Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста хантыйскому языку "Поговорим по-хантыйски"
методическая разработка (подготовительная группа)

Рандымова Лидия Ивановна

Программа дополнительного образования «Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски») создана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет, не владеющих хантыйским языком. При организации обучения хантыйскому языку в детском саду необходимо, прежде всего, учитывать требования комплексного подхода к обучению и воспитанию, принцип единства воспитания и обучения. Это значит, что обучение хантыйскому языку должно внести определенный вклад в общее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Поговорим по-хантыйски"46.23 КБ

Предварительный просмотр:

Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»

Принята на заседании

                 Утверждена

Педагогического совета

   Приказом заведующего МАДОУ

Протокол №  1 от  31.08.2020 г.

                 № 148  от 31.08.2020 г.

Программа

дополнительного образования

«Ханты йасәӈән путәртты»

 «Поговорим по - хантыйски»

(для детей дошкольного возраста)

Автор: воспитатель

Рандымова Лидия Ивановна

с. Казым, 2020 год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски») создана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Программа рассчитана для детей от 5 до 7 лет, не владеющих хантыйским языком.

Среди многих задач воспитания детей в ДОУ обучение хантыйскому языку в условиях Ханты-Мансийского автономного округа является очень важной и актуальной.

Задачей изучения хантыйского языка детьми в ДОУ является формирование первоначальных умений и навыков практического владения хантыйским языком в устной форме (правильное произношение слов, накопление словарного запаса, овладение грамматическим строем речи, формирование умений связно излагать свои мысли).

Занятия по хантыйскому языку помогают воспитывать в детях интерес к культуре своего народа, к родному языку, к традиционным занятиям коренного малочисленного народа ханты, способствуют стремлению к более тесному и доверительному общению с родными.

Усвоение с раннего возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира.

        ДОУ имеет смешанный национальный состав детей. Весь воспитательно -образовательный процесс ведётся на русском языке по основной общеобразовательной программе ДОУ.

ДОУ – первое звено системы образования, которое должно всесторонне подготовить ребенка к школьному обучению, в том числе заложить основы правильной речи детей.

Программа составлена для детей дошкольного возраста ДОУ с учётом возрастных особенностей детей. Продолжительность занятий: в старшей группе - 25 минут, в подготовительной группе - 30 минут. Количество занятий в группах: 35 в год (исключая каникулы).

Занятия проводятся воспитателем, хорошо владеющим хантыйским языком и методикой обучения дошкольников. Речь самого воспитателя должна быть образцом, т.е. четкой, без фонетических, лексических и грамматических ошибок и служить образцом для подражания, что является одним из важных условий дошкольного обучения.

Развитие речи детей осуществляется в естественной обстановке, созданной в соответствии с целями и задачами занятий. Естественная обстановка помогает на занятиях создать речевой стимул для высказывания ребенка, так как усвоение новых знаний у детей осуществляется в интересной и доступной форме. Непроизвольное запоминание играет большую роль в их учебной деятельности.

В беседах с родителями педагог должен рассказать им о целях данного этапа обучения хантыйскому языку. Хорошо, когда родители вместе с детьми разучивают стихотворения, четверостишия, песенки, играют в игры, вместе рассматриваю хантыйскую газету, смотрят телепередачи, слушаю радио.

          При организации обучения хантыйскому языку в детском саду необходимо, прежде всего, учитывать требования комплексного подхода к обучению и воспитанию, принцип единства воспитания и обучения. Это значит, что обучение хантыйскому языку должно внести определенный вклад в общее развитие ребенка.

Задачи обучения в области фонетики хантыйского языка

  1. Сформировать у детей правильное произношение всех звуков хантыйского языка, как изолированных, так и в составе слова. Обратить внимание на произношение звуков, отсутствующих в русском языке.
  2. Учить детей воспроизводить слоги с твердыми и мягкими, шумными и малошумными согласными. Учить детей произносить различные сочетания звуков.

Задачи обучения в области лексики хантыйского языка

  1. Знакомить детей со словами, объединяя слова и группы по смысловому признаку (в соответствии с темой). Раскрывать значение слов, максимально используя средства наглядности (игрушки, картинки, показ действия).
  2. Добиваться правильного произношения всех слов. Активизировать употребление слов в различных фразовых конструкциях.

Задачи обучения в области связной речи

  1. Учить детей самостоятельно строить фразы более легких конструкций для описания речевых ситуаций. Формировать способы построения высказываний определенного типа (просьба, описание, порицание и т.д.). Развивать как диалогическую, так и монологическую речь на хантыйском языке.
  2. Учить детей строить отдельные высказывания из 2 - 3 элементов, а также комплексы высказываний для описания различных предметов и явлений.

