Главные вкладки

    Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
    материал по окружающему миру (подготовительная группа)

    Салопова Валентина Александровна

         Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoanaliz_nod.docx18.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самоанализ образовательной деятельности

    по познавательно-исследовательской деятельности

    «Знакомство со свойствами песка и глины»

    (подготовительная группа)

    Воспитатель: Салопова ВА.

         Цели и содержания образовательной деятельности определены федеральным образовательным стандартом дошкольного образования и примерной общеобразовательной программой дошкольного образования от рождения до школы. Содержание образовательной области в стандарте определено как развитие интересов детей, развитие любознательности, познавательной мотивации формирование первичных представлений о свойствах, объектах окружающего мира.

         Актуальным методом развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера направленное на познание свойств качеств предметов и материалов связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир. Используя разнообразные формы воздействия на него.

    Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.

    Во время занятия решались следующие задачи:

    • образовательные: расширять кругозор детей о земле, выделить 4 лексических значения слова “земля” (планета; суша; поверхность, среда, в которой живут растения и животные), закрепить новые знания с помощью демонстрации предметов (глобуса, карты, модели “почвы” из 4-х слоев) и презентации на ноутбуке “Песок и глина”, создать проблемную ситуацию исследования, с помощью игровой деятельности и кукол (Магистра Песочных наук и Профессора Глиняных наук) познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, использовать для опытов лупы, колбы, стеклянные стаканы, лупы; понимать лексическое значение слов “лаборатория”, “исследователь”, расширить словарь: “сыпучий”, “рыхлый”, “пропускает воду”, “липкая “вязкая”, “песчинки”, “комочки”, “барханы”; закрепить навыки рисования и лепки из песка и глины, уметь составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
    • развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
    • воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.

         В ходе этой работы был отмечен повышенный интерес к экспериментированию, к проведению простейших опытов с объектами окружающего мира. Полученные знания дети многократно повторяют и в самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования так и в совместной деятельности с родителями. Весь сюжет образовательной деятельности построен на игре – путешествии в процессе, которого дети практическим путём осваивают способы выявления свойств предметов      окружающего мира.

          В процессе образовательной деятельности были использованы следующие методыи приёмы это - наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка и глины по цвету, глины и песка.

    Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.

    Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.

    Игровые: игра-театрализация с игрушками Магистром Песочных наук и Профессором глиняных наук.

         Чередование методов и разнообразие материалов, и оборудование использованных в ходе образовательной деятельности позволили удержать внимание и познавательный интерес на протяжении всей совместной деятельности с детьми. Наиболее яркие впечатления и интерес вызвали у детей опыты с песком. В ходе этих экспериментов мне удалось вызвать у детей не только высокий познавательный интерес, но и высокую речевую активность. Дети отвечали на поставленные вопросы, высказывали своё мнение об увиденном и делали выводы о свойствах песка и глины.

          На протяжении всей образовательной деятельности я старалась учитывать мнение каждого ребёнка, выслушивать предложения и подводить детей к верному решению. При экспериментировании учитывалась и подготовка детей, и уровень знания каждого. В случае возникновения затруднительной ситуации, помогала ребёнку. При оказании помощи диалог с детьми происходил на уровне глаза, в глаза показывая тем самым принцип партнёрской позиции педагога и детей.

          Образовательная деятельность соответствует принципу развивающего обучения. В итоговой части образовательной деятельности дети сформулировали свойства предметов окружающего мира, полученные опытным путём. Таким образом, все задачи, поставленные мною - были решены.

    Происходила интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Безопасность”, игровая деятельность.

    Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, в целом помогло достичь поставленные цели.

    Вывод: в ходе проведенного нами исследования нами было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

         Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Российский Дед Мороз - новогодние традиции»

    Программное содержание:Расширить представления детей о российском Деде Морозе: его истории и современности.Познакомить детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов, выращивать крист...

    Познавательно - исследовательская деятельность "Знакомство со свойствами бумаги и ткани" младшая группа

     В этой образовательной деятельности, я знакомлю детей со свойствами бумаги и ткани   ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"

    Применение квест-технологи  при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

    Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...

    «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

    Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...

    «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

    Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходи...