Маршруты выходного дня. Театральный Санкт-Петербург
проект (подготовительная группа)

Кокина Наталья Алексеевна

Разработка «Маршрутов выходного дня» - один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Невозможно узнать и полюбить театр, ни разу не посетив его. Познакомить ребенка с театром «изнутри», окунуться в его волшебный мир, посмотреть спектакль, все это невозможно без помощи родителей.

Чтобы привлечь родителей, к совместной активной деятельности в вопросах духовно-нравственного воспитания, мы предложили совместный (ребенок, родитель, воспитатель) проект «Маршрут выходного дня».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshruty_vyhodnogo_dnya._teatralnyy_sankt-peterburg.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проекта

«Маршруты выходного дня. Театральный Санкт-Петербург»

Паспорт проекта

Введение.

Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, в ходе которой ребенок раскрепощается, может реализовать свои творческие замыслы, получает удовлетворение. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У детей появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Мир истории, искусства Санкт-Петербурга – разве это не бескрайнее море, где каждая новая волна – новое открытие для сердца петербуржца.

В Санкт-Петербурге несчетное число детских театров и студий – в каждом районе не меньше трех. Помимо этого во всех «взрослых» театрах есть детские спектакли: кукольные, музыкальные, драматические, интерактивные. Развивающие воображение постановки, удивляют своим разнообразием, показывая, насколько многогранен мир, творческое сознание режиссеров и талант артистов.

Невозможно узнать и полюбить театр, ни разу не посетив его. Познакомить ребенка с театром «изнутри», окунуться в его волшебный мир, посмотреть спектакль, все это невозможно без помощи родителей.

Чтобы привлечь родителей, к совместной активной деятельности в вопросах духовно-нравственного воспитания, мы предложили совместный (ребенок, родитель, воспитатель) проект «Маршрут выходного дня».

Разработка «Маршрутов выходного дня» - один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

На протяжении нескольких лет мы занимаемся разработкой «маршрутов выходного дня» по ознакомлению детей с историческими местами Санкт-Петербурга, музеями и его достопримечательностями. Каждый маршрут с доступным и интересным текстом, занимательными фактами и дополнительным развивающим материалом. Иллюстрированные путеводители были созданы в помощь заботливым родителям.

Такая форма работы дала хороший отклик и положительный результат. Наши родители вместе с детьми побывали во многих уголках нашего прекрасного города и его пригородов.

Вместе с родителями ребята делали фотоотчёты с комментариями, создавали презентации, в которых делились своими впечатлениями о семейных путешествиях.

Проблема: Разработанные маршруты охватывали исторические места города, были в большей мере ориентированы на музеи, городские достопримечательности, поэтому воспитанникам и их родителям решили предложить познакомиться с театральным пространством Санкт-Петербурга.

Гипотеза проекта. Знакомство с театрами и театральным искусством Санкт-Петербурга позволит повысить культурный уровень участников проекта, а также заинтересовать и приобщить детей и родителей к театрализованной деятельности в ДОУ.

Новизна проекта заключается в активном систематическом использовании комплекса инновационных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения, группы. Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.

Практическая значимость проекта. Данный проект помогает участникам приобщиться к миру театра, осознать красоту и глубину театрального искусства, организовать позитивное взаимодействие и сотрудничество.

Интеграция образовательных областей: проект проходит через все образовательные области.

Наименование проекта. «Маршрут выходного дня. Театральный Санкт-Петербург».

Актуальность. Современный мир ориентирован на цифровые технологии. Всё меньше молодых людей отдаёт предпочтение чтению книг, просмотру кинофильмов, театральных постановок. Искусство отодвигается на второй, а то и третий план. Поэтому так важно воспитать поколение, умеющее ценить прекрасное, сохраняя культурные традиции русского народа.

Цель. Приобщение участников проекта к прекрасному миру театра.

Задачи проекта.

Для детей:

  • познакомить детей с театральным искусством, вызвать у них интерес к театру, способствовать воспитанию любви к театру и желания в дальнейшем самим участвовать в театрализованной деятельности;
  • расширять представления детей о театрах Санкт-Петербурга, его видах, о людях которые в них работают, показать значимость и необходимость каждой профессии связанной с театром;
  • способствовать формированию творческой личности, развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Для родителей:

  • вовлекать родителей в творческую и театрализованную деятельность ДОУ, группы;
  • создавать условия для организации совместных театральных выходных детей и взрослых, направленных на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ.

Для педагогов:

  • создавать в ДОУ художественно-эстетическую, творчески развивающую предметную среду для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, профессиях;
  • использовать активные формы взаимодействия с семьей;
  • повысить уровень знаний об отношениях родителей и детей.

Тип проекта. Информационно-практико ориентированный, групповой.

Участники проекта. Воспитанники старшей группы № 8 «Почемучки», воспитатели, родители воспитанников

Длительность. Долгосрочный

1 этап (подготовительный) – сентябрь

Реализация. С помощью модели трёх вопросов («Что я знаю?», «Что я хочу узнать?», «Как узнать?») был определён уровень сформированности представлений ребят о театре. Выяснилось, что знания у детей недостаточные. У ребят возникли вопросы, которые и легли в основу проекта

  • Сбор сведений о театрах города (подбор иллюстраций, фотографий о театре, книг, журналов, видеофильмов).

Результат: оформлены альбомы, фотоальбомы.

  • Родительское собрание. Введение родителей в тему проекта, оповещение о его начале, размещение информации на стенде и на сайте группы, анкетирование родителей.

Реализация. На собрании ознакомили родителей с планом работы по театрализованной деятельности в группе. Акцент был сделан на то, что детям очень нравится все, что связано с театром. Они с удовольствием участвуют в театрализованных играх и представлениях, но неплохо бы еще познакомить детей с театром «изнутри». Было проведено анкетирование «Театр и дети», которое показало, что лишь малая часть родителей ходят с детьми в театр и делают это довольно редко.

  • Разработка и размещение консультаций для родителей по теме «Театр» на странице группы сайта ДОУ, подготовка рекомендаций, создание папок-передвижек по теме проекта.

Реализация. Для родителей была представлена наглядная информация: папки-передвижки, консультации, заметки «Когда начинать водить детей в театр?», «Зачем ходить с детьми в театр?», «Какой театр выбрать?» (приложение 1). Родителям было предложено к уже известным им Маршрутам добавить театральные.

Результат: мотивация родителей на предстоящую деятельность.

  • Разработка театрального маршрута с доступным и интересным текстом, историческими фактами и дополнительным развивающим материалом.

Реализация. В первую очередь был составлен путеводитель по детским театрам Санкт-Петербурга, в который вошли десятки хорошо известных и маленьких камерных театров нашего города. С помощью данного путеводителя можно выбрать любой понравившийся детский театр для посещения и самостоятельно разработать маршрут.

Далее были подготовлены справочные материалы по театрам, прочитав которые, родители могли получить необходимую информацию и рассказать о выбранном театре своим детям: это небольшая описательная информация, ссылки на сайты театров, а также справочная информация: адреса, часы и дни работы, ближайшие станции метро (приложение 2).

  • Создание презентации - «Детские театры Санкт-Петербурга» (для родителей и детей).

2 этап (практический) - октябрь-апрель

С детьми: (приложение 1)

  • знакомство с театром (беседы, рассказ с обсуждением, НОД - «Беседа о театре», «Поиграем в театр», «Путешествие в мир театра» и др.);
  • знакомство со стихами, загадками, пословицами о театре;
  • артикуляционные и пальчиковые гимнастики тематического характера;
  • театрально-игровые этюды «Играем в театр» (театральные профессии);
  • создание мнемотаблиц, рабочих листов, ребусов по теме «Театр»;
  • изготовление афиш, масок, декораций для театрализованной деятельности в группе;
  •  театрализованная деятельность – сказки «Сыночек -груздочек», «Заюшкина избушка» (приложение 5);
  • выпуск интерактивной книги – лэпбук «Театр»;

Родители и дети:

  • Прогулка по маршруту

Знакомство с театральным пространством Санкт-Петербурга начали с нашего Колпинского района. Вместе с родителями и детьми была проведена экскурсия к Культурно - досуговому центру «Ижорский», в ходе которой рассмотрели здание, прочитали афиши. Многие дети были здесь ранее, поэтому спешили поделиться впечатлением об увиденных спектаклях и представлениях. После экскурсии предложили ребятам и родителям посетить детские спектакли, которые пройдут в Центре.

Не только дети, но и родители заинтересовались темой театра, и по их инициативе группа посетила Дом культуры «Досуг», где была проведена увлекательная экскурсия по знакомству с театром (фойе, гардероб, зал, сцена, костюмерная, закулисье …). Интерес к театру у детей оставался очень высоким, и мы посетили музей истории Ижорских заводов, где ребятам рассказали об истории Колпинского камерного театра (приложение 3).

