Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.
методическая разработка (младшая группа)

Савельева Надежда Сергеевна

«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,

                                 в первую очередь, что на добрых три столетия оно 

                               продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах,

                               песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть

                     может, не  меньше, чем защита отечества на поле брани».

В.Распутин

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад «Теремок»

Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.

C:\Users\надежда\Desktop\Новая папка (4)\фото теремок\IMG_20170804_111928.jpg

с. Бичура -2020г.        

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Теремок»

Воспитатель первой квалификационной категории:  Савельева Н.С.

 

 

Пособие представляет опыт работы  воспитателя Савельевой Н.С.  второй младшей группы  МБДОУ Детский сад «Теремок» по приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.

 

                                   

Введение

«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,

                                 в первую очередь, что на добрых три столетия оно 

                               продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах,

                               песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть

                     может, не  меньше, чем защита отечества на

                                                                                                             поле брани».

В.Распутин

 Этнокультурные традиции нравственного воспитания – величайшее достояние народа. Любой человек уже с рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Культура, являясь хранительницей народной памяти, уникальной в своем роде и характере, может послужить воспитанию здорового поколения и в современных условиях. Постепенно становясь носителем, а затем и со-творцом культуры своего народа, человек имеет возможность опереться на ее богатейший духовный опыт для успешного взаимодействия с культурой других народов.                                        

                                            I Раздел    

                            Пояснительная записка

Культура семейских Забайкалья является источником исторических сведений о прошлой жизни нашего народа и его культуре, так как до сего времени сохранили они в своем быту (в силу религиозно-этических убеждений) многие элементы культуры в чистом, не искаженном виде. Это благодатный материал для приобщения детей к культуре семейских.

Работая с детьми по разделу песенное, фольклорное  творчество семейских  мы раскрываем особенность, неповторимость этого жанра, присущего только семейским Забайкалья и Бичуры. Что представляет собой большой интерес детьми к восприятию данного материала.

Цель:

- Способствовать формированию личностной культуры ребенка, приобщать его к фольклору, песенной культуре семейских.

Задачи: 

- Формировать представление о культуре семейского народа.  

- Использовать семейский фольклор как средство познавательного интереса дошкольников к истории своего родного края.      

 - Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей средствами семейского фольклора.                                                                               - Воспитывать интерес и любовь к культуре семейских, народному творчеству.

                                     

 

               C:\Users\надежда\Downloads\IMG_20171006_104607.jpg                                                                                               

                                             II Раздел

                                Методы обучения

  1. Словесная- Знакомство с песнями, частушками, прибаутками, необходимыми для дальнейшего обучения.
  2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
  3. Поисковый - сбор фольклора  по  разным тематикам.

Форма занятий:

- музыкальные занятия

- групповые, подгрупповые,  индивидуальные занятия;

- использование фольклора в режимных моментах (при умывании, одевании, расчёсывании волос, при укладывании спать и т.д.)

 C:\Users\надежда\Downloads\DSC01964.JPG

                                      Раздел III

Жанры детского семейского фольклора, используемые в работе:

Колыбельные песни;

Потешки;

Прибаутки;

Заклички;

Приговоры;

Детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей) народные игры.        

РазделIV

Организационно-практический:

Изучение народного фольклора семейских(пословицы, поговорки, игры); изучение домовой росписи семейских, (декоративно- прикладное рисование); экскурсия в музей ДОУ (знакомство с предметами быта и орудиями труда семейских); конкурс поделок и сувениров к праздникам семейских; проводится работа по приобщению детей к культуре и традициям семейских через праздники и развлечения: «Осенины», праздник «Покрова», «Рождество», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Иван - травник», «Успенье» и др.                                 

C:\Users\Наташа\Desktop\фото с праздников ДОУ 2017г\Масленница\IMG_1996.JPG

                                                        Раздел V  

Организационно-методическая работа

 Проводимая   работа по приобщению детей к фольклору, народным традициям семейских, через УМК.