Задачи обучения в области формирования навыков общения

  1. Учить детей не только отдельным речевым действиям, но также умению   ориентироваться в ситуации общения   самостоятельно находить речевые решения в новых условиях, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства.
  2. Учить детей творчески использовать языковой материал, организуя на занятиях воображаемые ситуации по мотивам произведений фольклора и детской литературы.

Содержание обучения

Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладеть дети. Это, прежде всего словарь, куда входят наиболее часто употребляемые слова хантыйского языка, необходимые для элементарного общения. Словарь, предлагаемый в программе, организуется по тематическому принципу. Тематика занятий соответствует календарно-тематическому планированию в ДОУ.

На занятиях по хантыйскому языку работа над речью находится в центре внимания воспитателя и ребенка, она осуществляется специальными методами и приемами.

          Словарная работа должна тщательно планироваться, особенно необходимо выделить слова для активного усвоения речи, речевые модели. Работа по звуковой культуре речи проводится на каждом занятии по хантыйскому языку, как часть этого занятия.

          Разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха, слухового внимания, дыхания проводятся в утренние и вечерние часы, на прогулке.

          Воспитателю необходимо знать способ образования каждого звука, его артикуляцию и активно и правильно руководить процессом овладения звукопроизношения.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения хантыйскому языку дети должны уметь:

- понимать речь взрослого;

- рассказать о себе (как зовут, сколько лет, где живет);

- рассказать о семье (о маме, папе, бабушке, дедушке);

- составлять рассказ по картине из 2 - 3 предложений;

- умение четко произносить все звуки, особенно обратить на звуки ԓ, ӈ, ă, ў, ϵ, ө.

Комплексно - тематическое планирование по программе

«Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски»)

для детей старшего дошкольного возраста

занятия

Тема

Программное содержание

Словарь

1.

«Знакомство с языком»

Научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на хантыйском языке.

Усвоение детьми слов – обращений.

Формирование навыка произношения слов в единственном и во множественном числе.

Для активного усвоения:

Здравствуй! (Здравствуйте!)                                            

Хорошо (хороший)        

Плохо (плохой)        

Спасибо!

Слушай (Слушайте)        

Смотри (Смотрите)

Встань (Встаньте)        

Сядь (Сядьте)

Для пассивного усвоения:

Дети

Думай (Думайте)        

2.

«Знакомство с языком»

Усвоение детьми

вопросительных слов. Развивать навыки  правильной постановки простейших вопросов.

Для активного усвоения:

Кто? (Это кто?)

Что? (Это что?)

Где? (Это где?)

Девочка

Мальчик

Ты кто?

Для пассивного усвоения:

Говори тихо

Говори громко

3.

«Осень. Изменения в природе»

Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе). Обогащать и расширять речь детей; употреблять в речи и правильно произносить слова со звуком ӆ, ӈ.

Для активного усвоения:

Осень

Сухая осень

Дождливая осень

Холодная осень

Тёплая осень

Ветреный день

Ясный день

Трава - листья пожелтели.

Листья пожелтели и опали.

Утки улетают на юг.

Для пассивного усвоения:

Осенняя тёмная ночь.

4.

«Человек и осень»

Формировать обобщенные представления об осени как времени года; о времени сбора урожая. Обогащать и расширять речь детей; употреблять в речи и правильно произносить слова со звуком ӆ, ӈ.

Для активного усвоения:

Осень – пора грибов и ягод.

Ягоды

Брусника

Клюква

Шишки

Для пассивного усвоения:

Собирать

5.

«Рассматривание берестяных изделий».

Познакомить детей с берестой, её качеством, показать изделия из бересты. Воспитывать интерес к берестяным изделиям.

Для активного усвоения:

Короб для сбора ягод

Кузовок для сбора ягод

Короб-шкатулка

Тарелка

Колыбелька

Для пассивного усвоения:

Береста

Берёза

6.

Чтение алтайской сказки «Добрая кедровка»

Формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказки народов севера;  развивать умения понимать скрытые мотивы поведения героев произведения, смысл сказки.

Для активного усвоения:

Кедровка

Медведь

Кедр

Шишка

Для пассивного усвоения:

Трясти дерево

7.

«Домашние птицы»

Уточнить представление о   домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов).

Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Для активного усвоения:

Петух

Курица

Цыплёнок

Гусь

Утка

Для пассивного усвоения:

Домашние птицы

8.

«Дикие птицы»

Расширять знания детей о внешнем виде и поведении птиц, которые остаются на зимовать на севере, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них.

Для активного усвоения:

Сорока

Ворона

Воробей

Синица

Снегирь

Глухарь

Для пассивного усвоения:

Дикие птицы

9.

