"Башкортостан - мой край родной"
материал (подготовительная группа)

Шаяхметова Роза Ишмурзовна

Сценарий утренника ко Дню Республики "Башкортостан - мой край родной" В подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Башкирский мед182.96 КБ
Файл den_respubliki.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Тополёк» с. Нугуш муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Сценарий праздника, посвященного ко дню Республики Башкортостан

«Башкортостан – мой край родной»

Утренник для детей  подготовительной группы

                                                                           Проводила: воспитатель старшей

 разновозрастной группы

 Шаяхметова Роза Ишмурзовна.

Нугуш

Цель: Расширение представлений детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа.

Задачи:

  1. Формирование духовно-нравственных ценностей;
  2. Расширение и углубление знаний детей о Республике Башкортостан; о быте и промыслах башкир.
  3. Воспитание чувства гордости, уважения к традициям нашего народа, ценностное отношение к символике.

Методические приемы: художественное слово, беседа, чтение стихотворений, игра, инсценировка сказки.

Предварительная работа:  беседа о малой родине Башкортостан; чтение башкирских народных сказок; выполнение исследовательских работ; разучивание песен, стихов, танцев; слушание народной музыки; рассматривание картин, предметов быта.

Планируемые результаты: получить знания о родном крае, ценить традиции и обычаи башкирского народа.

Действующие лица:

Урманбикә, Айыухан, Пчёлка – дети подготовительной группы.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

                                               «Откуда родом ты?» - меня спросили,

                                                И я ответил гордо: «Из России,

                                                А если говорить точней – с Урала я,

                                                Там родина моя – Башкортостан!» (З. Биишева)

Воспитатель: - Ребята, что означает слово «родина»? (Родина – это то место, где человек родился и живёт.)   (Слайд 1)

Мы с вами родились и живём в селе Нугуш. Про наше село нам расскажет Мария Суслова. Они с мамой сделали презентацию. (Презентация «Моя малая родина»)

- А как называется наша  большая родина? (Наша родина – Башкортостан.)

- Да, ребята, наша родина – это республика Башкортостан, где мы с вами  живём. Кто мне скажет, как переводится слово «Башкортостан»?

(«Башкорт» - башкир, «остан» - страна, « страна башкир», так как коренными жителями являются башкиры.) (Слайд 2)

- Современное название – Республика Башкортостан. Руководителем – главой нашей многонациональной республики является Радий Фаритович Хабиров. (Слайд 3) Как и у всех республик и у нашего Башкортостана есть своя символика, выражающая его суверенитет. (Слайд 4)

  Это флаг республики Башкортостан.  (Демонстрируется)

Ребёнок: Три цвета носит флаг республики моей,

                 Окрашен он самой природой –

                  Цветок курая золотом на флаге –

                  Древнейший символ моего народа.

                  Три цвета на полотнище – зелёный, белый, синий.

                   Зелёный – это цвет свободы, вечной жизни,

                   Цвет белый – миролюбие, открытость,

                   Синий – это ясность помыслов и чистота. (Ф. Губайдуллина)

Ребенок:                                                            

 Башҡортостаным Флагы
Тора өс төрлө төҫтән:
Күк, аҡ, йәшел, ә уртаға
Ҡурай сәскәһе төшкән.

Ҡурай сәскәһе ете таж,
Нигеҙе - ете ырыу;
Бар милләттәр менән бергә
Бәхетле тормош ҡороу.

Дидактическая игра: «Собери башкирский флаг». (Слайд 5)

Воспитатель: Это герб республики Башкортостан. (Демонстрируется)

Ребёнок:     Герб Башкортостана висит на стене:

                    Салават Юлаев на лихом коне.

                    Храброго батыра солнце освещает,

                    И герой народный к миру призывает. (С.Алибаев)

Ребенок:                   Башҡортостан гербы бөгөн
                                Мәктәп бүлмәһен биҙәй,
                               Ул ил өсөн, халыҡ өсөн,
                              Батырлыҡтарға әйҙәй!

                                  Батыр һынын сағыулата
                                 Офоҡтан ҡалҡҡан нурҙар.
                                Батыр халҡыбыҙ мәңгегә

                               Азатлыҡ йырын йырлар! (С.Әлибай) (Слайд 6)

                                                                   


                               C:\Users\asus\Desktop\фотолар\фотолар1.jpg

                                                  Подвижная игра «Тирмә». (Слайд 7)

Воспитатель: - Ребята, это карта республики Башкортостан. Вот что пишет народный поэт Мустай  Карим о карте:

         Взгляни на глобус - вот он шар земной,

         На нём Башкирия

         С берёзовой листок величиной.

