ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Тема: «Океан и их обитатели (подводный мир)»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Куюжуклу Анна Николаевна.

Тема занятия:  «Океан и их обитатели (подводный мир)»

Группа:    старше - подготовительная группа                                                        

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность

Тип исследования: путешествие по карте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuyuzhuklu.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Океан и их обитатели (подводный мир)»

Группа: старше - подготовительная группа ФИО педагога: Куюжуклу А.Н.

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность

Тип исследования: путешествие по карте

Личная цель педагога: создать условия для формирования у детей умений:

  • ориентироваться по карте: находить океаны, прокладывать маршрут,
  • узнавать представителей животного и растительного подводного мира в процессе «путешествия по карте».

Критерии достижения цели:

  • дидактический материал подобран в соответствии с темой: глобус, физическая карта полушарий, картинки для рассматривания с изображением морских животных: кит, дельфин, акула, медуза, скат; растений кораллы, водоросли;
  • формы работы подобраны с учетом репрезентативных систем: А - .. В К -…;
  • большинство детей смогут показать на карте и назвать океаны, рассказать о представителях подводного мира.

Оборудование и материалы: картинки-метки с морскими обитателями и клей на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение рассказов: А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», X. Лофтинга «Путешествия

Доктора Дулитла»; беседы: «Океаны планеты», «Подводный мир океанов».

Условные обозначения к графе «Примечания»

РС - репрезентативные системы (А – аудиальная, В – визуальная, К - кинестетическая) ;ПС - познавательные стратегии (памятки, алгоритмы) ; ПД – партнерская деятельность;

СВВ – свободный вход – выход; ИА - интеллектуальные акты (ОЧП - операции чувственного познания, ОЛП – операции логического познания, АСП – операции аналитико-синтетического познания, УА - управленческие акты).

Этапы занятия

Содержание занятия

Примечание

(РС, ПС, СВВ, ОЧП, ОЛП, АСП, УА)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ориентировочный этап

Мотивационный блок

Орг. момент: Вношу глобус.

М: - Ребята, посмотрите, что я принесла! Вы узнаёте, что это?

- Ребята у меня есть мечта! Хотите узнать, о чём я мечтаю?

- Я всегда мечтала увидеть подводный мир и сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в подводный мир. Мы опустимся в его глубины и увидим, а также узнаем много интересного об океанах и его обитателях.

-Вы хотите отправиться со мной в путешествие в подводный мир?

А: - Давайте посмотрим на глобус и вспомним, каким цветом обозначены океаны?

- А вы знаете, сколько океанов на нашей планете и как они называются?

- На Земле учёные выделяют пять океанов: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.

- Кто может показать их на глобусе?

Заняты свободной деятельностью, видят глобус, по желанию подходят к педагогу.

Отвечают (А).

Соглашаются.

- Голубым, синим (А).

Отвечают (А), показывают на глобусе (К).

СВВ

ОЧП (узнавание)

РС-А, В

ПД

УА (принятие решения)

ОЧП (воспоминание)

Целеполагание

Ц: Педагог помогает детям сформулировать цель.

- Куда мы решили отправиться в путешествие?

- Для чего мы туда отправляемся, о чём хотим узнать?

КЦ: - Когда мы вернемся из путешествия, что сможем сделать?

- Рассказать кому-нибудь сможем? Кому?

- А нарисовать то, что мы увидели сможем?

Формулируют (А) цель:

«В подводный мир».

«Узнать о его обитателях».

(А): «Сможем рассказать о морских обитателях. Сможем нарисовать подводный мир».

УА (целеполагание)

РС-А

Исполнительский этап

Действия Контроль

- К любому путешествию надо готовиться. Согласны?

- Тогда давайте сначала составим план нашего путешествия.

-Ребята, мы с вами вспомнили, что океанов пять. Но за одно путешествие мы же не можем побывать сразу во всех океана. Согласны?

- Значит, что нам сначала надо сделать?

1. Выбрать океан для путешествия.

- Каким символом (знаком) можем обозначить это действие?

(Можно предложить волну или первую букву океана).

- Мы знаем, как мы доберемся до нашего океана, по какому маршруту?

- Значит, что нам надо будет сделать?

2. Проложить маршрут путешествия.

- Каким символом можем обозначить это действие?

(Можно предложить стрелку или дорогу).

- Предлагайте, что дальше нам надо сделать?

- А на чем мы будем путешествовать нам известно?

- Значит, что нам надо будет сделать?

3. Выбрать транспорт для путешествия.

- Каким символом можем обозначить это действие?

