Ижемская кукла - акань
проект (средняя группа)

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы   с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает и о традициях коми народа.

Вызвали интерес детей и родителей к теме проекта.

Собрали  художественную  литературу, информацию о коми Ижемской кукле, дополнительный материал. Информировали родителей о реализации данного материала.   Поговорили с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношений к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ. Составили перспективный план по данному проекту. Большой интерес вызвал у детей посещение музея «Коми Котыр», где нам рассказали об истории возникновения Ижемской куклы, о традициях коми народа. После посещения музея, детям захотелось самим своими руками из ткани сделать куклу.

В рамках проекта «Ижемская кукла» мы знакомим детей не только с куклой , но и развиваем их воображение, творческие способности, совершенствуем их диалогическую и связную речь, даем правильные установки в привитии жизненных ценностей. В процессе работы мы активно используем методы, которые позволяют не только обогащать и закреплять знания детей, но и прививаем желание играть с коми куклой. После знакомства с коми куклой, дети с желанием изображают свои эмоции на листе бумаги, изображая полюбившуюся коми акань.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukla.docx55.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида» г. Сосногорска

                   

Паспорт проекта «Ижемская кукла - акань»

Автор проекта:

Кожура Полина Егоровна

Занимаемая должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая

2019 - 2020г.

Паспорт проекта «Ижемская кукла»

Цель проекта

Изучение традиции коми народа на основе изучения особенностей коми  Ижемской куклы, научить детей самим изготавливать простейшие куклы из ткани

Назначение проекта

Познавательно- развивающий проект

Сроки реализации проекта

Долгосрочный

Источники финансирования проекта

Участники проекта:

ФИО

Должность

Образование (какое учебное заведение окончил, срок окончания обучения, специальность по диплому),

Квалификационная категория

Перечень статей, публикаций

Кожура Полина Егоровна

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Образование средне-специальное, окончила Сыктывкарское педучилище №2 в 1978году

Педагогический стаж – 42 лет

Принимала участие:

Опубликована статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно – практической конференции «Организация  воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования» статья «Реализация  регионального  компонента в образовательном процессе ДОУ» (март 2014г.)

Результаты реализации проекта

Данный проект познакомил детей Ижемской куклой. Проект подвел детей пониманию значимости коми куклы в жизни ребенка, научил понимать и вести монолог , рассказывать кукле  о своих переживаниях, делиться радостью, познакомил историей возникновения коми куклы.

Полученные результаты работы по реализации данного проекта вовлекли педагогов  и родителей в активную творческую деятельность по изготовлению кукол.

Содержание проекта.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы   с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает и о традициях коми народа.

Вызвали интерес детей и родителей к теме проекта.

Собрали  художественную  литературу, информацию о коми Ижемской кукле, дополнительный материал. Информировали родителей о реализации данного материала.   Поговорили с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношений к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ. Составили перспективный план по данному проекту. Большой интерес вызвал у детей посещение музея «Коми Котыр», где нам рассказали об истории возникновения Ижемской куклы, о традициях коми народа. После посещения музея, детям захотелось самим своими руками из ткани сделать куклу.

В рамках проекта «Ижемская кукла» мы знакомим детей не только с куклой , но и развиваем их воображение, творческие способности, совершенствуем их диалогическую и связную речь, даем правильные установки в привитии жизненных ценностей. В процессе работы мы активно используем методы, которые позволяют не только обогащать и закреплять знания детей, но и прививаем желание играть с коми куклой. После знакомства с коми куклой, дети с желанием изображают свои эмоции на листе бумаги, изображая полюбившуюся коми акань.

Заключение

Проведение вдумчивой, кропотливой и творческой работы по реализации проекта, как мы убедились на своем опыте, помогает усвоению детьми духовно-нравственных категорий и правил доброй  жизни. Атмосфера в коллективе стала теплой, доброжелательной, дети стали более дружелюбными, родители - сплоченнее.