         Пускай на глобусе ты кажешься листком,

         Горячим занесённым ветерком, -

         Башкирия моя! Твой сын простой,

         Я восхищён твоею красотой!

         На зорьке солнце ясное встаёт,

         Привольно Агидель река течёт!

         Кругом сады, зелёные поля!

         Башкортостан! Чудесная земля!   (М. Карим) (Слайды 8-11)

          Природа Башкортостана богата, многокрасочна. Много здесь гор и рек, озёр и лесов. Почти половину лесов составляют липовые леса. Липа – очень красивое и полезное дерево. Ребята, а вы хотите попасть в волшебный лес и узнать больше о липе? (Хотим.) Ну что ж, все готовы? (Слайд 12)

Все: В волшебный лес попасть легко,

         Не надо ехать далеко.

         Закрой глаза и сделай шаг,

        Теперь в ладоши хлопни так:

        Один хлопок, ещё хлопок –

        И вот уж виден сена стог,

        И вот уж поле колосится

        Шумит, волнуется пшеница,

        Над ней синеют небеса,

        Откройте поскорей глаза!

Воспитатель: Вот мы и оказались в Волшебном лесу.

Урманбикә: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!) Мин Урманбикә! Добро пожаловать в мой лес! Мне мои птички рассказали, что вы хотите, чтобы я рассказала о липе. Ну что же, слушайте. (Слайд 13)

  Липа очень красивое дерево. Его в народе называют деревом счастья, спокойствия. У нас в Башкортостане 40% липовых лесов. Из древесины изготавливают посуду, мебель, лодки. (Слайд 14)   В древние времена липа обувала весь  народ в лапти. Пчёлки уделяют внимание цветам липы, их запах ни с чем несравним. (Слайд 15)

   Посмотрите, дети, - это липовый цвет,

   Ароматы лета он принёс в привет.

   Чай его душистый  любят стар и млад,

   Очень многим людям он здоровье дал.

   Сбил температуру, горло подлечил,

   А от горла средства лучше нет.

   Вот какой чудесный этот липовый цвет.

   Из цветов лечебных пчёлки мёд собирают,

И здоровья крепкого всем людям желают.

   Ребята,  мне пора, у меня своих дел много. А вы можете продолжить своё путешествие по лесу. До свидания!

Воспитатель: Рәхмәт, Урманбикә! До свидания!

- Ребята, слышите, как будто кто-то плачет. Точно плачет. Пойдёмте, посмотрим, может быть кому-то помощь нужна. (Слайд 16)

                          (На пеньке сидит медведь и плачет.)

Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Почему ты сидишь здесь, да ещё и плачешь?

Мишка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Айыухан. Я больше всего люблю мёд кушать, а мёд кто делает?        (Мёд собирает пчёлка.)

Да вот какая беда приключилась с пчёлкой. Появился в нашем лесу страшный паук. Так наша пчёлка труженица к нему и попалась в сети. У меня лапы толстые, я её распутать не могу! И мёда больше никогда не будет. Ой, беда, беда!  (плачет)                                                                        Воспитатель: Не плачь, Айыухан! Поможем ему, ребята?   (Поможем.)

  - Показывай, куда идти, из каких сетей пчёлку спасать.

                          ( Пчёлка запутана в паутине.)

Воспитатель: Здравствуй, пчёлка! Мы пришли тебе помочь!

Пчёлка: Я ведь ахнула сперва:

               Ах, какие кружева!

               А попала в кружева

               И пропала голова!

Мишка: Бедняжка, словно в тине,

               Увязла в паутине.

Воспитатель: Давайте, распутаем пчёлку, пока паук спит в кустах где-нибудь.

                                    (Дети распутывают пчёлку.)

Пчёлка: Спасибо, детки! Я вас приглашаю к себе в гости. Посмотрите, как живут дикие пчёлки. (Слайд 17-18)

Воспитатель: Дикие пчёлы живут в дупле старого дерева, которое называют бортью. Башкиры такие деревья искали по лесу, а когда находили, на это дерево ставили свою тамгу (знак). Таких бортевых деревьев у башкир было много.  А потом башкиры сами стали делать дупло в деревьях и туда вселять диких пчел. Круглый год семья дикой пчелы живет в дупле одного дерева, там она зимует, питаясь запасенным медом. А когда пчел становится много, они отделяются или башкиры отделяли их в другие пустые дупла. Так образовывались новые пчелиные семьи. Этот промысел называется бортничеством. Такая добыча меда дикой пчелы сохранилась до наших дней в Бурзянском районе. Мёд дикой пчелы очень ценится. (Слайд 19)

Потом башкиры научились борть ставить на землю и добывать мёд там. Домики для пчел называют ульями. Улья ставят в саду, где нет ветра. За домашними пчелами зимой ухаживают люди, подкармливают, летом расселяют в другие улья. Люди заботятся о них, а пчелы им собирают целебный душистый мед. (Слайд 20)

Ребенок: Здесь процесс не зря идет-

                Собирают пчелки мед.

