Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Михаленко Ия Викторовна

      Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продуктивной деятельности и сотворчества детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад №21 «Алёнка»

Программа

по

«Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором:

«Живая связь времён»

(модификация)

Разработала:  воспитатель

 высшей квалификационной категории

Михаленко И.В.

2015г.

Живая связь времён

Программа по приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором

        Чистоту, красоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

    Потому что добро остаётся добром,

    В прошлом, будущем и настоящем.

В.Высоцкий.

Аннотация. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. На сегодняшний день материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. 

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).    Что заботило, радовало и тревожило русских людей? Чем они занимались, о чём мечтали, радовались, пели? Что передавали своим детям и внукам? Найдя связующую нить прошлого и настоящего, в нашем детском саду мы приобщаемся к народной мудрости: русским народным праздникам и обрядам, фольклору, художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, играм и хороводам.

 Пояснительная записка

   Программа  «Живая связь времён» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 Тип программы: образовательная. 
Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: знакомство с основами духовно-нравственных традиций, интереса к устному народному творчеству, развитию творческих способностей, экологией межличностных отношений, патриотическим воспитанием.  Наиболее ценной для воспитания и обучения ребёнка в этом возрасте и далее становится духовно-нравственный аспект. А русский народный фольклор близок эмоциональной природе ребёнка, его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающей действительности в разных видах продуктивной деятельности. Поэтому так важно на раннем этапе развития ребёнка формировать духовную культуру, патриотизм и гражданственность.

      Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продуктивной деятельности и сотворчества детей и родителей.

Задачи программы:

Обучающие:

-знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения русских народных и обрядовых праздников;

-формирование интереса к устному народному творчеству как источнику богатейшего, познавательного развития ребёнка;

-формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.) с помощью русского народа;

-знакомство детей с русскими народными играми, хороводами, плясками; учить детей понимать и любить русские народные подвижные игры;

-содействие формированию элементарных навыков рукоделия при работе с бумагой, картоном, пластилином, тестом, развитию усидчивости и аккуратности в работе;

-создание условий для детей и родителей возможности совместного проведения праздников и проявления творческих способностей.

Развивающие:

-развитие творческих способностей детей с помощью русских обрядов и русского фольклора;

-содействие общему развитию ребёнка;

-помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

-содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;

-развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Воспитывающие:

-воспитание у детей любовь и уважение к русскому народному творчеству, к традициям русского народа, традиционному укладу жизни;

-формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями народные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла;

-воспитание у детей привычки к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени.

   Для успешной реализации поставленной цели и задач в непосредственной образовательной деятельности программы учитываются вариативные формы, способы, методы и средства, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей, способы и направления детских инициатив, особенности организации педагогической диагностики и мониторинга. Важно использовать формы и методы работы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к истории своей страны, любви к традициям русского народа, уважение к наследию прошлого.

Используемые формы работы:

-непосредственная образовательная деятельность;

-образовательные ситуации;

-проведение русских народных игр и хороводов;

-элементы театральной игры;

-досуги, народные праздники;

-продуктивная творческая деятельность детей.

В образовательной деятельности по приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа используется основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка». Также творчески переработав, используется программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «По приобщению детей к истокам русской народной культуры» и программа О.М. Потаповской «Подарок к празднику». В дополнение используются: «Знакомство детей с русским народным творчеством» под редакцией Л.С. Куприяновой, «Народный календарь – основа планирования с дошкольниками» под редакцией С.Р. Николаевой, «Солнечный круг» под редакцией О.А. Ботяковой.

   Названные источники по-разному влияют на духовно-нравственное развитие детей, но можно выделить общую суть: это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, чувство собственного достоинства, сострадания, сочувствия, умение пережить чужую беду как свою, стремление к единению с другими людьми на основе любви.

   К средствам приобщения детей к русским традициям относятся: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, русские народные праздники, обычаи и обряды, игры и хороводы, художественная продуктивная деятельность.

   Условия наиболее эффективного знакомства с духовно-нравственными традициями:

-знание уровня своих воспитанников;

-комплексный подход;

-знание истории и культуры своего народа;

-подбор материала по принципу доступности;

-тематическое построение материала;

-использование красочности и богатства зрительных образов;

-применение забавных сюжетов;

-использование игровых, словесных, наглядных методов;

-вариативность методических приёмов.

   В процессе реализации программы предполагается сотрудничество с социальными партнёрами: детская библиотека города Гурьевска, детская школа искусств им. А. Караманова, МБОУ гимназия г. Гурьевска. Формы совместной деятельности, используемые во взаимодействии с партнёрами: помощь в творческих проектах, тематические экскурсии, выставки, ярмарки.