Анализируя ход образовательного процесса по проектной деятельности, мы чувствуем, что дети становятся более осведомленными, у них расширяются знания об окружающем мире, их речь становится более мягкой, красивой, звучной, а сами они становятся открытые к доброте.

Актуальность проект 

Приобщение детей к коми народной культуре, знакомству коми куклой  является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью своего коми  народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

   

Проблемы, которые решает проект

- нет достаточного методического и игрового материала по коми кукле;
- низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;

- недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
- недостаточно сформировано творческое взаимодействие между родителями воспитанников и детским садом.

- Родители имеют недостаточно знаний о коми народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей народа.

- в дошкольной педагогике нет разработанной современной  модели работы с  народными куклами.

Функции проекта 

Познавательно-развивающая функция проекта

Круг активных и пассивных участников проекта 

В ознакомлении с Ижемской куклой принимали участие  воспитатель, реализующий национально-региональный компонент – Кожура П.Е., родители воспитанников (которые  помогали  готовить кукол), воспитанники подготовительной  группы.

  Цель проекта:  

- Пробудить интерес детей к истокам коми народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.

- изучить традиции Ижемского народа на основе изучения особенностей куклы, научиться изготовлять простейшие куклы из ткани своими руками.

- Создать условия для д разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.

 - Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребёнка во внимании и признании духовно-нравственного развития ребёнка.

Задачи проекта:

Образовательная область «Познание»

- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения Ижемской тряпочной  куклы.

- Способствовать воспитанию у детей бережного и уважительного отношения к коми – народным игрушкам; 

Образовательная область «Коммуникация»

- Формировать диалогическую речь во время игры с коми куклой;

Образовательная область «Социализация»

- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми  и сверстниками при изготовлении коми куклы, во время игры с куклой.

Образовательная область «Физическая культура»

- Развивать двигательную активность для обеспечения смены динамических поз.

- Сформировать представление детей о коми играх;

Образовательная область «Музыка»

- Использовать музыкальное произведение для обогащения содержания НОД.

Образовательная область «Труд»

- Создать предметно-развивающую среду для игры с коми куклой;

- Познакомить с приемами изготовления самодельной Ижемской куклы Акань;

- Привлечь родителей к созданию коми куклы.

Ожидаемые результаты проекта

-обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;

- научиться сравнивать, анализировать свои знания об Ижемской кукле, её историю возникновения;

- освоить технологию изготовления Ижемской куклы;

- заинтересовать детей и научить играть тряпочной куклой.

- сформировать  у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.

- научить выбирать понравившуюся ткань для изготовления тряпочной куклы;

Для родителей:

сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;

приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;

- осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

- закрепить детско-родительские отношения во время совместной деятельности.

Критерии, показатели, индикаторы позволяющие оценить результаты проекта

- Высокий уровень  развития у детей интереса к народной кукле  и народным традициям;
- Возрастет доля участия детей в экспериментально исследовательской деятельности;
- Возрастет качество образовательного процесса;
- Возрастет процесс социализации детей в новой среде.

В ходе проектной работы был разработан мониторинг знаний по ознакомлению детей с коми куклой,  который проводился в начале проекта и после его завершения.  Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

- Знаете ли вы историю коми кукол?

- Есть ли у вас дома игрушки, сделанные своими руками?

- Для чего предназначены эти игрушки?

- Хотели бы вы научиться смастерить игрушки?

- Какую пользу приносит кукла?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали лишь 9%, на среднем уровне были знания  у 35% детей, совсем низкий уровень – у  56% детей. Знания детей были поверхностными и отрывочными, т.к. дети мало знали об истории Ижемской куклы. Заключительная диагностика показала, что знания у детей систематизировались, дети познакомились с Ижемской куклой, и её изготовлением. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали   39% детей, средний уровень -  45% детей, низкий уровень:   детей 16%

Научно-методическое обеспечение
- определена модель учебного процесса в соответствии с ФГТ
- разработаны комплексно-тематическое планирование и  система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми ООП.
Информационное обеспечение
- организовано взаимодействие  сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом.
Материально - технические
- наличие предметно-развивающей среды.
- создание уголка ряженья « Мастерская тряпочной куклы »
-  создание  мини-музея « Куклы наших бабушек»

Этапы реализации проекта и содержание деятельности (подготовительный, основной, заключительный)

Этапы проекта

Цель

І этап -Подготовительный

Обзор литературы об истории возникновения Ижемской куклы

Выявление понимания детьми для чего коми люди своими руками делали тряпочные куклы.

Подбор иллюстраций об Ижемской кукле.

Подбор материала для изготовления Ижемской куклы.

Разработка перспективного плана работы по ознакомлению детей Ижемской куклой

ІІ этап-

Основной (практический)

Реализация основных мероприятий  проекта.

Создание мини-мастерской для изготовления коми куклы. (привлечение родителей воспитанников приобретению материала, для изготовлеия кукол).

Организация работы по взаимодействию с социальными институтами музей «Коми Котыр»

ІІІ этап -Заключительный

Проведение мониторинга результативности работы по проекту.

Выставка Ижемских тряпочных кукол, сделанных руками детей и родителей.

Публикация детских рисунков «Ижемская кукла»  в журнале «Би кинь» («Рисуют Сосногорские дети»)

Анализ реализации проекта

Сроки

(дата)

Действия детей

Действия педагогов

Действия родителей

1 этап -  Подготовительный

Сентябрь

- Изучение литературы об истории возникновения Ижемской куклы;

- Выявление понимания детьми для чего коми люди своими руками делали тряпочные куклы.

- Подбор иллюстраций об Ижемской кукле.

- Подбор материала для изготовления Ижемской куклы.

- Разработка перспективного плана работы по ознакомлению детей Ижемской куклой.

- Разработка модели мини-музея «Ижемская кукла наших бабушек »

- Создание уголка ряженья « Мастерская тряпочной Ижемской куклы »

 - Анкетирование родителей:  «С какими куклами играют наши дети?».

 - Проведение родительского собрания «Коми кукла в играх современных детей»

- Работа с родителями с целью вовлечения в изготовление  альбома «Коми куклы разных районов Коми Республики».

- Сбор литературы, пословиц, поговорок, иллюстрации, материала, для изготовления кукол

2 этап - Практический

Октябрь

- Беседы с детьми об истории возникновения Ижемской куклы;

-Дидактическая игра

«Найди маме дочку»

Цель: учить детей находить одинаковые по цвету элементы коми орнамента на

шаблоне большой и маленькой куклы.

-Чтение худ. литературы

«Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

.

Работа над проектом

-Консультация :

«Кукла в жизни ребенка и её роль сохранения связи с поколениями »

-Вовлечение родителей в создание мини - музея «Куклы наших бабушек »

Ноябрь

-Экскурсия в музей «Коми Котыр»- знакомство с Ижемской куклой;

- Дидактическая игра

«Украсим кукле одежду, обувь». Цель: упражнять детей в составлении узора коми орнамента из полосок – деталей элементов, совершенствовать эвристический метод, развивать сообразительность

- Настольно-печатная игра «Поможем кукле» 

Цель: Закрепить знания о предметах и их использовании.

-Лепка «Ижемка».Цель: учить депить куклу в коми наряде

-Создание уголка ряженья «Мастерская тряпочной куклы »для изготовления коми кукол;

- Рассматривание иллюстраций на тему «Ижемская кукла», «Чем отличаются куклы разных районов Коми Республики»

Сюжетно-ролевая игра «Кукла встречает гостей». Цель: воспитывать доброту,гостеприимство.

Консультация:

«История возникновения  коми куклы»

-Мотивирование родителей для организации совместной творческой деятельности по изготовлению кукол.

Составление альбома «Ижемская кукла»

Декабрь

- Рассматривание коми Ижемской куклы в мини-музее «Коми Изба» детского сада;

- Аппликация - “Шкатулка мастерицы”. Цель: учить использовать соответствующие материалы для изготовления Ижемской куклы.

