Конспект познавательно-исследовательской ОД «История появления карандаша» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петрова Любовь Михайловна


Цель: познакомить с историей появления простого карандаша.

Задачи:

Образовательные:

— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;

— совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;

— закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты  в  карте наблюдений.

Развивающие:

— развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;

— развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;

— развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному придумыванию символов;

— развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит,

Воспитывающие:

— воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

— воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Индивидуальная работа:

— Следить  за речью детей, добиваться полных ответов;

— Оказывать помощь при ответах на вопросы;

— Помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.

 

 

Оборудование:

 Мультимедийное оборудование; набор цветных карандашей; простые карандаши, грифели, точилки, ластики, карты наблюдений — по количеству детей; различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного; коллекция простых карандашей; полотно с изображением пещеры, наскальных рисунков и древнего человека; макет костра из веток; обугленные ветки по количеству детей.

 Методические приемы:

-Проблемная ситуация: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?

— Динамическая пауза;

— Беседа с детьми «Как и чем рисовали древние люди?»;

— Упражнение «Наскальные рисунки»;

— Рассказ воспитателя «История  о создании  карандаша»;

— Практическая работа «Рубашка для графита»;

— Физминутка  «Веселая гимнастика с карандашом»;

— Игры и эксперименты с карандашом.  (Символическая аналогия — ТРИЗ);

— Гимнастика для глаз с карандашом;

— Игровое упражнение «Изобретатель». (Бином фантазии — ТРИЗ);

— Рассматривание коллекции простых карандашей;

— Анализ занятия.

Ход занятия:

Дети и воспитатель встают в круг.

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Палочки волшебные в руки я беру.

Ими нарисую я все, что захочу.

Домик, речку и грибочки,

Солнце, небо и цветочки.

Нравятся мне палочки, палочки такие.

Сверху деревянные, а внутри цветные.

— Ребята, вы правильно догадались, это цветные карандаши. Сегодня,  я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они.

(Дети рассматривают, называют какого цвета  карандаши лежат в коробке. Воспитатель обращает внимание детей на простой карандаш).

— Ребята, а какой карандаш у меня? (простой) Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке? (Потому что в коробке живут только цветные карандаши, а он не цветной, а простой). Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое карандаша.

Динамическая пауза.

По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем.

Если встретятся коряги, под корягой проползем.

И по камушкам пойдем, ручеек мы перейдем.

Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.

— Ребята, посмотрите, куда привел нас карандаш? В какое время? (ответы детей) Это древний мир, и живут здесь древние люди.

Воспитатель предлагает детям присесть возле костра. Дети рассматривают наскальные рисунки. 

Воспитатель беседует с детьми. 

— Интересно, почему карандаш привел нас именно в это время? Скажите, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? (Воспитатель выслушивает ответы детей). Действительно, древни е люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. А рисовали они углем.

Ребята, а вы хотите сами попробовать создать свои «наскальные» рисунки. Возле костра лежат обгоревшие ветки, возьмите их и изобразите то, что бы вы хотели нарисовать.

(Дети рисуют углем на стене)

— Ребята, карандаш приглашает нас в путь. Давайте отправимся дальше.

Динамическая пауза: (  слайды)

1 слайд

Мы идем цветущими лугами.

2 слайд

Из  цветов букеты соберем.

3 слайд

Где-то за высокими горами,

4 слайд

Где-то за далекими  лесами,

5 слайд

Где-то за глубокими морями.

Что-то интересное найдем.

6 слайд

Воспитатель обращает внимание детей на картину —  Пастух пасет овец.

— Как вы думаете, почему карандаш привел нас именно сюда?

7 слайд

Оказывается, давным-давно, в Англии, пастухи пасли овец и увидели на земле какое — то темное твердое вещество.

8 слайд

Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы.

9 слайд

Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.

10 слайд

Назвали это вещество — графит. В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и  писать. Пользоваться графитом было неудобно, он сильно пачкал руки.

11,12,13 слайд

Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Молодцы, вы предложили много разных вариантов. А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, отправиться в мастерскую и самим изготовить «рубашку» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе  ее называли так.

 Практическая работа.

 Перед детьми на столе лежит различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного. Дети выбирают материал и выполняют работу.

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, получились необычные предметы. Как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей). Действительно, все эти предметы стали похожи на карандаш, только очень необычный. Вот такими карандашами рисовали наши предки в 16 веке. А вот так выглядит современный карандаш. (Воспитатель предлагает каждому ребенку простой карандаш)  Давайте поиграем с карандашом.

Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»

(самомассаж  пальцев и ладоней с помощью карандаша)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

— Ребята, сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать,  какими свойствами обладает карандаш.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию, надеть халаты, занять свое рабочее место. Дети совместно с воспитателем проводят игры и эксперименты с карандашом.  (Символическая аналогия – ТРИЗ: дети фиксируют выводы на карте наблюдения, при помощи придуманных ими символов).

Опыт 1 — Из чего состоит карандаш? (Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе. Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.)

Опыт 2 – Твердый и мягкий карандаш.

Опыт 3 – Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.

Опыт 4 — Свойство карандаша уменьшаться? (Дети точат карандаш точилкой).

Опыт 5 — Карандаш может быть острым и тупым.

Опыт 6 — Прочность карандаша.

Вывод:

Воспитатель задает детям вопрос, «Какие новые свойства карандаша вы выявили?»  Дети отвечают, опираясь на результаты карты — наблюдений.

— Ребята, карандаш хочет с вами поиграть в игру «Догонялки» (гимнастика для глаз «Догони взглядом карандаш»)

—— А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад:

Вправо, влево повернулись,

В детский сад назад вернулись.

— Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? Что мы увидели? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего?

- Спасибо вам ребята. Сегодня вы хорошо постарались.  Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии такие «непростые» простые карандаши.

 подарить вам на память о нашем путешествии такие «непростые» простые карандаши.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История появления мыла" - для детей старших групп.

Вся наша жизнь связана с использованием мыла.А кто задумывался о том, откуда оно пришло? На основании чего наши предки решили создать моющее средство? Что оно в себе таит и как изменилось с тех пор?...

Конспект познавательно - исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»

Знакомство детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша» в средней группе

Цель занятия познакомить детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект познавательной беседы «История появления цифр.» для детей подготовительной группы детского сада

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное разви-тие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:1. Познакомить детей с ис...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через и...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в форме образовательного квеста для детей подготовительной к школе группы «Приключения в заколдованном театре»

Данное занятие выполнено по технологии квест-игры, в ходе которой дети знакомятся с устройством театра, театральными профессиями, основными этапами работы актера перед выходом на сцену....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей подготовительной группы.

Конспект образовательной деятельносьти по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество"....