Программа по национально -региональному компоненту
рабочая программа

Прохорова Алёна Геннадьевна

Программа по национально -региональному компоненту 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nats-reg_programma.docx242.09 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\dou13\Downloads\титульник прграммы.jpg

Содержание программы

1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативна база

2. Цель

3. Задачи

4. Планирование

5. Направления работы

6. Работа с детьми

7. Условия реализации национально-регионального компонента

7.1.1. Наличие знаний, накопление опыта.

7.2.1. Умения и навыки.

7.3.1 .Предметно-развивающая среда.

7. 4.1.Социальное партнерство.

7.5.1. Передача обобщенного опыта педагогам-дошкольникам в рамках взаимодействия.

8. Формы работы с родителями

9. Мониторинг

10. Программа дальнейшего развития программы

11. Предполагаемый результат

12. Используемая литература

1. Пояснительная записка.

     Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является

приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтом возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту. Необходимо вести работу

по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально- положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

      Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому происходит формирование у детей знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Приобщая подрастающее поколение к истокам культуры родного края, знакомясь с бытом, традициями коренных народов, учитывая потребности многонационального населения нашей страны, строится педагогический процесс.

1.1. Нормативна база

В Законе "Об образовании" (ст. 7) закреплены два компонента стандарта -

федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта

обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает

образовательные области и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность, направленную на изучение природных особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль

регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

   Согласно Федеральных государственных требований вариативная часть

образовательной программы каждого дошкольного учреждения должна включать региональный компонент.

2. Цель

Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Малой Родины, на которой в мы проживаем.

3. В работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие

задачи:

• воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою

Малую Родину, свой край, город, где он родился и живёт;

• формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;

• воспитывать чувство уважения и толерантности к жизни, традициям и обычаям

народов, живущих на земле Республики Бурятия;

• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях

своего края, о природном разнообразии страны;

• формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;

• воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать

красоту флоры и фауны Бурятии;

• формировать эстетические чувства.

4. Планирование

• В годовом плане ДОУ ежегодно планируются мероприятия, которые проводятся для реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами.

• Формирование у детей целостного представления о регионе, климатических

условиях, населении и окружающем мире природы. Привитие любви к родной

природе, умения видеть и чувствовать её красоту у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и неживого миров.

• Формирование представления о природной природе, о её отличительных

особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к

изменяющимся условиям природы.

• Изучение, принятие и непосредственное участие в изучении культурного наследия народов, населяющих Республику Бурятия: национальный фольклор, традиции, обряды и праздники.

5. Направления работы

• Знакомство с растениями и животными «Красной книги». Представление о

правилах бережного отношения к природе.

• Проведение экспериментов и наблюдений, как способ изучения и наблюдения за свойствами и качествами объектов окружающего мира.

• Применение и использование накопленного опыта в играх, в самостоятельной, в совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.

• Отражение впечатлений об увиденном на интегрированных занятиях по разным

видам деятельности, в том числе в изобразительной деятельности. Используя

различную технику рисования и средства изображения, дети могут передавать в

рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.

  Программа национально - регионального компонента ДОУ строится по следующим направлениям:

1. Работа по изучению родного края.

2. Изучение культуры народов России.

3. Накопление социального опыта (социокультурное общение)

Работа по изучению родного края включает в себя:

- работа с педагогами - в соответствии с основной образовательной программы ДОУ, согласно годовому плану детского сада.

- работа с детьми согласно комплексно-тематического планирования по изучению родного края, интегрированного принципа построения деятельности дошкольников.

- взаимодействие с родителями - включение родителей в совместный образовательный процесс по изучению родного края позволяет значительно повысить его эффективность.

- сотрудничество с социальными партнерами, как условие социализации дошкольников.

6. Работа с детьми

Комплексно-тематическое планирование по изучению родного края

Я - Человек

Моя семья

История жилища

Любимый город

Родной край

Традиции и быт

Животный мир Бурятии

Растения сибирского леса

Искусство

Особенности интеграции национально-регионального компонента в образовательную деятельность

Образовательная

область

Региональный компонент

Социально-коммуникативное развитие

Реализация плана межсетевого взаимодействия .Работа с родителями, мероприятия между детскими садами,

социумом.