Рисование «Ижемка» Цель:  Развивать творческие способности в изобразительной , речевой деятельности. Доставить детям радость.

Познакомить детей национальным праздником ижемцев «Луд» - показать красоту, самобытность, гостеприимность коми народа

Познакомить детей с Ижемской народной куклой, технологией изготовления.

Совместная творческая деятельность педагога и детей по изготовлению куклы. Образцы куклы, подбор кусочков ткани для изготовления кукол вата, квадратный лоскуток, красные нитки.

-Консультация «Кукла воспитании девочек»

-  Выставка художественных работ детей по теме: «Ижемская кукла в моем представлении»

Беседа с родителями «Что вам понравилось в этом проекте, что интересного вы узнали?»

Январь

Хороводная игра «Кытшȫм вотсȫм» (В хороводе мы играем) Цель: развивать умение играть сообща, петь коми песни.

- Рассматривание одежды куклы ижемки. Закрепить названия национальной одежды девочек и мальчиков.

-Изготовление коми Ижемской куклы из ткани.

-Конструирование из строительных деталей «Коми изба». Цель: учить строить деревянный дом по эскизам

-Дидактическая игра:

«Дочки-матери.»  

Цель: упражнять детей в подборе 2-х одинаковых плоскостных коми кукол, развивать наблюдательность, подмечая незначительные орнаменты на малице.  

Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением Презентация «Народные куклы».

Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы».

Совместная творческая деятельность педагога и детей в процессе изготовления куклы

Рассматривание альбома «Национальная одежда коми народа» Цель: показать красоту национальной одежды Ижемского наряда

Познакомить с последовательностью строительства бабушкиного бревенчатого дома

Познакомить детей с профессией оленеводы – закрепить, во что они одеваются, как живут в чумах.

-Разучивание коми пословиц и поговорок, беседы.  

Февраль

-Дидактическая игра

«Кто ты куколка моя?» Цель: закрепить знания детей о народных куклах

Выпуск фоторепортажа «Мы рисуем коми куклу»

Выставка рисунков «Ижемская кукла»

Публикация детских рисунков «Ижемская кукла»  в журнале «Би кинь» («Рисуют Сосногорские дети»)

Беседа с родителями «Что вам понравилось в этом проекте, что интересного вы узнали?»

3 этап - Заключительный

- Показ детьми спектакля по мотивам коми народной сказки «Марпида-царевна» - учить детей подражать героям сказки, передавать их образы

Результаты работы над проектом: «Ижемская кукла - акань»

Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе.

Проведение диагностики в начале и в конце проведения проекта с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников.

-Повысился уровень знаний родителей по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы.

Дальнейшее развитие проекта:

-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:

-участие в конкурсах, выставках, акциях;

-публикации

Условия реализации проекта

- интерес детей и родителей

-методические разработки непосредственно – образовательной деятельности с детьми и их родителями

-новизна материалов

-доступность для детского восприятия

-выбор специальных педагогических воздействий

-создание развивающей среды

Литература:

1. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок»,издательство «ООО Белый город», Москва.
2. Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка»-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,ил.
3.Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с.,цв. Ил.

     

Сценарий спектакля по мотивам коми народной сказки «Марпида-царевна»

Людмила Стень
Сценарий спектакля по мотивам коми народной сказки «Марпида-царевна»

По мотивам коми народной сказки «Марпида - царевна»

Исполняется танец «Ручеек», строятся полукругом лицом к зрителю.

Здороваются по коми.

Ребенок:

За ручейком мы шли, да шли

И в лес за ним мы пришли

Ручеек журчит, поет

Может в сказку приведет?

Все:

Коми сказка появись,

Для всех для нас ты покажись!»

Музыка. Расходятся парами, садятся по бокам

По лесу идет старик, Марпида сидит на пеньке

Старик:

Долго по лесу иду

Никак дорогу не найду…

Видно, сбился я с пути

И дорогу не найти. (ходит ищет дорогу, замечает Марпиду)

Музыка:

Старик:

Что я вижу?

