Картотека мордовских подвижных игр
картотека (младшая, средняя, старшая группа)

Рубцова Анна Николаевна

Мордовские народные подвижные игры соответствуют детской природе, удовлетворяют потребности ребенка в познании окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_mordovskih_podvizhnyh_igr.docx58.67 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека мордовских подвижных игр

 Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых здоровьесберегающих  технологий  в практике дошкольных  учреждений.

Подвижная игра относится к  тем видам игровой деятельности, в которых  ярко выражена  роль движений. В процессе организации  подвижных игр  с  детьми  возникают поистине уникальные возможности для комплексного  решения  оздоровительных,  образовательных и воспитательных задач.

 Использование народных игр способствует интернациональному воспитанию детей, их ознакомлению с обычаями и особенностями мировоззрения и жизненного уклада разных народов. Это очень важно в условиях поликультурного государства, каким и является Россия.  Уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к культуре своего  народа.

 У мордвы, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.

Данные игры рекомендованы программой «Мы в Мордовии живем»  для детей, начиная со второй младшей группы дошкольного возраста.

Мордовские подвижные игры содержат в себе

многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Мордовская подвижная  игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Игры для второй младшей группы:

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с мордовскими народными играми;

Развивающие:

- развивать активность детей в подвижных играх;

Воспитательные:

- воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Игра «В зайчиков» («Нумолнякса» -мокш.)

 «В зайчиков» играют весной, летом и осенью мальчики и девочки вместе. Один игрок становится «собачкой», остальные. - «зайчиками»«Собачка» отходит в сторону за условленную черту, а «зайчики» разбегаются по всей площадке. «Собачка» начинает ловить «зайчиков», а они при её приближении садятся на корточки. Пока «зайчики» сидят, их ловить нельзя. Как только они начинают бегать «собачка» устремляется за ними. Кого «собачка» поймает, тот тоже начинает ловить «зайчиков». Когда все «зайцы» будут пойманы игра начнётся сначала.

Правила игры. Чтобы дети не путали «собачек» и «зайцев», нужно ребёнку, кто стал «собачкой» крикнуть: «Я тоже собачка». Или водящий говорит, что тот или та стали «собачками».

Игра «В гусей и волка» («Мацикс да врьгазск» - мокш.) Дети выбирают «хозяина» и «волка», а остальные становятся «гусями». «Волк» прячется под «горой» - уходит в сторону. «Гуси» с «хозяином» находятся «дома», а потом отправляются в «поле» или на «луг» щипать травку. «Волк» замечает «гусей» и начинает подкрадываться к ним. «Хозяин» в это время кричит:

- Мацинят, куду сада. Врьгазсь ащи пандонять ала. (Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой).

«Гуси» его спрашивают:

- Месенди тоса врьгазсь? (Что там делает волк)

Хозяин отвечает:

- Тол крьвястсь, тинь ёратядязь рястамс. Врьгазть эзда ласькода эсь прянянтень ванфтода! (Костёр развёл, вас жарить собирается. Как хотите, убегите, но себя поберегите.)

После этого «гуси» бегут «домой», а «волк» начинает их ловить. Когда он всех гусей переловит игра начинается сначала.

Правила игры. При продолжении игры «волком» становится или первый пойманный «гусь», или последний, как договорятся играющие.

Игры для средней группы

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с мордовскими народными играми;

- учить выполнять роль ведущего в подвижной игре.

Развивающие:

- развивать двигательную активность, физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, пространственные ориентировку;

- развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр.

Игра «В волков» («Врьгазска» - мокш.)

 Летом соберутся на улице пять-шесть маленьких мальчиков и девочек и говорят: «Давайте  врьгазкс налхксема!»  (Давайте в «вол-ков» играть!»). К, примеру, Петя говорит: «Минь Вася мархта карматма врьгазкс, а

тинь – ломатть» (Мы с Васей будем «волками», а вы – людьми».

Вася с Петей отходят в сторону и ложатся за куст, а остальные выбирают место для «дома».