Познавательное развитие

Работа в соответствии с тематическим планом

Речевое развитие

Обычаи , традиции народов Забайкалья Изучение народных сказок, былей, преданий, легенд, притчей.

Художественно-эстетическое развитие

Слушание, пение песен на бурятском языке, игра на народных

муз. инструментах.

Знакомство с искусством народных мастеров Бурятии, России, развитие детского творчества.

Изготовление поделок, аппликаций, труд в природе.

Физическое развитие

Народные игры, спортивные игры, элементы национальных видов спорта.

7. Условия реализации национально-регионального компонента

1. Наличие знаний, накопление опыта.

2. Умения и навыки.

3. Предметно-развивающая среда.

4. Участие в конкурсах различного масштаба  этно-культурного направления (внутри ДОУ, в рамках межсетевого взаимодействия между ДОУ, в   мероприятиях районного, городского и республиканского уровня ).

5. Передача обобщенного опыта педагогам-дошкольникам в рамках межсетевого

взаимодействия.

7. 1. 1. Наличие знаний, накопление опыта для реализации задач регионального

компонента в ДОУ:

Проведение мастер - классов, семинаров-практикумов в ДОУ для педагогов и узких специалистов по ознакомлению с видами народно-прикладного искусства:

• Хохлома

• Гжель

• Дымка

• Жестово

• Полхов-Майдан

• Каргопольская игрушка

• Городец

• Бурятский орнамент.

    Использование педагогического потенциала педагогов ДОУ по обобщению опыта и передачи накопленных знаний и умений в рамках самообразования.

   Привлечение профессиональных художников, специалистов из числа социальных партнеров для повышения уровня и накопление опыта педагогов и детей дошкольного возраста для решения задач национально-регионального компонента.

7.2.1. Умения и навыки дошкольники приобретают на занятиях интегрированного цикла по изучению родного края, флоры и фауны окружающей нас природы, культуры, фольклора национальностей, проживающих на территории Бурятии.

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 2-3 года

месяц

Тема

Цель

Тематический блок

Сентябрь

Я - Человек

Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело. Показать особенности внешнего вида детей (лицо, прическа, одежда, обувь), различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка). Побуждать отзывчивость, различать яркие эмоциональные состояния. Повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее эмоциональное состояние, различать эмоциональные состояния, которые воспитатель подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса.

1. Тело человека: части тела и их предназначение .

 2. Возраст, пол, одежда

 3. Эмоциональные состояния.

4. Я - Человек

Октябрь

Моя семья

Учить детей проявлять интерес к самому себе, к своему имени. Различать, узнавать, называть детей на картинках и в жизни. Помочь запомнить детей в группе по именам, узнавать и называть их.

1. Обратись по имени.

 2. Члены семьи.

 3. Жизнь семьи

 4. Моя семья

Ноябрь

История жилища

Формировать у детей представление о доме, как о жилище человека и сказочных героев

1. Что такое дом? Рассматривание дома.

2. История жилища.

Декабрь

Любимый город

Дать ребенку представления о городе, в котором он живет (много улиц, домов, людей), о городском транспорте. Вызвать эмоциональный отклик к родному городу.

1. Городской транспорт.

2. Любимый город.

Январь

Родной край

Развивать эмоциональное восприятие красоты окружающего мира.

1. Природа вокруг нас.

 2.Минутки любования.

3.Родной край.

Февраль

Традиции и быт

Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту костюмов русских и бурят. Способствовать раннему приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира через знакомство с народной поэзией (пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, и песенок  небылиц).

1. Оюна и Аленка в гостях у детей. 2. Традиции и быт

Март

Животный мир Бурятии

Пробудить интерес к обитателям живой природы. Закреплять знания о животных (различать и называть их; запоминать где живут) Обогащать знания детей о диких, о домашних животных.

1. Живой уголок.

 2. Домашние животные. Кто у бабушки живет?

3. «Едем в лес»

4. Животный мир Бурятии.

Апрель

Растения сибирского леса

Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой растительного мира природы. Узнавать и называть растения ближайшего окружения (2-3 растения)

1. Минуты любования (трава, кусты, деревья)

2. Растения сибирского леса

Май

Искусство

Вызывать у детей  эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности, к народной игрушке, к иллюстрациям. Учить «видеть»: богатство цвета, красоту линий, изящество форм, фактуру. Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию его художественного восприятия.

