КОНСПЕКТ НОД в старшей группе по ознакомлению с природой родного края « Заповедные места Крыма »
план-конспект занятия (старшая группа)

Диденко Ольга Михайловна

Закреплять знания детей о растительном мире родного края: травы, цветы и деревья;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednye_mesta_kryma.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НОД в старшей группе

по ознакомлению с природой родного края

« Заповедные места Крыма »

Подготовила  воспитатель  Диденко Ольга Михайловна

МДОУ «Детский сад №10 «Серебряное копытце» г. Алушта

Задачи:

Поддерживать устойчивый интерес к природе; ее объектом и явлением ближайшего окружения;

Закреплять знания детей о растительном мире родного края: травы, цветы и деревья;

Познакомить детей с правилами поведения в лесу: безопасное поведение при встрече с насекомыми (пчелы, клещи и т.д.);

Привлекать детей к посильному участию в природоохранной деятельности.

Материалы:

  • На большом листе ватмана нарисовано карта следования;
  • Картинки с изображением лекарственных трав, трава в горшочках: одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, крапива;
  • Рюкзак. Картинки с изображением вещей, которые необходимы в походе: запасная обувь, аптечка, нож, спички, соль, вода, подстилка, клеенка, телефон, диван, торт и т. д.;
  • Солнышко большое-для физ.минутки;
  • Бабочки для всех детей из белого альбомного листа;
  • Муляжи деревьев, большое бревно;
  • Насекомые (пластмассовые);
  • Аптечка (бинт, перекись водорода, зеленка);
  • Фломастеры у каждого ребенка в рюкзаке;
  • Камни, ветки для костра;
  • Чай в чайнике, мед.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по уникальным местам нашего родного края. Такие места называются заповедники. У нас в Крыму создано шесть заповедников.

О каких заповедниках вы знаете? «Лебяжьи острова» - одно из крупнейших мест гнездования и зимовки диких водоплавающих птиц. «Кара - Даг» - древневулканический массив с оригинальными формами рельефа. И возле нашего города Алушты находится самый большой- Крымский государственный заповедник, который сохраняет в неприкосновенном виде природу горного Крыма.

Укажет нам правильный путь карта. Мы должны строго следовать указанным маршрутам, чтобы не навредить своим посещением.

И так в путь. Давайте посмотрим на карту, что у нас впереди. В начале маршрута у нас нарисован рюкзак. И это справедливо. Чтобы идти в поход нам нужно правильно одеться и собрать нужные вещи.

Сейчас две девочки продемонстрируют одежду, а вы должны определить какая будет удобнее для похода и почему. (идет демонстрация одежды: одна- в красивом нарядном платье в лакированных туфлях, красивой шляпе, а вторая – в спортивном костюме, кепке, кроссовках – обе красиво демонстрируют данную одежду.) После показа дети решают в какой одежде удобней идти в поход и почему. (3-4 ответа).

Затем собирают рюкзак. Воспитатель выставляет предметы или картинки с изображениями предметов (обувь, аптечка, спички, подстилка, соль, клеенка, нож, торт, бусы, мочалка и т.д.). Дети решают, что необходимо взять с собой и почему. (3-4 ответа)

Дети, одетые в спортивные костюмы с рюкзаками за плечами шагают под музыку «Вместе весело шагать по просторам…».

Ребята, давайте посмотрим на карту, что у нас впереди? Мы у подножья Чатыр-Дага приближаемся к цветущему лугу. Что же нас поджидает в таком красивом месте. Давайте отдохнем и посмотрим вокруг, вы узнали эти растения. Дети называют. Что мы про них знаем? (дети читают стихотворения и загадывают загадки).

Одуванчик

Солнцежелтый одуванчик

Положу тебе в карманчик

Будет нужный всем салат

Он полезен для ребят.

А что еще можно сказать про одуванчик? Салат из одуванчиков повышает аппетит, поможет при болях в животе.

Крапива.

Ах, крапива, как ты жжешься

Прямо в руки не даешься

В огороде ты сорняк

Но не выбросим никак

Много пользы ты приносишь

И в беде ты нас не бросишь.

Крапива поможет остановить кровь при порезах и уменьшит боль при ушибах.

Подорожник

Есть множество цветов

Красивых, осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему быть – может

И трудней расти

И все же он с людьми

Находится в пути.

При небольших ранах используют чистый лист подорожника – он останавливает кровь, заживит рану.

Мать-и-мачеха (загадка).

Ранние весенние желтые цветы

Очень необычные зеленые листы

С одной стороны лист блестящий и гладкий

С другой он светлее, приятный и мягкий

Скажите, цветок как этот зовут

Излечит детишек он от простуд.

Свежие листья гладкой стороной можно прикладывать к голове при головных болях.

Ребята, согласитесь, какая уникальная растительность в нашем крае, растёт прямо у нас под ногами, радует глаз своей красотой и еще поможет в трудную минуту, поэтому, давайте идти аккуратно, только по тропинке, чтобы не навредить, а срывать цветы, если нам понадобиться помощь от целительной силы природы.

Ребята, впереди по карте – насекомые, какие домики.

- Какие насекомые просыпаются весной (дети перечисляют: божья коровка, муравьи, бабочки, пчелы и т.д.).  А кто из насекомых первый выходит на разведку? Правильно – пчелы. Какую пользу приносят пчелы?

