Тема проекта: «Национальный праздник- Сагаалган».
проект (старшая группа)

Гатауллина Цындыма Бадмашидиевна

  Мы живем в многонациональной стране, где каждая национальность имеет свои обычаи и традиции. Наш бурятский народ также должен сохранить культурное наследие. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.

В Бурятии одним из значимых праздников является Сагаалган. Сагаалган- это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Наш проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа.

Проект разработан в соавторстве с Цыдыповой Туяной Баяртуевной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект на24.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

671460, Республика Бурятия, Кижингинский район, улус Могсохон, ул. Базарова,8

Тел.83014135322. mail: detsadnaran@mail.ru

 

 

 

 

Республиканский онлайн- конкурс

«Элинсэгэйм мунгэн сэргэ»- «Серебряная коновязь предков».

Номинация:

Проекты по сохранению и развитию национальных традиций

 «Традиция и обычаи бурятского народа».

Тема проекта:

«Национальный праздник- Сагаалган».

Подготовили: Гатауллина Цындыма Бадмашидиевна- воспитатель

      Цыдыпова Туяна Баяртуевна- воспитатель

МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

Тема проекта:

«Национальный праздник- Сагаалган».

Тип проекта: творческий, краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, социум.

Актуальность:

Мы живем в многонациональной стране, где каждая национальность имеет свои обычаи и традиции. Наш бурятский народ также должен сохранить культурное наследие. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.

В Бурятии одним из значимых праздников является Сагаалган. Сагаалган- это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Наш проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа.

Цели:

Знакомство и сохранение традиции и обычаев бурятского народа, в том числе национального праздника «Сагаалган». Развтитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Задачи:

-Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном значимом празднике в жизни жителей Бурятии;

-Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитания любви к родной республике и гордость за нее;

-Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах;

-Развивать познавательную и двигательную активность детей;

-Совершенствование творческих навыков детей.

Ожидаемый результат:

-Разработка системы занятий для групп детского сада по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

-Оформление практического материала по теме проекта ;

- Проведение утренника  «Сагаалган»;

- Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: выставка детских рисунков и поделок «Амар мэндээ, Сагаалган!», активное участие на утреннике;

-Пополнение оформления предметно- развивающей среды по теме «Еhо заншал».

План проектной деятельности:

Название мероприятия

Цель мероприятия

  

 

 

 

 

 

 

 

   1 неделя

Беседы:

«Национальный праздник Сагаалган»

«Литэ»

 «Как встречать Сагаалган»

-Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю;

-Знакомство с лунным календарем;

-Развивать память, внимание, воображение.

Загадывание бурятских загадок.

-Формировать умение понимать образный смысл загадок;

-Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение у детей.

Чтение бурятских народных сказок.

-Формировать умение понимать смысл произведений;                                              -Создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Подвижные бурятские игры

-Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

НОД. Художественное творчество (лепка, рисование)                                    «Бурятская национальная пища»             «Буряад арадай амhарта»                                       

-Продолжать знакомить детей с национальной пищей бурят, утварью;                                                                          -Развивать мелкую моторику пальцев.

 

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган».

Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, речь и воображение.

 

Художественно- эстетическое развитие:

Прослушивание народной музыки. Заучивание элементов ёхора.

Подготовка к утреннику «Сагаалган»

  

 

 

 

 

 

 

 

 2 неделя

Беседы:                                        «Молочная пища»                                «5 цветов хадака»                            «Что в имени твоем?»

 

-Формировать у детей представления о разнообразности белой пищи;

-Знакомство с значениями хадаков и имен;

-Развивать память, внимание, воображение.

Разучивание скороговорок

-Формировать умение понимать смысл скороговорок;

 -Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение и артикуляцию у детей.

Чтение бурятских народных сказок.

-Формировать умение понимать смысл произведений;                                              -Создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Подвижные бурятские игры

-Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

НОД. Художественное творчество (аппликация, рисование,)                                    «Сагаан эдеэн»                               «Юрта»                                                     

-Продолжать знакомить детей с белой пищей, с юртой;                                                                          -Развивать мелкую моторику пальцев.