-чтение художественной литературы

-наблюдения

-музыкальная деятельность

- театральная деятельность

- трудовая деятельность

- игровая деятельность

- художественное творчество

VI

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие (ознакомление с окружающим миром , воспитание любви к Родине)

речевое развитие (заучивание  потешек, прибауток, с семейским  фольклором , инсценировки потешек, пестушек. и др.),  

художественно-эстетическое развитие (разучивание песен, прослушивание музыки, танцев,  хороводов,  народных игр, рассматривании  иллюстраций,    изобразительная деятельность – рисунки, поделки  и др.),  

физическое развитие ( подвижные игры и д.р. ).

C:\Users\надежда\Downloads\DSC01955.JPG

                                                       Раздел VII

Развивающая предметно-пространственная среда в группе  в соответствии с ФГОС.

В первую очередь для успешного осуществления работы по приобщению детей к фольклору, народным традициям семейских,  необходимо создание развивающей предметно  пространственной   среды   с соответствующими условиями и  требования ФГОС ДО.

 В группе собраны картотеки и медиотеки с песнями,  потешками, приговорами, частушками, прибаутками, закличками, колыбельными, на разные тематики.

Имеются семейские костюмы для выступления и проведения праздников

  

C:\Users\D8CB~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.587\DSC01965.JPG C:\Users\D8CB~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.775\DSC01956.JPG

В своей работе использую иллюстративно-наглядный материал. В книжном центре  дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, которые они с удовольствием рассматривают. Очень любят слушать сказки, рассказы о животных, детские веселые потешки, песенки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. сопереживают героям, могут отличить плохие поступки героев, оценить хорошие. Воспитываю в детях бережное отношение к книгам. В результате процесс обучения становится привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.

 

C:\Users\барс\Desktop\1 мл.гр. экология и фото в приёмную\IMG_20171006_115815_721.JPG

Имеется центр «Сюжетно-ролевых  игр»,  как средство знакомства с фольклором и традициями семейского народа – это игра, организованная педагогом, направленная на познание окружающего мира,   воспроизведение событий, происходивших в жизни или в литературном произведении семейских. Закрепляю  знания  детей о диких животных, об овощах, растущих в нашей местности. Через игру дети отображают наше отношение к окружающему миру.  Закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения. Через проговаривание приговорок, прибауток.

C:\Users\надежда\Downloads\DSC01966.JPG C:\Users\D8CB~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.126\DSC01970.JPG

 Приобщение детей к фольклору семейских неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине - основа воспитания любви к Отечеству. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу.

C:\Users\D8CB~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.634\DSC01969.JPG

VIII

Дополнительное образование.

В детском саду с 2013года ведется работа по дополнительному образованию. Работают девять кружков и студий различной направленности.

Приобщение детей к истории семейских через дополнительное образование проходит через кружки и студии:

Студия народной культуры «Бичуряночка» где дети знакомятся с народной культурой, фолклором семейских, с песнями, частушками, хороводами.

Мною ведётся кружок по ознакомлению детей с историей родного края. «Родничок»

Цель  кружка:

Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, культурой, бытом семейских, историей своих предков, с основами русской национальной культуры, формирование у дошкольников патриотических чувств.

Перспективный план работы кружка

 №

Месяц

            Тема

         Программное содержание

        Срок

1.

Сентябрь

Вводное занятие.

Познакомить детей с понятием – музей, видами музеев.

4.09.20.

2.

Сентябрь

Моя Родина

Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине её истории.

11.09.20.

3.

Сентябрь

Моя родословная

 узнать больше о своих родных и предков, о семейных традициях;

 - узнать историю возникновения своей фамилии;

 - составить своё генеалогическое древо.

   

      18.09.20.

4.

Сентябрь

 Бичура село моё родное.

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента 

       25.09.20.

1.

Октябрь

Знаменитые жители села Бичура.

Беседа «Знаменитые жители села Бичура» рассказать детям о знаменитых людях Бичуры оставивших след в истории села.

02.10.20.

2

Октябрь

Семейские –кто они?

