Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа
статья (старшая группа)
Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственно-патриотическое воспитание | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста через приобщение к истории,
культуре и традициям русского народа
Инновации ФГОС ДО раскрываются в двух ключевых понятиях «индивидуализация» и «социализация». Социализация представляет собой усвоение мира человеческих отношений, культуры, норм, правил.
В ФГОС ДО изменилось отношение к построению совместной деятельности взрослого и ребенка. Взрослый должен стать проводником в мир культуры, посредником, который предоставляет основную инициативу ребенку.
Одними из принципов Стандарта является:
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт ставит задачи по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Таким образом, создавая условия для ознакомления детей с историей, культурой и традициями русского народа, мы выполняем требования Стандарта.
Под влиянием телевидения и сети интернет в нашем обществе происходит смена духовно-нравственных ценностей. Материальные ценности стали важнее духовно-нравственных. Эгоизм берёт верх над интересами даже самых близких людей. Теряется важность семейных традиций, преемственность поколений. И в первую очередь это оказывает влияние на наших детей. Уходит на второй план главная роль женщины в жизни – быть матерью, хранительницей очага. Девочки всё чаще выбирают роль красавицы, успешной бизнес-леди. В «дочки матери» играют крайне редко. Мальчики предпочитают быть «бэтменом», «черепашкой-ниндзя», «человеком-пауком», зачастую, не имея понятия о наших национальных героях (богатырях, о простых солдатах, защищавших Россию в разные времена).
Как показали наблюдения, пяти-шести летний ребёнок очень хорошо ориентируется в именах, кличках экранизированных героев зарубежных мультфильмов (часто трудно произносимых даже для взрослых), при этом не может правильно произнести и объяснить значение исконно русских слов или же слов, активно использующихся в русском лексиконе.
Всё это ведёт к потере самобытности русского народа, для которого всегда были присущи такие черты, как терпение, миролюбие, доброта, милосердие, готовность прийти на помощь, стремление к духовности. В приоритете у русского народа всегда были: любовь к Родине, семья и её традиционные устои, почитание героев-защитников, уважение к старшим, трудолюбие, гостеприимство. Эти качества и достоинства всегда будут востребованы в любом цивилизованном обществе.
В дошкольном возрасте происходит формирование первых представлений об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Поэтому, я считаю, что, необходимо как можно раньше начинать работу по приобщению ребёнка к истории страны, в которой он живёт, к культуре народа и его традициям. Русская народная культура с её историей, вековыми традициями, даёт нам, во-первых, проверенную методологию воспитания и образования, во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Другими словами, способствуя воспитанию любви и уважения ребёнка к своей семье, друзьям, малой Родине, посредством приобщения к русской народной культуре мы способствуем воспитанию социокультурной личности.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа воспитателя МБДОУ «Детский сад №30 «Зоренька» Ананьевой О.К.