Да здесь девчушка!

Как же здесь ты очутилась,

Неужели заблудилась?

Марпида:

Здравствуй дедушка родной!

Как хорошо, что я встретилась с тобой!

Старик:

Милая, а что случилось?

Что с тобою приключилось?

Марпида:

Злая мачеха меня прогнала

Не хочет, чтобы я

Жениха своего сокола знала.

Старик:

Как зовут тебя?

Марпида:

Марпида,а жениха зовут- сокол

Ты его не видел?

Старик:

Нет не видел я его.

Ты не плачь, душа моя,

Не обижу я тебя….

Как же мне с тобою быть?

А вот что: пойдем со мной

Ко мне в избушку жить.

Музыка.

Смена декораций. Коми изба. (старуха стоит около печи, готовит, а две дочки сидят и играют в «ладушки») открыть желтую ширму

Старуха (к старику)зло:

Ну и куда же ты пропал?

Что, опять ни рыбы, ни дичи не поймал?

Старик:

Нет, не поймал

Я никакую зверюшку

Зато, погляди

Привел к нам девушку.

Старуха:

Что ты, спятил, как всегда,

Гони ее ты со двора

Зачем же здесь мне лишний рот?

Вон, нахлебников и так невпроворот!

Марпида:

Не гоните вы меня,

Может, пригожусь вам я,

А как жениха найду,

Вон от вас я и уйду!

Старуха(ходит думает)

Оставайся, так и быть,

Будешь нам обед варить.

Вон, корову попасешь.

Да дров из леса принесешь.

А ну-ка, дочки в лес пойдем

Грибов, да ягод наберем. (уходят)

Музыка:

Марпида подметает пол, варит обед, уходит в лес за дровами.

Старик сидит разбирает сети.

В это время возвращается старуха с дочками, с корзинами ягод, разбирают их за столом.

Входит Марпида с вязанкой дров, подходит к печке. Дочки подбегают. Дразнятся.

Ой дырка, дыра, еще дырка

1 дочка:

Иди-ка в подполье ты сходи

Там пух рябчика ты общипи

Да сарафан себе сотки (смеется)

2 дочка:

Ты думаешь тебя мы будем одевать?

Да в обновы наряжать?

Старуха:

Все, пора всем на работу

Старик, иди ты на охоту

А мы, дочки в лес пойдем

Еще грибов, да ягод наберем. Уходят.

Музыка:

Марпида садится около прялки, общипывает рябчика, к ней подбегает кошка, вбегает мальчик зовет кошку, берет ее и отдает Марпиде.

Ребенок:

Ты, Марпида, не грусти

На вот кошку ты возьми

А давай сейчас вдвоем

Кошке песню мы споем

Исполняется песня «Миян кысук».

Музыка: летит Сокол

Сокол:

Здравствуй, невестушка моя,

Долго ж я искал тебя…

Полетим скорей в мой дом

Дружно заживем мы в нем.

Марпида:

Сокол, милый я боюсь,

Я, наверно, откажусь

Старуха злая нас найдет

Меня и дедушку прибьет.

Сокол:

Хорошо лечу я без тебя

Ждут меня еще дела

Но вдруг тебе я пригожусь

В тот же час здесь мигом окажусь

Музыка

Сокол улетает, Марпида продолжает общипывать рябчика.

Возвращается старуха с дочками.

Старуха:

Сделал дело- гуляй смело!

А сейчас, дочки, наряжайтесь,

Да на праздник собирайтесь!

1 дочка:

Как хорошо! Сегодня праздник!

2 дочка:

Будем там мы петь, играть,

Веселиться и плясать! Уходят.

Марпида:

Сокол, милый прилети!

Наряд красивый принеси!

Скучно мне в избе сидеть

Хочу на праздник посмотреть!

Музыка: летит сокол!

Сокол:

Посмотри, наряд какой,

Нравится тебе такой?