1. Минутки любования.

 2. Народная игрушка

3. Иллюстрации.

 4. Искусство

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 3-4 года

месяц

Тема

Цель

Тематический блок

Сентябрь

Я - Человек

Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело. Учить находить сходства и различия человека и животного. Помочь ребенку осознать, что он похож на других людей, но в то же время отличается от них. Знакомить детей с «эмоциональным букварем», учить им пользоваться, как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

1. Тело человека, тело животного.

 2. Мы все разные.

 3. Эмоциональный букварь.

4. Я - Человек.

Октябрь

Моя семья

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей, что одно и то же имя может звучать по-разному; Знать имена мальчиков и девочек. Формировать у детей представление о семье, о ее членах, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Обращать внимание детей на общее настроение членов семьи, его причину (все смеются, в семье праздник)

1. Твоё имя.

2. Члены семьи. Кто кому кем доводится.

3. Ролевые отношения. Кто о нас заботится?

4. Моя семья.

Ноябрь

История жилища

Познакомить детей с видами жилья животных и человека, зачем нужен дом. Учить сравнивать дома города и деревни, находить сходства и различия.

1. Дом, нора, берлога.

 2. Дом в городе и деревне.

 3. История жилища.

Декабрь

Любимый город

Формировать отношение детей к «Малой родине» - мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада. Познакомить детей с видами городского транспорта, его предназначением.

1. Улицы моего города.

2. Виды транспорта.

3. Любимый город.

Январь

Родной край

Развивать эмоциональное восприятие красоты природы в разное время года. Дать детям знания о Байкале, как о самом красивом озере в мире. Вызвать у детей интерес к природе родного края.

1.Краски природы.

 2. Путешествие по Байкалу.

3. Родной край.

Февраль

Традиции и быт

Познакомить детей с бытом, предметами быта русских и бурят, обратить внимание на сходства и различия. Вызывать у детей интерес к различным народным играм, учить играть в них. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям и быту разных народов через народное творчество (сказки, сказания, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки).

1. В гости в русскую избу...

2. В гости в юрту...

 3. Мы играем.

4. Традиции и быт

Март

Животный мир Бурятии

Познакомить детей с пятью видами домашнего скота, издревле почитаемыми скотоводами-степняками как пять драгоценностей. Дать знания о животных, обитающих в лесах Бурятии. Обратить внимание детей на разнообразие птиц Бурятии, среда их обитания. Дать представления об образе жизни птиц.

1.«Пять драгоценностей» животные Бурятии.

2. Животные бурятского леса.

3. Какие птицы бывают и как их называют.

4. Животный мир Бурятии.

Апрель

Растения сибирского леса

Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой растительного мира природы. Узнавать и называть растения ближайшего окружения (2-3 растения)

1. Минуты любования (трава, кусты, деревья)

2. Растения сибирского леса

Май

Искусство

Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности, к народной игрушке, к иллюстрациям. Учить «видеть»: богатство цвета, красоту линий, изящество форм, фактуру. Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию его художественного восприятия.

1. Минутки любования.

 2. Народная игрушка

3. Иллюстрации.

 4. Искусство

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 4-5 лет

месяц

Тема

Цель

Тематический блок

Сентябрь

Я - Человек

Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело. Учить находить сходства и различия человека и животного. Помочь ребенку осознать, что он похож на других людей, но в то же время отличается от них. Знакомить детей с «эмоциональным букварем», учить им пользоваться, как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

1. Тело человека, тело животного.

 2. Мы все разные.

 3. Эмоциональный букварь.

4. Я - Человек.

Октябрь

Моя семья

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей, что одно и то же имя может звучать по-разному; Знать имена мальчиков и девочек. Формировать у детей представление о семье, о ее членах, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Обращать внимание детей на общее настроение членов семьи, его причину (все смеются, в семье праздник)

1. Твоё имя.

2. Члены семьи. Кто кому кем доводится.

3. Ролевые отношения. Кто о нас заботится?

4. Моя семья.

Ноябрь

История жилища

Познакомить детей с видами жилья животных и человека, зачем нужен дом, нора, берлога. Учить сравнивать дома города и деревни, находить сходства и различия.