                И цветочный, и гречишный,

                И любой, какой найдет.

Ребенок: Только липа расцветет,

                То с нее целебный  мед.

                Для лечения простуды

                Пчелка мигом соберет! (Слайд 21)

Ребенок: Твоя профессия летать,

                 Медом соты насыщать.

                Ты, конечно, молодец,

                Пчелка золотая,

                Собираешь сладкий мед,

                 По цветкам летая.

Ребенок: Но погладить не могу

                Я тебя за это,

                Потому что жалишь ты

                Даже добрых деток!

Пчелка: Это правда. Я могу и ужалить. Но только тех, кто обижает меня и моих деток. А с вами мне хочется веселиться и мед собирать.

                                        (Танец «Пчелки»)

Пчелка: Была я все лето в трудах,

               Собирала мед в цветах!

               Две корзинки собрала

               Вам гостинец припасла.

Воспитатель: Спасибо, пчёлка! Какой душистый липовый мёд! До свидания, пчёлка!

Пчёлка: До свидания!

Воспитатель: Ребята, и нам пора вернуться в свой детский сад.

Все:  Из Волшебного леса вернуться легко,

          Не надо ехать далеко.

          Закрой глаза и сделай шаг

          Теперь в ладоши хлопнем так:

          Один хлопок, ещё хлопок-

          И вот уж виден «Тополёк».

          Над ней синеют небеса,

          Откройте поскорей глаза.

Воспитатель: Каким увлекательным оказалось наше путешествие. Давайте вспомним: кого мы встретили в лесу, кому помогли.  (Встретили Урманбику, узнали про липу; помогли Айыухану, Пчёлке; узнали про диких пчёл.)

(Слайд 22)

И всё это – наш родной край  - Башкортостан. Наша родина с бескрайними просторами, с бесчисленными богатствами, которые нам с вами  беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана  - это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!

                           Сильнее слова «дружба» - нет,

                           Важнее слова «дружба» - нет,

                            Когда мы вместе, звонче песни,

                            Светлей и ярче солнца свет. (Слайд 23)

Песня «Башкортостан» (сл. и муз. Ф.Даутовой)

1.  Башкортостан - родина моя,

Башкортостан - дивные края!

Это леса и тысячи рек

Дорог отчизне здесь каждый человек.

Припев:

Башкортостан, Башкортостан,

 цвети моя республика Башкортостан!

Башкортостан, Башкортостан,

Навеки Россия и Башкортостан!

2. Славлю я батыров родины моей,

И стрелой летящих сказочных коней.

Золото недр, золото сердец,

Землю эту славят поэт и певец.

Припев.

3. Гостеприимный край наш родной

Всех приглашает в свой дом большой.

Будем с Россией крепко дружить,

В мире согласии будем мы жить.

Припев.

 

           

C:\Users\asus\Desktop\фотолар\IMG_20210517_154142.jpg

               

Использованная литература:

1. «Башҡортостан – тыуған илем», Мәктәптәгесә йәштәге балалар өсөн Башҡортостан Республикаһын өйрәнеү программаһы /Ф.Ғ. Аҙнабаева, Г.Ш. Әлбәкова, Ә.Р. Буранбаева, К.Ф. Мортаева. – Өфө: Китап, 2017.-132 бит.

2.Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н. Земля отцов: Программа – руководство. – 2-е изд. перераб. и допол. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2018. -60 с.

3. Интернет ресурсы.

                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: воспитатель старшей группы Шаяхметова Роза Ишмурзовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Башкортостан - мой край родной!"

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возрата...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности для воспитанников старшей группы на тему:" Башкортостан - мой край родной!"

11 0ктября наша Республика Башкортостан будет праздновать День Независимости. Данный конспект предназначен воспитателям старших групп. Удачи коллеги!...

Развлечение в средней группе "Башкортостан - мой край родной"

Развлечение посвящено дню республики Башкортостан....

Развлечение в средней группе «Башкортостан — мой край родной»

Развлечение, посвященное дню Республики в средней группе...

Открытое занятие «Башкортостан-мой край родной»

Программное содержание: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжить формировать интерес к своему краю,...

«Башкортостан – мой край родной».

laquo;Башкортостан – мой край родной».Образовательные:- Расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где родился и живет, и закреплять умение це...

«Башкортостан – мой край родной»

праздничный концерт посвященный суверенитету Республики Башкортостан для старшей и подготовительной  групп....