

hello_html_6637148b.jpg

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

«Я живу в России»

Разработан воспитатели:

Шевченко Е.А.

г. Владивосток

Актуальность проекта «Я живу в России»:

                                              Нас в детстве ветры по земле носили.

                                   Я слушал лес и обнимал траву,

                                   Еще не зная, что зовут Россией

                                         Тот синий мир, в котором я живу.

                                                                                  Андрей Дементьев

       В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании в РФ», Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине.

      В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, патриота Родины.

       Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Патриотизм в современных условиях- это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны,- сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.

       Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, республике, стране.

Цель проекта: Воспитание граждански — патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории города, республики, страны.

Задачи проекта:

1Расширять знания детей о родном городе, крае, стране: история, символика, достопримечательности, традиции, расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного города, края, страны.

2. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы.

3. Развивать связную речь, выражать свои мысли, рассуждать, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, стране, Российской Армии; умение видеть красоту природы малой и Большой Родины. Воспитывать гордость за них.

      Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

     Патриотическое  воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов.

    Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед педагогами, является приобщение детей к культурному наследию социума.

     В частном  дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 248 ОАО «РЖД» проводится работа, направленная на формирование патриотического воспитания, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре своего народа  и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий.

Разработан цикл занятий по ознакомлению детей с историей и традициями русского народа.                                                                                                         Региональный компонент проекта  в образовании дошкольников дает возможность построить воспитательный процесс так, что дети дошкольного возраста через сюжетные  и дидактические игры  знакомятся с историей Приморского края, города Владивостока  с народами  которые  проживают на территории Дальнего востока. Выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами. В процессе непосредственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Дошкольник впитывает культуру своего народа через  колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: « Народное декоративное искусство   отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживании и первых эстетических суждений». Народное искусство, включая все его виды обладает большими воспитательными  возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Закрепление знаний происходит через народное искусство  в процессе игр - драматизации. «Народный календарь» праздников, тематических недель проводимых в детском саду позволяет детям как нельзя лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года, представить себе культурно-историческое пространство и время как единое целое. Это «Осенины», «Рождество», «Святки – колядки», «Масленица», «Веснянка»,  и другие.

В блоке Страна Россия, столица Москва, у дошкольников формируется понятие, что Россия очень большая по площади страна которую  населяют многонациональные народы. Знакомятся с символами государственной символики: гимн, флаг, герб. Через беседы, просмотр презентаций знакомятся со столицей нашей Родины городом Москва.

     Дошкольники  знакомятся с культурой  народов России и ближнего и дальнего зарубежья. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине. Различные народы представляются дошкольникам вместе с их стилем жизни, традициями, особенностями и жизненными обстоятельствами. Знакомясь с культурами народов, дети черпают их духовные основы. В группе  оформлен уголок поликультурного воспитания.

Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором. Дошкольники с удовольствием рассматривают иллюстрации в альбомах, раскрашивают людей разных наций в национальных     костюмах.

Проведение викторин «Традиции и обычаи народов России», «Национальные костюмы» показывают высокий уровень знаний дошкольников о жизни разных народов.

В процессе приобщения к многонациональному искусству у детей формируются эстетические представления, суждения, оценки о произведениях, развивается творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.

Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.
 В блоке «Защитники Отечества»  воспитание уважения к памяти тех кто защищал наше Отечество, защищал интересы нашего государства, воспитывать интерес к русской военной истории. Эмоциональное развитие через формирование чувств уважения, гордости, сопереживания, симпатии к  воинам –защитникам Родины. Военная история нашей страны полна героизма, истинного патриотизма представлена удивительными и уникальными личностями.  Все это дает богатый материал для подготовки и реализации моделей праздничных досугов, проведения занятий. Каждое из которых должно ассоциироваться с идеями благородства, рыцарства, мужественности нашего народа. Дети знакомятся с былинными героями, с защитниками отечества с великими полководцами, с праздником Победы 9 мая.

      Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, культуры, традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом - детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка и окружающий социум.  Работа  по воспитанию  у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество воспитателей  и родителей. Для этого необходимо вовлекать родителей в педагогический процесс. Используя разные формы работы с родителями: собрания, консультации,  индивидуальные беседы, участие в конкурсах в выставках работ,  совместные праздники, экскурсии, развлечения.  

Таким образом,  формируя знания детей в патриотическом воспитании через проект «Я живу в России» прививая  дошкольнику интерес к своей семье,  к городу Владивостоку, к Приморскому краю. К своей  стране – России и  к ее странам соседям. К традициям народа, к ее героям, защитникам отечества Воспитание толерантного отношения к людям разных рас и национальностей  к уважению их культуры и обычаев. Все это позволит воспитать достойного гражданина своей страны  с нравственной и правовой жизненной позицией.

Тип проекта долгосрочный, познавательный, нравственно-патриотический.

Разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: долгосрочный — 2 учебных года (сентябрь 2018-2020г.)

 

  • Основные формы реализации проекта:

— Словесные (беседы, диалог, описание, объяснение, рассказ)

— Наблюдения, экскурсии.

— Тренинги.

— Художественное творчество.

— Игровые.

— Продуктивные: рисование, лепка, аппликация.

— Выставки.

— Совместные мероприятия с родителями.

 

  • Форма проведения итогового мероприятия:

— Проведение  праздника «Дружат Дети на планете ».

— Презентация проекта.

— Выставка детских работ.

— Фотовыставка.

 

  • Методы работы:

— Наглядные;

— Словесные;

— Практические;

— Игровые.

  • Направления и формы работы:

— Работа с детьми (беседы, тренинги, презентации, художественное творчество)

— Работа с родителями (консультирование, анкетирование, беседы, мастер-классы, выставки совместного творчества, праздники);

— Работа с педагогами (консультации, презентации, круглые столы).

 

  • Обеспечение проекта:

Методическое: детская художественная и методическая литература,

дидактические материалы, плакаты, наглядная агитация для родителей, сюжетные картинки, образовательные презентации.

 

Формы взаимодействия с детьми и родителями:

С детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • ситуационное общение беседы, рассказы;
  • просмотр презентаций;
  • прослушивание музыкальных произведений, мультфильмов;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);
  • посещение музея.

С родителями:

  • консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
  • совместное создание коллекций магнитов с изображением городов России, книжной выставки;
  • рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме;
  • выставка для родителей творческих работ детей.

1 этап:

  • создание предметно – развивающей среды, оформление уголка патриотического воспитания;
  • подобрать картины, иллюстрации, аудиозаписи, подготовить презентации;
  • подобрать детскую литературу;
  • подготовить образцы народной росписи;
  • подготовить материалы, конспекты НОД, совместной деятельности.

2 этап:

Речевое развитие

  1. Вводная беседа «Наша Родина – Россия!»;
  2. Беседа «Символы государства», «Природа нашей страны;
  3. Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине;
  4. Чтение сказок народов России «По щучьему веленью» (русская народная сказка);

«Отчего у зайца длинные уши» (сказка народов манси), «Мышка и лось»

(хантыйская сказка);

  1. Книжная выставка «Моя Родина»;
  2. Составление рассказа по картине «Москва – столица нашей Родины».

Художественно-эстетическое развитие

  1. Слушание гимна России;
  2. Лепка «Хохломская посуда»; ;
  3. Рисование «народные промыслы»;
  4.  Обрывная аппликация «Флаг России»;
  5. Конструирование из конструктора ТИКО и полидрон «Кремль»;
  6. Слушание песни «Край, в котором ты живешь» (слова Ю. Этина, музыка Г. Гладкова);
  7. Разучивание песни «У моей России длинные косички»;
  8. Оригами «Матрешка».

Познавательное Развитие

Просмотр презентаций «Наша Родина Россия», «Москва – столица России»; Наблюдение «Где мы видим флаг России?», «Природа нашей Родины»;                         НОД «Россия – Родина моя».                                                                                          Просмотр презентации «Мы живем в России».

