Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Рижская Светлана Ивановна

    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цели деятельности воспитателя: познакомить детей со свойствами соли; продолжать учить делать выводы в процессе исследование; развивать познавательный интерес.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_chudo_sol.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.

    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Цели деятельности воспитателя: познакомить детей со свойствами соли; продолжать учить делать выводы в процессе исследование; развивать познавательный интерес.

    Материалы и оборудование: три вида соли, стаканы с кипяченной водой и чайные ложечки, лед, лупа, 2 яйца,  губки, одноразовые стаканчики, трубочки.

    Предварительная работа.

    -Беседа с детьми «Что мы знаем  о соли и ее свойствах?»

    -Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

    -Чтение художественной литературы, где говорится о соли, заучивание пословиц и поговорок.

    Содержание  организованной деятельности детей

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: ребята сегодня я вас приглашаю в лабораторию где мы будем проводить эксперименты и опыты. А кто проводит опыты и эксперименты? (ученые) Вот и мы сегодня будем учеными, только для того чтобы попасть в лабораторию и узнать с чем же мы будем с вам работать, нужно отгадать загадку:

    Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

    И становится вся пища несъедобной вдруг!

    Если в ранку попадет- испытаешь боль.

    Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

    Прекрасно, вот теперь путь свободен, проходите в нашу лабораторию у каждого из вас на стульчике висит белый халат одевайте его и присаживайтесь на свои рабочие места.

    Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?”

    Соль- полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает морская и поваренная. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет назад соли добывали мало и она была дороже золота. У кого соль была на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета- соль рассыпал  к ссоре. Поэтому  люди придумали пословицы о соли.

                                            Без соли, без хлеба худо беседа.

                                            Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

                                            Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

                                            Пуд соли вместе съели.

                                            Без воли — силы нет, без соли- вкуса нет.

                                            Без денег торговать, как без соли хлебать.

                                            Без попа, что без соли. Без попа не приход.

                                            Без соли- что без воли: жизнь не проживешь.

                                            Без соли, без хлеба — половина обеда.

                                            Без соли, без хлеба за стол не садятся.

    Соль была известна человечеству с древних времен и очень ценилась, к ней относились бережно и уважительно.

    Показать презентацию «Как добывают соль» - А вы хотите узнать, как стали добывать соль?

    Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение» Наша планета очень богата солеными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как она туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата морская вода испарилась, и соль  кристаллизировалась.

    Еще один способ добычи соли- выпаривать морскую воду до тех пор, пока на поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать.

    Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

    Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к болезни. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. В природе существуют соляные пещеры. Там очень целебный воздух и совсем нет микробов. Так же соль используют в народной медицине (ингаляция, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

    Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, и приготовления пищи.

      Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним о правиле проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

    1.Не трогать руками глаза.

    2.Соблюдать тишину.

    3. Не толкать соседа во время  работы.

    4.Сначала посмотри, а потом повтори.

    5.Выполнил и положи на место.

    И так первый опыт.

    Опыт №1 «Из чего состоит соль»

    Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

    - Если мы с вами посмотрим на соль.

    Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

    Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

    А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

    Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

    «Соль сыпучая, без запаха»

    Подуйте тихонько на соль через трубочку.

    Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

    Опыт №2 «Соль хрустит»

    Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

    Ответы детей – (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).

    Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

    Опыт №3 Соль растворяет лёд.

    Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.

    Опыт №4 «Соль растворяется в воде»

    - А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)

    - Какая стала вода?

    Ответы детей: (соленая)

    - Куда делась соль?  

    Ответы детей: (она растворилась)

    - Осталась ли соль в воде?       

    Ответы детей:  (да, соль изменила свое состояние)

    - А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?

    Ответы детей: (нельзя, можно).

    Точно нельзя? Как?

    Ответы детей: (перелить в другой стакан, фильтрование).

    (Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).

    Опыт №5 Соль растворяется в воде, но не испаряется.

    Растворим соль в воде. (Показываю).

    В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.

    Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).

    Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

    Опыт №6 Соль делает жидкость плотнее.

    Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?

    Ответы детей.

    Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.

    Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

    Игра «Соленый-несоленый»

    Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

    (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

    А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.

    (Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).

    Вывод: соль растворяет лёд.

    - Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?

    В ходе исследования мы узнали, что:

    Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха. (Слайд №10)

    Соль растворяется в воде, но не испаряется. (Слайд №11)

    Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере. (Слайд №12)

    Соль – кристаллизующееся вещество. (Слайд №13)

    Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях. (Слайд №14)

    Соль полезна, так как в ней содержатся микроэлементы.

    Большое количество соли может нанести вред человеку

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Крылатые выражения».

    Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ для детей подготовительной группы "Крылатые выражения"....

    Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

    Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

    Конспект познавательно-исследовательской ОД «История появления карандаша» для детей подготовительной группы

    Цель: познакомить с историей появления простого карандаша.Задачи:Образовательные:— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его п...

    Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы

    Конспект образовательной деятельности  по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы Развивать познавательные способности детей через экспериментиро...

    Конспект познавательно – исследовательского занятия в мини – музее для детей старшей группы «Чудо – дерево».

    Цель:  Расширение  знаний детей о разнообразии деревьев, их свойств и изделиях из древесины....

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через и...

    Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы

    Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...