Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Василенко Ирина Ивановна

Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетической
деятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»
6582l0, г.Рубцовск, ул. Красная, 89
телефон 4-21-84, 4-45-45
Е-mail ds41-zr@yandex.ru

Конспект

организованно образовательной деятельности
по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности
детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).

Тема: «Песочный город»

Подготовила
воспитатель группы компенсирующей направленности
Василенко Ирина Ивановна

Рубцовск, 2020 г.

Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность),художественно-эстетическое развитие, конструктивно-модельная деятельность.

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Песочный город».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Форма организации воспитанников: подгрупповая.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 30 минут.

Цель. Обеспечивать системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетической
деятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз.

Задачи:

Образовательные:

Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с песком.

Расширять представления воспитанников о свойствах песка.

Развивать конструкторские навыки. Поощрять желание передавать особенности разнообразных зданий и

сооружений в конструктивной деятельности.

Формировать умение самостоятельно находить отдельные решения, подбирать необходимый материал, определять

последовательность осуществления постройки, создавать общие композиции.

Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, самостоятельно передвигаться в

пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Коррекционно — развивающие:

Развивать направленное воображение.

Развивать пространственные представления, зрительное восприятие в процессе анализа плана.

Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память

— через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.

Стимулировать речевую активность.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Снимать мускульное и психоэмоциональное напряжение в процессе работы с песком.
Воспитательные:

Воспитывать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу

Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь жителям сказочного города.

Воспитывать стремление радоваться результатам коллективного труда.

Воспитывать желание помогать детям с овз.

Методы и приёмы: словесные (беседа, пояснение художественное слово), наглядные (показ, рассматривание), игровые (сюрпризный момент), проблемно — практические (анализ плана решение проблемных ситуаций, проведение экспериментов), пескотерапия.

Предварительная работа: чтение детской художественной и энциклопедической литературы о песке, беседы о песке (свойства, польза-вред); чтение стихотворений С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; рассматривание иллюстраций с изображением песочных построек, рисование по теме «Сказочные дворцы», конструирование из строительного набора   по теме «Теремок», проведение экспериментов с песком, дидактическая игра «Хорошо-плохо».

Словарная работа: пассивный словарь (зыбучие пески), активный словарь (сыпучий, влажный, эксперимент). Оборудование: песочница, план, оборудование для экспериментов (лоток с песком, лейка с водой, песочные формы), канат, ребристая дорожка, обруч, рабочая одежда (фартуки, нарукавники), мелкие пластмассовые игрушки, инструменты
(маленькие совки, грабли, ведра), природный и бросовый материал.

Структура организации непосредственно образовательной деятельности:

1 Организационныи момент — сюрпризный момент «Звонок».

2. Основная часть:

2.1. Беседа с целью актуализации знаний воспитанников по проблеме.

2.2. Решение проблемных ситуаций в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

2.3. Динамическая пауза «Помощники».

2.4. Выполнение постройки по замыслу.

3. Подведение итога.

4. Организованное окончание непосредственно образовательной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент — сюрпризный момент «Звонок».

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной

мотивации воспитанников, восприятия новой информации.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Перед началом непосредственно образовательной деятельности дети заняты самостоятельной деятельностью в зонах (центрах) активности.

Дети стоят произвольно около воспитателя, включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно, из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Телефоный звонок (громкая связь):

- Здравствуйте, дети! Звонят вам жители песочного города.

На песочный островок

Непоседа ветерок

Налетел, сломал постройки

И разрушил городок.

Разнесло постройки ветром

Не видать ни тут, ни там.

Очень просим чудный город

Заново построить нам.

Вы готовы, ребятишки,

В путь отправиться неблизкий?

— Ребята, вы поможете нам? (Да).

— Уважаемые жители, мы будем рады вам помочь. Но как нам

попасть в ваш песочный город? Мы не знаем дорогу.

— Мы отправили вам почтового голубя. Он принесёт план

вашего путешествия. Но помните — ветерок-озорник на вашем

пути поставил препятствия. Чтобы попасть к нам, вам     необходимо во время пути выполнить все его задания. Ждем

Смоделированная

ситуация

вас, счастливого пути.

2. Основная часть

2.1. Беседа.

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети включаются в беседу,

обсуждают возможные варианты

решения проблемы.

- Ребята, в какой город мы отправляемся? (В песочный).

Почему его так назвали? (Все в городе из песка, стоит на

песчаном острове и и.т.д.).

- А что такое песок? (Полезное ископаемое, осадочная горная

порода, состоит из зерен горных пород).

- Какой бывает песок? (Речной, сахарный и т.д.)

- Правильно. Путь нам предстоит не простой, что необходимо

взять с собой в путешествие? (Воду, план).

- А что еще нам поможет преодолеть препятствия? (Дружба,

смекалка, смелость, находчивость и т.д.).

- Правильно. Вы, готовы? (Да).

- Дальний путь нас ждёт, друзья,

Отправляться нам пора.

Но где же почтовый голубь?

Воспитатель

вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию.

2.2. Решение проблемных ситуаций в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Цель: уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей; обеспечение позитивной мотивации детей через создание игровых и проблемных ситуаций, словесное поощрение воспитанников.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети вместе с воспитателем рассматривают план.

Воспитанники вслед за воспитателем идут по канату, расположенному на полу «змейкой», аккуратно приставным шагом, держа равновесие. Подходят к песочной картинке, рассматривают.

Один ребёнок читает задание. Дети перечисляют свойства песка.

Дети проявляют исследовательскую активность, совместно с воспитателем проводят эксперименты, свободно выражают свои мысли, аргументируют точку зрения. Цель для ребёнка: доказать ветерку, что ребёнок дал правильный ответ. Критерии достижения цели: все воспитанники правильно выбрали оборудование для экспериментов, провели эксперимент, получив запланированный результат.

В форточку «влетает» план.

- А вот и он. Давайте внимательно ознакомимся с планом. Что указано на плане? (Дорожки, номера задании и т.д.).

- С чего начинается наш путь? (C извилистой дорожки). И что

нас ждет в ее конце? (Песочная картинка).

Шагают наши ножки

По извилистой дорожке.

- Почему эту картинку называют песочной? (Она сделана из

песка). Кто сможет прочитать, что же здесь написано? (Какие свойства песка вы знаете?).

- Перечислите свойства песка. (Песок сыпучий, песок в воде не растворяется, из мокрого песка можно лепить).

- Молодцы, ребята. А как можно доказать, что мы ответили правильно? (Провести эксперименты).

- Посмотрите, жители песочного города приготовили необходимое оборудование для экспериментов, чтобы мы смогли доказать ветерку, что песок действительно имеет эти  свойства. Но сначала давайте вспомним правила работы с песком. (Ответы детей).

Эксперимент №1.

Цель: закрепить знания детей о свойствах сухого песка.

- Какой эксперимент проведём первым? Какое оборудование необходимо для этого эксперимента? (Ответы детей). Как будем проводить этот эксперимент? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Эксперимент №2.

Цель: проверить растворяется ли песок в воде.

- Какое оборудование нужно, чтобы доказать, что песок в воде не растворяется? (Ответы детей). Как будем проводить этот эксперимент? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод?

(Ответы детей).

В случае затруднений при проведении экспериментов воспитатель оказывает помощью виде словесной (косвенной) инструкции.

В случаях, когда результат не соответствует поставленной  задаче, воспитатель задаёт наводящие

Воспитанники вслед за воспитателем идут по «мостику» (ребристой дорожке), аккуратно переступая с планки на планку, держа равновесие.

Дети отвечают на вопрос, свободно выражают свои мысли, аргументируют точку зрения.

Дети перечисляют оборудование, необходимое для работы с песком (совочки, лейки, рабочая одежда, грабельки, песочные формы,

Эксперимент №3.

Цель: закрепить знания детей о свойствах мокрого песка.

- Для какого эксперимента можно использовать оставшееся оборудование? (Ответы детей). Как будем проводить эксперимент? (Ответы детей). Сформулируйте вывод. (Ответы детей).

- Молодцы, с первым заданием справились. Смотрим план и продолжаем наш путь. (По ребристой дорожке нужно дойти до знака «Опасность»).

- Давайте прочитаем, что же написано на знаке? (Зыбучие пески). О чем предупреждает этот знак? (Ответы детей).

