Проект Моя Югра
методическая разработка (подготовительная группа)

Проект Моя Югра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_yugra.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ

«Детский сад№ 10 «ДУБРАВУШКА

Проект по ознакомлению старших дошкольников

 с родным краем

«Моя-  Югра»

                                                                                             

                                                                                         

 Воспитатель: Майнова Л.Н.

                                                                                                                                                         

Актуальность. 

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

     В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Родина – считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

      Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края,  городов Югры,  познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

 2020 год является юбилейным для нашего края-Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Этот факт подтверждает актуальность проекта в год 90 летия образования ХМАО-Югры и делает его очевидным и своевременным.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном  крае – ХМАО - Югра.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с понятиями «наш край»,  «тайга» и с названиями городов и округа.

2. Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с родным городом, краем.

4. Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего края.

5. Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.

6. С помощью других видов деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность.

7. Развивать интерес  детей  к подвижным играм коренных народов Югры.

Прогнозируемый результат.

У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного города, народов крайнего севера и природе Югорского края. Он получит знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.

Основное содержание проекта.

Срок реализации проекта: сентябрь-ноябрь

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

  • Перспективный план мероприятий по проекту
  • Фонотека музыкальных произведений
  • Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»
  • Словарь терминов «Азбука Югры»

Работа с детьми перед началом проекта:

  • Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком городе?  Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы города вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения? Коренное население?

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера.
  • Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом.
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

  • Слайдовая презентация «Мои родители работают в Югре»
  • Конкурс рисунков «Моя – Югра».
  • Макет «Наш край»

План реализации проекта

Перспективный план мероприятий по проекту

Срок реализации

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Сентябрь

I неделя

Беседы с детьми «Кто заботится о нашей природе?»

«Здравствуй, Югра,

«Жизнь и быт коренных народов»,  «Ханты и манси –коренные жители ХМАО».  

Консультация «История города Нягань»

Отгадывание загадок народов Севера

Привлечение родителей к пополнению уголка

Дидактическая игра «Так бывает».

Сентябрь

II неделя

НОД «Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры» , «Природа родного края»

Разучивание подвижных игр

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Сентябрь

III неделя

Рассматривание фотографий

«Мой город»

Участие родителей в подборке фотографий города.

Рисование «Едем на машине »

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Сентябрь

IV неделя

НОД «Экскурсия »

Семейные экскурсии по любимым местам города.

Сказки «Айога», «Серебряное копытце»

Сказки народов Севера

«Стихи и песни» В. Калинушкина.

Октябрь

I неделя

НОД Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река» «Путешествие в страну нефти» Т. Царенко.

Составление рассказов, фотовыставка «Мои родители работают в Югре»

Художественное творчество. Лепка «Баю – бай, засыпай!»

Дидактическая игра «Почини здание»

Октябрь

II неделя

НОД Беседа «Профессии взрослых Югры»

Оформление фотовыставки

Разучивание подвижных игр

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Дидактическая игра «Расскажи про город наш».

Октябрь

III неделя

Просмотр презентаций: «Моя Югра», «Красная книга ХМАО», «Человек и северный олень»

Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Моя - Югра»

Чтение хантыйской сказки «Мышка» В.Бианки «Купание медвежат»

Октябрь

IV неделя

НОД «Как белки приспосабливаются к условиям зимы»

Консультация  «О любви к родному краю»

Игровое упражнение «Продолжи».

Ноябрь

I неделя

Встреча в музыкальной гостиной

Консультация «Праздники народов ханты и манси»

НОД Аппликация «Девочка в малице и кисах» ; «Дары Югры», «Где-то на белом свете», «Медведь-хозяин тайги»

Ноябрь

II неделя

НОД Рисование: животных, ягод, грибов по трафарету; раскраски «Национальные костюмы наших народов»

Консультация

 «Орнаменты ханты и манси»

Разучивание подвижных игр

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам».

Ноябрь

III неделя

Сюжетно ролевые игры: «Чум», «На рыбалке», «Стойбище оленеводов», «Путешествие в лес».

Чтение хантыйской сказки «Идэ»

Стихотворения поэтов Югры

Ноябрь

IV неделя

НОД «Путешествие по городам Югры»

Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с детьми.

Создание макета «Наш край»

Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры»

Слайдовая презентация

«Моя– Югра»

Консультация: «Что такое патриотическое воспитание»

Ожидаемые результаты

Результат деятельности детей:

Образовательная область «Познание»: Дети познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть  памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях  животного и растительного мира, смогут отразить свои  впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.

Образовательная область «Коммуникация»: Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественное творчество»: Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Образовательная область «Социализация»: Дети будут испытывать чувство гордости  за своих родителей, свой поселок, край.

Результат деятельности педагогов:

  • Систематизация работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным поселком и краем – Югрой.
  • Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.   

Продукты  деятельности педагогов и родителей:

  • Словарь терминов «Азбука Югры»
  • План реализации проекта
  • Конспекты НОД
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей

     В результате проведённой работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» в формировании толерантной культуры у дошкольников, воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса.

Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.

Литература:

  1. Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980
  2. Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996
  3. Журнал «Стерх», № 1, 1993
  4. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  5. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
  6. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
  7. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  8. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  9. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
  10. Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
  11. Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
  12. Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
  13. Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказки Югры"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса  к своей малой Родине, через  устное народное творчество-сказку....

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

Проект "Природа Югры"

Проект расширяет представления детей о природе Югры....

Проект "Сказки Югры"

Проект знакомит детей со сказками народов Югры....

Проект "Праздники Югры"

Целью проекта является знакомство детей с традициями и праздниками народов Югры....

Проект "Экология Югры"

Целью проекта является воспитание элементов экологического сознания у детей....

Проект "Сказки Югры"

В рамках месячника "Край ставший судьбой" совместно с родителями для детей старшей группы разработан проект "Сказки Югры"...