Технологическая карта занятия "Почва и подземные обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ивановская Светлана Степановна

Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_i_podzemnye_obitateli.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в подготовительной группе

Составила Ивановская Светлана Степановна,

Воспитатель МКДОУ «Журавлик»

Тема

Почва и подземные обитатели

Культурная практика (вид деятельности)

Познавательно- исследовательская

Культурно-смысловой контекст

Подготовка к школе

Цель 

Создать условия для ознакомления детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира.

Образовательные задачи

  1. Расширять представления о почве и подземных обитателях.
  2. Развивать познавательную активность.
  3. Учиться выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Материалы и оборудование

Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

- Ребята, скажите, какую сказку мы с вами читали вчера? (Ответы детей)

- Хотите встретиться с героями сказки

- Садитесь по удобнее, начинается кукольный театр.

Инсценировка сказки.

Полевая мышь: Здравствуйте, дети! Я знаю, что недавно вам читали сказку «Дюймовочка». Я помогла Дюймовечке, предложив пожить у меня зимой. У меня очень теплая, сухая норка. Я делаю припасы, поэтому в холодную долгую зиму у меня всегда есть что покушать. Приходите в гости. Я угощу вас зернышками! Это так вкусно!

Крот: Здравствуйте, Мышь! Я чувствую, что здесь кто – то есть.  

Полевая мышь: Да, здесь много детей. А как ты это узнал?

Крот: Я хоть и слепой, но чувствую, что кто-то рядом. Здравствуйте ребята! Закройте глаза, посидим тихо- тихо…. Что вы чувствуете и слышите? (ответы детей). А я лучше всех слышу  звуки и чувствую запахи. Приглашаю всех ко мне в гости, в подземное царство.  Кого там только нет: жуки, пауки, червяки, мышки, суслики, кроты и много другой живности. Все они живут в земле, кого – то я часто встречаю, а кто – то зарывается так глубоко, что яс ними и не знаком. Жаль вот только что Дюймовочка. Убежала от меня, не захотела жить в моем подземном царстве.

 Дюймовочка: Здравствуйте! Извини, Крот! Мне очень хотелось на волю, к солнышку. Я не могла долго жить в подземном царстве. Там нет солнышка! Спасибо мышке – она помогла мне в трудный момент.  И ласточке спасибо – она помогла мне выбраться на свободу! Сейчас я живу среди эльфов. Они дали мне новое имя – Майя. Теперь у меня есть крылышки, и я могу летать! Я очень счастлива и радуюсь встрече с солнышком и моими друзьями!

Ласточка:  Здравствуйте! Я слышу, что вы мне говорите обо мне. Это очень приятно! Я благодарна Дюймовочке, ведь она мне спасла жизнь. У меня появились детки – маленькие птенчики. Я их очень люблю! Но мне пора их кормить! Спасибо! Я полетела! До свидания! Все прощаются с Ласточкой .  

Дюймовочка предлагает превратиться в ее друзей – эльфов и поиграть.Она “превращает их в эльфов”. Под звуки мелодии  “Танец Феи Драже” дети – эльфы играют вокруг “цветов”- обручей (их на один меньше количества детей). По окончании музыки каждый “эльф” занимает любой свободный “цветок”. Идет игра на выбывание. Тот “эльф”, которому не хватило “цветка”, выбывает.  Игра повторяется 3-4 раза.

Крот: Какая красивая музыка! Как у вас весело! А теперь давайте пойдем ко мне в гости !

Дюймовочка: благодарю! Мне пора лететь к королю эльфов. Заждался он меня! До новых встреч, друзья! (улетает).

- К сожалению и мы не можем пойти в гости.

Коммуникативная

Двигательная

Проявляют интерес

Рассуждают

Могут внимательно слушать

Называют подземных обитателей

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

- Ребята, а мы с вами можем узнать как живут разные живые существа пол землей? Как там можно дышать? Есть ли там воздух?

- Ответы детей

- Что для этого нам надо?

Коммуникативная

Развита устная речь

Высказывают предположения

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

 Предлагаю ребятам провести опыты в нашей лабаратории.

Познавательно-исследовательская

Интересуются новым

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

 ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: почве есть вода.

- Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

- Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

ОПЫТ 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).

Познавательно-исследовательская

Игровая

Проводят опыты и делают элементарные выводы

Заключительная часть занятия

Оценочный (оценивание детьми собственной деятельности)

- Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей). Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)

- Что для вас было трудным? Что было самым легким?

Коммуникативная

Могут делать умозаключения

Рефлексивный («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

- Что вам больше всего понравилось на занятии? Может вам что -то не понравилось?

Коммуникативная

Могут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мастер-класса с мамами «Забавные обитатели моря»

Основная цель мастер класса обогащение представлений родителей о нетрадиционных техник рисования.Рисование нетрадиционными техниками способствует развитию творческой личности,раскрепощает детей и позв...

Технологическая карта «Угощение для лесных обитателей» для первой младшей группы

Технологическая карта «Угощение для лесных обитателей» для первой младшей группы...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: "Пустыня и её обитатели"

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми старшего возраста (5-6 лет), в ходе которого ребята побывают на виртуальной экскурси...

Технологическая карта НОД. Тема «Заказник «Муромский» и его обитатели»

Конспект НОД предназначен для детей 5-6 лет, старшей группы, в рамках которого они познакомятся с Муромским заказником и его обитателями....

Технологическая карта "Подводный мир и его обитатели". 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих.

Дети знакомятся с подводным миром и его обитателями, узнают о красоте берегов морей, океанов, озёр, рек. Дети называют представителя морского царства, описывают его. Ребята рассказывают о празднике 19...

Технологическая карта "Большие обитатели моря"

Технологическая карта "Большие обитатели моря"...