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Развлечение «Нижний Новгород - мой» Занятие «Русская изба» Рисование «По потешкам о животных» | способствовать формированию представлений детей о родном городе; знакомить с историей возникновения, именем основателя, с именами знаменитых земляков вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленой избы, украшать её оконцами закреплять знания об устном народном творчестве; побуждать самостоятельно выбирать сюжет для изображения |
октябрь | Развлечение «День уважения к старшим» Досуг «В гостях у Хозяюшки» Рисование «Нарядный русский сарафан» Творческая продуктивная деятельность «Кукла- самокрутка Просмотр презентации «Нижегородский кремль» | формировать у детей убеждение о важности семьи, о значимости каждого члена семьи; расширять представление детей о семейных традициях и ценностях; воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям; уважение к людям старшего поколения, знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых фольклорных форм знакомить с традиционным русским сарафаном и его узорами; учить составлять узоры на силуэте одежды воспитывать интерес к народным традициям; познакомить со способом изготовления куклы-самокрутки (пеленашки); развивать моторику рук посредством рукоделия уточнить понятие «кремль», познакомить с историей Нижегородского кремля; воспитывать чувство гордости за родной город |
ноябрь | Мастер-класс для мам и детей по изготовлению народной куклы «Зайчик-на пальчик» Развлечение «День Матери» Беседа «Москва – столица России» Лепка «Олешек» Аппликация «Коврик с узором дымковских мастеров» | продолжать знакомить с русской народной куклой с правилами и технологией её изготовления; способствовать развитию интереса к народной кукле; вызвать чувство удовлетворения и радости от совместной работы мамы и ребёнка способствовать формированию понятий: семейные ценности, любовь и уважение к матери закреплять знания о главном городе России, его достопримечательностях; воспитывать чувства любви и гордости за столицу побуждать создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приёмом вытягивания; воспитывать уважение к народному декоративному творчеству закреплять знания о творчестве дымковских мастеров; закреплять умение создавать симметричный узор на прямоугольнике, передавая элементы и колорит дымковской росписи |
декабрь | Рисование «Народные узоры» Досуг «Забавы вокруг печки» Развлечение «В гости к дедушке Фольклору» | Знакомить с декоративно – прикладным искусством России; закрепить знания об особенностях узора и колорита народной росписи; показать связь изобразительного искусства и устного народного творчества; упражнять в украшении силуэта элементами дымковской и полховской росписи, передавая их колорит и композицию; воспитывать гордость за творчество народных мастеров продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы закреплять знания о жанрах русского народного устного творчества; знакомить с характерными чертами русского фольклора; воспитывать интерес к культурному наследию русского народа |
январь | Развлечение «Святки» Рисование «По мотивам городецкой росписи» Аппликация «Городецкий узор» | Приобщать детей к народным традициям, духовному богатству; обогащать представление детей о фольклоре через народные игры, песни; воспитывать положительные эмоции, отражающие представления русского народа о добре и красоте познакомить с характерными особенностями городецкой росписи; формировать чувство гордости за творчество народных мастеров; учить изображать элементы городецкой росписи в соответствующем колорите уточнить элементы и особенности композиции городецкого узора; закрепить умение изображать элементы городецкой росписи, развивать чувство композиции |
февраль | Знакомство с былинными героями «Илья Муромец» Военно – спортивная игра «Будущие защитники» Беседа «Я люблю тебя, Россия» Рисование «По мотивам гжельской росписи» | познакомить с былиной, её особенностями, героями; воспитывать патриотизм, желание защищать свой дом, свою семью, свою Родину. формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины формировать знания детей о природе России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы познакомить с художественными особенностями гжельской росписи; закреплять приёмы декоративного рисования, умение передавать элементы и колорит росписи |
март | Творческая продуктивная деятельность «Грач на горе – весна на дворе» Беседа «Русские матрёшки» Художественный ручной труд «Русский сувенир» Беседа «Они прославили Россию» | расширять представление детей о перелётной птице – граче, рассказать о том, как отмечали на Руси возвращение птиц на родину; познакомить с обрядом «заклинания весны»; учить изготавливать птиц из соломы. знакомить детей с историей создания кукол в разных странах; формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества закрепить представление о неофициальных символах России; воспитывать чувство любви к творчеству народных мастеров; уточнить представление о видах матрёшек: семёновская, полхов-майданская; закрепить навыки работы в технике пластилинографии уточнить представление о знаменитых россиянах, известных людях родного города; вызвать чувство гордости за свой народ |
апрель | Игра – путешествие «Берёза – символ России» Аппликация «Люблю берёзку русскую» Просмотр презентации «Театральный Нижний» | продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа дать представление о берёзе как одном из символов России; формировать основы гражданских чувств формировать представление детей о культурной стороне жизни Нижнего Новгорода |
май | Выставка рисунков «День победы» Выставка военной техники Беседа «Русские мастера» | Закреплять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к героизму защитников отечества знакомить с военной техникой; воспитывать гордость за героическое прошлое нашей страны обобщить представления о декоративно- прикладном искусстве России; воспитывать гордость за талант русских мастеров |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...
Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".
quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...
творческий отчет по теме самообразования "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству"
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения н...