Улетаю сейчас я,

Ждут меня еще дела. Музыка

Смена декораций, закрыть коми избу, гуляние.

Игра «Дзоляник кочильой» сели на места

Появляется Марпида, все обращают на нее внимание

Ребенок:

Кто такая? Кто такая?

А красавица какая!

Как красив ее наряд

Становись- ка с нами в ряд.

Игра «Мунам, гуляй там»Марпида уходит переодеваться, все на свои места

Дочки:

Мам, а мам, хотим такой (бегут за старухой дергают за юбку, просят купить)

Старуха:

Где же я его возьму?

Такой купить я не могу.

Домой нам надо возвращаться

Проверим: успела ли Марпида прибраться?

Музыка:

Смена декораций. Коми избаМарпида сидит около прялки.

Старуха:

Чисто все,обед готов.

1 дочка:

Вон сидит, теперь прядет.

2 дочка:

Ха-ха-ха! Думает, Что

Сарафан себе соткать.

1 дочка(дразнится)

Мы на празднике у нас

Девушку видели сейчас.

2 дочка:

А красавица какая,

Не чета тебе, родная.

Марпида:

А не я ли там была?

Не похожа на меня?

1 дочка:

Замарашка, ты что несешь?

Наряд такой ты где возьмешь?

2 дочка:

Неужели его из

Рябчика соткешь?

Старуха:

А ну-ка, хватит нам дразниться

Пора уже всем спать ложиться.

Ночь, все ложатся спать.

Музыка«Колыбельная» все спят

Старуха:

Уже утро! Пора вставать!

Дочки:

Ой вставать, как неохота!

Опять какая-то работа?

Старуха:

Сегодня день праздника второй

Вставайте быстро и пойдем

Все вместе песни попоем,

А ты, Марпида, здесь сиди,

Да обед нам всем свари! (уходят).

Марпида:

Быстро свой наряд возьму,

И на праздник побегу.

Смена декораций, закрыть коми избу.

Дети тройками строятся. Входит Марпида

Ребенок:

Посмотрите, вот дела,

опять красавица пришла!

Вовремя пришла как раз

Песню будем петь сейчас,

Исполняется песня «Зарни мойд» Марпида сразу уходит, дети на места

Коми изба, Входит мать и дочки

1 дочка:

Как хорошо мы погуляли

Мы и пели и плясали!

2 дочка:

Красавица пришла опять

Ну, просто глаз не оторвать!

Марпида:

А что?Меня в ней не узнать?

1 дочка:

Замарашка помолчи,

В избе сидишь, вот и сиди!

2 дочка:

На сарафан свой посмотри,

А потом уж говори!

Марпида:

Сюда мой сокол прилетал

Он мне наряд красивый дал.

Все:

Что (собираются вместе, шепчуться)

Старуха:

Надо сокола поймать,

Крепко- накрепко связать.

Дочки:

И немедленно заставить

Нам наряд красивый дать.

Все:

Побежали его искать! (убегают) переодеваться на волны?

Музыка:

Сокол:

Марпида, милая беда!

Они хотят поймать меня!

Я отсюда улетаю,

А тебе платок я оставлю

Как платочком ты взмахнешь,

Меня ты сразу и найдешь!

Марпида:

Жених мой, сокол, не, улетай!

И меня не оставляй!

Улетел…

Нет, сейчас я побегу

Своего сокола найду!

Машет платком

Ты, платочек, помоги!

Жениха скорей найди!

Смена декораций. Лес. (закрыть зеленую ширму)

Марпида:

Сокол ясный, отзовись! (останавливается перед избушкой)

Что это? Избушка?

Ты, избушка повернись

Кто живет здесь покажись!

Выходит бабка Ежка

Б- Е:

Что ты ходишь, Марпида, по свету?

Марпида:

Бабка Ежка,а сокола моего у тебя, случайно, нету?

Б-Е:

Недавно был, да улетел

Далеко, за белое море,

Вот и летает он там на просторе

Обидела, Марпида ты его

Зачем ты старухе

Рассказала все про него?

