Технологическая карта НОД. Тема «Заказник «Муромский» и его обитатели»
план-конспект занятия (старшая группа)

Якушева Маргарита Евгеньевна

Конспект НОД предназначен для детей 5-6 лет, старшей группы, в рамках которого они познакомятся с Муромским заказником и его обитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakaznik.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Заказник «Муромский» и его обитатели»

Воспитатель: Якушева Маргарита Евгеньевна

Тушинская Любовь Евгеньевна

Возрастная группа: старшая группа (дети 5-6 лет)

    Вид НОД: познавательная.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности:

познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая.

Форма организации: групповая.

Цель:познакомить детей с заказником «Муромский» и его обитателями.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятием «Заказник» и ролью человека для его обитателей;
  • актуализировать и систематизировать знания детей о животных, местах их обитания;
  • познакомить детей с профессией «лесник», его трудовыми обязанностями;
  • закрепить знания детей о животных, занесенных в Красную книгу.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы;
  • воспитывать желание прийти на помощь, любознательность.

Развивающие:

  • побуждать детей делать умозаключения, устанавливать причинно-следственныесвязи;
  • развивать память, мышление, речь, умение обобщатьрезультаты;
  • развивать способность решать адекватные возрастузадачи.

Средства: презентация заказник «Муромский»,фоновая музыка, звуки природы.

Материалы и оборудование:трафареты следов животных, картинки животных и их домиков.

Презентация (слайды)заказник «Муромский».

Карточки-схемы для игры.

Взаимодействие с родителями: привлечение одного из родителей в роли Лесника.

Этапы совмест

 ной деятель

ности, продолж.

Задачиэтапа

Деятельность педагога

Деятельностьдетей

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Планиру-емыйрезультат

Организационный

1 мин

Создание атмосферы психологического комфорта, эмоциональная поддержка ребенка. Организациянаправленноговнимания.

Дети входят с воспитателем в группу и слышат «Звуки природы»: пение птиц, шелест листвы, голоса диких животных.

Но полу дети видят трафареты следов животных.

Детислушают звуки природы, рассматривают следы животных.

Словесные, создание

проблемной

ситуации.

Психологичес-каяготовность, привлечениевнимания

Мотива-ционно -побудительный

2 мин

Мотивировать детей на включение в

деятельность.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть следы животных и выбрать уже знакомые.

Ребята, но у нас осталось еще 3 пары следов животных. А чьи же они?

 Почему мы не узнали эти следы?

Правильно. Ведь в наше время многие животные становятся очень редкими видами и находятся под защитой государства.

Дети проявляют заинтересованность и пытаются отгадать чьи следы они увидели.

Дети выбирают след зайца и лисицы.

Мы не знакомы с этих животных.

Создание  проблемной игровой

ситуации.

Словесные.

Наглядные.

Проявляют

любознатель-ность,

 ищут варианты ответов

Актуали-зациязнаний

 3 мин

Актуализировать знания детей о защите животных.                                                                                                                       Стимулировать детей к речевой

активности.

        

Многие занесены в Красную книгу.

А вы знаете, почему эту книгу называю Красной?

  Каких животных вы помните из    Красной книги?

Действительно, ребята, многие растения и животные, птицы и другие представители животного и растительного миров подвергаются уничтожению. Их становится мало, поэтому их охраняет государство.  И оно создало не только Красную книгу, но и специальные территории на которых жизнь животных находится в безопасности.

 Вы знаете, как называется эти место?

Дети делятся знаниями о Красной книге.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Вступают в диалог.

Дети затрудняются с ответом на вопрос.

Беседа.

Способны делать умозаключения и выводы.

Умеют делиться своими

впечатлениями со взрослым и сверстниками

Усвоение нового.

Включе-ние нового знания в систему знаний.

Экспери-ментиро-вание.

15 мин

Формирование представлений о заказнике «Муромский»

Усвоение, расширение определенного объема знаний детей о мире животных.

Давайте, посмотрим на экран и узнаем, что же это за особое место для безопасной жизни животных.

Знакомство с «Муромским заказником»

(презентация Муромского заказника)

Ребята, кто запомнил, как называется профессия человека, который охраняет заповедную зону?

Сегодня у нас есть уникальная возможность встретиться с настоящим лесником. Давайте, я позову его к нам.

   (В группу входит папа-родитель, который представляет профессию лесника)

Ребята, я очень рад встрече с вами. И знаю, что у вас есть ко мне вопрос.

Хорошо. Давайте разбираться вместе.

Чтобы узнать след № 1. Отгадайте мои загадку.

Чем-то на быка похож,

Только помощнее,

Обитает он в лесу,

Бороду имеет!


Может вы что-то слышали об этом могучем животном?

Лесник дополняет знания детей о зубре.(Зубр- огромное животное, обитающее в лесах, занесенное в Красную книгу РФ. Самцы внешне кажутся спокойными и неуклюжими, но на самом деле, если их разозлить, могут быстро помчаться и даже боднуть. У этих животных нет врагов, кроме человека!

Как вы думаете, почему?)

В заключении своего рассказа показывает след зубра на экране.

Воспитатель предлагает детям поиграть в дид.игру «Кто где живет?» (дети соединяют картинку животного с его домом, например, лиса-нора, белка-дупло, бобр- хатка).

Лесник наблюдает за работой детей и сообщает о том, что постоянными жителями «Муромского заказника» являются бобры.

Лесник показывает след бобра на экране.

Воспитатель предлагает немного отдохуть и проводит физкультминутку.

Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове – в виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

Лесник: ребята, ваше стихотворение закончилось словами: «Ведь они нам – не враги!»

