Познавательно-исследовательский проект "Край в котором мы живем" для детей подготовительной группы
проект (подготовительная группа)

Клачкова Екатерина Геннадьевна

Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приобщение к культурным традициям, к природе, фольклору, литературному наследию.

Задачи проекта:

- дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты (их польза и вред), экологическая ситуация в городе.

- расширить знания о флоре и фауне города и области.

- познакомить с именами людей, прославивших город.

- познакомить с культурой города и области, творчеством художников, скульпторов и их произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chistovoy.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта – «Край, в котором мы живем»

Разработчик:  Клачкова Екатерина Геннадьевна

Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приобщение к культурным традициям, к природе, фольклору, литературному наследию.

Задачи проекта:

- дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты (их польза и вред), экологическая ситуация в городе.

- расширить знания о флоре и фауне города и области.

- познакомить с именами людей, прославивших город.

- познакомить с культурой города и области, творчеством художников, скульпторов и их произведениями.

- формировать экологическую культуру у детей и их родителей (обратить внимание на украшение города скверами, фонтанами, цветочными композициями). Вызвать желание принимать участие в украшение города – проведение мероприятий по его озеленению, охране окружающей среды.

Вид  проекта: творческий, познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы; воспитатели; родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: учебный год.

        Проблема: в подготовительной группе проводилась диагностика знаний о родном городе, области, природе, культуре. Было выявлено: дети испытывают дефицит знаний о малой родине.

        

Перечень основных мероприятий:

- подбор литературы, произведений русского народного творчества;

- подбор наглядного материала (фотографии, иллюстрации, презентации);

- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

- дидактические игры;

- выставки книг, рисунков, поделок;

- создание условий для проведения мероприятий.

        Педагогические принципы: регионализации, непрерывности, доступности, научности, целостности, системности, преемственности, культурообразности, стимулирования детской деятельности.

        Ожидаемые результаты: реализация данного проекта позволит заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к малой родине; приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

        Критерии оценки эффективности проекта: количество привлеченных участников в реализации проекта; разнообразие форм и методов, используемых при реализации проекта; соответствие поставленных целей и задач полученным результатам реализации проекта.

        

Пояснительная записка:

Сдружить любовь к Отечеству

с первыми впечатлениями памяти.

(К. Рылеев)

Родной край люби и знай!

 

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.  

Актуальность темы проекта:

Проект «Край, в котором мы живем» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Инза, Ульяновской областью.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Этапы проекта:

Первый этап – подготовительный

- изучение методической литературы

- составление перспективного плана

- создание развивающей среды

- подбор игр и оборудования

- создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности

Второй этап – реализация проекта

В рамках реализации проекта применяются современные методы ознакомления детей с окружающей действительностью:  

- методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность;

  методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;  

- методы обучения и развития творчества

Средства реализации

1

Беседы

2

Рассматривание альбомов, картин, фотографий;

3

Рассказы из истории

4

Выставки рисунков

5

Разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен

6

Рассказ о народных играх и хороводах

7

Экскурсии в природу

8

Рассматривание произведений художников, иллюстраций  природы области

9

Дидактические игры, песни о крае

10

Слушание аудиозаписи гимна Ульяновской обл.

11

Рассматривание символики города и рассказ о геральдике

12

Книжные выставки

13

Рассказ о народных праздниках

14

Развлекательные мероприятия

Третий этап – презентация проекта

План мероприятий к проекту «Край, в котором мы живем».

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе.

Путешествие по фотографиям.

Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки).

Знакомство с достопримечательностями города, района.

Экскурсии по улицам города.

Рисование на тему «Дом, в котором я живу», «Мой город».

Выставка детских работ.

Оформление макета города.

Проведение открытого обобщающего занятия «Лучший экскурсовод».

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Тема

Программное содержание

Октябрь

Диагностика «Патриотическое воспитание дошкольников»

Выяснить и систематизировать знания детей о своем городе

Моя малая родина

Обогащать знания детей о родном городе

Родина начинается здесь

Познакомить с историей возникновения родного города

Экскурсия по улице «Мира»

Ноябрь

Люди и культура Инзы и района

Познакомить детей с многообразием народностей инзенского района, воспитывать толерантность по отношению к окружающим

Мероприятие, посвященное Дню народного единства

- прививать чувство патриотизма, чести и национальной гордости;

- формировать гражданскую позицию дошкольников через поэтическое слово;

- способствовать проявлению познавательной активности детей.