Марпида:

Как же виновата я

Наверное, сокол не простит меня. (плачет)

Б-Е:

Ну, Марпида, не грусти

На вот яйцо держи

Брось на Землю ты его

Тебя приведет к ворону оно,

А что делать дальше

Ворон подскажет

И тебе дорогу укажет.

Марпида: по коми

Спасибо Б-Ежка!

За яйцом я побегу

Своего сокола найду.

Музыка, Марпида бежит за яйцом и встречает ворона

Марпида:

Милый ворон, помоги

Моего сокола найди

Улетел он за белое море

И летает он там на просторе.

Ворон:

Что такое, что случилось?

Что ж такое приключилось?

Марпида:

Сокол обиделся на меня

Хочу просить прощенья я.

Ворон:

Не печалься, не грусти.

Ко мне скорее подойди

Смелей на крылья ты садись

И быстро за море помчись.

Открыть зеленую ширму

Исполняется танец волны. переодеваются обратно

Ворон:

Вот и прилетели мы за белое море

Здесь твой сокол летает на воле

А сейчас пора прощаться

Пора домой мне возвращаться

Марпида(ходит зовет сокола)

Сокол где ты? Отзовись!

Предо мной ты покажись!

Музыка. Появляется Б –Ема (взрослый)

Б-Е:

Что? За соколом пришла?

Быстро ж ты его нашла!

Не отдам его тебе,

Пусть теперь послужит мне.

Марпида:

Ема баба, помоги!

Сокола ты отпусти.

Расколдуй его, прошу,

А я, чем надо- помогу.

Б- Е:

Ты поможешь,говоришь?

Ну так вот и помоги

Ты меня развесели,

А то скучно мне одной

Ты загадки отгадай

Да и в игры поиграй.

Марпида:

Хорошо Е-баба! (детям)

Ребята, а вы мне помогите, пожалуйста.

А я побегу, поищу сокола

Б-Е:

Загадывает коми загадки.

Б-Е:

Все загадки отгадали,

А сейчас хочу играть я с вами.

Коми игры«Мышка, мышка где мой угол?» вбегает Марпида

Б-Е:

Что ж, загадки отгадали

И со мной вы поиграли

Слово я свое сдержу

Сокола я отпущу.

Музыка, появляется Сокол

Марпида:

Сокол, милый, не кори,

Ты меня за все прости

Хочу я быть с тобой всегда

Хочу, чтоб не пришла опят беда.

Сокол:

Марпида, я тебя прощаю

И в птичье царство приглашаю

Полетим с тобой туда,

Ведь невеста ты моя.

Под музыку участники сказки выходят на середину зала.

Ребенок:

Мы старались не напрасно,

Сказка кончилась прекрасно

И на радость сейчас

Песню все споем для вас

Все:

И станцуем перепляс

Исполняется песня «Воитыще»

Танец «Кадриль», Строятся полукругом и прощаются по коми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ручного труда "Изготовление хантыйской куклы Акань"

Изготовление хантыйской тряпичной куклы Акань с детьми подготовительной к школе группы....

Педагогический проект Кукла Акань

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с коми – народной игрушкой и коми игр. Знакомство детей с различными коми куклами, о приемах изготовления кукы Акань...

Презентация на тему: "Кукла Акань"

Презентация к проекту : "Кукла Акань"...

Изготовление куклы - "Акань"

Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и по­коления. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его....

Конспект занятия по образовательному направлению "Физическое развитие" во 2 младшей группе по теме: "Знакомство с Коми народной куклой Акань"

Задачи: 1. Физическое развитие: - Учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять движения четко в соответствии с заданием по показу воспитателя; - Упражнять в прыжках на двух ногах с продв...

Мастер - класс с родителями по изготовлению куклы "Акань"

Акань - это традиционная куколка, любимая многими народами Севера. Для тех, кто верил в её волшебные свойства, она становилась настоящим оберегом. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, чт...

Изготовление куклы Акань

Поэтапное изготовление куклы...