Социально-коммуникативное развитие

  1. Сюжетно – ролевые игры «Защитники», «Пограничники»;
  2. Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Какие народы живут в нашей стране?».

Физическое развитие

  1. Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»;
  2. Хороводная игра «Веночек», «Платочек»;
  3. Пальчиковая игра «Наш дом», «Город – это улицы».

Материально-техническое: куклы в национальной одежде, игрушки, изделия декоративно-прикладного искусства, атрибуты для театрализованной деятельности, аудио, видео материалы, мультимедийное оборудование, материалы для художественного творчества детей.

 

  • Предполагаемый результат:

Дети:

— проявляют интерес к играм, сказкам, декоративно-прикладному искусству

России и народов мира;

— различают и называют изделия декоративно-прикладного искусства России и

других народов.

 

Родители:

— Проявляют заинтересованность к детскому творчеству.

— Активно участвуют в изготовлении атрибутов и костюмов.

 

Педагоги:

— демонстрируют высокий уровень знаний о культуре разных народов; 
— активно используют в работе с детьми полученные знания.

 

  • Продукт проектной деятельности:

— Картотека игр народов мира;

— Конспекты НОД: «Знакомство с Приморским краем », « Игры народов Приморского края», «В гостях    у  матрешки.», «Украшение дымковской барыни», « Фестиваль народных игр»,   Спортивный праздник  «Богатыри»», «Люблю березку Русскую».»,  Концерт «В гостях у  Самовара», « Моя семья», «Россия — страна мастеров» и др.

 

— Составление картотеки  стихов, загадок, считалок;

— Выставка детского творчества.

—   Разработка альбома «Народно-прикладное искусство народов мира».

— Подбор Медиа материалов  для НОД, досугов и праздников.

Этапы реализации проекта

1. Целеполагание.

Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.

 

2. Разработка проекта:

— доведение до участников проекта важности проблемы;

— составление перспективного плана мероприятий;

— материально-техническое оснащение проекта;

 

3. Организация работы по созданию условий реализации проекта;

— организация методической работы.

 

4. Выполнение проекта.

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели

проекта.

 

  1. Презентация проекта.

Проект состоит из блоков:

Тематический план

№ п\п

Блок

Цели

Формы работы

1

Моя малая Родина - Владивосток

Развивать интерес к родному городу, его жителям,  достопримечательностям.

Закрепить понятие моя малая Родина.

Дом, где я родился, моя семья, моя улица.

- Беседы.

- Просмотр презентаций, иллюстраций.

- Составление рассказов.

- Создание альбома.

2

Край в котором я живу

Развивать интерес к Приморскому краю, коренных народах края, о их быте, обычаев, искусстве.проживающим на территории края.

Развивать  познавательную активность к природе  и животному многообразию края.

-Беседы об истории края, о коренных народах, костюме, доме, обычаях.

-Разучивание подвижных игр.

-Прослушивание музыки.

- Просмотр презентаций.

-Конкурс рисунков «История Приморского края»

3

Россия – страна в которой я живу

Россия многонациональная страна

Москва –столица нашей родины

Воспитывать интерес  к своей стране, гордость за ее народ, культуру, традиции.

-Беседы:

1. Россия как государство.

2.Прошлое страны.

3.Природные особенности.

4.Культурные традиции, праздники.

5. Ознакомление с народными промыслами, сувенирами, костюмом. Разучивание подвижных игр.

-Прослушивание музыки, разучивание танцев.

- Просмотр презентаций

- Чтение русских народных сказок.

4

Защитники Отечества

Воспитывать уважение уважение к памяти тех кто защищал наше Отечество, защищал интересы нашего государства, воспитывать интерес к русской военной истории.

 - Беседы

-Прослушивание музыки.

- Просмотр презентаций.

Проект реализуется через интеграцию областей:  «Социально-коммуникативное развитие; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего возраста «Я живу в Башкортостане»

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные предс...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы: «Мы живем в России».

Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Для чего человеку патр...

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»

С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»

laquo;Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастлив...

Проект: «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль «Моя Родина –Россия»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и   уважает накопленное и      сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...