Мастер-класс для педагогов "Лозоплетение. Мы помним традиции предков"
методическая разработка (подготовительная группа)
Данный материал предлагает педагогам познакомиться с народными промыслами умельцев родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_loza.docx | 443.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Лозоплетение. Мы помним традиции предков.»
Авторы разработки – воспитатель Кравцова Надежда Александровна,
Актуальность.
С незапамятных времен люди занимались плетением различных изделий, которые до сих пор не изменились. Искусство плетения восходит к глубокой древности. В Киевской Руси в IX-XI веках среди двухсот насчитывавшихся ремесел значилось и лозоплетение. Оно было особенно распространено именно в тех городах и деревнях, которые расположены вдоль рек. Это связано с произрастанием на берегах рек ивы. Именно из нее и плетут корзины и другие изделия декоративно-прикладного искусства.
Изделия из лозы очень прочные и при этом лёгкие и удобные. Разнообразие плетёных изделий удивительно: колыбели, корзины, украшения, тара и мебель. Назначение изделий из тальника может быть весьма разнообразным: применяться в домашнем обиходе, а также являться оригинальной составляющей в дизайне интерьеров. Плетёные изделия не только практичные и красивые, но и экологически чистые, что особенно важно в наш техногенный век.
Актуальность нашего мастер-класса заключается в том, что плетеные изделия пользуются большим спросом и по сей день. Поэтому мы выбрали эту тему, чтобы познакомить детей с ремеслом народных умельцев нашего района.
Цель: знакомство с народными промыслами Камышинского района на примере лозоплетения.
Задачи:
- Приобщать педагогов к необыкновенному миру лозоплетения.
- Познакомить с различными видами техники плетения.
- Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать умение эффективно использовать свои знания и приобретенный опыт.
- Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной и декоративно-прикладной деятельности.
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
- Воспитывать интерес к истории своей малой Родины.
Материалы и оборудование: ивовые прутья, ножницы, ножи, дощечки.
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема народных промыслов всегда актуальна, так как это - история родного края. Мы живем в богатом народными промыслами районе.
Народное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного на протяжении многих веков.
Так что же такое плетение из лозы? Ремесло или искусство? Плетение - древнейшее среди ремесел в народном творчестве. Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину тысячелетий. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: сначала делали плетеную из веточек ёмкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. После обжига на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Доисторические люди умели плести снасти для добывания пищи. Технология плетения использовалась даже для возведения жилища.
Стройная, веками отработанная система приемов и правил плетения позволяет создать практически любую вещь: от мебели до детских игрушек. Может быть, лозоплетение - единственное ремесло, дошедшее до наших дней почти без изменений. Красота современных изделий, как и в древности, зависит лишь от таланта и мастерства мастера.
Не перевелись мастера и в Нижнем Поволжье. И сегодня в городах и селах, станицах и хуторах можно встретить таких людей, которые создают своими руками полезные и красивые плетеные вещи.
Немного истории:
В конце 19-го начале 20-го века Камышин являлся значительным транзитным пунктом, через который, главным образом по Волге, а затем по железной дороге проходили большие потоки грузов. Его пристань на Волге была всегда заполнена зерном, мукой, скотом, кожей, рыбой, солью, плетеными корзинами. Занимались корзиноплетением из ивы, прута, камыша, рогоза и других видов деревьев, которые могли плестись. Естественно, что многие старинные ремесла стали забываться. И то, что в прошлом умел сделать почти каждый житель села, теперь осталось в руках немногих мастеров, хотя в последнее время число их растет. В нашем регионе лозоплетение было одним из умений, которому обучали мальчиков с раннего возраста. Умели плести морды, вентеря, верши, мережи и другие снасти для ловли рыбы. У каждого дома красовался плетень из краснотала. В наших местах возле рек до сих пор сохранились посадки ивняка (краснотала, тала, ивы козьей), пригодные для вырезки и плетения.
Хорошо, когда мастерство передаётся по наследству от старшего поколения к младшему, когда мальчик и девочка в семье учатся какому-нибудь ремеслу и рукоделию, чтобы нести красоту людям. Основы ремесла нужно закладывать в детях в период их учебы, как раньше это делалось во всех семьях.
Задача педагога – воспитать из ребёнка творца, развивая у него образное и пространственное мышление, фантазию, тем самым, содействуя формированию личности.
2. Теоретическая часть.
Для плетения используют различные материалы. Чаще всего это лоза ивы, но иногда к основному материалу для создания декоративных элементов добавляют другие.
Набор инструментов и приспособлений для плетения несложен и доступен.
Обычно плетение ведется слева направо. Рабочий прут почти всегда левый. Существует несколько видов плетения.
Простое плетение. В таком плетении используется один прут. Стояки поочередно огибают: один сзади, другой – спереди, продолжая так до конца прута. Для простого плетения по замкнутому контуру требуется нечетное количество стояков. Простое плетение удобно для оплетки ваз, бутылок.
Плетение из лозы «веревочкой».
Технику «веревочка» применяют во всех плетеных изделиях. Ее используют в основном для фиксации основного оплёта изделия или в тех случаях, когда на некоторых участках изделия хотят получить особую прочность, кроме того, она украшает плетение.