(ребенок читает стихотворение)

В этом улье у куста

Шумят пчелы неспроста

Они мед сладкий собирают и детишек угощают

Ешьте дети, свежий мед

Он здоровье всем дает.

Ребята, на территории нашего заповедника, есть хозяйство, которое разводит пчел, чтобы обеспечить жителей нашего города вкусным, полезным, экологически чистым медом.

Сейчас мы находимся на территории этого хозяйства. Как нужно вести себя, если рядом пчелы? (Не размахивать руками, не бегать, не ловить пчел!)

Что нужно сделать, если пчела все-таки укусила вас? (дети рассказывают о первой помощи при укусе пчелы.)

В стакане воды развести ложку соли, смочить бинт, носовой платок и приложить к месту укуса.

Ребята, в наших лесах есть не только полезные насекомые, но и очень вредные и опасные. Самое опасное насекомое в весеннем лесу – это клещ. Он прячется в густой сочной траве или в листве на деревьях. Чтобы он не навредил нам, мы должны быть правильно одеты – должно быть меньше открытого тела. Когда возвращаемся из леса, то обязательно нужно раздеться и тщательно просмотреть всю кожу. Если все-таки клещ пробрался к нам под одежду и прицепился, то участок кожи, где клещ, нужно смазать маслом и через некоторое время снять клеща и обязательно показать врачу.

Ребята, посмотрите, к нам прилетели бабочки, они так спешили, что забыли надеть свои яркие и красивые наряды, давайте им поможем. (дети разукрашивают фломастерами бабочек).

Так стало ярко и красиво, что из-за тучи вышло солнце.

(появляется солнышко – макет, тянет помощник воспитателя по леске).

Ребята, когда весной появляется яркое, ласковое солнце, что нам всегда хочется? (погреться, позагорать.)

Физ. минутка.

(садятся под солнышко)

Потянулись к солнышку – показали ладошки

Подняли поочередно ноги- показали ножки.

Легли – показали правый бок, левый бок, спинку, животик.

Сидят, общаются.

Как хорошо греться на солнышке. А какие неприятности могут произойти на ярком солнце? (солнечный удар – если не будет головного убора, солнечный ожог, если долго лежать под солнцем). Чтобы не случилось этого, нужно помазать кожу кремом, попить воды, уйти в тень. Поэтому долго на солнышке мы задерживаться не будем, пора в путь.

Впереди по карте у нас лес. (дети идут по лесу) Какие деревья растут в нашем горном крае: дуб, граб, бук, крымская сосна, можжевельник, земляничник (дети узнают деревья по макетам.)

Внимание, ребята, смотрите, на карту, осторожно, впереди река. Какие крымские реки вы знаете? (Салгир, Кача, Альма, Бельбек).

Сейчас мы будем переходить Альму. У нас в Крыму реки не глубокие, в некоторых местах похожи на большой ручей. Сейчас мы выберем самое мелкое место и подумаем из чего в лесу можно построить мост. (из камней, из сухих веток или сухого дерева.) Дети берут сухое дерево, кладут через реку, проходят аккуратно по дереву, помогая друг другу.

Вот мы и перешли реку, но не все удачно. Некоторые дети замочили ноги, что делать? (высушить, попить горячего чая с медом, чтобы не заболеть.)

Давайте, разведем костер, закипятим воды, попьем чай!

Ребята, а в заповедники можно разводить костер? НЕТ! Как же быть?

Посмотрите вокруг, мы пришли в очень интересное место – туристическая стоянка «Подснежник». И в нашем заповеднике есть много таких мест, где туристам можно отдохнуть, погреться у костра, эти места обозначены на туристических картах. И нас не накажут, и мы не навредим природе, если в таком месте разведем костер, чтобы согреться.

Ребята, как вы думаете, почему название туристической стоянки «Подснежник»? Посмотрите вокруг, все покрыто белыми и нежными цветами.

Давайте посмотрим на эту красоту, вдохнем лесные ароматы. Говорят, когда человек смотрит на красивый нежный цветок, то становится добрым и нежным.

Подснежники занесены в Красную книгу России, их надо охранять и беречь. Мы уже стали добрыми и нежными, как цветы, а теперь пора согреться у костра.

Как правильно подготовить место для костра?

 (Расчистить место от сухой травы. Листвы, обложить камнями-сделать кострище)

Дети садятся вокруг костра (муляж), пьют чай с медом, греются.

Воспитатель рассказывает, что природу охраняют лесники и пожарные. Лесники следят за санитарным состоянием леса, подкармливают животных в холодные зимы. Пожарные охраняют лес от пожаров.

Но природу охранять должны не только лесники и пожарные, но и все жители Крыма, и мы с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...

Конспект НОД по познавательному развитию по ознакомлению с природой родного края в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель:  Расширять и углублять представление детей о природе родного края, о неразрывной связи человека с природой.Задачи: Формировать представление о своем крае, как части России. Обобщать знания ...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры у детей старшего возраста через ознакомление с природой родного края"

Ознакомление детей старшей группы с растениями : лиственные деревья , хвойные деревья , травы ; с дикими животными средней полосы , их особенности в свяи с сезонными изменениями , среда обитания ; пти...

«Экологическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с природой родного края»

План проект в старшей группе по экологическому воспитанию детей. Воспитание любви к природе родного края - одна из главных задач современного дошкольного учреждения.Природа способствует, гармонич...

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание любви к природе родного края»

Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;Задачи:способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе;формирование правил экологиче...