Выбрали место, взяли «серпы» и пошли в поле «жать». Идут все рядом по лугу, наклоняются и взмахивают руками - «жнут». Приблизились к «волкам». «Волки выскакивают из-за «куста» и кидаются на «жнецов» (ловят их)«Жнецы» с криками: «Вай, врьгаст, врьгаст!» (Ой, волки, волки) бегут домой.

«Волки» ловят только одного. Немного переждав, «люди» опять выходят «жать»«волки»опять начинают их ловить.

Играют до тех пор, пока «волки» не переловят всех «жнецов».

Правила игры«Волки» должны прятаться в одном месте.

Игра «В журавлей» («Каргокса» -мокш.) 

Из числа играющих выбираются "журавлиха" и "старуха". "Старушка" садится в сторону на лужок и начинает вскапывать луг. "Журавлиха" набирает себе "журавлей". Эти "журавли" берутся друг за друга и с криками: "Тур-лур, тур-лур" ходят по лугу. Ходят-ходят и подходят к "старушке". "Журавлиха" спрашивает её:

-Бабай, а бабай, мезе тият? (Бабушка, а бабушка,что делаешь?)

-Лотка шуван.  (Ямку копаю)

-Лоткть мезенди?  (Ямка зачем?)

-Ярмак вешендян.  (Деньги ищу)

-Ярмакть мезенди?  (Деньги зачем?)

-Салмокс раман.  (Иголку куплю)

-Салмоксть мезенди? (Иголка для чего?)

-Кескав стаян. (Мешок сошью)

-Кескавть мезенди? (Мешок для чего?)

-Кевняняса пяшкодса.  (Камешками наполню)

-Кевнянятнень мезенди?  (Камешки для чего?)

-Тонь шабатнень пряс. (На голову твоих детей)

Произнося последние слова, "старуха" поднимается и начинает ловить "журавлей". "Журавлиха" , подняв руки и бегая перед "старушкой", защищается. "Журавлята" кричат: "Тур-лур, тур-лур". Когда "старуха" переловит всех "журавлят" , игра начинается вновь.

Правила игры: "Журавлиха" не отталкивает "старуху", а только старается встать перед ней, не дать в этом направлении ходу.

Игра «В ворону» («Варсикса» - мокш.)

Выбирается «ворона», «наседка», остальные – «цыплята». «Цыплята» ходят по лугу за «наседкой», держась за подол друг друга. Им навстречу выходит ворона» и говорит:

- Нарвай, а нарвай,

Дай тейне фкя лефкскяцень.

- Вай, варси аф максан, аф максан!

- Ну, мон сембе лефкскятнень салсесайне!

- Наседка, а наседка,

Дайка мне одного цыплёнка.

- Ой, ворона, не дам, не дам!

- Ну, я всех цыплят твоих перетаскаю!

И начинает ловить «цыплят». «Наседка», раскинув руки, старается не допустить её к «цыплятам». «Ворона», делая круги, всё ловит «цыплят» и отводит их в сторону. Когда всех переловит, игра начинается заново.

Правила игры. «Ворона» должна ловить тех цыплят, которые находятся в конце или в середине «очереди», но не сшибать «наседку» и не просовывать руки под её крылья.

Игра «В круги» («Кругса» - мокш.)

 В эту игру играют разновозрастные дети. Каждый игрок выбирает себе «горшочек» - маленького мальчика или девочку. Сажают детей в круг, а сами встают за их спинами. Один игрок,  который остаётся без «горшочка» (в игре нечётное количество детей, подходит к одному из стоящих детей и спрашивает: «Мисак сяканяцень?» («Продашь горшок?». Тот отвечает: «Мисан» («Продам»). После этого они оба дотрагиваются руками до «горшка» и бегут по кругу в разные стороны. Кто успеет добежать первым до «горшка» и прикоснуться до его головы, тот становится его «хозяином». Игрок, оставшийся без «горшка», начинает водить.

Правила игры. Оба игрока бегут по внешней стороне круга. Добежавший обязательно должен становиться за спиной «горшочка».