Простое плетение из лозы «веревочкой» из двух прутьев.
Этот прием выполняется вокруг вертикальных прутьев – стоек. Заложите левый прут оплёта за первую стойку, а правый прут – за вторую. Затем левый прут оплёта поднимите над правым и заведите за вторую стойку, после этого второй прут окажется с левой стороны. Повторите операцию: левый (второй) прут поднимите над правым и заведите за следующую (третью) стойку.
Плетение «веревочкой» из трех прутьев.
«Веревочку» из трех прутьев используют для создания выпуклого узора, в качестве перехода от одного основного плетения к другому, для укрепления краев изделия и увеличения его прочности. Для оплёта возьмите три прута. Первую стойку отметьте прищепкой. Первый прут оплёта, заправленный за первую стойку, проведите с внешней стороны следующих справа двух стоек (второй и третьей), заведите за четвертую и выведите наружу.
Второй прут оплёта заведите за вторую стойку под первым прутом, обведите с внешней стороны третью и четвертую стойки над первым прутом, затем заправьте за пятую стойку и выведите наружу. Третий прут оплёта заправьте за третью стойку под первые два прута оплёта, проведите с внешней стороны четвертой и пятой стойки над первым и вторым прутом, заправьте за шестой прут и выведите наружу. Итак, каждый прут проходит сначала за одной стойкой (внутри круга), затем над двумя стойками (снаружи круга) и над двумя предыдущими прутьями плетения, снова за одной стойкой, и т. д. По такому принципу плетется весь ряд до последней стойки.
Способов плетения много, но все они являются производными тех основных приёмов, которые были рассмотрены выше.
3. Практическая часть.
Свою работу по лозоплетению мы начали с ознакомления дошкольников с ивовым прутом, его особенностями и свойствами. Прежде, чем приступить к плетению, мы учились правильно заготавливать прутья: определять подходящее время резки, уметь обрабатывать и хранить сырьё.
Изучение приемов плетения следует начинать с изготовления несложных изделий, доступных для выполнения. Желательно, чтобы первое изделие было небольшим по объему и его можно было выполнить за 1-2 занятия. При объяснении технологии и последовательности изготовления первого изделия педагог акцентирует внимание не только на конечном результате. Не менее важно ясно, чётко осветить все этапы, цели и задачи, которые стоят перед детьми в процессе изготовления.
Сначала пробовали создавать клубочки из прута, знакомясь с его гибкостью и податливостью и прочностью.
Что чаще всего любят рисовать дети? Конечно же, солнышко. Именно поэтому мы выбрали солнышко для первого знакомства непосредственно с приемами плетения.
Предлагаем и вам попробовать и понять, что же такое лозоплетение.
Изготовление солнышка из ивового прута.
4. Рефлексия. Подведение итогов.
Предполагаемый результат: в ходе работы по обучению дошкольников с лозоплетением, у детей развивается познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки. Приобщение к нравственным духовным ценностям современного мира. Формируется уважение к труду взрослых. Соблюдение народных традиций.
Растущее мастерство дошкольников необходимо поддерживать и поощрять, устраивать конкурсы, выставки творческих работ, ярмарки. Это даст широкие возможности для творческого саморазвития, становления личности детей, признания уникальности и одаренности каждого из них.
Приобщение детей и подростков к обучению древним ремеслам – в частности лозоплетению – помогает ребёнку и его родителям решить важные проблемы. Детям очень полезно тренировать пальцы рук, которые становятся крепкими и ловкими, а ребёнок - умелым и уверенным. Хочется верить, что народное искусство, которым овладеет ребенок, принесет ему радость творчества и, вместе с тем, вернет ощущение сопричастности с природой, научит жить в гармонии с ней и по ее законам и, возможно, станет делом всей его жизни.
Спасибо за внимание. Творческих успехов вам, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» ЗадачиПрисоединение родителей к отечественным традициям.Оказание родител...
Мастер – класс по изготовлению Новогодней открытки «Возрождение традиций»
Аналоги современной поздравительной открытки появились в Китае более 1000 лет назад. В них люди желали друг другу счастья, здоровья, долголетия, благополучия. По одной из версий, русскую новогоднюю ...
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» Задачи1. Присоединение родителей к отечественным традициям.2....
Мастер-класс по изготовлению обереговых кукол по традициям древних славян
Мастер-класс по изготовлению обереговых кукол по традициям древних славян.Наши предки изготавливали кукол из различных материалов из такниЮ, ниток и травы. Мастер-класс предлагает познакомится с разны...
Мастер класс «К здоровью через русские народные традиции и малые формы фольклора»
Приобщение к здоровому образу жизни через русские народные традиции, использование устного народного творчества в укрепление и сохранение здоровья....
Мастер-класс для родителей и педагогов «Семейные традиции: чтение как увлекательная игра детей и взрослых»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и повышение педагогической компетенции родителей.Задачи:- показать родителям ценность домашнего чтения;- показать значение доброго, тёплого общен...
Мастер-класс совместно с родителями воспитанников "Пасхальные традиции" авторы: Османова Елена Олеговна и Андреева Наталия Владимировна, воспитатели.
Продукт недельного проекта духовно-нравственной напрвленности, посвященный празднованию Светлой Пасхи в нашей стране....