Казачьи костюмы
консультация

Яценко Яна Васильевна

Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_kostyumy.docx170.4 КБ

Предварительный просмотр:

Казачьи костюмы, символы и знаки

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

      Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей “справы”, т.е. снаряжения за свой счёт. Казака “справляли” задолго до того, как он шёл служить.

       Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку – на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

       Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. В 1860 году специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.

        Черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. “Газырь” в переводе означает “готов”. Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.

        Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от “количества” серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.

       Повседневную одежду у казаков составляли сермяжные свиты, сшитые из домотканого некрашеного, грубого сукна серого или черного цвета. Свиты надевали прямо на рубашки.

       Рубаха – основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи – “голошейки” с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов – мережку. Затем стали носить рубахи двух видов – русскую и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.

      Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрёт, он не впитается в одежду и не превратится в лёд. Без шаровар невозможна жизнь кочевника-конника. Изобретение шаровар приписывают скифам. За столетия покрой их не изменился. Так что те шаровары, что находили в древних скифских курганах, были такими же, какие носили казаки и в 18, и в 19 веках.

      Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук – “спиногрей” – нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. В качестве дополнительной верхней одежды казаки носили кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки (одежда для походов, непогоды), киреи, бурки.

      Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валеный из овечьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка (одежда для походов, непогоды).

      В годы первой мировой войны кубанским казакам бурку заменили плащ-палаткой, плащом или шинелью.

       Головным убором казаку служила папаха барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога. В ХХ веке папаха становится модным женским головным убором.

      Существовало большое разнообразие сапог. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и чирики – туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки Особое значение имели казачьи лампасы.

Женский костюм.

       Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.

        Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отдел кой. А вот праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

       Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.

       Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – “колпаки”, “файшонки” (от нем. слова “файн” – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

       После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой – тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.

      Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание.

     Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий казачьих посиделок для детей старшего дошкольного возраста «КАЗАЧЬЯ ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ»

Сценарий разработан на основе русского  народного фольклора. Знакомит детей с героическим прошлым казаков....

Использование Кубанских казачьих игр на прогулке и в свободное от образовательной деятельности время "От потех казачьих - к затеям наших дней"

Расширение знаний об играх и затеях казаков. Знакомство детей с бытом, обычаями, традициями людей, живущих на Кубани....

Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье

Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...

История создания Кубанского казачьего костюма

В настоящее время значительно возрос интерес молодого поколения Кубани к истории традиционной культуры края, истории и традиций кубанского казачества, неотъемлемой частью которых является комплек...

"Красота казачьего костюма"

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 г. утверждена един...

Казачьи костюмы

Рассказ о казачьих костюмах...

Проект в подготовительной группе на тему: "Куклы в казачьих костюмах".

Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному городу, где ребенок родился и...