Игра «В платочки» («Руцяняса» - мокш.)

 «В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в избах. В эту игру можно играть и в группе, и в зале. Играющих можно набрать до 10 человек, чтобы водящий мог запомнить их имена. Дети называют себя разными именами: «колокольчики»«цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения какого-нибудь приговора или считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.

Правила игры:

Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ.

 Игры для старшей группы

Задачи:

Образовательные:

- учить выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать

Развивающие:

- продолжать развивать у детей самостоятельность в организации знакомых мордовских народных игр.

Воспитательные:

- закреплять умение организовывать самостоятельно игру.

Игра «В ключи» («Пантемаса» - мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих. А пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

- Дядя (тетя). У тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

- Вон у дяди (тети) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний емй советует:

- Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чье-либо место, пятый играющий опять остается без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры:

Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь на поменяет место, то он становится водящим.

 Игра «В голубей» («Гуляняса» - мокш.) 

Играющих пять человек. На земле чертится четырехугольник и по углам становятся четыре играющих, а пятый — тоскующий. Тоскующий подходит к одному из играющих и говорит:

Коса гуляце?                                  Где гуленька?

Мелявтам, эшис ваясь.                       Тоскую, в колодце утонула.

Мезема?                                            Почему?

Позада симема!                                Брагу пить!

После этих слов играющие перебегают на новые места. Тоскующий получает возможность занять место в углу, и кто-то остается без места.

И игра повторяется сначала.

Правила игры. Уголок занимает тот, кто первым попал туда. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится тоскующим.

Игра « Палочка-стучалочка» («Палканят-чакаманят» -мокш.)  

Необходимы по количеству играющих маленькие палочки длиной 10 см и большая доска до 1 метра. Эта доска кладется одним концом на опору, другим на землю. На конец палки, лежащей на земле, аккуратно кладут маленькие палочки. Когда все готово, выбирают сторожа. Для этого один из играющих — матка — мажет незаметно для других палец сажей или карандашом, зажимает пальцы в кулак. Игроки указывают на один из зажатых пальцев. Кто выбирает вымазанный палец, тот и водит.

Матка подходит к доске и не сильно стукает ее по короткому концу так, чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Сторож спешит собрать и собрать обратно. Играющие тем временем прячутся. Сторож разыскивает спрятавшихся, а они стараются незаметно добежать до доски и снова разбросать палочки. Если кому-либо удается это сделать, сторож снова собирает палочки, а игроки перепрятываются. Если же сторож опередит и застукает того игрока, который бежал к доске, то сторожем становится постано-виться. Игра продолжается.

Правила игры. Чтобы никто не тронул палочки, сторож, найдя кого-либо из спрятавшихся, быстро подбегает к доске и громко называет имя найденного, который останавливается и больше не прячется.

Игра «Салки» («Авряняс повома» -  мокш.)

Ямки-салки роют по размеру мяча (3 — 4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 — 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры: бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Считалочки

Вейке, кавто, колмо, ниле,           Один, два, три, четыре.

Мон сэвинь саразонь пиле.          Я съел куриное ухо.

Кавто, колмо, ниле, ветесь,          Два, три, четыре, пять,

Кинень понги псакань пекесь?      Кому достанется кошкин живот?

Нармонць ярхцай сурода,            Птичка клюет зерно,

Мон кундайне пулода,                 Я поймал ее за хвост.

Нармонць ярхцай чакшста,          Птичка клюет из горшка,

Мон кундайне пакшта.                 Я поймал ее за горло.

Игра «В курочек» («Сараскакса» -мокш.) 

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

Игра «В горшочки» («Сяканяса» - мокш.)

В эту игру играют разновозрастные дети. Каждый игрок выбирает себе «горшочек» - маленького мальчика или девочку. Сажают детей в круг, а сами встают за их спинами. Один игрок, тот, который остаётся без «горшочка» (в игре нечётное количество детей, подходит к одному из стоящих детей и спрашивает: «Мисак сяканяцень?» («Продашь горшок?». Тот отвечает: «Мисан» («Продам»). После этого они оба дотрагиваются руками до «горшка» и бегут по кругу в разные стороны. Кто успеет добежать первым до «горшка» и прикоснуться до его головы, тот становится его «хозяином». Игрок, оставшийся без «горшка», начинает водить.