Чтение хантыйской сказки «Почему у Глухаря глаза красные»

Формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказки народов севера;  развивать умения понимать скрытые мотивы поведения героев произведения, смысл сказки.

Для активного усвоения:

Осень

Многие птицы уже улетают на юг.

Глухарь

Для пассивного усвоения:

Дикие птицы

10.

«Дикие животные»

Научить детей правильно употреблять существительные (названия зверей) в уменьшительно-ласкательном значении. Закрепление умений и навыков правильно отвечать на вопрос: Какой?

Для активного усвоения:

Медведь

Волк

Лиса

Заяц

Белка

Бурундук

Лось

Для пассивного усвоения:

Дикие животные

Большой

Маленький

11.

Чтение хантыйской сказки «Медведь и бурундук»

Знакомить детей со сказками народов севера; учить анализировать поступки сказочных персонажей.

Для активного усвоения:

Медведь

Бурундук

Для пассивного усвоения:

Друзья

12.

«Моя семья»

Развитие речевых навыков хантыйской речи. Усвоение детьми слов родственной терминологии.

Для активного усвоения:

Мама

Папа

Бабушка, дедушка (по маминой линии)

Бабушка, дедушка (по папиной линии)

Для пассивного усвоения:

Родня

Песня «Эвие»

13.

«Моя семья»

Развитие речевых навыков хантыйской речи. Усвоение детьми слов родственной терминологии.

Для активного усвоения:

Сестра

Брат

Младшая сестра

Младший брат

Для пассивного усвоения:

Дом

Чум

14.

«Моё родное село»

Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений.

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, красивыми местами родного  села.

Для активного усвоения:

Село Казым

Река Амня

Я живу в Казыме.

Для пассивного усвоения:

Песня о Казыме

15.

« Моё село»

Воспитывать любовь к родному селу.

Рассказывать о самых красивых местах села  и других его достопримечательностях с опорой на фотографии, иллюстрации.

Для активного усвоения:

Магазин

Больница

Детский сад

Школа

Музей

Хлебопекарня

Для пассивного усвоения:

Песня «Куринька»

16.

«Зима. Изменения в природе»

Расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях зимней погоды (морозы, снегопады).

Для активного усвоения:

Зима

Снег

Вьюга

Холод, холодный

Лёд

Для пассивного усвоения:

Сегодня сильный мороз.

17.

«Мы – дети Севера»

Развивать элементарные представления о

зиме (сезонные изменения в природе, одежде

людей, зимние забавы).

Для активного усвоения:

Снежный ком

Сугроб

Санки

Лыжи

Для пассивного усвоения:

Дни стали короче.

18.

Чтение ненецкой сказки «Кукушка»

Расширять знания о своеобразии жизни народов Севера. Учить детей оценивать поступки героев произведения. Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Для активного усвоения:

Мама

Дети

Кукушка

Малица

Чум

Для пассивного усвоения:

Я хочу пить.

19.

«Человек в рукотворном мире»

Формировать интерес к традиционным предметам быта народов ханты.

Развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам.

Для активного усвоения:

Стол

Стул

Полка

Печка

Постель

Для пассивного усвоения:

Хантыйская изба

20.

«Жилище коренных народов Севера – чум»

Дать представление о жилище народа ханты – чум.

Для активного усвоения:

Чум

Шкуры

Жерди

Для пассивного усвоения:

Тундра

21.

«Посуда»

Усвоение навыка понимания и употребления слов, обозначающих посуду. Формирование навыков построения и употребления хантыйского предложения.

Для активного усвоения:

Чашка

Блюдце

Тарелка

Кастрюля

Чайник

Ложка

Поварёшка

Ножик

Для пассивного усвоения:

Посуда

22.

«Мой дом»

Усвоение детьми запаса слов на хантыйском языке, ознакомление с окружающим.

Для активного усвоения:

Дом

Окно

Дверь

Крыша

Для пассивного усвоения:

Живут

23.

«Оленеводы»

Познакомить детей с трудом оленеводов. Уточнить представление детей о труде оленеводов: оленеводы пасут оленей, чумработницы шьют одежду. Воспитывать интерес и уважение к труду оленеводов.

Для активного усвоения:

Олень

Собака

Чум

Оленевод

Чумработница

Нарты

Для пассивного усвоения:

Оленеводы пасут оленей.

24.

«Олень - надежный друг человека»

Познакомить с домашним животным – олень, его внешним видом, особенностями жизни. Учить образовывать и употреблять в речи формы множественного числа, существительных, обозначающих домашних животных.