(Можно предложить колесо или руль).

- После того, как мы окажемся в подводном мире, что там будем делать?

- Значит, какой следующий шаг у нас будет?

4. Познакомиться с обитателями океана.

- Каким символом можем обозначить это действие?

(Можно предложить глаз).

- Когда мы познакомимся с подводным миром, что будем делать дальше?

5. Вернуться домой.

- Каким символом можем обозначить это действие?

(Можно предложить домик).

С помощью педагога составляют план, придумывают символы к каждому шагу, рисуют их.

(А) «Рассматривать, наблюдать».

УА планирование

АСП кодирование

Шаг 1. Посмотрите на план, что надо сначала сделать?

- Какой океан мы выберем для путешествия?

Шаг 2. – Что надо сделать дальше?

- Как мы проложим маршрут?

- Давайте найдем на карте то место, откуда мы отправимся в путешествие - это будет пункт отправления (г. Москва).

-Поставим (К) на это место флажок.

- А что мы дальше должны сделать?

- Хорошо, давайте второй флажок поставим на … океан - это пункт прибытия.

- Чтобы увидеть наш путь, предлагаю соединить эти две точки.

Шаг 3.Посмотрите на план, какой следующий наш шаг?

– Но прежде чем выбрать транспорт, давайте посмотрим на карте, через что проходит наш маршрут.

Определяем, что часть маршрута проходит по суше, а другая часть по воде.

Поэтому выбираем транспорт для передвижения по суше и по воде.

- Давайте подумаем, на чем мы можем с вами быстро добраться до берега … океана?

- А на чём мы будем путешествовать по океану?

-Давайте подумаем, на чем мы можем с вами опуститься в подводный мир?

- Все согласны поплыть на батискафе?

- Вы готовы? Тогда, занимайте свои места в …, отправляемся.

(Мы делаем круг, изображая передвижение на транспорте по суше).

- Мы долетели до берега … океана. Пересаживаемся на батискаф. Вот он ждёт нас на морских волнах. Проходите, занимайте места.

ети садятся на стульчики у доски).

- На счёт «три» мы начнём погружение. Закрываем глаза и считаем: 1, 2, 3…

Шаг 4. - Ну вот, мы и оказались в подводном мире. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных.

- Давайте посмотрим, кого мы здесь встречаем.

(На доске картинки с изображением кита и дельфина).

-Вы узнаёте кто это?

-А вы знаете, что означает слово кит?

- Давайте рассмотрим его внешний вид. Какой формы его тело? Кто может назвать части тела кита? Что помогает ему двигаться в воде? Чем дышат киты? Чем они питаются? Чем кормят своих детенышей? Как заботятся о своих детёнышах? Кто представляет опасность для китов?

(Приложение № 1).

-Давайте теперь поговорим о дельфинах. Сначала рассмотрим его внешний вид. Какой формы его тело? Кто может назвать части тела кита? Что помогает ему двигаться в воде? Чем дышат дельфины? Чем они питаются? Чем кормят своих детенышей? Как заботятся о своих детёнышах? Кто представляет опасность для китов?

(Приложение № 2).

- Спускаемся в толщу воды. Ой, кто же это плывёт?

(Показ картинки акулы).

- Давайте рассмотрим её внешний вид. Какой формы её тело? Кто может назвать части тела акулы? Что помогает ей двигаться в воде? Чем дышат? Чем они питаются?

(Приложение № 3).

- Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.

- Посмотрите, а это кто, вы знаете?

(Выставляю картинку медузы).

- Давайте рассмотрим её внешний вид. Какой формы её тело? На что оно похоже? Чем они питаются? А какого цвета бывают медузы? Кто знает, когда появились медузы?

(Приложение № 4).

- Продолжаем погружение. Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему?

(Лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно).

- Ну что, поплыли дальше! Вот мы и оказались на самом дне океана. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? Почему?

- Ребята, а это кто?

(Выставляю картинку ската).

- Давайте его рассмотрим. Какой формы его тело? На что похоже тело скатов, с чем его можно сравнить? (На блин). Какого он цвета? Как он передвигается? Как охотится? Чем питается? Как дышит?

(Приложение № 5).

- Ребята, что же мы ещё видим на дне океана. Что это такое?

(Выставляю картинку кораллов).

-Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!

- Как вы думаете, кораллы это растения или живые организмы? Чем они питаются? На что они похожи? Кораллы могут передвигаться? Ребята, а какого цвета кораллы?

(Приложение № 6).

- Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.

- Всплываем! Выходим на берег!

- На чем будем добираться дальше до дома?

- Занимаем места, отправляемся!

(Делаем круг по группе).

- Ребята, вот мы и вернулись в группу. У нас с вами есть карта подводного мира. Чтобы не забыть о нашем путешествии, я предлагаю наклеить на карту картинки с обитателями подводного мира.

Мы всегда потом сможем на неё посмотреть и вспомнить о нашем интересном путешествии. Даже сможем кому-нибудь рассказать о том, что увидели. Согласны?

Вместе с детьми наклеиваю картинки на карту.

ПК: - Посмотри (А), кто у тебя на картинке? Какое животное ты поселишь в океан?

Смотрят (В) на план, отвечают (А).

Предлагают (А).

Находят (В) г. Москву, ставят (К) флажок.

Предлагают (А).

Находят (В) … океан, ставят (К) флажок, соединяют (К, В).

Смотрят (В) на план, отвечают (А).

Смотрят (В), называют (А).

Предлагают (А) варианты транспорта.

Представляют передвижение на транспорте.

Рассматривают (В)

Узнают и называют (А): кит, дельфин.

Рассматривают (В) картинки, отвечают (А) на вопросы.

Рассматривают (В) картинки, отвечают (А) на вопросы.

Рассматривают (В) картинки, отвечают (А) на вопросы.

Рассматривают (В) картинки, отвечают (А) на вопросы.

Рассуждают (А).

Отвечают (А).

Рассматривают (В) картинки, отвечают (А) на вопросы.

Рассматривают (В) картинки, отвечают (А) на вопросы.

Выбирают (К) и рассматривают (В)

карточки – метки.

Приклеивают (К) их на карту.

АСП декодирование

АСП декодирование

РС (А, В, К)

ОЧП представление

ОЧП узнавание

РС (А, В)

ОЛП рассуждение

ОЛП рассуждение

РС (А, В)

УА (контроль, фиксация результата)

РС (А, В, К)

Контрольно-оценочный этап

Результат и оценка

Фиксация результатов. Интеллектуальная рефлексия:

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Для чего мы отправлялись в путешествие?

- Каких обитателей подводного мира встретили?

Личностная рефлексия:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Что больше всего запомнилось/понравилось?

- Ещё будем путешествовать?

Отвечают (А)

РС – А

УА (фиксация результата)

Приложение № 1 Киты

В переводе из греческого, слово кит означает «морское чудовище». Это неудивительно, поскольку киты считаются самыми крупными морскими обитателями.

Живут киты в верхних слоях воды, так как у них есть лёгкие, и они дышат воздухом, а для этого часто выныривают. Одного глотка воздуха им хватает на то, чтобы продержаться под водой больше 1 часа.

Питаются эти гиганты мелкими рыбёшками и рачками.

Внешний вид

У китов веретенообразное, обтекаемое тело. Плавники (ласты) имеют форму лопастей. Хвостовая часть заканчивается плавником, разделенным на 2 части. Он располагается горизонтально. Хвостовой плавник служит для животного, как стабилизатором, так и двигателем. Движение осуществляется за счет волнообразных движений хвостового плавника.

Киты прекрасные родители, поэтому они никогда не оставляют в опасности своих детенышей. Они кормят детёнышей молоком.

Киты характеризуются ещё и тем, что они весьма трогательно относятся не только к своим детенышам, но и к детенышам своих сородичей. Практически все представители отряда китообразные никогда не оставят в беде раненых или больных собратьев, пытаясь им помочь.

Естественные враги китов

Активный промысел китообразных считается основным фактором, который влияет на смертность китов. Поэтому в наше время запрещена какая-либо охота на многие виды китов, которые оказались на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу.

Приложение № 2 Дельфины

Они обладают вытянутым туловищем, начинающимся с удлиненной головы и заканчивающимся хвостом. Наверху корпуса имеется длинный плавник. Это умные и дружелюбные создания, вооруженные острыми зубами. Туловище и плавники отличаются черным или серым цветом, а вот брюхо у них чисто белое.

Дельфины – это млекопитающие животные. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски. Дельфины занесены в Красную книгу, на них у нас в стране запрещена охота.

Дельфины предпочитают держаться стаями, поэтому одинокого дельфина вряд ли удастся встретить в морях и океанах. К сожалению, на дельфинов охотятся касатки, а также браконьеры. Несмотря на это, дельфины дружелюбны по отношению к людям и сильно им доверяют. Они общаются не только друг с другом, но и с другими морскими животными. Они до последнего вздоха будут защищать своих сородичей. Бывали случаи, когда дельфины помогали человеку, который один на один остался с водной стихией.