Правила игры. Оба игрока бегут по внешней стороне круга. Добежавший обязательно должен становиться за спиной «горшочка».

Игра «В бабушку» («Бабакс» - мокш.)

 Игроки образуют круг. Считалкой выбирается «бабушка», которая стоит в центре круга. Она наклоняется вперёд, как будто что-то собирает на земле. Остальные берутся за руки, ходят по кругу зазывают в баню:

Бабай, а бабай,                                        Бабушка, а бабушка

Адя парямо!                                            Пойдем париться!

Кшнинь палатясо,                                  На железной полке,

Парсеень тенсть кесэ,                            Шелковым веничком,

Сиянь веднесэ,                                       Серебряной водичкой,

Кшнинь гребушкасо,                             Железным гребешком,

Пижень сурсемесэ.                                 Медной гребенкой

Бабай, а бабай,                                        Бабушка, а бабушка,

Мезть тон тейнят?                                  Что ты делаешь?

Грошкеть кочксян.                                  Грошики собираю                            

Грошкетне мезекс?                                 Грошики тебе для чего?              

Салмукске раман.                                    Иголочку куплю

Салмукскесь мезекс?                              Иголочка для чего?          

Мешоккень стамс.                                   Мешочек сошью.

Мешоккесь мезекс?                                 Мешочек для чего?                                                

Кевнеть кочкан.                                       Камешки в него наберу.

Кевнетне мезекс?                                    Камешки для чего?

Пряка поте.                                              Пироги ими начиню

Прякатне мезекс?                                    Пироги зачем?

Тынк эйденк андомс.                               Ваших детей накормитьhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/02/09/kartoteka-mordovskih-podvizhnyh-igr

После этих слов «бабушка» убегает. Играющие устремляются за ней со словами:

-  Тьфу, эсь прязат!                                       Тьфу, на твою голову!

Если «бабушку» не поймают, то игра начинается вновь. Если же поймают, то выбирается другая «бабушка».

Правила игры. «Бабушка» убегает только после произнесения последних слов.

Игра «В ножки» («Пильгонякс» - мокш.)

Из числа играющих выбираются два игрока, которые садятся на землю, упершись друг в друга ступнями ног. Остальные прыгают через их ноги. Если прыгающие не задевают ног сидящих, то те поднимают ноги выше, чтобы прыгать было труднее. Прыгун, коснувшийся ногой или рукой кого-либо из сидящих, занимает его место.

Игра продолжается.

Вариант: ноги — вместе, на расстоянии друг от друга, от пола, одна нога выше, другая ниже.

Правила игры. В момент прыжка можно отталкиваться одной ногой (правой или левой). Если прыгун коснется ногой или рукой кого-либо из сидящих, то занимает его место.

Игра «В коровку» («Траксса» - мокш.)

Зимний вариант игры

Из числа играющих выбирается сторож. Остальные образуют круг, в середине которого он становится, возле его ног льдинка. Сторож ударом ноги отсылает льдинку от себя, стараясь попасть ею по ноге любому из играющих. В кого попадет, тот и начинает водить. Если игрок успевает подпрыгнуть и льдинка не задела его ноги, сторож продолжает водить.

Правила игры. Бросать льдинку можно только с середины круга.

Летний вариант игры

Из числа играющих выбирается сторож. Остальные дети образуют круг, в середине которого он становится. Игроки перебрасывают мяч над головой сторожа так, чтобы он не смог коснуться мяча рукой.

Если сторожу удается перехватить мяч, его заменяет тот игрок, кто последним бросил него.

Правила игры. Сторож старается коснуться мяча рукой, находясь в середине круга.

Игра «Мяч об узенькую стенку» («Топонясь тяйне стенас» - мокш.)