Для активного усвоения:

Олень

Оленёнок

Ручной олень

Волк

Для пассивного усвоения:

Стадо оленей.

25.

Чтение стихотворения «Снег» С. Михалков.

Учить запоминать произведения наизусть.

Для активного усвоения:

Снег

Для пассивного усвоения:

Расскажи громко

26.

«Одежда и обувь»

Научить детей понимать и говорить по теме. Ввести в активный словарь детей новые слова.

Для активного усвоения:

Платье

Платок

Рубашка

Брюки

Шуба

Пальто

Сапоги

Варежки

Для пассивного усвоения:

Одеваться

27.

«Весна»

Расширять представления о весне. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц).

Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы.

Для активного усвоения:

Весна

Наст

Река (озеро) еще не вскрылась.

Тает снег.

Солнце светит.

Для пассивного усвоения:

Утки прилетают в мае.

28.

«Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы»

Познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты; дать представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов.

Для активного усвоения:

Орнаменты

«Заячьи ушки»

«Глухарка сна»

«Собачий след»

«Солнце»

Для пассивного усвоения:

Красивые

29.

«Рыбаки»

Познакомить детей с трудом рыбаков. Пробудить интерес к традиционным промыслам, любовь и уважение к труду рыбаков.

Для активного усвоения:

Рыбак

Лодка

Сети

Весло

Река

Рыба

Для пассивного усвоения:

Много рыбы

30.

«Рыбы»

Выработать у детей правильного произношения и употребления в хантыйской речи названия рыб.

Для активного усвоения:

Щука

Налим

Ёрш

Язь

Окунь

Для пассивного усвоения:

Рыба

31.

«Игрушки народа ханты»

Познакомить детей с хантыйскими куклами – акань. Обратить внимание на особенности кукол. Воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле – акань, развивать чувство гордости за свой народ через национальные традиции.

Для активного усвоения:

Игрушки

Кукла

Бабки

Палочки

Головоломки

Для пассивного усвоения:

Дети

Играют

31.

«Продукты питания»

Усвоение детьми запаса слов, относящихся к пище (продуктам питания). Закрепление навыка употребления знакомых детям типовых предложений.

Для активного усвоения:

Хлеб

Масло

Сахар

Конфета

Молоко

Каша

Суп

Для пассивного усвоения:

Вкусная (-ый), (-ое).

32.

Чтение хантыйской сказки «Как собака искала себе друга»

Расширять знания о своеобразии жизни народов Севера. Учить детей оценивать поступки героев произведения. Воспитывать дружеские отношения.

Для активного усвоения:

Собака

Волк

Медведь

Человек

Для пассивного усвоения:

Друг

33.

«Я и моё тело»

Дать представления о себе, как о человеке, об основных частях тела, их назначении.

Формировать первичные представления о здоровом образе жизни.

Для активного усвоения:

Голова

Уши

Нос

Рот

Волосы

Руки

Ноги

Для пассивного усвоения:

Чистый

34.

«Деревья нашего края»

Усвоение и употребление слов и конструкций предложений по данной теме. Расширять представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла, упражнять в различении хвойных и лиственных деревьев.

Для активного усвоения:

Берёза

Ель

Сосна

Черёмуха

Кедр

Для пассивного усвоения:

Лес

35.

«Диалоги»

Участие в диалогах, в составлении связанных высказываниях, уделять внимание совершенствованию произносительных умений и навыков.

Литература.

1.                  С.А. Попова, Р.Г. Решетникова. Пособие по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком. М.: Издательство Икар. 1999, - 116 с.

2.                 З.С. Рябчикова. Русско-хантыйско-мансийско-венгерский. Тематический словарь. Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2012 г.

3.         К.Ф. Афанасьева, З.С. Рябчикова. Методика обучения хантыйскому языку в детском саду: учебно-методическое пособие для воспитателя. – 4-е изд.: дораб. – Ханты-Мансийск: ООО « Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2012. – 76 с.

4.         А.А. Бурыкин. Хантыйско – русский словарь (казымский диалект) – Тюмень: ООО «Формат», 2014. -386 с.

5.          Сказки обских угров/ Сост. хант. текста Г.Л. Нахрачёва, сост. манс. текста С.С. Динисламова, редактор хант. текста Т.Д. Слинкина, редактор рус. текста Е.В. Косинцева, художник И.В. Соколова. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования  «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность раннего обучения детей игре в шахматы обосновывается баготворным влиянием шахмат на умственное, психическое и физическое развитие  дошкольника. Обучение детей...

Вариативная программа дополнительного образования «Берегиня» для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"...

Программа дополнительного образования "Логоритмика" для детей старшего дошкольного возраста

С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное пита...