Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа
статья (старшая группа)

Ананьева Ольга Константиновна

           Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Нравственно-патриотическое воспитание детей
               старшего дошкольного возраста через приобщение к истории,
                           культуре и традициям русского народа


             
Инновации ФГОС ДО раскрываются в двух ключевых понятиях «индивидуализация» и «социализация». Социализация представляет собой усвоение мира человеческих отношений, культуры, норм, правил.

В ФГОС ДО изменилось отношение к построению совместной деятельности взрослого и ребенка. Взрослый должен стать проводником в мир культуры, посредником, который предоставляет основную инициативу ребенку.

Одними из принципов Стандарта является:

  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт ставит задачи по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Таким образом, создавая условия для ознакомления детей с историей, культурой и традициями русского народа, мы выполняем требования Стандарта.

 Под влиянием телевидения и сети интернет в нашем обществе происходит смена духовно-нравственных ценностей.  Материальные ценности стали важнее духовно-нравственных. Эгоизм берёт верх над интересами даже самых близких людей. Теряется важность семейных традиций, преемственность поколений. И в первую очередь это оказывает влияние на наших детей. Уходит на второй план главная роль женщины в жизни – быть матерью, хранительницей очага. Девочки всё чаще выбирают роль красавицы, успешной бизнес-леди. В «дочки матери» играют крайне редко. Мальчики предпочитают быть «бэтменом», «черепашкой-ниндзя», «человеком-пауком», зачастую, не имея понятия о наших национальных героях (богатырях, о простых солдатах, защищавших Россию в разные времена).  

Как показали наблюдения, пяти-шести летний ребёнок очень хорошо ориентируется в именах, кличках экранизированных героев зарубежных мультфильмов (часто трудно произносимых даже для взрослых), при этом не может правильно произнести и объяснить значение исконно русских слов или же слов, активно использующихся в русском лексиконе.

Всё это ведёт к потере самобытности русского народа, для которого всегда были присущи такие черты, как терпение, миролюбие, доброта, милосердие, готовность прийти на помощь, стремление к духовности. В приоритете у русского народа всегда были: любовь к Родине, семья и её традиционные устои, почитание героев-защитников, уважение к старшим, трудолюбие, гостеприимство.  Эти качества и достоинства всегда будут востребованы в любом цивилизованном обществе.

В дошкольном возрасте происходит формирование первых представлений об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

 Поэтому, я считаю, что, необходимо как можно раньше начинать работу по приобщению ребёнка к истории страны, в которой он живёт, к культуре народа и его традициям. Русская народная культура с её историей, вековыми традициями, даёт нам, во-первых, проверенную методологию воспитания и образования, во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»  

                                                                                                       Д.С.Лихачёв

Другими словами, способствуя воспитанию любви и уважения ребёнка к своей семье, друзьям, малой Родине, посредством приобщения к русской народной культуре мы способствуем воспитанию социокультурной личности.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа                                                                                         воспитателя МБДОУ «Детский сад №30 «Зоренька» Ананьевой О.К.

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Развлечение «Нижний Новгород - мой»

Занятие «Русская изба»

Рисование «По потешкам о животных»

способствовать формированию представлений детей о родном городе; знакомить с историей возникновения, именем основателя, с именами знаменитых земляков

вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленой избы, украшать её оконцами

закреплять знания об устном народном творчестве; побуждать самостоятельно выбирать сюжет для изображения

октябрь

Развлечение «День уважения к старшим»

Досуг «В гостях у Хозяюшки»

Рисование «Нарядный русский сарафан»

Творческая продуктивная деятельность «Кукла- самокрутка

Просмотр презентации «Нижегородский кремль»

формировать у детей убеждение о важности семьи, о значимости каждого члена семьи; расширять представление детей о семейных традициях и ценностях; воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям; уважение к людям старшего поколения,

знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых фольклорных форм

знакомить с традиционным русским сарафаном и его узорами; учить составлять узоры на силуэте одежды

воспитывать интерес к народным традициям; познакомить со способом изготовления куклы-самокрутки (пеленашки); развивать моторику рук посредством рукоделия

уточнить понятие «кремль», познакомить с историей Нижегородского кремля; воспитывать чувство гордости за родной город

ноябрь

Мастер-класс для мам и детей по изготовлению народной куклы «Зайчик-на пальчик»

Развлечение «День Матери»

Беседа «Москва – столица России»

Лепка «Олешек»

Аппликация «Коврик с узором дымковских мастеров»

продолжать знакомить с русской народной куклой с правилами и технологией её изготовления; способствовать развитию интереса к народной кукле; вызвать чувство удовлетворения и радости от совместной работы мамы и ребёнка

способствовать формированию понятий: семейные ценности, любовь и уважение к матери 

закреплять знания о главном городе России, его достопримечательностях; воспитывать чувства любви и гордости за столицу

побуждать создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приёмом вытягивания; воспитывать уважение к народному декоративному творчеству

закреплять знания о творчестве дымковских мастеров; закреплять умение создавать симметричный узор на прямоугольнике, передавая элементы и колорит дымковской росписи

декабрь

Рисование «Народные узоры»

Досуг «Забавы вокруг печки»

Развлечение «В гости к дедушке Фольклору»

Знакомить с декоративно – прикладным искусством России; закрепить знания об особенностях узора и колорита народной росписи; показать связь изобразительного искусства и устного народного творчества; упражнять в украшении силуэта элементами дымковской и полховской росписи, передавая их колорит и композицию; воспитывать гордость за творчество народных мастеров

продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы

закреплять знания о жанрах русского народного устного творчества; знакомить с характерными чертами русского фольклора; воспитывать интерес к культурному наследию русского народа

январь

Развлечение «Святки»

Рисование «По мотивам городецкой росписи»

Аппликация «Городецкий узор»

Приобщать детей к народным традициям, духовному богатству; обогащать представление детей о фольклоре через народные игры, песни; воспитывать положительные эмоции, отражающие представления русского народа о добре и красоте

познакомить с характерными особенностями городецкой росписи; формировать чувство гордости за творчество народных мастеров; учить изображать элементы городецкой росписи в соответствующем колорите

уточнить элементы и особенности композиции городецкого узора; закрепить умение изображать элементы городецкой росписи, развивать чувство композиции    

февраль

Знакомство с былинными героями «Илья Муромец»

Военно – спортивная игра «Будущие защитники»

Беседа «Я люблю тебя, Россия»

Рисование «По мотивам гжельской росписи»

познакомить с былиной, её особенностями, героями; воспитывать патриотизм, желание защищать свой дом, свою семью, свою Родину.

формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

формировать знания детей о природе России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы

познакомить с художественными особенностями гжельской росписи; закреплять приёмы декоративного рисования, умение передавать элементы и колорит росписи

март

Творческая продуктивная деятельность «Грач на горе – весна на дворе»

Беседа «Русские матрёшки»

Художественный ручной труд «Русский сувенир»

Беседа «Они прославили Россию»

расширять представление детей о перелётной птице – граче, рассказать о том, как отмечали на Руси возвращение птиц на родину; познакомить с обрядом «заклинания весны»; учить изготавливать птиц из соломы.

знакомить детей с историей создания кукол в разных странах; формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества

закрепить представление о неофициальных символах России; воспитывать чувство любви к творчеству народных мастеров; уточнить представление о видах матрёшек: семёновская, полхов-майданская; закрепить навыки работы в технике пластилинографии

уточнить представление о знаменитых россиянах, известных людях родного города; вызвать чувство гордости за свой народ

апрель

Игра – путешествие «Берёза – символ России»

Аппликация «Люблю берёзку русскую»

Просмотр презентации «Театральный Нижний»

продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа

дать представление о берёзе как

одном из символов России; формировать основы гражданских чувств

формировать представление детей о культурной стороне жизни Нижнего Новгорода

май

Выставка рисунков «День победы»

Выставка военной техники

Беседа «Русские мастера»

Закреплять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к героизму защитников отечества

знакомить с военной техникой; воспитывать гордость за героическое прошлое нашей страны

обобщить представления о декоративно- прикладном искусстве России; воспитывать гордость за талант русских мастеров