 Количество играющих - четыре и более человек. Для игры требуется резиновый мяч диаметром не более 10 см, плоская бита длиной 60 см, шириной 12 см, доска размером 200 х 30 см или щит размером 100 х 30 см, прибитый к палкам, врытым в землю.

На площадке чертятся две линии (два кона) на расстоянии 15 - 20 см одна от другой. В центре первого кона ставится доска или щит. Один из играющих (по жребию) становится в 1 м от щита, не выходя за линию кона. Остальные участники свободно располагаются в поле за вторым коном (расстояние от первого до второго кона 15 м). Игрок, стоящий у щита (водящий), сильным ударом ^биты посылает мяч в поле, остальные игроки стремятся поймать его. Поймавший подходит к линии второго кона и бросает мяч в щит. Если мяч достигает цели, то этот игрок заменяет водящего, а последний присоединяется к игрокам в поле. Если мяч не поймали или он не попал в щит, то водящий продолжает отбивать мяч в поле. За каждый отбитый в поле мяч, который не пойман или не попал в щит, водящий получает очко. Каждый игрок, поймавший мяч и попавший в щит, тоже получает очко. Выигрывает тот, кто сумел получить большее количество очков.

Если играют две команды, то бьющими являются все время капитаны, остальные же ловят его и бросают в щит. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

Правила игры. При ударе по мячу заходить за линию кона нельзя. Если водящий промахнулся и не отбил мяч, то имеет право бить второй раз. Если и второй раз промахнулся, то меняется ролью с передним игроком поля. Бросать мяч в щит можно только из-за линии кона.

Игра «Круговой» («Топонянь кунцема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто — за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли — не считается. Остальные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Игра «Котел» («Котелса» - мокш.)

В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять — двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50 — 60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2 — 3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.

Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры.  Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места; переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт                                      

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Игра «В редьку» («Шапарякса» -мокш.)

Один из игроков выбирается или назначается «стариком», посеявшим редьку, а все остальные, за исключением одного, друг за другом садятся к нему на колени. Стоять остаётся лишь один. Он подходит к «старику» и говорит:

- Атяй, а атяй дай фкя шапаряксцень.

- Тонць мес ашеть виде?

- Перезе аш.

- Ну, таргак фкя.

- Дедушка, а дедушка, дай мне одну редьку.

- Сам почему не сеял?

- Огорода нет.

- Ну, вытащи одну.

Водящий берёт одного игрока (из сидящих) и отводит в сторону. Потом опять подходит к «старику» и говорит:

- Атяй, а атяй, дай фкя шапаряксцень.

- Исяк макссень, ков тиить.

- Штайне, нардайне, путыне шрать лангс, сась баяронь пинесь – салазе!

- Ну, таргак фкя.

- Дедушка, а дедушка, дай одну редьку.

- Вчера давал, куда дел?

- Вымыл, вытер, на стол положил, прибежала боярская собака – украла!

- Ну, вытащи одну.

Вытаскивает ещё одного игрока, отводит в сторону и опять идёт к «старику» и говорит:

- Атяй, а атяй, дай фкя шапаряксцень.

- Иссяк макссень, колмочесь макссень, ков тиить.

- Штайне, нардайне, путыне шрать лангс, сась баяронь пинесь и салазе!

- Ну, таргак фкя.

- Дедушка, а дедушка, дай одну редьку.

- Вчера давал, позавчера давал, куда дел?

- Вымыл, вытер, на стол положил, прибежала боярская собака – украла!

- Ну, вытащи одну.

Вытаскивает ещё одного игрока, отводит в сторону и опять идёт к «старику» и просит вытащить одну «редьку». И так до тех пор, пока на коленях у «старика» останется лишь один ребёнок, которого обычно удаётся освободить с большим трудом.

Игра «Наша горка» («Минь пандонянькс» - мокш.) 

Зимняя игра. Место ее проведения — искусственная горка или большой снежный утрамбованный сугроб. Участвуют в игре от 10 — 30 человек. Для игры требуется шест высотой 2,5 — 3 м с флажком любого цвета, который ставится на вершине сугроба (горы).

Выбираются два командира (матки). Все играющие делятся на две команды. По жребию одна из них идет на гору защищать флаг, другая произвольно размещается у ее подножия, готовясь наступать на гору для захвата флага. Команда, находящаяся на горе, ставит одного часового у флага для его защиты, остальные располагаются на горе так, чтобы защитить уязвимые места при подходе к флагу. По сигналу, установленному играющими (свисток или возглас одного из выбранных игроков), наступающая команда пытается пробиться к флагу.

Правила игры. Нельзя допускать грубых приемов при спускании игрока команды соперника вниз с горы (например, хватать за одежду, толкать ногами, ударять в лицо). За грубость игрок выводится из игры. Разрешается перетягивать соперника, отталкивать его туловище, но только в схватке один на один.

Игра «В бусы» («Крганяса» -мокш.)

Играющие — девочки (5 — 7 человек). У каждой девочки по бусинке. По количеству играющих делаются горки из песка или земли. Очередность выбора горки и ведущей определяется с помощью палки. Каждый играющий хватается за палку рукой. Кто за кем успеет ухватиться, так и будет выбирать горку. А тот, чья рука окажется наверху, будет ведущим. Последний собирает у всех игроков бусинкии прячет их вместе в одной из горок. В это время играющие отворачиваются или закрывают глаза, чтобы не видеть, в какой горке прячутся бусинки. Затем поворачиваются и поочереди начинают выбирать себе горку. Выигрывает тот, кто выберет горку с бусинками, которые он забирает себе. Игра продолжается.

Правила игры. Когда водящий прячет бусинки, играющие не должны подглядывать.

Игра «В лапти» («Карьса» - мокш.) 

В землю вбивают кол, к которому привязывают бечевку длиной 2,13 м. Вокруг кола по числу играющих кладутся старые лапти. Жеребьевкой определяется тот, кто будет караулить лапти — сторож. Последний берет бечевку в руку и бегает по кругу, стараясь, чтобы никто из игроков не взял лапти. Если сторож поймает кого-то, тот становится на его место. Если не пойман ни один игрок, а лапоть всего один, то сторож хватает его и убегает. Играющие стараются догнать его. Когда догонят, то каждый коснется сторожа лаптем два раза. Игра начинается снова. Если же игроки не догнали сторожа, то жеребьевкой определяется новый сторож.

Правила игры. Нельзя мешать сторожу бегать. Игроки не имеют права ловить сторожа, пока он не возьмет лапоть. Нельзя лаптем ударять сторожа, а только касаться.

Игра «В базар» («Базарса» - мокш.)

Играют в эту игру в чистый понедельник (первый понедельник после масленицы), около снежной кучи, где играли в карусель. Жердь от колеса отвязывают, колесо остается на колу. Для игры нужны старые лапти. Жеребьевкой выбирается продавец, который берет в руку веревку, к концу которой привязан лапоть. Продавец ходит вокруг колеса и продает лапти:

-Калт, калт рамадо!                            

(Рыбу, рыбу покупайте!)

Играющие подходят к колесу и стараются взять лапоть, а продавец должен коснуться их лаптем, привязанным к веревке. Если продавцу удается коснуться кого-либо, тот встает на его место. Если же игроки растаскивают все лапти, а продавец никого не успеет задеть, его проводят через строй, и каждый участник игры хлопает его по спине своим лаптем. Затем игра начинается сначала.

Вариант: лапти можно заменить варежками.

Правила игры. Продавец может только легко касаться лаптем, но не ударять.