А кто может быть врагом для леса и его жителей?

Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?                       

 Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. 

 Игра  «Что хорошо, а что плохо?»

В: У меня  кружки  красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.

Костер в лесу (Красный кружок)

 Мусор в лесу (Красный кружок)

 Сломанные ветки (Красный кружок)

 Срубленные деревья (Красный кружок)

 Браконьерство (Красный кружок)

 Посадка деревьев (Зеленый кружок)

 Развешивание кормушек (Зеленый кружок)

 Не рвать цветы (Зеленый кружок)

 Создание красной книги (Зеленый кружок)

 Создание заповедников (Зеленый кружок)

Молодцы, ребята. Я хочу познакомить вас еще с одним жителем заповедника.

Кабанпохожнахрюшку: такойжепятачок,
Копытца, спинка, ушки и хвостиккаккрючок. 
Представьте: свинка в шубе, клыкиподпятаком…
И кабаналесногоузнаетелегко. 

Что вы о нем знаете?

Лесник дополняет знания детей о кабане.

(Кабаны-отличные пловцы, без труда преодолевают широкие реки. А еще прекрасные бегуны. Благодаря своим широким копытам, они легко проходят вязкие болота, не проваливаясь в них.)

В заключении своего рассказа показывает след кабана на экране.

 Просматривают слайды.

Вступают в речевое

взаимодействие.

Дети возвращаются к вопросу неизвестных следов.

Выражают желание узнать ответ у лесника.

Дети рассказывают, что не могут определить чьи следы встретили на тропе.

Зубр.

Дети делятся своими знаниями, принимают

активное участие в

обсуждении.

Один из детей рассказывает об этом животном.

(Бобр-очень забавный зверек. О нем многие слышали, но мало кто его видел вживую. Это небольшой зверек с пушистым мехом, острыми зубами и плоским голым хвостом. Часто его называют «лесорубом», потому что он валит толстые деревья, подгрызая ствол со всех сторон. Домик у него находится под водой, а вход в него - на суше.

Бобры - работящиезверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход!

Дети интересуются, какой след оставляет бобр.

Встают в круг.

Играют в игру.

Проявляют

заинтересованность,

вступают в проблемный диалог.

Дети отгадывают и помещают кружок соответствующего цвета возле изображения.

Дети делятся своими знаниями, принимают

активное участие в

обсуждении.

Создание ситуациидля

самостоятельной деятельности.

Презентация.

Беседа с детьми.

 Наблюдение за

детьми во время выполнения

задания.

Игровые.

Способны делать простые обобщения

Используют различные

средства для получения информации.

Способны решать интеллекту-альные

задачи

Уверены в своих силах; активно

взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

Проявляют речевую активность.

Рефлек-сивно-корреги-рующий

3мин

Проанализировать уровень усвоения материала потеме

«Заповедник «Муромский»».

Вот и подходит к концу наше знакомство с «Муромским Заказником» Что вы о нем узнали?

Давайте вместе «Узнаем, где чей след?»

На экране появляются картинки животных и их следы.

Я хочу закончить нашу встрече такими словами:

Заповедники и парки
Призываю вас беречь.
Это место для мечтаний,
Для прогулок, теплых встреч.
Пусть всегда вам радость дарят
Эти славные места!

Большое спасибо, за встречу. Но мне пора в заповедник

, наблюдать за животным и растительным миром, чтобы все там было в порядке.

Ответы детей.

Дети возвращаются к вопросу о неизвестных следах и просят помощи у лесника.

Дети прикладывают трафареты неизвестных следов и узнают животное (зубр, бобр и кабан)

Дети благодарят лесника за помощь и интересные рассказы.

Создание ситуации выбора, нацеливание детей на

аналитическуюдеятельность.

Выполняют задание в соответствии с приобретен-ным

опытом.

Проявляют интерес к

эксперимен-тированию.

Рефлексия                                   (заключи-тельный)

 1 мин

Выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства

Обобщить полученный детьми опыт.

Формировать элементарные навыки самооценки

  • Что нового высегодня узнали?
  • Что вам понравилось большевсего?

У меня на столе лежат смайлики: грустные и веселые. Если вам понравилась наша встреча, то возьмите веселый смайлик, а если не понравилось, возьмите грустный смайлик и поместите их на доску.

Выражают

собственные суждения;

делятся впечатлениями. Рассказывают о своихчувствах;

Обсуждение  с детьми вопросов, стимулирую-щиепроцессы мышления.

Испытывают положительные эмоции.

Список литературы:

  1. Рябова В.А., Серков А.П., Бейлекчи В.В. Природа округа Муром: Учебное пособие. – Муром, 2005.
  2. Левицкая А.И., Романов А.А., Смолина Т.Д. География Владимирской области: Учебное пособие. – Ярославль, 1987.
  3. Интернет ресурсы: https://rutraveller.ru/place/73949?tab=dc
  4. https://znanio.ru/media/konspekt-zanyatiya-darvinskij-biosfernyj-zapovednik-2493341
  5. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/raskazy-dlja-doshkolnikov/raskazy-dlja-detei-6-7-let/pro-bobra-dlja-detei-6-7-let.html
  6. https://infourok.ru/nod-po-ekologii-krimskie-zapovedniki-3474683.html
  7. https://heaclub.ru/zagadki-pro-zhivotnyh-s-otvetami-luchshaya-podborka-dlya-detej-130-zagadok
  8. https://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-zapovednike-nacionalnom-parke/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме: " Вода и её обитатели"

Цель занятия: Понимание жизни деятельности водной среды, в ходе  дидактической игры « Знакомство» с использованием песочной терапии и создание коллажа....