Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Костенюк Екатерина Егоровна

Конспект образовательной деятельносьти по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей подготовительной группы.

Цель:

  • Установить причину возникновения статического электричества.

Образовательные задачи:

  • обобщать знания детей об электричестве;
  • расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
  • познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
  • закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование к занятию:

Материалы, используемые в ходе беседы:

  • телевизор;
  • часы с батарейкой
  • презентация PowerPoint;
  • письмо;
  • песня для физкультминутки.

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

  • батарейки;
  • воздушные шары;
  • пластмассовые трубочки;
  • кусочки шерстяной ткани;
  • пластмассовые линейки;
  • кусочки бумаги;
  • конфетти.

Материалы, используемые для дидактических игр:

  • карточки с изображением предметов.

Материалы, используемые для рефлексии:

  • ладошки, раскраски.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.

Ход НОД.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети встают в полукруг

Воспитатель:

Звенит наш звонок заливается

Все дети вокруг собираются

Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!

Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Воспитатель:

А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)

Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)

Электричество – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без него нам было б худо. (Пожимаем плечами)

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

К дальним селам, городам.

Кто идет по проводам:

Светлое величество.

Это электричество

Правильно — ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.

-Ребята, а как электрический ток приходит к нам? Садитесь на стульчики, я вам сейчас расскажу. (Рассказ воспитателя сопровождается презентацией)

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепла, солнца, ветра.

Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы – электроны.

Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.

-Посмотрите на картинки. Как вы думаете, от чего работает эта электростанция? (От воды) Значит она какая? (Водная) Эта электростанция работает от тепла, значит она какая? (Тепловая) От чего работает эта электростанция? (От солнца) Значит она какая? (Солнечная). А эта работает от силы ветра, значит она какая? (Ветряная)

-Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода?

- Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)

- А они помогают человеку? (Да) Давайте поиграем в игру «Что есть, что было».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Что есть, что было».

Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было».

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина — игла.

Воспитатель: - Какие ты карточки подобрал? Объясни свой выбор. С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

Ребята, скажите, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да). Чем опасно? (Может поразить током) Действительно, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. Внимательно посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что они обозначают? hello_html_m53ab9e84.pnghello_html_31fc11e9.pnghello_html_m1dfa02af.png

1. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

3. Не касайтесь руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.

4. Нельзя вставлять в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.

5. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.

Дети рассматривают карточки, делают выводы. Воспитатель зачитывает стихотворение, соответствующее каждой карточке.

1. Ты запомни, юный друг:

Ток не любит мокрых рук.

Прежде чем прибор включать,

Надо руки вытирать!

2. Не дёргай шнур и не тяни

Затея выйдет боком

Порвётся провод и тебя

Ударить может током.

3. Знай, любые провода

Поврежденные – беда!

Ведь они опасны слишком –

Замыкание, как вспышка!

4.Гвоздик или пальчик

В розетку не вставлять

Электричество опасно

Это каждый должен знать.

5. Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя, тушите свет

И приборы тоже!

- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством и электрическими приборами.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.

Кто такие Фиксики? Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.

Давайте прочитаем письмо.

«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.

Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть в машинки. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку. Мы вас сейчас научим. Вставлять надо так – плюс к плюсу, минус к минусу. Запомните это. Вам это пригодится.» (Рассматривание батарейки).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках?

Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время.

Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.

ФИЗМИНУТКА.  «Помогатор»

Но электричество бывает еще и доброе, неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. А называется такое электричество – статическое. Повторим все вместе. (СТАТИЧЕСКОЕ) Хотите поиграть со статическим электричеством?

Воспитатель: Пойдемте, ребята, поиграем! Раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. 

Опыт 1.

-Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену. Попробуйте шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. (Дети пытаются потереть шарики и повесить на стену)

-Что вы видите? Какой вывод можем сделать?

Вывод: В наших волосах живет статическое электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы. Шарик стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- Ребята, как вы думаете, когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).

А давайте попробуем другие предметы сделать электрическими.

Опыт 2

Поднесите линейку к бумаге. С бумагой что-то происходит? (нет).

-Как заставить бумагу притянутся к линейке?

-Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах).

-Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к линейкеке? (потереть ее о ткань).

-Попробуйте натереть линейку тканью, а затем поднесите к конфетти.

-Почему притянулись кусочки бумаги? Какая линейка стала? (электрическая)

- Как она стала такой? (потерли тканью, поймали электричество).

- Молодцы! Вы опять поймали электричество.  

Опыт 3

- Возьмите пластмассовые трубочки. Прикоснитесь к перышкам. Что вы видите? (лежат спокойно).

- Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы электрическими при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).

- Какие стали предметы? (Электрическими).

- Как они стали электрическими? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Статическое электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

- Вот как можно интересно играть со статическим электричеством.

ИТОГ.

- Чему вы научились сегодня? (делать предметы электрическими)

- А как мы их делали электрическими? (ловили электричество в волосах и одежде).

- Вам понравилось играть с этим электричеством?

- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное). Как называется доброе электричество? (статическое)

РЕФЛЕКСИЯ.

Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ладонь с тремя растопыренными пальцами - это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, на который вы прикрепите ладошки. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.

Дети крепят ладошки.

Воспитатель: Конечно же, дети активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому на Помогаторе у нас зеленые ладошки!

- На память о нашем занятии возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Дома вы сможете показать своим родителям, как можно играть со статическим электричеством и раскраски от фиксиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осенний листопад" (для детей подготовительной группы)

Занятие, имеющее своей целью научить детей выражать своё творческое начало и своё собственное "Я" через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.Основными з...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные» для детей подготовительной группы «Ромашки»

Материал предназначен для воспитателей и родителей подготовительной группы.Буду рада,если вам понравится мой материал....

Конспект образовательной деятельности на тему «Берегите птиц» для детей подготовительной группы

Цель: продолжать формировать основы экологической культурыПрограммное содержание:- развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;- развивать...

Познавательно-исследовательский проект "Край в котором мы живем" для детей подготовительной группы

Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приоб...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Творческая мастерская» для детей подготовительной группы

Цель: создание условий для развития творческих способностей детейЗадачи закреплять знания о природном и рукотворном мире;закреплять умение анализировать и сравнивать;развивать воображение и выполнять ...

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Волшебный камень - магнит" в подготовительной группе

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование с магнитом. Программные задачи: Ø закрепить представления детей о физическом явлении — магнет...