Статья.Обряды и обрядовые песни Воронежской области.
статья (старшая группа)

Малышева Наталья Евгеньевна

Обряды и обрядовые песни Воронежской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryady-i-obryadovye-pesni-voronezhskoy-oblasti.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Обряды и обрядовые песни Воронежской области.

    Календарно-земледельческий цикл Воронежской области  обнаруживает  неравномерную сохранность. Наибольшему разрушению подвергся пласт музыкально-обрядового фольклора, тогда как устная информация об обрядах достаточно хорошо сохранилась в памяти старшего поколения, некоторые обрядовые  действия совершаются в селах до настоящего времени  (например,  
обход дворов во время Святок, колядование, возжигание костров, выпечка обрядового печенья, украшение домов зеленью на Троицу и др.).  
Система  обрядовых  действий, включенная  в  земледельческий  календарь  Воронежской  области, представлена как общерусскими обычаями, так и специфичными, характерными для южнорусской территории.  
  В Воронежской области начало нового года, нового земледельческого цикла в народном сознании связывается с зимними святками – двухнедельным праздничным периодом от Рождества до Крещения, заполненным различными обрядовыми действиями как языческого, так и христианского смысла. Восприятие официально установленного празднования Нового года как начала нового аграрного цикла, вероятно, объясняется относительно поздним формированием населения края.  
 Святочные  обряды  воронежских  сел  содержат  традиционные  для  подобных  ритуалов  восточных  славян  компоненты:  поздравительные  обходы  дворов,  колядование,  ряжение,  магические действия с зерном и хлебом, поминальные обряды, гадания, обрядовую еду, кулачные бои.  Основная цель совершения тех или иных ритуальных действий заключалась в стремлении активно воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая, благополучия людей.  
  Обязательным обрядовым действием на Святки, сохранившимся до настоящего времени во многих селах, является ритуальный обход дворов с исполнением (пением или приговариванием)  специальных обрядовых текстов. Обходы дворов в период Святок совершались несколько раз: накануне Рождества,  утром в день  Рождества, вечером под Новый год и  утром Нового года.  
        Обходы  дворов  начинались  накануне  Рождества.  Самым  распространенным  сценарием  был  обход дворов детьми или молодежью (эти возрастные группы не смешивались) с пением колядок.  
  Следствием исполнения этих песен должно быть обязательное одаривание колядующих (пирогами, деньгами) или угощение их: считали, что от меры угощения зависела степень будущего благополучия семьи. В случае отказа или недостаточного одаривания, колядующие могли произносить угрозы и даже выполнить их, например, могли сломать ворота, унести курёнка.

   Колядующие могли  исполнить  хозяевам  песни  корильного  содержания,  после  исполнения которых не прибавить угощения колядующим было просто невозможно:  

                              Ва дваре паставим сошку,  

                              Привяжем дохлую кошку,  

                              Кошка ваняя, за вами ганяя.                

                                           

                                      (с. Коротояк Острогожского района).  

   В старину время группы колядующих –  «партии» – всегда чётко разграничивались по возрастному признаку: дети ходили отдельно, молодёжь отдельно, иногда колядовали также и пожилые люди – вечером под Рождество (Репьевский район, Таловский район), позднее такая дифференциация почти исчезла.  

    В северных районах  области широко распространён обычай  обхода дворов на Рождество и Новый год пастухом. В селах Верхнехавского, Рамонского районов рано утром пастухи «ходили колядовать» – посевали зерном хозяев, скотину, приговаривая:  

                              На тысячу овец, на тысячу ягнят!  

                              Ягнятки гладки, хвосты по пятки,  
                             Прыгают по лавкам.              

                               (с. Верхняя Луговатка Верхнехавского района)  

   В.И.  Чичеров  отмечает,  что  подобный  обряд  фиксирует  обычай  Белорусcии  или  Украины, или русских районов, испытавших украинское и белорусское влияния.
   Повсеместно  обходы  дворов  совершались  и  в  праздник  Нового  года.  Они  происходили  по сценарию рождественских обходов, при этом исполнение обрядовых песен называлось кликать  или кричать Авсень. Сюжеты рождественских колядок и новогодних авсеней могли совпадать, различаясь только рефренами: коляда или авсень, а иногда даже сочетались в одном тексте:  
      «Авсень-каляда, па праулочку, закаулочку…»  

                                       (с. Солдатское Острогожского района).  
  В селах с украинским населением вечером при обходах 13 января исполнялись другие разновидности колядных песен: щедровки – поздравительные песни с рефреном «щедрый вечор, добрый вечор»  и меланки, в которых упоминается имя святой Маланьи.  
Утром Нового года мальчиками (реже девочками) совершался обряд «посевания», во время которого они посыпали избы и хозяев
зерном со словами:  

«Сею-вею, пасеваю, с Новым годам  паздравляю…».