Приобщение детей к уникальной культуре семейских, к их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям.

09.10.20.

3.

Октябрь

Встреча с Евдокией Вострицовой.

Беседа о семейских.

16.10.20.

4.

Октябрь

Знакомство с Русской избой.

Познакомить с интерьером и убранством русской избы (русская печь, люлька, скамейки и т.д) с историей возникновения предметов убранства и их предназначением. Отгадывание загадок о предметах быта, домашней утвари, беседа о народных поверьях и обычаях, связанных с ними.  

23.10.20.

Ноябрь

Домовая роспись

Знакомство детей с возникновением домовой росписи.

06.11.20.

Ноябрь

Особенности домовой росписи.

Художественное творчество: «Роспись русской печи»

13.11.20.

    3.

Ноябрь

«Старинный сундучок»

 Ознакомление детей  с сундуком, его предназначение в старинном быту; 

Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

     

20.11.20.

   4.

Ноябрь

«Старинный сундучок»

Художественное творчество: «Роспись сундучка домовой росписью»

27.11.20.

Декабрь

Народный фольклор и фольклор семейских.  

Познакомить детей с народным фольклором и фольклором семейских. Прослушивание аудиозаписей.

04.12.20.

 2.

Декабрь

«Посуда старинная и современная»

 Продолжать знакомить с предметами мини-музея, с предметами домашней утвари – посудой, ложками (из чего делали, как изготавливали и как использовали);

Рассматривание глиняной и деревянной посуды.

    11.11.20.

3.

Декабрь

«Посуда старинная и современная»

Художественное творчество. Роспись деревянных ложек.

18.11.20.

  4.

Декабрь

«О чём поёт самовар?»

 Ознакомление детей с элементами самовара, для чего предназначен самовар, как использовали;

(Чтение худ. литературы: «Иван Иванович самовар», «Самоварец, самовар, самоварище» (Добрынин);

Беседа о гостеприимстве народа;

Знакомство с татарской народной игрой «Самовар».

     25.11.20.

Январь

«Посиделки у самовара»

Беседа о гостеприимстве Бичурского народа.

Художественное творчество: «Лепка сушек из солёного теста»

15.01.21.

Январь

«История самовара»

Проектно- исследовательская деятельность «Знакомство с историей возникновения самовара» родители совместно с де6тьми.

22.01.21.

3.

Январь

«Национальная  кухня»

 Знакомство с традиционным трудом  народа (землеводство, пчеловодство), традиционной кухней разных народов;

Рассказ о национальных блюдах;

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, еде, уважение к труду взрослых;

29.01.21.

 

1.

Февраль

«знакомство с женским семейским костюмом»

 Познакомить с женским семейским костюмом, формировать понятия: «праздничная», «Будничная» (домашняя)одежда. Расширять словарный запас. (Сарафан, запан, рубаха и т.д)

  05.02.21.   

       

2.

Февраль

«знакомство с мужским семейским костюмом»

Познакомить с мужским семейским костюмом, формировать понятия: «праздничная», «Будничная» (домашняя)одежда. Расширять словарный запас. (штаны, сорочка, косоворотка и т.д)

12.02.21.

3.

Февраль

Посещение Бичурского краеведческого музея

дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего села;

- познакомить детей с жизнью наших предков;

- воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

19.02.21.

4.

Февраль

Работа с родителями «подари музею экспонат

Провести работу с родителями о пополнении музея МБДОУ «Родничок» экспонатами.

26.02.21.

1.

Март

Казаки

Знакомство с традициями и бытом казаков.

05.03.21.

2.

Март

Фольклор казаков

  • Познакомить с фольклором казаков Развивать интерес к истории народа, его быту средствами казачьей песни.

12.03.21.

3.

Март

Быт и культура казачества.

сформировать представление о жизни казаков, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды;

- развивать интерес к истории казачества.

19.03.21.

4.

Март

«Гости казаки»

Пригласить гостей для беседы из клуба «Казачонок»

26.03.21.

1.

Апрель

Светлая пасха

Беседа о празднике «пасхи»

Конкурс на самый красивый кулич из подручного материала.