   Содержание деятельности программы по приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором представлено с помощью блоков.

  Блок «Наша изба ровно тепла…»

  В детском саду в специально отведённом помещении воссоздана обстановка русского быта. Окружающие предметы пробуждают душу ребёнка, воспитывают чувство красоты, любознательность, будят воображение, развивают мышление. Обстановка русского быта даёт понять детям, что они – часть русского народа.

  Блок «Народный календарь».

  Систему всей деятельности задаёт народный календарь. Весь год прекрасен, как и наша жизнь, от начала и до конца. Четыре времени года богаты на события: зимой – Святки, Рождество, Масленица. Весной – Благовещение, Пасха; летом – Троица, осенью – Покров. Изучая русские народные праздники, мы начинаем лучше понимать духовную жизнь народа, гордиться великими победами своих предков.

  Блок «Делу время – потехе час».

  Народные обрядовые праздники всегда связаны с русскими народными играми. Такие игры – своеобразная школа для детей, так как они развивают ловкость, быстроту, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

  Блок «Красна сказка – складом, а песня – ладом».

  Фольклор – источник познания и нравственного развития, важный путь передачи духовного наследия русского народа. Фольклору в работе с детьми отводится особое место. Пословицы и поговорки, потешки, заклички, былины, сказки, небылицы очень близки и понятны детям, что позволяет сделать их речь более живой и выразительной.

«Не красна изба углами, а красна пирогами», «Наши матушки в дому, как оладушки в меду», - слушая напевный, выразительный язык русского фольклора, дети начинают ему подражать. А какие хорошие, добрые слова слышат они: матушка, батюшка, ребятушки, головушка, берёзонька. Какой педагог не хочет, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами.

  Блок «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит».

  Особое место в быту русского народа занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Для того чтобы дети смогли выразить свои чувства, впечатления, получить творческий отклик, включается в работу с детьми художественно-продуктивная деятельность. Создание «оклада» для иконы; вертепного театра – на Рождество; изготовление «пасхальных» яиц из различных материалов – все эти творческие работы украшают интерьер групп, детского сада. Также проходят тематические выставки и вернисажи. Благодаря такой продуктивной деятельности дошколята обретают веру в себя, а это самое драгоценное свойство для маленького человека.

  Блок «Кто родителей почитает, тот век не погибает».

Хорошие результаты в работе можно получить только при тесном взаимодействии с родителями. С этой целью используются различные формы работы – традиционные и нетрадиционные:

-участие в родительских собраниях;

-анкетирование;

-участие в семейном клубе «Вся семья вместе, так и душа на месте» (группа №6 «Пчёлки»);

-открытые занятия для родителей и совместно с родителями;

-папка-передвижка «Народный календарь»;

-совместная творческая работа детей и родителей «Летопись русской избы»;

-проведение совместных обрядовых и народных праздников;

-проведение тематических конкурсов, выставок, вернисажей, акций «одного дня», мастер - классов, театрализованные представления, спортивно-массовые мероприятия.

   Воспитание любви к Родине, привязанности к родной земле, языку, культуре, уважения к историческому прошлому своего народа, бережного отношения к национально-культурным традициям – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно.

Тематическое планирование на год:

(25-30 минут, 1 раз в неделю,  36 занятий в год)

        Блок «Наша изба ровно тепла…»

Тема образовательной ситуации

Месяц проведения

«Жили-были дед и баба…»

3 неделя сентября

Русский народный костюм

4 неделя сентября

«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»

1 неделя ноября

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

4 неделя января

«Дело мастера боится» (старинные орудия труда)

4 неделя февраля

«Сердце матери лучше солнца греет» (о женской работе в старину)

1 неделя марта

Игра-путешествие «Живая связь времён»

4 неделя мая

Блок «Народный календарь».

Тема образовательной ситуации

Месяц проведения

Наша родина – Россия.

1 неделя сентября

«Восенушка - осень – сноп последний просим»

1 неделя октября

Покров – первое зазимье

4 неделя октября

Солнце на лето – зима на мороз

3 неделя декабря

С Рождеством Христовым!

4 неделя декабря

Пришла Коляда накануне Рождества

1 неделя января

Сударыня наша, Масленица

1 неделя февраля

Ждём весну!

2 неделя марта

Благовещение – птиц на волю отпущения

1 неделя апреля

В воскресенье вербное…

1 неделя апреля

«Егорий вешний…»

2 неделя мая

«Во поле берёзынька стояла»

3 неделя мая

  Блок «Делу время – потехе час».