1. Дом, нора, берлога.

 2. Дом в городе и деревне.

 3. История жилища.

Декабрь

Любимый город

Формировать отношение детей к «Малой родине» - мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада. Познакомить детей с видами городского транспорта, его предназначением.

1. Улицы моего города.

2. Виды транспорта.

3. Любимый город.

Январь

Родной край

Дать детям знания о Байкале, как о самом красивом озере в мире и рассказать о его обитателях. Вызвать у детей интерес к природе родного края. Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

1. Озеро Байкал.

2. Природа родного края.

 3. Родной край.

Февраль

Традиции и быт

Познакомить детей с народной культурой прошлого, со старинными предметами быта и их предназначением (мини музей - «зона детской активности»). Дать детям знания о национальной одежде русских и бурят, о том, что народный костюм -отражение национальной культуры народа. Учить детей играть в народные игры русских и бурят; дать понятие, что народные игры и игрушки являются культурным наследием, которые отражают национальное своеобразие культуры и быта того или иного народа. Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность разных народов.

1. Мир прошлого (изба, юрта).

 2. Поэзия народного костюма.

3. Игры и игрушки.

Март

Животный мир Бурятии

Животный мир Бурятии Расширить знания детей о животных и птицах нашего края, об их приспособлениях к сезонным изменениям в природе, связь со средой обитания. Воспитывать гуманное отношение в обращении с животными.

1. Животные Бурятии.

 2. Зимующие и перелетные птицы. 3. Где и как зимуют животные нашего края.

4.Животный мир Бурятии.

Апрель

Растения сибирского леса

Учить узнавать и называть деревья, кустарники, травы по внешнему виду; выделять отличительные признаки трав, деревьев и кустарников. Формировать представления о частях растений, о сезонных изменениях в их жизни. Познакомить с народным названием некоторых растений. Воспитывать бережное отношение к растениям при сборе букетов, целебных трав, ягод.

1. Травы.

2. «Народные» растения Бурятии

3. Кустарники, деревья

 4.Растения сибирского леса

Май

Искусство

Познакомить детей с бурятским орнаментом, его особенностями, значением, характерными цветами. Учить детей видеть красоту народного узора, его закономерности (композицию). Вызывать интерес у детей к живописи, картине художника, формировать умение внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.

1. Бурятские узоры.

 2. Русские узоры.

 3. Пейзаж настроения.

 4. Искусство.

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 5-6 лет

месяц

Тема

Содержание тематического блока

Цель

Сентябрь

1. Мониторинг 2. Приветствуем друг друга

3. Я - человек (части тела)

Приветствие.

 Воспитание вежливости и толерантности

Учить детей при встрече приветствовать старших, знакомых. При встречах люди приветствуют друг друга. Русские говорят: Здравствуйте! Буряты: Сайн! Сайн байна! Мэндэ! Обратить внимание ребенка на самого себя, на части тела название на бурятском языке.

Октябрь

1. Домашние и дикие животные 2.Осень «Пять драгоценностей» - домашние животные

Животные бурятского леса - дикие животные Разучить песню: «Тук-тук хэн тоншоноб»

Познакомить детей с 5 видами домашнего скота, издревне почитаемыми скотоводами-степняками как 5 драгоценностей. Дать знание о животных, обитающих в лесах Бурятии. Дать детям предоставление об осени, осенние приметы.

Ноябрь

1. Народные игры

 2. «Бэлээй нюулга»

3. «Верблюд и верблюжонок»

Разучивание бурятских национальных игр.

Познакомить детей с национальными играми, соблюдать правила. Развивать умение слушать, запоминать и повторять. Содействовать воспитанию внимания, проявления воли и бережное отношения к своим и чужим игрушкам.

Декабрь

1. Минин хубсахан - одежда

2. Моя семья

Рассмотрим фотографии.

 Рассказ о сестре, брате, родителей.

Познакомить детей с бурятским национальным костюмом, связывая с обычаями бурятского народа. Развивать память, внимание, мышление. Продолжать прививать уважительное отношение к родителям и старшим по возрасту, устанавливать связи между поколениями.