Народные промыслы, профессии родителей

Знакомить детей с развитием труда и ремесел в городе, расширять знания детей об основных профессиях города

Экскурсия по улице «7й микрорайон»

Декабрь

История в символах и знаках

Познакомить с геральдикой города, значением символов на флаге и гербе, их историей

Достопримечательности Инзы и Инзенского района

Познакомить детей с памятными местами города

Экскурсия к памятнику паровозу

Январь

Праздничное украшение города

Учить самостоятельно придумывать и изображать здания, улицы города, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и городской архитектуре

Архитектура нашего города

Познакомить с особенностями построек старины и наших дней

Февраль

Путешествие по родному краю (географическое положение)

Дать детям элементарное представление о географическом положении области      (реки, леса)

Природа родного края (погода и климат)

Познакомить с сезонными изменениями в природе, характерными для данной местности

Природа родного края (животные)

Знакомить детей с фауной, обогащать знания детей, расширять представления о многообразии природы родного края.

Март

Природа родного края (растения)

Знакомить детей с флорой, обогащать знания детей, расширять представления о многообразии природы родного края.

Краски родного края

Способствовать расширению и закреплению знаний детей о природе родного края, прививать любовь к художественному слову; закреплять навыки рисования красками.

Красная книга Ульяновской области

Дать представления о природе родного края, учить беречь и охранять природу

Апрель

Заповедники Ульяновской области

Развивать у детей представления об уникальности природы и природных богатствах области

Семь чудес Ульяновской области

Познакомить детей с важными природными достопримечательностями нашей области

Ждем весну!

Знакомить с народными весенними праздниками, приметами, обрядами

Весенние народные праздники: Вербница, Пасха, Красная горка

Знакомить с весенними народными праздниками, обрядами и традициями, играми и кушаньями.

Май

«День Героев Отечества»

уточнить и систематизировать знания детей о великом празднике, познакомить с героями военных событий, памятниками погибшим бойцам в Инзе

Экскурсия в парк им. Морозова

Итоговое занятие «Лучший экскурсовод»

Обобщить и систематизировать знания о городе Инза, области, природе, культуре. Учить рассказывать о родном крае самостоятельно. Воспитывать патриотические чувства.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Анкетирование «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» с целью выявить отношение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию

Проведение родительского собрания «Родной свой край люби и знай»

Ноябрь

Консультация для родителей «С чего начинается Родина»

Информационная листовка «Народное творчество – кладезь народной мудрости»

Декабрь

Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю»

Наглядная информация «Где можно интересно отдохнуть с ребенком в каникулы»

Январь

Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения группового уголка нравственно-патриотического воспитания

Февраль

Оформление выставки детской художественной литературы

Март

Консультация для родителей «Народные праздники и забавы»

Оформление выставки творческих работ детей и родителей «Природа родного края»

Апрель

Информационная листовка «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье и ДОУ»

Проведение родительского собрания «Как мы воспитываем нравственно-патриотические чувства у детей (опыт семейного воспитания)»

Май

Подготовка фотовыставки – фотографии детей на прогулках и экскурсиях по городу и родному краю.

Привлечение родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников: «День народного единства», «День героев Отечества», «Лучший экскурсовод» с вручением дипломов, призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательская деятельность Образовательная ситуация. Тема: «Путешествие по России» Подготовительная группа

Познавательно – исследовательская деятельностьОбразовательная ситуация.                                    ...

Познавательно - исследовательская деятельность " От чего и почему?" с детьми подготовительной группы.

laquo;Расскажи – и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму»...

Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

   Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир соли» для детей подготовительной группы.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через и...

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности с использованием оригамми. «Тайны воздуха» в подготовительной группе

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - исследовательскую деятельность. Образовательные:1.Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;2.Формировать уме...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в форме образовательного квеста для детей подготовительной к школе группы «Приключения в заколдованном театре»

Данное занятие выполнено по технологии квест-игры, в ходе которой дети знакомятся с устройством театра, театральными профессиями, основными этапами работы актера перед выходом на сцену....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей подготовительной группы.

Конспект образовательной деятельносьти по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество"....