В дальнейшем дети с родителями, ориентируясь на предложенные маршруты, посещали спектакли в Санкт-Петербурге. Из предложенных маршрутов особенно популярными стали – ТЮЗ (Театр юных зрителей), «Театр на Неве», «Театр Марионеток», театр кукол «Кукфо». Познакомились и с театром оперы и балета им. М. П. Мусоргского (Михайловский театр), где смотрели детский балет «Чиполлино» (приложение 4).

Море радости и позитивных впечатлений было у ребят после семейных театральных выходных, которыми они с удовольствием делились со всеми воспитанниками группы.

Результат: фотовыставка, фотоотчеты с рассказами детей, рисунки, презентации.

3этап (заключительный)

  • Проведение анализа проектной деятельности и его результатов, постановка новых задач, проблем вместе с детьми.
  • Презентация проекта в группе на совместных мероприятиях с родителями.

Результат: заслушивание творческих рассказов, просмотр презентаций, альбомов.

Социальная значимость проекта состоит в том, что он позволил укрепить детско-родительские отношения, сформировать совместный досуг и обрести новых единомышленников. Дети смогли получить определённые представления о своем городе, его истории, культуре, театральном искусстве вообще и Санкт-Петербурга в частности.

Реализация проекта позволила сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества.

Результат оправдал ожидания:

  • Родители смотивированы и настроены на дальнейшее сотрудничество с детским садом.
  • У детей расширились и углубились знания о родном городе, его истории и культуре.
  • Обогатился активный и пассивный словарь детей, улучшилась связная речь.
  • Предметно-пространственная среда группы пополнилась: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями и фильмами о театрах города.

Перспектива. В дальнейшем планирую продолжать работу по разработке маршрутов выходного дня, поскольку считаю, что данная форма работы с родителями является очень эффективной и интересной.

Несмотря на сложившуюся в настоящее время ситуацию, можно использовать современные технологии и проводить виртуальные походы в театры и музеи нашего города.

Рекомендации:

  • Не отчаиваться, если не все родители сразу откликаются на предложенную им форму работы по ознакомлению с театральным пространством Санкт-Петербурга. Нам в этом помогли дети, которые уже побывали в театрах. Их фотоотчеты, презентации и рассказы об увиденном, привлекали и вызывали желание у других ребят посетить тот или иной театр.
  • Самим оставаться заинтересованными данной темой, знать новинки, репертуар детских театров, чтобы вовремя рекомендовать их родителям и детям.
  • Использовать наработанный материал по организации деятельности участников проекта в соответствии с планом ОО, комплексно-тематическим планированием группы, с интересами детей и родителей.

Список литературы для работы по театрализованной деятельности

в детском саду.

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

М.: ТЦ Сфера, 2006.

  1. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: «Скрипторий 2003», 2006.
  2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
  4. Можгова Е.И. Театрализованные игровые занятия для детей – СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  6. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  7. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр - М.: АРКТИ, 2002. - 207 с.
  9. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
  10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  11.  Ярославцева И.Б. Кукольный театр для малышей ТЦ Сфера, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут выходного дня в Санкт-Петербурге

Куда пойти с детьми в выходные дни....

Маршрут выходного дня или где побывать с ребенком в выходные дни в Санкт-Петербурге.

Консультация как провести выходной день с ребёнком. Интересные места с адресами....

Экскурсия выходного дня в Санкт-Петербурге.

Экскурсия выходного дня в Санкт-Петербурге. Куда необходимо сходить с ребенком ....

Культурно-образовательная практика на тему "Маршрут выходного дня в Санкт-петербурге"

Культурно-образовательная практика на тему игра –путешествие «Люби и знай свой район» проводилась в младшей группе для улучшения взаимодействия между участниками образовательного про...

Маршрут выходного дня "Театральные выходные"

Самый счастливый день — это выходной, когда вся семья собирается вместе. Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми – праздник вдвойне....

Консультация для родителей "Маршрут выходного дня или где побывать с ребенком в выходные дни в Санкт-Петербурге."

Консультация для родителей куда можно сходить с детьми в зимние выходные дни в Санкт-Петербурге с краткой характеристикой рекомендованных мест, адресами и режимом работы....

Презентация "Маршрут выходного дня Музеи Санкт - Петербурга"

Маршрут выходного дня Музеи Санкт - Петербурга...