Январь

1.Зимние игры

2. «Катание на санках, лыжах»

Беседа

Безопасность на дороге

Закрепить знание детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться. Продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными.

Февраль

Белый месяц - Саган hapaар

1. Встреча гостей

2. Белая пища

3. Ехор

Разучивать бурятские песни, ехор, пословицы, поговорки, белая пища (молоко, сметана)

Познакомить детей с народной культурой прошлого. Дать детям знания о том, что праздники есть у каждого народа, праздники бывают религиозные, семейные, общенародные. Дать детям представления о том, что для каждой национальности характерны и свои национальные блюда, которые отражают образ жизни, историю народа. Организовать участие детей в исполнении обрядов, пении народных песен. Воспитывать этническое самосознание детей.

Март

1. Весна

2. Мамин праздник

Разучить песню «Эжидэ»

Дать детям представление о весне, весенние  приметы.

 8 -ое Марта-женский праздник. Поздравим наших мам, бабушек, сестер и.т.д.

Апрель

1. Птицы

 2. Деревья, растения сибирского леса 3. Счет

Беседа «Перелет птицы»

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Формировать представление детей о птицах. Воспитывать бережное отношение ко всему живому в природе. Учить узнавать и называть деревья, кустарники; выделять отличительные признаки деревьев и кустарников. Формировать представления о сезонных изменениях в их жизни.

Май

1. Повторение пройденных тем 2. Чтение: бурятские народные сказки «Будамшу»

Искусство народных игрушек, бурятские орнаменты

Познакомить детей с героем бурятских сказок Будамшуу. Прививать детям нравственные качества, как доброта, дружелюбие, сочувствие.

Июнь

Сухарбан

«Эрын гурбан наадан» - «Три игры мужчин».

Обыграть с детьми

Познакомить детей со спортивными играми бурятского народа. Развивать интерес к обучению бурятскому языку и физическому воспитанию. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества.

Июль- август

Каникулы

Что должны знать и уметь к концу года:

Уметь приветствовать на бурятском языке

Знать домашних и диких животных

Знать пословицы, поговорки, скороговорки

 Знать счет до 5

Знать 3-4 бурятские национальные игры

 Знать части тела

Знать национальные праздники

Знать бурятские народные сказки

Знать бурятские песни

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 6-7 лет

месяц

Тема

Содержание тематического блока

Цель

Сентябрь

1. Мониторинг

2. Осень

3. Детский сад «Искорка»

4. Приветствуем друг друга

Воспитание вежливости и толерантности

Учить детей при встрече приветствовать

старших, знакомых. При встречах люди

приветствуют друг друга.

Учить детей при встрече приветствовать старших, знакомых. При встречах люди приветствуют друг друга. Русские говорят: Здравствуйте! Буряты: Сайн! Сайн байна! Мэндэ! Дать детям представление об осени, осенние

приметы.

Октябрь

1. Любимый город

2. Байкал

3. Дикие и домашние животные

Рассказ о городе, улице, где живешь.

Легенда о Байкале.

Познакомить детей с районом в котором они

живут. Дать знание о том, что « малая родина» (мой

дом, двор, улицы города по маршруту от дома до

детского сада) - часть большого города, о

национальностях людей населяющих город: жителях города (улан-удэнцах). Показать детям

фотографии Верхнеудинская и Современный Улан- Удэ.

Дать детям знания о Байкале, как о самом красивом озере в мире.

Рассказать легенду о дочери Ангаре вызвать

интерес к природе родного края.

Ноябрь

1. Народные игры

2. «Шагай»

3. «Бэлээй нюулга»

4. «Верблюд и верблюжонок»

Разучивание бурятских национальных игр.

Познакомить детей с национальными играми,

соблюдать правила. Развивать умение слушать,

запоминать и повторять. Содействовать воспитанию

внимания, проявления воли и бережное отношения

к своим и чужим игрушкам.

Декабрь

1. Зима-Убэл

2. Минии хубсахан - одежда

3. Моя семья

Разучим стихотворение

Поздравление

Рассмотрим фотографии

Рассказ о сестре, брате, родителей.

Познакомить детей с бурятским национальным

костюмом, связывая с обычаями бурятского народа.

Развивать память, внимание, мышление.

Продолжать прививать уважительное отношение к

родителям и старшим по возрасту, устанавливать

связи между поколениями.