- Зыбучие пески — что это? Зыбкий, зыбучий — значит непрочный, неустойчивый, ненадёжный. Зыбучий песок.— это песок с очень мелкими частицами, между которыми большое количество воздуха и воды. Зыбучие пески очень опасны. И человек, и животные, и любые предметы, попав в зыбучие пески, погружаются в их глубину.

- Молодцы, и с этим заданием ветерка справились. Посмотрим на план. Осталось последнее препятствие на эти к песочному городу. Что это? (Обруч). Это волшебные ворота в песочный город. Давайте пройдём через них.

- Ребята, посмотрите, нас встречают жители песочного города.

Звучит аудиозапись:

- Ребята, спасибо, что вы откликнулись на нашу просьбу. Мы очень на вас надеемся.

- Дорогие жители мы обязательно вам поможем в вашей беде.

Город все вместе построим мы дружно.

А что ж для работы будет нам нужно? (...)

- Выберите все, что вам понадобится при постройке города.

вопросы с целью

определения

причины неудачи.

природный и бросовый материал).

2.3. Динамическая пауза

Цель: коррекция общей и мелкой моторики, профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства      удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети выполняют движения по подражанию сопровождаемые текстом физминутки:

Повороты головы влево, вправо.

Поднимание и опускание плеч.

Супинация и пронация кистей рук.

Вращение кистями рук вовнутрь,

наружу.

Сжимание пальцев в кулаки,

разжимание.

Встряхивание кистями рук.

Вытягивают руки вперед.

Отводят вытянутые руки вправо,     влево, скрещивают на груди, берутся за руки.

- Перед тем как приступить к работе, давайте проведём небольшую разминку.

Воспитатель читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми:

В песочном городе — беда

И мы пришли помочь сюда.

Город все вместе построим мы дружно.

Здесь приготовлено все, что нам нужно.

Построим дороги, построим дома,

Построим фонтаны, посадим сады,

У каждого дома посадим цветы.

А кто их посадит?

Он, ты, я — все мы~

2.4. Выполнение постройки по замыслу

Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности, создание ситуации успеха для каждого                          ребёнка, поощрение инициативы воспитанников, коррекция мелкой моторики пальцев рук, перенос приобретённого                           навыка (показанного способа действия) на аналогичное задание.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети располагаются вокруг песочницы, принимают участие в беседе.

Дети смачивают песок и приступают к

работе.

- Ну, вот мы готовы к работе. Кому из жителей города вы хотите помочь построить дом. Можем строить город.

Если дети сами не обращают внимания на то, что песок

сухой, воспитатель задаёт наводящие вопросы:

- Посмотрите дети, какой в песочном городе песок? (сухой).

- У нас получатся постройки? (нет).

- Какои песок нам необходим? мокрый, влажный).

-Что нам нужно сделать? (полить его).

- Вода у нас есть, мы её взяли с собой.

Воспитатель даёт косвенную оценку деятельности детей, как

сопоставление результата с целью ребёнка: что хотел сделать

— что получилось. Сопровождает работу детей чтением стихотворных строчек:

Вверх и вширь растут дома,

Вот и улица видна.

Здесь и клумбы и цветы

Небывалой красоты.

Помочь в постройке каждый рад-

Вот это лес, а это — сад.

И дом готов, и крыша есть.

И лавочка, чтобы присесть.

Мы трудом своим гордимся

И успехам каждый рад.

«Дело мастера боится»,-

Так в народе говорят.

Звучит негромкая

музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»(подготовительная к школе группа)

Конспект организованной образовательной деятельности.«Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой» Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки дет...

Конспект организованной образовательной деятельности по краеведению "Мой земляк Сергей Есенин" в подготовительной к школе группе

Конспект интегрированного занятия по краеведению с интеграцией областей: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие, по ознакомлению старших дошкольников с творчеством С.А. Есенина...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников подготовительной к школе группы «Это День Победы»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромдля воспитанников подготовительной к школе группы«Это День Победы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»

Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»

Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи

Помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме "Множества"

В ходе занятия дошкольники смогут закрепить понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство; совершенствовать умение разграничивать понятия "множеств...