Игра «В чиж»

 На ровной площадке чертится круг. В середину круга кладется чиж — палочка длиною 20 — 25 см, заостренная с обеих сторон. Игрок, успевший раньше других крикнуть «Чур!», первым начинает выбивать чиж из круга палкой длиною 1 м, заточенной на конце. Каждый из играющих берет палку, подбрасывает чиж и подкидывает вверх до тех пор, пока чиж не упадет на землю. Сколько раз он подкинул чиж, столько же раз выбивает его из круга. Первый игрок ударом палки подбрасывает чиж вверх, после чего вторичным ударом старается послать его как можно дальше в сторону. Другой игрок пытается загнать чиж в круг. Если у него это не получается, первый подходит и гонит чиж в круг сам. Тогда второй игрок выбивает его из круга. При этом первый считает, сколько раз тот ударил по чижу, так как каждому игроку можно ударить по чижу столько раз, сколько оговорено заранее. Когда все игроки ударят по нему положенное число раз, тогда начнут состязаться в «макули». «Макули» — это бег на одной ноге за выбитым чижом, подпрыгивая, с криком «ма — ку — ли — и — и!». На бегу он нужно непрерывно тянуть это слово. Если он не успевает добежать до круга, то останавливается там, где сделал вздох. Так продолжается до тех пор, пока проигравший не принесет чиж в круг. Игра начинается сначала.

Правила игры. Игрок должен непрерывно тянуть слово «макули». Если он не успевает добежать до круга, то останавливается там, где сделал вздох.

Игра «Клёк»

Для игры необходим инвентарь: клек - круглая палочка длиной 20 — 25 см, биты — палки длиной 70 — 80 см, диаметром 5 см, с затесанными концами вместо ручки.

На ровной площадке чертится квадрат (1 х 1 м). Внутри него второй квадрат (15 х 15 см) - для клека. От центра квадратов на расстоянии 6 -  8 шагов чертится линия, на которой выкапываются лунки по количеству играющих. Считалкой выбирают сторожа. Взяв биту, каждый из играющих занимает лунку, становится в нее одной ногой. Сторож находится сбоку квадрата, в таком месте, чтобы бита в него не попала.

Играющие бьют по очереди по клёку,  стараясь выбить его из квадрата. Сторож бежит за вылетевшим клёком, а игрок, выбивший его, бежит за своей битой. Сторож стремится быстро поставить клек на место и занять пустующую лунку. Если бита не выбита, то ребенок ждет следующей попытки. Игра продолжается.

Правила игры. Бить битой можно только не выходя из лунки. В противном случае попадание не засчитывается. Во время броска биты сторож должен находиться сбоку квадрата в таком месте, где биты не могут попасть в него. Если сторож займет лунку, не успев поставить клёк на место, он может бросить его на кон, стоя в лунке.

Игра «Шлыган»

Название игры происходит от названия основного инвентаря, сделанного из дерева - шлыгана, длиной 10 - 12 см и имеющего вид крючка. Этим выступом-крючком шлыган крепится к колышку высотой 50 - 70 см. Колышек забивают на ровной площадке в 1 кв.м. Для игры требуются биты - палки длиной 70 - 80 см, диаметром 5 см, с затесанными концами вместо ручки. Количество бит соответствует числу игроков, которых может быть от 3 до 10 человек.

Игра ведется с двух конов. 1-й кон размечен чертой в 10 м (или шагах от колышка),2-й кон размечен в 5 м.

Начало игры. Игроки становятся спиной к колышку, каждый через голову бросает свою биту. Чья бита окажется ближе всех, тот становится сторожем возле колышка. Чья бита полетит дальше других, тому бить первому и т.д.

Порядок игры. После жеребьевки первый игрок с первого кона бьет по колышку с крючком и сразу бежит за своей битой. Он  стремится вернуться с ней в исходное положение –на  кон. Или, если крючок с колышка улетел недалеко, первый игрок ждет возле своей биты, и товарищ его бьет еще. Когда сторож побежит вновь за крючком, а второй игрок за битой, первый бежит к колу, второй -  тоже и. так далее. Сторож пытается опередить их, поставить крюк на колышек. Если ему это удается, водить начнет тот, кого сторож засек на пути к колу первым. Случается, что все игроки пробили, кроме последнего (выручателя) и стоят возле своих бит. Вот тогда выручатель идет на 2-й кон и с 5-ти метров сильным ударом старается подальше выбить крючок с колышка. Все бегут на первый кон и игра продолжается. Если выручатель промазал и игроки стоят в поле, тогда сторож отбирает биты у игроков и с первого ( кона бьет по колышку сам. Тот, чьей битой будет сбит крючок, становится сторожем, а сторож становится на его место, на кон. Игра проходит в очень быстром темпе. Если сторож окажется недостаточно ловким, ему приходится водить много раз подряд.

