Проект "Русский быт"
презентация урока для интерактивной доски (средняя группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkiy_byt.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики

администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                    «Детский сад № 29»                                                                                                                                                                    г. Городца

606503 Нижегородская область, г.Городец, ул.Фурманова, д.17  тел.(883161) 9-07-63

«Принято»    

Педагогическим Советом

МБДОУ  «Детский сад № 29» Протокол №  _____                                   от «__» ___20 __г.

«Утверждаю»                                      Заведующий МБДОУ «Детский сад № 29»  _____________  А.И. Перанова

от «_____» ___________20 __ г.

Приказ № __ от «__» ___20 __г.

Проект

 «Знакомство с бытом и традициями русского народа через русскую народную сказку »

в средней группе №3.

                                Воспитатель:

                                   Олонцева И.С.

                                                                                

2021-2022 уч. г.

г.Городец

 «… наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А.С. Макаренко


Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты:  Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают  роль труда в жизни россиян, знают  и хранят  историко-духовную память,  умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Сроки проведения:  ноябрь 2021г. -апрель 2022г.


Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Актуальность темы               

 В  настоящее  время  под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим.  С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом - человеком,  имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

   

 Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной, на изучении  традиций русского народа  у  детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

 

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям  и быть эстетически развитой личностью.

Гипотеза –Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте. Русские народные сказки, помимо воспитательного потенциала, обладают великими психологическими знаниями, которые не всегда лежат на поверхности, их надо уметь рассмотреть, увидеть.

Цель проекта:

Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа через сказку.

    

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, на основе русских народных сказок

Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

  1. Найти ответы в сказках как люди работали ,что они ели, на чем передвигались?
  2. Знакомство с русским костюмом (головные уборы, обувь)
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  5. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7.Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

        Новизна:   

 Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей прививаем любовь к русской сказке, вспоминаем забытые традиции русского народа. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с бытом и традициями русского народа через русскую народную сказку:

  • Использование пословиц, загадок, поговорок, закличек, потешек.
  • Чтение русских народных сказок
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения
  • Экскурсии в музеи

Формы образовательной работы с детьми 

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок.
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Основные направления нашей работы: 

1. Создание атмосферы национального быта, традиций русского народа.

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок ,считалок, потешек и т.п.). 
      В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

3. Знакомство с народным искусством. 

      Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. 
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников. 

4. Знакомство с русскими народными играми. 

        Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап.

 Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа в русских сказках».

- Чтение познавательной литературы и русских народных сказок.

  - Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций , созданию русского народного головного убора.

- Предложить родителям вместе с детьми сделать коллаж на тему: «Русский костюм»

II  Этап. 

- Занятия в соответствии с планом.

- Беседы.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

-Создание самодельных книг-коллажей (лэпбук) по русским народным сказкам.

- Слушание классической музыки.

- Слушание русских народных песен.

- Просмотр видеосюжетов, презентаций.

- Экскурсия в русскую избу

- Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки.

III  Этап. 

 Обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

- Открытое занятие «Быт и традиции русского народа через русскую народную сказку»

- Презентация проекта

Мероприятия с детьми

- Занятие «Знакомство с русской избой».

-Чтение р.н.с.: «Как, коза избушку строила»

- Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

- Просмотр презентации «Русская изба».

- Беседа по картине «Крестьянская семья».

Цель: Познакомить детей с тем, как раньше жили, какие строили дома и почему.

- Организация фотовыставки: «Русские избы»

- Чтение русской народной сказки: «Заюшкина избушка» «Зимовье зверей»

Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

Рассматривание репродукции -

Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту и естественность русского бытия.

- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки». «Репка»

- Просмотр презентации «Труд крестьян».

Цель: Познакомить с трудом крестьян.

- Беседа «Вершки и корешки»

Чтение р.н.с.: «Ленивица и работница»

-Праздник  «Осень, осень, в гости просим»

Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.

-- Спектакль по сказке «Репка».

Цель: создать у детей хорошее настроение, передать характерные особенности героев сказки

- Слушание Чайковского «Времена года».

Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

Цель: Рассказать детям о труде взрослых по уборке урожая и заготовкам на зиму.

- Беседа «Женские осенние работы»

Цель: Познакомить детей с трудом, которым занимались женщины в осенний период.

- Аппликация «Укрась полотенце»

Рисование «Березка», «Коза в русском костюме»

Цель: Познакомить детей ы» с хороводными играми осеннего периода.

- Рисование «Роспись ложки»

- Слушание русских народных песен.

Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.

-Праздник  «Осень, осень, в гости просим»;

-Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

- Вечер загадок про урожай, домашнюю утварь и т.д.

Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т.д.

- Просмотр презентации «Щи да каша –пища наша»

- Рисование «Распиши сарафан и рубаху».

- Рисование «Распиши кокошник».

Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

 - Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Игра – викторина «Зимние забавы на Руси»

Цель: закрепить знания русских народных игр:

 «Мороз красный нос», «Волк и козлята», « Волки во рву»

Вечер досуга: «Бабушкин сундук»

Дефиле сказочных персонажей в традиционных русских костюмах

-Цель: познакомить детей с особенностями русской народной одежды, в частности женских головных уборов.

- Рисование: «Весна в деревне». «Мамочка»

Рассматривание картины

К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы»

Кузьма Петров-Водкин. «Мать»

Андрей Клименко « Баба Яга»

- Рисование «Летучий корабль». «Волшебные превращения».

-Игра – викторина: «Летает, едет, плывет»

-Рассматривание картины В.Васнецов «Ковер-самолет»

Цель: сравнить разные виды транспорта сказочные, современные.

Мероприятия с родителями-

Консультация для родителей: «Сказка развивает воображение»

- Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)

Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

Создание коллаж на тему: «Русский костюм»

- Выпуск для родителей папки-передвижки «Русские народные сказки».

- Круглый стол «Традиции русского народа»

Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа

- Выставка работ из овощей и фруктов: «Осеннее настроение»

- Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда.

- Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки.



Итоги проекта:

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

- Умение играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

- Бережное  отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа через русскую народную сказку» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры, познакомились с народными сказками.

Используемая литература:

  • Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград,2008.
  • Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
  • Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2007.
  • Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.; Педагогическое общество России, 2007.
  • Микляева Н.В., Микляева Ю. В., Новицкая М.Ю.Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным ( русским) компонентом образования.- М.: Айрисс-пресс, 2006.
  • Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова