Проект «Мой Башкортостан»
проект (старшая группа)

Вагапова Анжелика Геннадьевна

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gr.docx667 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мой Башкортостан»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
                                                                                               К. Паустовский

Паспорт проекта «Мой Башкортостан»

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: краткосрочный (28.09-09.10.2017 г.)

Актуальность.

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цели:

- расширять представления о родном крае, культуре,  традициях людей живущих в Башкортостане, формирование у дошкольников патриотических чувств;

- приобщение дошкольников к системе культурных ценностей народов, проживающих в республике;

- содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами башкирской национальной культурой, с бытом и историей своих предков.

Гипотеза: расширение представления о родном крае, развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

создание развивающей среды;

проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

привлечение к данной теме родителей.

Задачи:

Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).

Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.

Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине. Воспитывать любовь к родному краю.

Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы

 Формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- взаимодействие с родителями.

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.  Совместные с родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.

3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.

Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В ходе реализации проекта были проведены тематические занятия по темам ««Моя республика и столица», «Государственные символы республики Башкортостан», беседы по следующим темам: «Коренные жители Башкирии», «Башкирское народное жилище», «Одежда башкирского народа»,  «Гостеприимство башкир», «Что получают из молока?», беседа «Целебные напитки. Кумыс» и « Башкирские народные музыкальные инструменты». Ознакомились с пословицами и поговорками башкирского народа и с башкирскими сказками «Урал-батыр», «Камыр-батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай». Была организована открытая непосредственно-образовательная деятельность на тему: «Чтение и обыгрывание башкирской народной сказки, как метод приобщения к национальной культуре». Познакомились с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата». Воспитанники с удовольствием рисовали башкирские костюмы, юрты с элементами декоративной аппликации, разукрашивали узоры на бабушкином фартуке, «лепили» блюда башкирского народа, кадушку для кумыса.

Прослушали музыкальные произведения башкирских детских композиторов песни «Салават-батыр!», «Эсейем кэзерлем» Р.Зобейера. башкирские народные мелодии «Боронго Урал», «Гюльназира», «Колыбельную» Р.Сагхаутдиновой, «Тукмас».

Очень нравится играть детям в башкирские народные подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы», в том числе и дидактические: «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме), «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо», «Мой Башкортостан" и сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке».

Итоговым мероприятием проекта стало мероприятие, посвященное Дню республики.

В результате реализации проекта воспитанники знают и называют место проживания: республику, город; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн республики; называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Знают национальные игры, с удовольствием в них играют.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Данный проект поможет воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

C:\Users\User\Desktop\садиковские фото\фото РБ\DSCN2450.JPG

C:\Users\User\Desktop\садиковские фото\фото РБ\DSCN2436.JPG

C:\Users\User\Desktop\садиковские фото\ПРАЗДНИК РБ.9.10.15\SAM_1605.JPG

C:\Users\User\Desktop\садиковские фото\фото РБ\DSCN2447.JPGC:\Users\User\Desktop\садиковские фото\ГУЛЬНАЗ ФАЗИМ. ЗАНЯТИЕ 14.10.15\SAM_1659.JPGC:\Users\User\Desktop\садиковские фото\ГУЛЬНАЗ ФАЗИМ. ЗАНЯТИЕ 14.10.15\SAM_1666.JPGC:\Users\User\Desktop\садиковские фото\ГУЛЬНАЗ ФАЗИМ. ЗАНЯТИЕ 14.10.15\SAM_1677.JPGC:\Users\User\Desktop\садиковские фото\фото РБ\DSCN2429.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник ко Дню республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» в старшей разновозрастной группе 2016 год.

знакомить  детей с символикой республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом курай. Изучение башкирских национальных игр....

Проект "Родной Башкортостан"

В ходе реализации проекта дети приобретут знания о своем городе, республике, символике, достопримечательностям и начнут проявлять интерес к истории, природе и искусству своей республики, будут отражат...

Тематическое спортивное развлечение, посвящённое Дню независимости Республики Башкортостан «МОЙ БАШКОРТОСТАН!» СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:ЗадачиОздоровительные: Способствовать:- формированию правильной осанки у детей во время ходьбы, бега, упражн. и игр;- укреплению мышц ног и свода стопы в ходе выполнения упражне...

Геральдика Республики Башкортостан. Гербы административных районов Республики Башкортостан

Краткое описание всех районов Республики Башкортостан + пазл-карта РБ Символика Республики БашкортостанФлаг Республики БашкортостанЦвета флага Башкирии размещаются в таком порядке: сверху находит...

Тематическое мероприятие ко Дню республики Башкортостан "Край родной-Башкортостан"

Мероприятие посвященное ко Дню республики Башкортостан в подготовительной группе...

Презентация к проекту 2Мой Башкортостан"

Презентация к защите проектной деятельности в 23 группе....

Проект "Мой Башкортостан"

В ходе реализации проекта дети приобретут знания о своем селе, городе, Республике, символике, достопримечательностям и начнут проявлять интерес к истории, природе и искусству своей Республики, будут о...