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Быт у бурят».

Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, речь и воображение.

 

Художественно- эстетическое развитие:

Прослушивание народной музыки. Заучивание элементов ёхора.

Подготовка к утреннику «Сагаалган»

3 неделя

Беседы:                                               «Табан хушуун мал»                                       «Бурятская национальная одежда» «Минии уг гарбал»

Знакомить с надомными животными, с элементами дэгэла, о понятии родословного древа.

 

Разучивание  пословиц и считалок

-Формировать умение понимать смысл пословиц и считалок;

-Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение и артикуляцию у детей.

 

Чтение бурятских народных сказок.

-Формировать умение понимать смысл произведений;                                              -Создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

 

Подвижные бурятские игры

-Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

 

НОД. Художественное творчество (лепка, рисование)                              «Табан хушуун мал»                                       «Бурятская национальная одежда»                                  

-Продолжать знакомить детей с надомными животными, знакомство с бурятскими орнаментами;                                                                          -Развивать мелкую моторику пальцев.

 

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Минии уг гарбал».

Закреплять полученные знания, развивать внимание, память, речь и воображение.

 

Итоговое мероприятие:

-Оформление музыкального зала;

-Выставка рисунков и поделок;

-Выставка лэпбуков, папок- передвижок, стенгазет;

-Утренник, посвященный национальному празднику «Сагаалган».

-Подготовка к утреннику «Сагаалган».

-Привлечение родителей к проекту, развитие творчества у детей.

 

 

 

Литература:

1.      Бурятский язык в картинках для малышей. 2020г. Д. Папаева

2.      Уран угын абдарhаа. 2003г. Д.Д. Ошоров

3.      Барбаадай. 1982г. Ц-Б. Бадмаев, Ц-Д. Дондокова

4.      Антология бурятской детской песни. 2014г. М.Б. Хубриков

5.      Гурбан эрдэни. 2003г. Г.Г Чимитов

6.      Оюун нангин Агамнай. 2008г. Бато Бальжинимаев

7.      Белый месяц. Празднование Нового года у монголов. 1971г. Д.Б. Банзаров

8.      Ресурсы с Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бурятский национальный праздник "Сагаалган-Белый месяц"

С праздником вас, с Новым годом по восточному календарю – Сагаалганом! Наступающий год –год собаки. Еще этот праздник у нас в Бурятии называют «Праздник Белого Месяца». По - бу...

Оформление предметно-развивающей среды группы к национальному празднику "Сагаалган".

Фотоотчет предметно-развивающей среды к национальному празднику Сагаалган....

Положение Районного конкурса «Хоорхэн Баатар», «Арюухан Дангина» среди воспитанников ДОУ в рамках проведения традиционного национального праздника «Сагаалган- 2020»

ПоложениеРайонного конкурса «Хоорхэн Баатар», «Арюухан Дангина» среди воспитанников ДОУ в рамках проведения традиционного национального праздника «Сагаалган- 2020&r...

Занимательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром бурятский национальный праздник «Сагаалган» для детей подготовительной группы

Цель: дать представление о празднике Сагаалган.Задачи:• познакомить детей с традициями встречи нового года по восточному календарю;• научить играть в бурятские народные игры;• разу...

Проект "Национальный праздник - Сагаалган".

Проект "Национальный праздник- Сагаалган" спроектирован к Республиканскому онлайн- конкурсу "Элинсэгэйм мунгэн сэргэ"- "Серебряная коновязь предков" в номинации "Про...

Сценарий к республиканскому конкурсу национальных блюд при встрече национального праздника Сагаалган Бурятской Ассоциации

Сценарий к республиканскому конкурсу национальных блюд при встрече национального праздника Сагаалган Бурятской Ассоциации, который был проведен в Кижингинском районе в 2020-м году....