Январь

1.Зимние игры

2. «Катание на санках, лыжах»

3. «Игра снежки»

Беседа

Безопасность на дороге

Закрепить знание детей о поведении на улице, а

именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться. Продолжать

воспитывать у детей внимание к находящимся

рядом с ними людям, быть предупредительными.

Февраль

Белый месяц-Саган hapa

1. Встреча гостей

2. Вручение подарка

3. Угощение гостей

4. Ехор

Разучивать бурятские песни, ехор, пословицы, поговорки, белая пища (молоко, сметана)

Познакомить детей с народной культурой прошлого.

Дать детям знания о том, что праздники есть у

каждого народа, праздники бывают религиозные,

семейные, общенародные. Дать детям

представления о том, что для каждой

национальности характерны и свои национальные

блюда, которые отражают образ жизни, историю

народа. Организовать участие детей в исполнении

обрядов, песни народных песен. Воспитывать

этническое самосознание детей.

Март

1.Продолжение праздника Сагаалгана

2. Весна

3. Мамин праздник

Юрта - рассказать

Разучить песню о родителях

«Аба эжидэ»

«Эжидэ»

Познакомить детей с разнообразием видов жилья

человека и животных « дом, юрта, жилище

животных». Обратить внимание детей на

особенности городского и сельского дома, их

сходства и различия.

Апрель

1. Птицы

2. Деревья, растения сибирского леса

3. Счет

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Формировать представление детей о птицах.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому в природе.

Учить узнавать и называть деревья, кустарники;

выделять отличительные признаки деревьев и

кустарников.

Формировать представления о сезонных изменениях в их жизни.

Май

1. Повторение пройденных тем

2. Чтение: бурятские народные сказки

«Волшебный хур»

Искусство народных игрушек, бурятские орнаменты

Познакомить детей с героем бурятских сказок Будамшуу. Прививать детям нравственные качества, как доброта, дружелюбие, сочувствие.

Июнь

Алтаргана - фестиваль один раз в 2 года

проходит в России и Монголии

Беседа о достижении Республики

объединяющие народы

Познакомить детей с символом Бурятского

национального фестиваля - Алтаргана на котором,

представляются культурные достижения

объединяющие народы: песни, танцы, спортивные

состязания - скачки, борьба, стрельба из лука.

Объяснить детям, что Алтаргана- это растение

которое растет в бурятских степях -

«золотарник»,что имеет крепкие корни не погибает

при сильных морозах, не теряет листочки- колючки

при зное. Воспитывать у детей любовь малой

родине, толерантности

Июль- август

Каникулы

Что должны знать и уметь:

- Уметь приветствовать на русском, на бурятском языке

-Знать что такое «Малая родина»

 - Знать пословицы, поговорки, скороговорки

-Знать о Байкале

- Знать бурятский национальный костюм

-Знать 4-5 бурятские национальные игры

 -Знать счет до 5

- Знать животных родного края

- Знать части тела

-Знать национальные праздники –

 Знать бурятские народные сказки

7.3.1. Предметно развивающая среда. Для более эффективного решения задач

национально-регионального компонента в детском саду созданы определенные условия по принципам развивающего обучения и создания наглядно действенного представления детей дошкольников:

Лаборатория активного творчества создана на базе «Русской избы», в которой дети- дошкольники методом погружения в мир прекрасного, эстетического созерцания, взаимопроникновения проводят занятия, совместную деятельность по программе изучения быта, культуры, народно-прикладного творчества народов России.

Экспериментальный центр - позволяет решать задачи экспериментально-

исследовательского направления, удовлетворять запросы детей в наглядно-действенном изучении явлений живой и неживой природы.

Театральная студия. Занимаясь театральной деятельностью у дошкольников

воспитываются чувства прекрасного, развивается творческий потенциал, прививается эстетический вкус, дети учится быть добрее друг к другу и к окружающим, терпимее, различать понятия добра и зла.

Кабинет бурятского языка. Образовательное пространство кабинета располагает к углубленному изучению бурятского языка - языка коренного населения Республики Бурятия.