Тема образовательной ситуации

Месяц проведения

Гусли звончатые

3 неделя октября

Посиделки с хозяюшкой

2 неделя ноября

*Зимние игры и забавы

2 неделя декабря

*Масленичные гуляния

1 неделя февраля

                *Прилетите, жаворонки, к нам (исполнение весенних закличек; игр, хороводов)

4 неделя марта

Блок «Красна сказка – складом, а песня – ладом».

Тема образовательной ситуации

Месяц проведения

«Хлеб - всему голова»

2 неделя октября

Синичкины именины

2 неделя ноября

«К худой голове своего ума не приставишь»

4 неделя ноября

Зима – не лето, в шубу одето

1 неделя декабря

Великий Устюг – вотчина Деда Мороза

2 неделя декабря

Светит да не греет (сказки при свечах)

3 неделя января

Без частушек прожить можно, да чего-то не живут

2 неделя февраля

Наши земляки

4 неделя апреля

Человек без родины, что соловей без песни

1 неделя мая

Блок «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит».

Тема образовательной ситуации

Месяц проведения

«Русь белокаменная»

2 неделя сентября

* «Осенние фантазии»

4 неделя октября

«Чудо – чудное, диво – дивное…» (хохломская роспись)

3 неделя ноября

*Праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр

4 неделя декабря

*«Свет Вифлеемской звезды»

1 неделя января

Гжель прекрасная

2 неделя января

Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах

3 неделя февраля

Эти сказочные птицы (дымковская игрушка)

3 неделя марта

Чудо-писанки…

3 неделя апреля

*Некоторые образовательные ситуации относятся к разным тематическим блокам, но соединены единой целью и проводятся в интеграции

*Блок «Кто родителей почитает, тот век не погибает»

Тема образовательной ситуации

Месяц проведения

Уроки доброты, семейного досуга и творчества:

- «Осенины»;

-«Наши матушки в саду, как оладушки в меду»;

-«Рождество Христово»;

-«Пасхальный перезвон»

сентябрь

ноябрь

январь

март-апрель

Мастер-классы:

- кукла – пеленашка;

-«масленичное солнышко»;

октябрь

февраль

Развлечения, праздники:

-«Поиграй со мной, папа!»;

-«МАМА – всего четыре буквы, а смысл длинною в жизнь»

февраль

март

*Данный блок формируется каждый год в зависимости от общих задач ДОУ и потребностей родителей.

Список литературы:

1.Бабаева Т.И. Примерная образовательная программ дошкольного образования Детство. – С-Петербург. Детство-Пресс. – 2014г.

2.Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ//Дошкольная педагогика. 2010. - № 2

3.Ботякова О.А. Российский этнографический музей – детям. - С-Петербург. Детство-Пресс. - 2005г.

4.Ботякова О.А. Солнечный круг – С-Петербург. Детство-Пресс. – 2006г.

5.Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С-Петербург. Детство-Пресс. – 2004г.

6.Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.

7.Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

8.Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.

9.Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. Творческий центр Сфера. Москва. – 2007г.

10.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.-Петербург. Детство-Пресс. – 2004г.

11.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Зима – чародейка. Издательский дом «Цветной мир». – 2013г.

12.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна – красавица. Издательский дом «Цветной мир». – 2013г.

13.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Лето красное. Издательский дом «Цветной мир». – 2013г.

14.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Осень золотая. Издательский дом «Цветной мир». – 2013г.

15.Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети индивидуальный подход в художественном развитии. Издательский дом «Цветной мир». – 2012г.

16.Потаповская О.М. Подарок к празднику. Москва. – 2003 г.

Публикация:

1.Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Приоритетные направления образовательных технологий: опыт практической реализации// Статья: Приобщение детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором. Издательство РГУ им. И.Канта. – 2009г.

2. Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования// Статья: Организация работы семейного клуба «Вся семья вместе, так и душа на месте» Издательство РГУ им. И.Канта. – 2012г.

3.Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования// Статья: Развитие конструктивно-творческих способностей с помощью техники «Изонить». Издательство РГУ им. И.Канта. – 2013г.

4.Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Организация образовательной деятельности в условиях ФГОС начального общего образования// Статья: Родительское собрание «Традиции в семье». Издательство РГУ им. И.Канта. – 2014г.

5.Коваленко Л.М., Малыхина В.В. Сборник научных статей. Актуальные проблемы педагогического образования: Теория и опыт практического осмысления// Статья: Познавательный журнал «Мурзилка», как средство развития личности ребёнка. Издательство РГУ им. И.Канта. – 2015г.