Консультация
консультация (средняя группа)

Дёмина Ольга Васильевна

Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

Этнокультурное образование – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное образование определяется введением в образовательный процесс знаний народной культуры, социальных норм поведения, духовно- нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начало формирования ребенка как личности, становления его характера. В нашем современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли наши дети знают про мордовский быт, культуру наших предков? По моему мнению, этот пробел нужно заполнять непосредственно с детских лет. Я считаю необходимым, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Роль детского сада в этом трудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка и фольклор, национальную литературу и искусство, закладывая тем самым основу духовной культуры маленького человека. Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды, а также традициями народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре, традициям. Во-первых, это познавательно, во-вторых, это интересно.

В МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида» был принят к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», создан кружок по обучению детей мордовскому (эрзянскому) языку и привитию интереса к культурному наследию мордовского народа. Вот уже несколько лет я являюсь руководителем кружка «Сяткине», где занимаются не только дети мордовской национальности – эрзя и мокша, но и других национальностей.

Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку, ведь то, что интересно, усваивается лучше, прочнее, глубже. Считаю, что этому способствует игра.  

В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, который способствует расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений о жизни народа Мордовии, поэтому тематика проводимых игр должна быть разнообразной.

 Например:

-эпизоды из жизни мордовского народа («В репку», «Тканье полотна», «В базар»);

- подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В голубей», «В волков»);

-игры с предметами («В лапти», «В бусы», «В колечко»).

Для того чтобы сюжетная подвижная игра способствовала интеллектуальному и физическому развитию дошкольников необходима тесная взаимосвязь, взаимопомощь инструктора по физической культуре и воспитателей. Педагог решает, какую предварительную работу нужно провести с детьми для уточнения их представлений и знаний.

Для ознакомления детей с предметами быта (игра «В лапоть») предварительная работа включает и посещение мини-музея, который находится в нашем саду. Здесь воспитатель имеет возможность не только рассказать историю этого предмета, но и показать, что он из себя представляет. Это очень важно, поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Воспитатель рассказывает, что в давние времена люди носили лапти, что их плели своими руками из лыка, обращает внимание на трудоемкость изготовления такой обуви. В наше время обуви великое разнообразие и мы можем без труда приобрести ее в обувном магазине. При подготовке к игре «В горшки» - воспитатель рассказывает, что горшок – это обязательный в прошлом элемент кухонной утвари, изготавливался он из глины и занимал этот процесс довольно длительное время. В настоящее время на смену ему пришли кастрюли, сотейники, которые изготавливают на заводах из современных прочных материалов.

Большинство мордовских подвижных игр сопровождаются текстом, который разучивается и закрепляется с детьми в свободной деятельности.

Знакомя детей с народной росписью, предлагается им изобразить сюжет из придуманной ими сказки или сделать иллюстрацию для самодельной книжки, используя стиль той или иной известной им росписи, узора. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, закрепляют полученные умения.

Наиболее высокая степень интегрирования художественного материала при организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно - обрядовые действия (святки, масленица, посиделки, ярмарки и др.). Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети-дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует и успешному развитию у дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).

Мордовский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство. Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины.

Литература.

1. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Академия, 1998. 429 с.

2. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.

3. Мы в Мордовии живем. /пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. –104с.

4. Нигматов З.Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей // Этнокультурные образовательные потребности народов России./ Материалы семинаров – совещаний. – М.: ИНПО, - 2004. - 268 с.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс» – 2011. - 192 с.

6. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) : автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 24 с.



Предварительный просмотр:

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

Этнокультурное образование – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное образование определяется введением в образовательный процесс знаний народной культуры, социальных норм поведения, духовно- нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начало формирования ребенка как личности, становления его характера. В нашем современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли наши дети знают про мордовский быт, культуру наших предков? По моему мнению, этот пробел нужно заполнять непосредственно с детских лет. Я считаю необходимым, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Роль детского сада в этом трудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка и фольклор, национальную литературу и искусство, закладывая тем самым основу духовной культуры маленького человека. Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды, а также традициями народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре, традициям. Во-первых, это познавательно, во-вторых, это интересно.

В МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида» был принят к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», создан кружок по обучению детей мордовскому (эрзянскому) языку и привитию интереса к культурному наследию мордовского народа. Вот уже несколько лет я являюсь руководителем кружка «Сяткине», где занимаются не только дети мордовской национальности – эрзя и мокша, но и других национальностей.

Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку, ведь то, что интересно, усваивается лучше, прочнее, глубже. Считаю, что этому способствует игра.  

В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, который способствует расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений о жизни народа Мордовии, поэтому тематика проводимых игр должна быть разнообразной.

 Например:

-эпизоды из жизни мордовского народа («В репку», «Тканье полотна», «В базар»);

- подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В голубей», «В волков»);

-игры с предметами («В лапти», «В бусы», «В колечко»).

Для того чтобы сюжетная подвижная игра способствовала интеллектуальному и физическому развитию дошкольников необходима тесная взаимосвязь, взаимопомощь инструктора по физической культуре и воспитателей. Педагог решает, какую предварительную работу нужно провести с детьми для уточнения их представлений и знаний.

Для ознакомления детей с предметами быта (игра «В лапоть») предварительная работа включает и посещение мини-музея, который находится в нашем саду. Здесь воспитатель имеет возможность не только рассказать историю этого предмета, но и показать, что он из себя представляет. Это очень важно, поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Воспитатель рассказывает, что в давние времена люди носили лапти, что их плели своими руками из лыка, обращает внимание на трудоемкость изготовления такой обуви. В наше время обуви великое разнообразие и мы можем без труда приобрести ее в обувном магазине. При подготовке к игре «В горшки» - воспитатель рассказывает, что горшок – это обязательный в прошлом элемент кухонной утвари, изготавливался он из глины и занимал этот процесс довольно длительное время. В настоящее время на смену ему пришли кастрюли, сотейники, которые изготавливают на заводах из современных прочных материалов.

Большинство мордовских подвижных игр сопровождаются текстом, который разучивается и закрепляется с детьми в свободной деятельности.

Знакомя детей с народной росписью, предлагается им изобразить сюжет из придуманной ими сказки или сделать иллюстрацию для самодельной книжки, используя стиль той или иной известной им росписи, узора. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, закрепляют полученные умения.

Наиболее высокая степень интегрирования художественного материала при организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно - обрядовые действия (святки, масленица, посиделки, ярмарки и др.). Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети-дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует и успешному развитию у дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).

Мордовский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство. Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины.

Литература.

1. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Академия, 1998. 429 с.

2. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.

3. Мы в Мордовии живем. /пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. –104с.

4. Нигматов З.Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей // Этнокультурные образовательные потребности народов России./ Материалы семинаров – совещаний. – М.: ИНПО, - 2004. - 268 с.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс» – 2011. - 192 с.

6. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) : автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....