«Русская изба» (познавательно-исследовательский проект по знакомству детей подготовительной группы с историей быта русского народа)
материал по окружающему миру

Целью данного проекта является формирование интереса и положительного отношения к окружающим людям посредством ознакомления с историей быта русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_izba.docx22.78 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_russkaya_izba.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

(подготовительная группа)

Тема проекта

«Русская изба»

Вид проекта

Познавательно – творческий.

Актуальность проекта

Обусловлена большой значимостью воспитания нравственно- патриотических чувств у дошкольников в современном обществе

Цель проекта

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта

Для воспитателя:

#1055;одготовить и провести родительское собрание;

2.Определить уровень сформированной интереса и положительного

отношения к окружающим людям по средствам ознакомления с

историей быта русского народа;

#1056;азработать мероприятия по формированию интереса и

положительного отношения к окружающим людям по средствам

ознакомления с историей быта русского народа;

4. Создать условия для реализации проекта;

5 Мотивировать детей и родителей на участие в проекте;

#1057;оздать единое педагогическое пространство;

#1054;пределить эффективность;

#1055;ровести итоговое родительское собрание.

Для родителей:

#1059;частвовать в родительском собрании;

#1054;прос и анкетирование родителей;

#1055;ринять участие в создании мини-музея экспонатами и альбомов для рассматривания;

4. Участие в работе по организации предметно

пространственной развивающей среды: пополнен уголок патриотического

воспитания макетами «Русская изба», «Русское подворье».

Для детей:.

Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

Проблемный вопрос

Практически отсутствует интерес к быту русского

народа,

очень мало названий предметов русского быта. У детей не сформировано положительное

отношение к предкам, к старшему поколению и окружающим людям вообще.

Продукт проекта

Итоговое мероприятие: используют в речи потешки, прибаутки, пословицы, поговорки,загадки, считалки.

пополнение мини-музея, знают народные приметы, умеет соотнести увиденное в природе с

народными приметами.

* Знают быт русского народа и традиции народной культуры.

* Знают сказочных героев.

* Используют пословицы и знает народных праздниках.

* Умеют играть в подвижные и хороводные народные игры.

* Знают историю русского народного костюма.

* Имеют представление о народных промыслах (Хохломские,

Городецкие, Дымковские)

* Умеют раскрашивать красками игрушки, кокошники, сарафан,

полотенце, яйца.

Ребята активно интересуется культурой быта русского

народа, ему интересно, он стремится получать новые знания о традиционном

русском быте, проявляет инициативу в играх, стремится к общению. Ребенок

имеет представление о быте русского народа, знает название традиционных

построек, основных предметов быта и их назначение. Ребенок называет все

элементы национального костюма, дает их описание.

Сроки реализации

Групповой. Познавательно-творческий. Долгосрочный. Сентябрь 2021 - Апрель 2022.

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

«Русская изба»

Блоки

Месяц

Содержание работы в ДОУ с детьми

Содержание работы в ДОУ с родителями

Ознакомительный

Сентябрь

Проведение мониторинга по

тематике.

Создание проблемной

ситуации для детей и

родителей

(проведение собрания с

родителями)

Собрание

«Формирование

интереса и

положительного

отношения к

окружающим людям».

Сентябрь

Беседа с детьми

«Знакомство с жизнью и

бытом русского народа»

Консультация:

«Приобщение к

русской национальной

культуре через

знакомство с русским

народным бытом»

Октябрь

Изготовление альбома

«Русская изба»

Привлечение

родителей совместно с

детьми к сбору

материала о русской избе.

Октябрь

«Беседа живая душа

русского чаепития»,

Изготовление

экспонатов в мини-

музей - сундук,

посуда, печка, ухват

Ноябрь

Беседа «Печь сердце русской избы» Гостеприимство», «Что такое коромысло».

Подбор литературы

для детей и родителей

по ознакомлению с

народным

фольклором и

историей традиций и

быта русского народа

Ноябрь

Беседа «Сундук –

хранилище истории»

Иллюстрирование

сказок

Игровой

Декабрь

Дид. игра «Собери

матрешку»

Сбор информации для

альбома «Куклы-

обереги»

Декабрь

Дид. игра «Кому что

принадлежит»

Декабрь

Лото «Художественные

промыслы»

спортивно -

познавательный

конкурс « Русская

изба: мудрость наших

предков».

Январь

Дид. Игра «Продолжи узор»

Январь

Хороводная игра «Золотые ворота»

Февраль

Хороводная игра «Заря-

заряница»

Изготовление кукол оберегов

Февраль

Аппликация «Украсим

платок для куклы»

март

Рисование «Матрешка»

март

Рисование «Расписная

ложка»

конкурс по

изготовлению

кокошника «Тайна

русской красоты»

Апрель

Рисование «Расписная

тарелка»

Лепка посуды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для детей дошкольного возраста «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Подготовила: воспитатель Цирулик А.П.

Слайд 2

Цели и задачи: воспитывать интерес к истории и народному творчеству; познакомить с народным традициям и обычаями; расширять представления о культуре русского народа; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о русском фольклоре.

Слайд 3

Очень давно на Руси жили в деревянных домах. Строили их из бревен и называли избами.

Слайд 4

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой.

Слайд 5

В избе была одна комната – горница. Она была и кухней и спальней. В обстановке избы нет ни одного лишнего предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и место. В горнице стояли сундуки, которые служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

Слайд 6

Русская печь в избе Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Топили печь дровами. Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит. В чугуне готовили пищу. Ухват использовали для того, чтобы достать из печи чугунок с горячей едой на стол.

Слайд 7

На Руси за водой ходили с коромыслом

Слайд 8

Русский национальный костюм Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные . Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета . Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Неотъемлемой частью любого традиционного наряда всегда была вышивка. В каждой губернии она отличалась цветами и узорами. Вышивкой украшали подол и рукава. Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса .

Слайд 9

Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

Слайд 10

Физкультминутки для глаз Глазкам нужно отдохнуть (дети закрывают глаза), Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вдох, глаза все так же закрыты), Глаза по кругу побегут (глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки), Много раз они моргнут (частое моргание глазами), Глазкам стало хорошо ( легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз ), Увидят мои глазки все! !!!Включить следующий слайд!!!

Слайд 11

Семьи были большие. Жили вместе бабушки с дедушками, их дети и внуки. В семье было несколько детей. Старшие дети помогали младшим и уважали взрослых. Семья

Слайд 12

Кукла- оберег Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека .

Слайд 13

Глиняные игрушки Дымковская игрушка Филимоновская игрушка

Слайд 14

Угадай русскую народную сказку

Слайд 16

Использованная литература: 1 . Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников, Мозаика – Синтез, 2014г. 2. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, Владос, 2010г. 3.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, Сфера,2009г. 4.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Мозаика-Синтез,2010. 5.http://www.metodichka.org/_asave/save1/byt_i_kultura_russkogo_naroda.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое р...

Знакомство детей подготовительной группы с традициями русского народа

У каждого человека есть свои исторические корни. Люди, жившие в давние времена, веками создавали традиции и обычаи. Обычаи - это способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или с...

Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).

Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке для детей подготовительной группы Тема: Рассматривание и сравнение одуванчика и тополиного пуха под микроскопом

Цель: Учить проявлять интерес к исследовательской деятельности с помощью микроскопа.  Делать умозаключения на основе проведенного исследования.Задачи:Продолжать учить самостоятельно пользоваться ...