Правила игры.

Бить битой можно только не заходя за линию кона. В противном случае попадание не засчитыва-ется. Во время бросков биты сторож должен находиться сбоку квадрата в таком месте, где бита не может попасть в него.

При удачном броске по шлыгану игроки, оставшиеся в коне у своих бит, имеют право вернуться бегом на свои места, если сторож не успеет поставить шлыган на место. В случае, если вместе со шлыганом будет выбит и колышек, сторож обязан воткнуть его.

Игра «Кока»

На ровной площадке чертится квадрат со сторонами в один шаг, в центре - маленькая круглая ямочка. Для игры необходимы: заточенная на конце палка длиною в 1 м. Вторая палка - кока, длиною 20-25 см, заострена с обеих концов. Их толщина - до 2,5 — 3 см.

Игроки бросают жребий, кому бить, а кому водить. Жеребьевка делается так: за нижний конец палки — биты хватается один игрок, второй берется выше, первый перехватывает палку выше второго и так до тех пор, пока одному из них нельзя будет перехватить биту жеребьевки: первый игрок кладет коку на ямочку в центре квадрата и, подцепив ее снизу битой, подкидывает слегка вверх, затем - снова и снова, счита я при этом, сколько раз это ему удается. Скажем, кто-то подкинул коку четыре раза, а его товарищу удалось это сделать только трижды, значит, ему и придется водить.

Кока кладется в исходное положение - над ямкой в центре квадрата. Водящий, подкинув коку вверх, концом биты сильным ударом посылает ее далеко в поле. Сторож бежит за ней, поднимает коку с места приземления и бросает в «дом» (так называют квадрат с ямочкой), на ямке вертикально стоит бита как указатель. Ее держит игрок. Кока попала в «дом» и игроки меняются ролями. Если кока не попала в «дом», тогда с того места, куда она упала, брошенная сторожем, водящий снова бьет по ней, отсылает в любом направлении в поле. Игрок бьет, ударив по концу коки, либо накатывая коку на лопатообразный конец биты, подкидывая вверх и совершая удар. Сторожу опять указывается центр «дома».

Игра «В бабки»

На ровной площадке отмечается кон (линия), на котором каждый игрок ставит бабку. Расстояние между ними  25 - 30 см. Бабка - это круглая чурка высотой 25 -30 см. От кона на расстоянии 10 м проводится черта, где выстраиваются игроки с битами в руках. По условию бьют по очереди. Цель игры: выбить из кона все бабки.

Правила игры. Каждый играющий бьет один раз. Игрок, метнувший биту, берет с кона вышибленные из строя бабки. Если с одного удара игрок выбьет весь кон, каждый ставит снова свою бабку, в том числе и выигравший кон. Игра начинается снова, если все биты брошены, а на кону остались бабки, но, предварительно, все игроки добавляют по одной бабке к оставшимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека мордовских подвижных игр

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста....

Картотека "Мордовские подвижные игры"

Мордовия – многонациональная республика, по моему мнению уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представит...

Картотека мордовских подвижных игр «Руцяняса» (2 младшая группа)

Подвижная игра «В ворона»Действующие лица: Ворон. Клушка. Цыплята.Клушка гуляет со своими Цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит Ворон.Ворон. Клушка, а клушка, дай тейне лефксцень! (Клушк...

КАРТОТЕКА МОРДОВСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

КАРТОТЕКА МОРДОВСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР...

Картотека мордовских подвижных игр для дошкольников

Картотека мордовских подвижных игр....

Картотека «Мордовские народные подвижные игры»

В материале представлена картотека подвижных мордовских народных игр....