    Весь  песенный  репертуар,  сопровождающий  обходы  дворов  в  селах  Воронежской  области представлен разнообразными формами: колядки, авсени, христославия, щедровки, меланки, тороханья, посеванья.  

   Экспедиционные материалы показывают, что песни не были строго закреплены ни по времени исполнения, ни по половозрастному признаку. На Рождество и на Новый год могли исполняться одни и те же песни. Исследователи отмечали: «В большинстве местностей русское население не разделяло песен соответственно их названиям по праздникам (к Рождеству, к Новому году, к Крещению); это отличает восприятие русскими своей новогодней поэзии от восприятия ее, например, украинцами, у которых колядка определяется как рождественская  песнь,  щедровка  как  новогодняя.  Русские  сохранили  рождественско-крещенские  обряды,  
  Во многих селах поздравительные обходы получили название «славить Христа», в этих случаях вместо колядок исполнялся церковный Рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш», или другие тексты с христианским содержанием, так называемые «христославия».  

   Одним из архаичных элементов святочной обрядности является ряжение, которое связано с поздравительными обходами дворов, игрищами и забавами, устраиваемыми на Святки. В основе  обычая ряжения и маскирования – идея  перевоплощения человека  в  иное  существо.

   В  обычаях  ряжения  по  воронежскому  краю  доминируют  три  смысловых  мотива.  Один  из  них, представленный  ряжением в диких и  домашних  животных,  по-видимому, принадлежит к наиболее древним и в своих истоках восходит к тотемическим воззрениям славян. Сведения о ряжении  в  животных  встречаются  в  единичных  записях  (Рамонский,  Каменский  р-ны),  среди  персонажей называют медведя, козу, либо не конкретизируют: «наряжались разными зверьми»  (с.Татарино Каменский р-н).  
Языческим мировосприятием рождён и второй мотив святочного ряжения – мотив плодородия. Он воплощается в обрядовой перемене пола, в обычае наряжаться в вывороченные шубы. И третий мотив – перевоплощение в разного рода социальных и национальных типов – реализует в социальном аспекте оппозицию свой-чужой. В селах Воронежской области чаще всего наряжались стариками, цыганами.  Следует отметить, что  обычай рядиться был распространён не только на святочной неделе, но и на Масленицу.  

    Окончание Святок  отмечали обряды и обычаи Крещения (6/19 января). Ритуальные действия, совершавшиеся в этот праздник, сложились под воздействием церковного обряда водосвятия. Повсеместно в Крещение в сопровождении священника совершались крёстные ходы к «Ердани» – проруби, имевшей форму креста, круга или квадрата. В  «Ердани» набирали воду, считали, что она становилась целебной, иногда купались. Этой же водой брызгали скотину, двор, в случае  болезни  ею  лечили.  В  тех  селах,  где  не  было  природного  источника  воды,  Иорданью  становились колодцы.  

   Перед Крещеньем на дверях домов рисовали мелом кресты: «закрещивали злых духов» и кружочки: «штобы наседки садились».  
  Во многих селах известен обычай в этот день выпускать голубей и стрелять вверх из ружья.  
  В Рамонском районе до Крещения оставляли последний немолоченный сноп и после окропления скотины святой водой, скармливали ей этот сноп, «чтобы разговелась».  
  После  Крещенья  наступал  Мясоед  –  несколько  недель  до  Масленицы,  время  крестьянских свадеб.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С ОБРЯДОВЫМИ ПЕСНЯМИ МАСЛЕНИЦЫ».

Конспект тематического занятия "Знакомство с обрядовыми песнями Масленицы" Материал интересен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....

Занятие с детьми "Знакомство детей с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества"

Знакомство детей с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества...

Календарно-обрядовые песни на Рождество.

Календарно-обрядовые песни на Рождество...

Презентация на тему "Обряды и обрядовые песни Воронежской области"

Обряды и обрядовые песни Воронежской области...

Музыкальная гостиная "Календарно-обрядовые песни"

Для детей подготовительной группы...

Городское методическое объединение. Мастер-класс «Календарно – обрядовые песни и игры, связанные с праздниками, с явлением природы».

Цель: Познакомить педагогов с праздниками русской народной культуры.Задачи:Пробудить у педагогов интерес к народным праздникам.Развивать познавательный интерес, творческое, логическое и образное...