Технологическая карта НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста: "Пустыня и её обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хачатрян Диана Ишхановна

Данная технологическая карта может быть использована для проведения игрового занятия познавательного цикла с детьми старшего возраста (5-6 лет), в ходе которого ребята побывают на виртуальной экскурсии и  познакомятся с  некоторыми обитателями зоны пустынь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организованной образовательной деятельности

Тема: Пустыня и ее обитатели

Возраст: старший (5-6 лет)

Цель: ознакомление детей с особенностями природной зоны пустыни и ее обитателями

Планируемый результат: дети познакомились со следующими обитателями пустыни: верблюд, антилопа, лисица фенек, ящерица круглоголовка, тушканчики ,змеи, черепахи, жуки-чернотелки ,скорпионы, кактусы, верблюжьи колючки. Проявляют к ним интерес, понимают особенности приспособления к среде обитания, выполняют задания ответственно и внимательно, отзывчивы и аккуратны.

Подготовительная работа: лото «Кто, где живет», изготовление макета «Пустыня», опыты с песком, сахаром, солью, д.и. «Чья шерсть», рассматривание картинок и книг о пустыне.

Материалы и оборудование: видео-экскурсия, очки пилота из картона, звуки ветра, запись голоса верблюда, колокольчик, изображения кактусов, верблюжьей колючки, бархан, пейзажей пустыни, игрушечный верблюжонок, лупы, миски с песком, миски с сахаром, кактусы без иголок из картона, прищепки, макет пустыни с маленькими фигурками животных(антилопа, гиена, ящерица, змея, тарантул, черепаха, верблюд), листы бумаги, кисти, баночки, клеенки, тряпочки, краски.

Задачи

Обучения:

Развития:

Воспитания:

Познакомить детей с обитателями пустыни: верблюд, антилопа, лисица феник, ящерица круглоголовка, тушканчики ,змеи, черепахи, жуки-чернотелки ,скорпионы, кактусы, верблюжьи колючки.

Обучать детей понимать связь животного(растения) со средой обитания

Продолжать развивать память, мышление, внимание, воображение

Продолжать развивать мелкую моторику

Воспитывать интерес к обитателям пустыни

Воспитывать умения работать в паре, слушать другого, не перебивая

Воспитывать сострадание и отзывчивость

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный

Звучит звук ветра и звон колокольчика.

Ой, ребята, вы слышите это?? Кто же к нам идет?

Предполагают, кто это может быть.

Мотивационный

Послушайте голос нашего гостя и отгадайте загадку, тогда вы точно сможете узнать, кто же это!

Звучит голос верблюда.

Колючка вкуснее, чем множество блюд,

Ее обожает двугорбый. 

Да это же маленький верблюжонок!

Слушают, отвечают на загадку

Основная часть

Создание проблемной ситуации

Ребята, верблюжонок мне шепнул на ушко, что он  потерялся и не может вернуться домой. Как мы можем ему помочь?

Ребята, а вы знаете, где живут верблюды?

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан,

Тут без дождика тоска

Всюду горы из песка.

Как называется эта зона? (Пустыня)

 

Правильно, верблюды живут в пустыне, там бескрайние пески, очень мало растительности, поэтому ее и назвали от слова «пусто» пустыня. Ребята, давайте поможем верблюжонку найти свой дом. Итак, мы отправляемся в пустыню.

На чем туда можно добраться?

Летим на самолете! Завести мотор!

Звучит музыка. В это время на мультимедиа появляются кадры пустыни.

Предлагают варианты помощи: отвести в зоопарк, проводить домой.

Верблюды живут в пустыне

Дети предлагают варианты транспорта.

Решение проблемной ситуации

Вот мы и прилетели! Посмотрите вокруг! Где мы оказались?

Куда ни глянь в пустыне - песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий.Днем в пустыне, песок раскаляется так, что можно обжечь ноги, на раскаленных камнях можно поджарить яичницу.

(Подборка 1)

Ребята, давайте с вами рассмотрим песок.

Какого цвета песок? 

Как вы узнали это?

Какой песок на ощупь, как можно узнать? Потрогайте и скажите. 

Возьмите лупы и рассмотрите песок, из чего он состоит? 

Какие песчинки на ощупь? 

Как они выглядят? 

Как вы думаете, на что похож песок?

Давайте сыграем в игру «Сходства и различия»

В пустыне редко бывают дожди, и если подует ветер, песчинки быстро передвигаются и образуют песчаные холмы, которые называются барханы.

(Подборка.2)

Сейчас мы с вами попробуем сами сделать барханы. 

Посмотрите, песчинки с легкостью перемещаются. У нас с вами получились настоящие барханы. 

(Уточнить у 2-3 детей название «бархан»).

