Знакомство детей подготовительной группы с традициями русского народа
статья (подготовительная группа)

У каждого человека есть свои исторические корни. Люди, жившие в давние времена, веками создавали традиции и обычаи. Обычаи - это способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычаи и традиции являются культурным наследием страны. Культурное наследие страны — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое, и исчезнут они только вместе с народом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Традиции на Руси23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей подготовительной группы с традициями и обычаями русского народа.

Из опыта работы воспитателя Оруджлу Ульяны Михайловны.

У каждого человека есть свои исторические корни. Люди, жившие в давние времена, веками создавали традиции и обычаи. Обычаи - это способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычаи и традиции являются культурным наследием страны.

Культурное наследие страны — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое, и исчезнут они только вместе с народом.

Россия - это страна с многовековой историей. Причем история эта отражена не только в официальных летописях и хрониках, но и в народной культуре – в традициях России, которые складывались и укоренялись на протяжении долгого времени.

Россия – многонациональная страна и обладает высокоразвитой современной культурой, но продолжает бережно хранить традиции каждого народа в ней проживающего.

Традиции России, которыми славится и гордится страна сейчас, имеют смешанное происхождение. Часть из них пришла из древних языческих времен, когда жители Руси поклонялись силам природы и верили в свое единение с родной землей, другая часть произошла от христианских обрядов и обычаев, а третья стала своеобразным «сплавом» языческой и христианской культур.

Традиции русского народа глубоко уходят корнями не только в православие, но и в язычество. Россияне отмечают православные праздники, но и глубоко верят в многочисленные языческие придания.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Знакомство детей и приобщение их к национальной культуре трактуется народной мудростью нашего сегодняшнего дня. Наши дети должны знать не только историю нашего государства, но и традиции русской национальной культуры.

В нашей группе в «программе для детей подготовительного возраста» есть неделя «Знакомство с традициями русского народа».  Она как бы обобщает полученные знания детей .

В начале учебного года я задумалась, с чем и как, используя полученные знания детей в предыдущих возрастных группах, буду знакомить с традициями русского народа.

 В течении года мы вспомнили в каких условиях жили люди в давние времена и чем занимались. На первом занятии о Петербурге, мы говорили, чем занимались жители города. В основном охотой и рыболовством и немного земледелием, так как почва у нас не очень плодородные, и погодные условия не позволяют собрать хороший урожай.  Люди часто обращались к природным стихиям, солнцу, дождю, воде. Приходилось много трудиться, работа была очень трудная.  Родилось много пословиц и поговорок о труде «Землю красит солнце, а человека — труд. Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Труд человека кормит, а лень портит.» Труд был очень тяжелый и люди с большим нетерпением ждали праздников, готовились к ним.

В непосредственной образовательной деятельности в области «познания» мы изучали устройство и декор избы. При изучении лексических тем «посуда», «мебель» используя приемы и технологии ТРИЗ сравнивали утварь и предметы обстановки.  Орнамент одежды и украшение русского сарафана ребята узнали на НОД в области «художественно-эстетическое развитие».  Рассмотрели поделки русских мастеров. Познакомились с промыслами. Расписали бумажные фигурки, изучая узоры, дымки, гжели, филимоновской игрушки. Расписали деревянные яйца на Пасху.

А почему у русского народа так много обрядов и ритуалов связано с караваем? На Руси хлеб был большой ценностью.  Вырастить зерно было очень трудно, и поэтому он имел особое значение. Хлеб, великий дар земли кормилице, круглой формы, напоминавшей о покровительнице солнце, выпекали по праздникам и важным событиям.  Украшенным хлебом встречали дорогих гостей, а особенно красивым искусно украшенные хлеба «караваи» подавали на свадьбах. «Каравай» произошло от слова «корова», что в славянских диалектах означает «невеста». А суффикс «ай» в слове выступает символом быка, то есть мужчины. Таким образом, каравай олицетворял собой плодовитость, единство женского и мужского начала. Хлеб подносили с солью. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега. Хлебосольство, радушный прием гостей всегда был отличительной черной славянского народа. Гостей накормить. Поделиться с ним последним, спать уложить, а потом еще дать харчей с собой было вполне естественным проявлением гостеприимства. Уважение и великодушие к людям было гарантом, что хлебосольный человек никогда не узнает одиночества.

Так же не прошли без внимания праздники Рождества и Крещение. Но особенно любим детям был праздник Масленица. Мы рассматривали картины художников Кустодиева, Сурикова. Говорили о играх и забавах на масленичной неделе.  На НОД «музыкальное развитие» дети играли на музыкальных инструментах: ложках, трещотке, колотушке, бубенчиках… Пословицы, потешки, прибаутки, скороговорки - народный фольклор воспитывают нравственные отношения.

Любить свою Родину это значит сознавать, понимать и знать, что связывает нас с нашими предками. Беречь не только материальные богатства: здание, предметы, дошедшие до наших дней, но и духовные ценности: песни, танца, обряды, нравы, обычаи и русский дух творчества. Изучение истории прошлого России позволяет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время.  Дети начинают интересоваться своими родственниками, говорят о том, какие традиции соблюдаются в их семье. Это значит, что удается воспитывать гармонически развитых детей, уважающих традиции своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...

Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».

    Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...

Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Знакомство детей с традиционной народной культурой – это комплексная система обучения и воспитания в детском саду на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, а так...

Знакомство детей с историей и традициями русского народа. «Масленица».

Знакомство детей в подготовительной группе с историей и традициями русского народа, с Масленницей....

Знакомство детей с историей и традициями русского народа. Занятие «Масленица» в подготовительной группе

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.Задачи:Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, си...