02.04.21.

2.

Апрель

Русский народный фольклор

формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

09.04.21.

3.

Апрель

Вещи из музея

Продолжать знакомить детей с экспонатами музея «Родничок» - Прялкой, веретеном, шерстью.

16.04.21.

4.

Апрель

Пано из шерсти

Учить приёму аппликации шерстью, ватой, плетение косичек из шерстяных нитей.

23.04.21.

1.

Май

Посещение музея славы воинам ВОВ

Формирование у воспитанников гражданско-патриотических чувств; уточнить и расширить представление детей о защитниках села в годы войны; формировать высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству; воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа. 

07.05.21.

2.

Май

Встреча с детьми войны.

Формирование нравственных ценностей у детей и их родителей. Создать условия для ознакомления детей и взрослых с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности.

14.05.21.

 3.

Май

«День музеев – наш праздник»

 Итоговое занятие, посвященное 18 мая - Международному Дню музеев;

 Закрепление знаний детей о народных праздниках, обычаях, играх, сказках, о предметах старинного быта, национальном костюме, национальных блюдах;

 Отгадывание загадок о предметах быта и старинной утвари;

 

   21.05.21.

D:\Camera\IMG_20170404_081242.jpg

C:\Users\надежда\Desktop\Новая папка (4)\с телефона\Camera\IMG_20180212_100909.jpg C:\Users\надежда\Desktop\Новая папка (4)\с телефона\Camera\IMG_20180212_101129.jpg

C:\Users\надежда\Desktop\Новая папка (4)\с телефона\Camera\IMG_20180212_101259.jpg C:\Users\надежда\Desktop\Новая папка (4)\с телефона\Camera\IMG_20180212_101728.jpg

C:\Users\надежда\Desktop\Новая папка (4)\с телефона\Camera\IMG_20180212_102203.jpg C:\Users\надежда\Desktop\Новая папка (4)\с телефона\Camera\IMG_20180212_135307.jpg

Хороводные игры, посещение семейской избы, роспись русских печей домовой росписью, посещение музея ДОУ

  С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint,  подобрана и создана серия презентаций, которая  помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности семейских традицый, использую загадки, стихи,   потешки.

                                                     Раздел IX  

Работа с родителями

 Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями  является важнейшим аспектом в реализации задач по приобщению детей к фольклору и традициям семейских, поскольку именно семья дает первый опыт по знакомству детей с потешками, прибаутками и т.д., показывает пример отношения к ценностям традиций.

Сотрудничество с семьёй, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. 

Родители активны, помогают, они отзываются на любые просьбы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая  предметно – пространственная среда в группе и на участке. Шьются семейские костюмы. Оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов.

                                                         Раздел X

Заключение

   Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к фольклору и традициям  семейских Бичуры позволила педагогам расширить поле деятельности по развитию нравственного воспитания у детей. Родители, участвуя в данной работе, являясь активными ее участниками, осознают собственный вклад в воспитании детей на основе истории родного края. Результативность работы прослеживается в наградах за участие в международных, всероссийских, республиканских, районных конкурсах, выставках и фестивалях.

А самое главное дети с большим интересом принимают историю семейских.

                                               Содержание

Введение…………………………………………………………….

Раздел I     Пояснительная записка……………………………………………….

Раздел II   Методы обучения, формы занятий .…………………………………

Раздел III  Жанры детского семейского фольклора, используемые в работе.

Раздел IV  Организационно-практический………………………………………

Раздел  V  Организационно-методическая работа ……………………………...

Раздел  VI  образовательные области……………………………………….……

Раздел VII  Развивающая предметно-пространственная среда  в группе   в соответствии с ФГОС………………………………………………………………

Раздел VШ  Дополнительное образование…………………………………….

Раздел IX Работа с родителями………………………………………………….

Раздел X  Заключение……………………………………………………………

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через фольклор"

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры через фольклор...

Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».

    Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...

Доклад Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии

Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских в Бурятии....

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»

Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...