Детская библиотека. Создание библиотеки явилось предметно-развивающей средой, которая обеспечивает решение задач образовательной области «Чтение художественной литературы». Библиотечный фонд детского сада наглядно и эффективно используется в изучении авторов детских изданий, при знакомстве с иллюстраторами книг для детей, рассматривание картин известных художников в взаимосвязи с поэтическими произведениями и соответственным музыкальным сопровождением позволяет детям дошкольного возраста более глубоко проникать в смысл увиденного.

Музыкальный зал. Музыкальные занятия, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах, знакомство с произведениями Бурятских композиторов для детей, с музыкальными инструментами народного оркестра, разучивание танцев разных народов, досуги, национальные праздники и развлечения проводятся с использованием пособий музыкального зала: шумовые инструменты, музыкальные инструменты, фотографии композиторов, фонотека, аудиотека, использование аудио и видеоаппаратуры.

 Таким образом, повышается уровень овладения музыкальным, певческим искусством на бурятском языке, а главное повышает мотивацию детей к знакомству, изучении, овладению и использованию в дальнейшем полученных знаний.

Методический кабинет. Методическая поддержка осуществляется с использование специальной литературы, методических разработок, атрибутов, планирования, создания программ развития, проектной деятельности по решению задач национально-регионального компонента.

7. 4. 1.Социальное партнерство.

• МАДОУ №62 «Малыш», №29 «Искорка»

• Театр «Золотой век»

• Театр «Ульгэр»

• Самодеятельный театр

• МГЛ им.Аюшеева

• ГКЦ

• МАУ СОШ №41

• Национальный музей РБ

• Этнографический музей народов Забайкалья

• Филиал детской библиотеки №8

8. Формы работы с родителями

Традиционные:

• Совместные занятия, открытые показы, проведение праздников;

• Консультации, беседы, лектории;

• Тематические родительские собрания;

• Участие в проектной деятельности ДОУ;

• Участие в выставках, конкурсах, мероприятиях в рамках межсетевого взаимодействия

Нетрадиционные:

• информационно-аналитическая,

• познавательная,

• досуговая,

• наглядно-информационную (информационно-ознакомительную и информационно- просветительскую.

10. Программа дальнейшего развития программы

• Разработка, внедрение и использование в работе с детьми принципов этно-регионального проекта «Алтаргана».

• Интеграция в направлении физическое развитие.

• Привлечение в социальное партнерство Детского театра «Ульгэр».

• Сотрудничество и взаимодействие с ГКЦ.

11.Формы подведения итогов реализации программы: 

- Участие в предлагаемых конкурсах совместно с родителями;

- Дни открытых дверей

 - Совместные праздники и встречи с родителями;

- Спортивные соревнования и состязания; - Фото (видео) выставки. - Посещение музеев, творческих выставок, театров; -

 Праздники, досуги, игры и развлечения;

 - Беседы, анкетирование педагогов, родителей и детей;

 - Детские, детско-взрослые проекты;

 - Родительские встречи, заседания клуба «Молодая семья»;

- Мастер - классы;

 - Гостиные;

 - Круглые столы;

 - Фестивали и др.

12. Диагностические методики:

 -Наблюдения за детьми;

 - Индивидуальные беседы;

 - Тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;

- Игровые тестовые задания, дидактические игры;

-Вопросы поискового характера;

-Игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т.д.);

 -Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;

 - Чтение художественных произведений и др.

13.Методы проведения диагностики родителей: 

- беседы с родителями

 - анкетирование

- круглый стол

- мастер – классы

- родительские собрания.

14. Предполагаемый результат

Дошкольник обладает творческими способностями, начальными ключевыми компетентностями.

- Эмоционально отзывчивый к своей семье, к старшим и своим сверстникам.

- Сформированы знания и представления об этнической культуре, духовных ценностях народа и своей малой родине.

 - Способный управлять своим поведением, соблюдать элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения в бытовых ситуациях, в общественных местах.

- Создание позитивного детско - взрослого сообщества в процессе реализации программы.

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

 - Умеют играть в русские, бурятские народные подвижные игры, используя считалки.

 - Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства. - Осмысленное и активное участие детей в русских народных гуляниях, бурятских праздниках

 - Знание истории русского, бурятского народного костюма, головных уборов, обуви.

- Может изготавливать поделки, игрушки, сувениры из бересты, глины, и различных природных материалов, используя их в различных видах деятельно

15. Используемая литература

1. Закон "Об образовании"

2. «Концепция модернизации российского образования»

3. Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года)

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. М; Мозаика - Синтез,

2011 год.

5. «Проектная деятельность дошкольников», Н. Е. Веракса . М., Мозаика - Синтез, 2010

6. А.С.Галанов «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»

7. С.Ц. Содномов, Ж.Е. Раднаев «Буряад хэлэн»

8. Э.П. Нанзатова «Обучение детей бурятскому языку»

9. Г.С. Санжадаева, О. П. Кушеева «Тоонто нютаг»

10. Д.Д. Могоева « Амар сайн, ухибууд!»

11. Программа Тоонто нютаг - Родной край Центр развития ребенка №86 «Оюна»

12. «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного возраста» учебно-методическое пособие /Р. И. Карпова.-Улан-Удэ: БГУ, 2010.

Изменения, внесенные в образовательную программу с учетом национально — регионального компонента Республики Бурятия

Ольга Александровна Ядрова 
Изменения, внесенные в образовательную программу с учетом национально — регионального компонента Республики Бурятия

Изменениявнесенные в образовательную программу с учетом национально – регионального компонента.

Пояснительная записка.

Республика Бурятия – одна из многонациональных регионов Российской Федерации. В законе республики Бурятия об образовании четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.

Изменения в программе «От рождения до школы» (региональный компонент)составлены с учетом национальных и региональных особенностей республики Бурятия, которые предусматривают следующие направления деятельности:

• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих республику Бурятия. Формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.

• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

• Ознакомление с природой родного края. Формирование экологической культуры.

• Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих республику Бурятия, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РБ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно –прикладным искусством.

1. Физическое развитие (физическая культура, здоровье)

Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:

Создание условий в дошкольном образовательном учреждении;

Развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных(русских, бурятских и др.) спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;

Осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ

Совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.

2. Социально – личностное развитие (безопасность, социализация, труд)

Использование национально – регионального компонента в направлении социально – личностного развития ребенка включает:

• Развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РБ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых; детей других национальностей народов Бурятии, родной природы, общественной жизни.

• Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного поселка.

3. Познавательное и речевое развитие (Познание, чтение художественной литературы, коммуникация)

Основными задачами в познавательно – речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:

• Воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Бурятия 

• Ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в РБ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности; широко использовать возможности музейной и народной педагогики.

4. Художественно – эстетическое развитие (музыка, художественное творчество)

Художественно – эстетическое развитие дошкольников средствами русского, бурятского, эвенкийского музыкального, декоративно – прикладного, литературного искусства включает в себя:

• Создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, танцах, живописи, театре и литературе;

• Развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно – прикладному искусству народов, проживающих в республике Бурятия

• Воспитание нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с произведениями бурятского, русского и других народов.

Содержание направлений с учетом регионального компонента (НРК)

1.

Физическое развитие Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу русского и бурятского языка. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя русский и бурятский фольклор.

Развитие интереса к подвижным играм бурятского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

2. Социально-личностное развитие

Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр.

Обеспечение освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности, отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, используя малые формы устного творчества своего народа.

Формирование представлений об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно не задевая других пронести его к месту).

Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений русского и бурятского народа.

Стимулирование ситуативных проявлений желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного поселка.

Ознакомление с зеброй, светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту.

Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного поселка.

Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края.

3.

Речевое развитие Ознакомление с образцами бурятского и русского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками.

Формирование умений правильного понимания смысла произведений.

Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений.

Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами бурятского фольклора.

Развитие всех компонентов устной речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи родного языка. Развитие свободного общения с взрослыми на родном языке.

4. Художественно-эстетическое развитие Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды.

Расширение знаний детей о своем родном поселке –воспитание интереса к явлениям родной природы.

Развитие интереса к национальной бурятской и русской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр.

Формирование интереса бурятскому, русскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий бурятским орнаментом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе

В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...

Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"

Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...

Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы

Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой......

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Программа по национально -региональному компоненту

Программа по национально -региональному компоненту...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования личности, развития высших духовно-нравственных начал, гражданско-патриотических чувств. И дошкольное образовательное учреждение (ДОУ...