Звучит шум ветра в пустыне.

Это же песчаная буря. Мы с вами вместе закружились. Песок попадает в глаза, в нос, в рот. Давайте присядем и укроем себя своими руками, закроем глаза, рот.

Ребята, но ведь в пустыне не только песок, там есть и растительность.

Растительность в пустыне очень бедная, здесь нет высокой сочной травы, как в зоне лесов.

Почему, как вы думаете?

В  пустыне растениям приходится приспосабливаться к жаре и засухе.

А чтобы узнать, какие растения встретятся нам на пути, Отгадайте загадку.

Стран тропических жилец,

Иглокожий огурец.

(Подборка.3)

-Кактус удивительное растение пустыни. В пустыне кактусы высокие. Посмотрите на кактус и скажите, чем отличается кактус от других растений.  У кактуса есть иголки-колючки. Колючки – это листья кактуса, в них сохраняется влага. Корни у кактуса проникают глубоко в песок, на глубину десять метров, потому что там на глубине есть вода. Так они приспосабливаются к жаркому климату пустыни.

Сейчас мы с вами попробуем превратиться в настоящие пустынные кактусы, для этого вам надо встать парами.

Игра с прищепками «Сделай кактусу колючки»

Отгадайте еще одну загадку:

Раз в пустыне нет травы,

Значит, нет прополки.

Кустик есть, но без листвы,

На ветвях иголки.

Он растет неприхотливо

без ухода и полива.

(Подборка.4)

Верблюжья колючка является кормом для некоторых животных пустыни и корни у верблюжьей колючки тоже длинные, они проникают глубоко в песок, чтобы добыть воду.

Но посмотрите. Наш верблюжонок еще грустит! Наверное, потому, что у него нет друзей!

Как мы можем ему помочь?

Нам нужно ему рассказать, с кем в пустыне он может встретиться!

А для этого надо прогуляться и  посмотреть вокруг!

По пустыне мы шагаем,

И природу наблюдаем!

Выше мы поднимем ноги,

Коль идем не по дороге!

Ох, горячий же песок,

Мы попрыгаем, дружок!

Показ видеофильма

Кто может рассказать верблюжонку, каких обитателей мы встретили?

Игра «4-й лишний»

Животные пустыни и животные других зон.

Как вы уже знаете, в пустыне очень жарко –многие насекомые и животные прячутся в норках днем, а когда наступает вечер они выползают. Давайте поищем кто же спрятался в песке

Игра «Найди обитателей пустыни».

Ох, как много друзей мы нашли верблюжонку! Как вы думаете, какое у него теперь настроение?

А чтобы верблюжонок о нас не забывал, давайте нарисуем ему кактусы!

Ну, вот мы и помогли нашему другу, время возвращаться в детский сад! Всем занять свои места, мы взлетаем!

Звучит музыка.

Дети отвечают (в пустыне, у верблюда дома)

Желтый, светлый

Посмотрели

Потрогать руками

Песок сухой, сыпучий, он сыплется

Песок состоит из песчинок

Песчинки твердые

Мелкие, крошечные, маленькие, каждая песчинка лежит по отдельности, не прилипают друг к другу

На соль, на сахар.

Дети находят 3 различия и 1 сходство между песком и сахаром.

Дети дуют в трубочки на песок

Ответы детей (мало воды, очень жаркое солнце)

У кактуса есть иголки

Один ребенок- кактус. Второй цепляет на него прищепки-колючки. Потом меняются ролями.

Развеселить его, познакомить с кем-то, найти ему друзей, поиграть с ним.

На интерактивной доске дети должны выбрать животное (растение) которое не подходят к данному ряду.

Если ответ правильный- появится галочка, если нет- крестик.

Дети ищут в песке животных пустыни.

Заключительная часть

Подведение итогов

Ребята, вы умницы, помогли верблюжонку попасть в его родной дом, пустыню и нашли ему друзей! А вы сможете рассказать,  с какими обитателями пустыни мы встретились сегодня?

Дети рассказывают о верблюде, кактусах, верблюжьей колючке.

Рефлексия

Кто из жителей пустыни вам больше всего понравился? Почему? Покажите на лице, как он вам понравился.

Какие задания были интересные для вас?

Вы бы хотели еще отправиться в путешествие к барханам?

Дети отвечают на вопросы, показывают мимикой свое отношение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания» 2019 -2020 учебный год

Дорожная карта Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания» 2019 -2020  учебный год...

Конспект (Технологическая карта) по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста

В данном ООД дети знакомятся с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная), тканью в процессе выполнения с ними различных действий (сминание, разрывание, скручивание). А также знако...

Технологическая карта мероприятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Тема мероприятия: "Помогаем Деду Морозу".Путешествие по экологической тропе зимой....