Никто из животных не любит своих детенышей так, как дельфины. Они их воспитывают и обучают, берут с собой на охоту, чтобы обучить молодое поколение мастерству ловли рыбы. В случае опасности, дельфины своих деток оставляют сзади, а сами движутся впереди стаи. Если никаких угроз нет, то детки спокойно плывут впереди своих родителей.

Приложение № 3 Акула

В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Акула - самые большие и прожорливые рыбы. Живут на средних этажах, в толще воды. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов.

Хвостовой плавник, включающий две лопасти, служит для акулы основным «двигателем», а также помогает задавать направление движения. Плавники, расположенные по бокам позволяют увеличивать скорость движения и совершать маневры. Тело акул покрыто очень крепкой чешуей.

Основная часть рациона – рыба, планктон, мелкие млекопитающие, ракообразные.

Приложение № 4 Медуза

Медузы – это одни из самых древних живых существ, которые до сих пор обитают на нашей планете. На земле они появились раньше, чем появились динозавры. Среди большого разнообразия, встречаются абсолютно безопасные медузы, а также ядовитые, представляющие определенную опасность для человека.

Медузы хищники, питаются зоопланктоном, в том числе икрой рыб, а также мальками. Пищеварительных органов, как таковых, у медуз нет, поэтому пища сразу же попадает во внутреннюю полость, после чего она переваривается. Сами также являются добычей для крупных рыб. Передвигаются медузы, вталкивая и выталкивая воду через себя.

Их тело почти прозрачное, хотя и может иметь различные оттенки. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным.

Форма тела напоминает зонтик, колокол или прозрачный диск в виде желе. На краях формы располагаются щупальца, которые, в зависимости от вида, могут быть маленькими или большими, толстыми или тонкими.

Приложение № 5 Скаты

Скат – это рыба. Все скаты имеет плоскую форму тела, напоминая собой, раскатанный скалкой блин, которая позволяет прижиматься вплотную ко дну, где он засыпает себя песком и маскируется для охоты, либо прячась от хищника. Его рот расположен снизу тела, позволяя плыть вдоль дна и собирать с него корм. Рыба скат – хищное существо. Основной её пищей является рыба.

Дышат они не жабрами, а воздух попадает в их организм через приспособления, называемые брызгальцами, которые располагаются на его спине. Эти органы снабжены особым клапаном, помогающим защищать организм ската от посторонних частиц, попадающих внутрь со дна водоёма. Весь ненужный мусор, частички песка и грязи удаляются из брызгалец, выпускаемой скатом, струёй воды.

Передвигаются скаты также любопытным образом, совсем не пользуясь при плавании хвостом. Они машут плавниками, словно бабочки, а своеобразная форма тела помогает животным практически парить в воде, ввиду чего они являются отменными пловцами.

Приложение № 6 Кораллы

Кораллы – это живые организмы. Из многочисленных маленьких организмов получается большое единое целое, которое по внешнему виду часто напоминает куст, растущий на морском дне и притягивающий наш взгляд.

Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Из кораллов изготавливают украшения.

Как правило, они неподвижные и не передвигаются по морскому дну, ограничиваясь только изгибами и движениями щупальцев. Зато умеют есть! Ведь раз они относятся к животным, значит, для своего роста должны питаться.

В ежедневном меню у кораллового полипа планктон и водоросли, а у больших по размеру представителей в рационе могут быть даже креветки и мелкая рыбёшка. Для поедания пищи у этих животных есть рот, спрятанный между щупальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конструкт) к интегрированному занятию в старшей группе "Как возник океан?".

НОД интегрированного занятия в старшей группе по познавательному развитию "Мой край родной". Тема: "Как возник океан?"За основу взят интернет-ресурс: http://xn----9sbifqaa6beqekn5j...

Технологическая карта ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Воздушный океан планеты»

Формирование элементарных представлений о воздухе, для чего он нужен....

Технологическая карта "Жители морей и океанов"

Технологическая карта "Жители морей и океанов"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Приключения в подводном царстве»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Приключения в подводном царстве»...

Технологическая карта "Подводный мир и его обитатели". 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих.

Дети знакомятся с подводным миром и его обитателями, узнают о красоте берегов морей, океанов, озёр, рек. Дети называют представителя морского царства, описывают его. Ребята рассказывают о празднике 19...

Технологическая карта по физическому развитию "по морю океану"

Технологическая карта по физическому развитию ...

Технологическая карта занятия "Почва и подземные обитатели"

Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы...