Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме "Множества"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Козлова Наталья Витальевна

В ходе занятия дошкольники смогут закрепить понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство; совершенствовать умение разграничивать понятия "множество" и "много"; закрепить знания о "пустом множестве"; поупражняться делить одно большое множество предметов на отдельные меньшие множества на основании общего признака для каждого нового множества; закрепить умения сравнивать группы предметов по цвету, величине, форме; совершенствовать представления о геометрических фигурах; закреплить навыки счета в пределах десяти с участием зрительного, слухового и двигательного анализаторов; формировать представления о том, что отдельные предметы можно разделить на несколоко равных частей, увеличив тем самым количество элементов множества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Тема: «Множества»

Составила

воспитатель: Козлова Н.В.

Москва, 2020 год

Цель: повторить и обобщить ранее изученный материал по теме «Множества», закрепить математические знания и умения в игровой форме.

Задачи.

Образовательные:

  • Закреплять понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство
  • Совершенствовать умения разграничивать понятия «множество» и «много»
  • Закреплять знания о «пустом множестве»
  • Упражнять в умении делить одно множество предметов на отдельные меньшие множества на основании общего признака для каждого нового множества
  • Закреплять умения сравнивать группы предметов по цвету, величине, форме
  • Совершенствовать представления о геометрических фигурах
  •  Закреплять навыки счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов
  • Формировать представления о том, что отдельные предметы можно разделить на несколько равных частей, увеличив тем самым количество элементов множества

Развивающие:

  • Развивать мыслительную деятельность
  • Развивать познавательные способности – речь, внимание, память, восприятие
  • Развивать логическое мышление

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к товарищам через умение выслушивать
  • Воспитывать умение работать в группе
  • Воспитывать нравственные качества – отзывчивость, чувство товарищества, умение сопереживать

Здоровьесберегающие:

  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата
  • Чередовать статические и динамические задания

Оборудование: 

  • Кукла Незнайка (озвучивает воспитатель)
  • 3 разноцветных конверта
  • демонстрационный материал: иллюстративные карточки: «6 белочек», «5 зайчиков», «8 праздничных шаров», «7 точек в круге», «9 ежиков», «4 белочки»
  • раздаточный материал: коробка с геометрическими фигурами разными по цвету (красные, желтые, зеленые), форме (квадраты, круги, овалы, треугольники), размеру (большие и маленькие)
  • 3 тарелки
  • 1 большая конфета
  • разделочная доска, нож, поднос, одноразовые перчатки.

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые

Ход занятия

Деятельность и речь воспитателя

Деятельность и речь детей

Примечания

1 часть. Вводная – организация детей, настрой на деятельность, мотивация

- Ребята, давайте возьмемся за руки и построим  фигуру, у которой нет углов.

- В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся,

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем

- Давайте улыбнемся друг другу, хорошее настроение поможет нам заниматься математикой

- Помните, перед завтраком я обещала поиграть с вами в интересную игру?

- Сейчас я возьму конверты и покажу, что я для вас подготовила

- Что такое? Я их оставила на столе, а теперь их здесь нет. (Воспитатель ищет конверты и не может найти)

- Пойду посмотрю в спальной комнате.

Воспитатель уходит в спальную. Возвращается с куклой Незнайкой, у которого в руках разноцветные конверты

- Это круг!

Дети на ковре стоят рядом с воспитателем

Дети выполняют движения в соответствии с текстом игры

- Да!

2 часть. Основная.

В.: - Незнайка, что ты делал в спальне? Мы тебя искали утром, ты куда пропал?  Что это у тебя в руках? И почему ты такой понурый? Давай рассказывай все по порядку, только честно, не хитри.

Н.: - Здравствуйте, ребята. Я утром увидел у Вас, Н.В., на столе вот эти красивые конверты, так мне интересно стало, что в них. Я посмотрел, а там  красивые фантики, разные такие! Я решил, что поиграю немного, пока ребята не пришли, а потом на место все положу, как было

В.: - Поиграл?

Н.: - Поиграл

В.: - А что ж на место не положил?

Н.: - Не смог. Забыл, как они разложены были, в каком конверте, какие фантики лежали. Я испугался, что вы меня ругать будете и спрятался в шкафу в спальной, думал отсидеться, пока ребята  занимаются. А Вы, Н.В., меня нашли.

В.: - Во-первых, Незнайка, ты не совсем красиво сделал, что без разрешения взял у меня со стола конверты, еще и скрыться хотел. Во-вторых – мы бы все равно все узнали, не стал бы ты сидеть в шкафу целый год?.

Но ты молодец, что сумел все же правду рассказать.

Давай нам конверты, мы с ребятами поиграем.

Воспитатель открывает конверты, а в них пусто.

Н.: - Я все фантики в одну коробку сложил, я ничего не потерял, правда, только перепутал их

В.: - Где же коробка?

Н.: - Там, в спальне, в шкафу.

Воспитатель приносит коробку с геометрическими фигурами

В.: ребята вот смеются, разве ты не знаешь, что это у тебя в коробке?

Н.: - А что это? Разве не фантики?

В.: - Ладно, Незнайка, не грусти и не расстраивайся, оставайся на нашем занятии, узнаешь много интересного. Это даже хорошо, что ты все геометрические фигуры вместе сложил. У нас теперь есть одно большое множество.

- Ребята, какое у нас множество?

- И мы можем с ним поиграть!

В.: Давайте рассмотрим  наше множество?

Воспитатель предлагает детям встать вокруг столов, на которые высыпаются все геометрические фигуры из коробки

В.: - Ребята, у нас есть одно множество геометрических фигур. Чем отличаются эти фигуры друг от друга?

-  Как вы думаете, можно ли разделить одно большое множество геометрических фигур на несколько множеств?

- Какой признак вы выберете для того, чтобы из большого множества сделать множества поменьше?

 Для работы воспитатель предлагает множеству детей разделиться на несколько множеств (групп), чтобы каждая группа детей собирала свое множество геометрических фигур.  Например, можно разделиться по признаку, кто во что одет (множества детей в колготках, в носках, в лосинах)

 Воспитатель и дети подводят итог:

- Сколько маленьких множеств из большого у вас получилось? Почему столько?

- Какие множества получились? Какое самое большое, какое самое маленькое?

Н.: - А я так хотел собрать синие фигуры, но ни одной не нашел. У меня нет множества геометрических фигур.

В.: - А мы спросим у ребят, есть или нет у тебя Незнайка множество геометрических фигур?

Н.; - Какое, какое? Алеша (Настя), повтори для меня, пожалуйста, я не очень понял, что это за множество такое, пустое? Откуда оно появилось?

В.: -Давайте еще раз повторим для Незнайки, как образуется «пустое множество»?

- По какому признаку мы образовывали группы множеств?

- Какие же цвета бывают?

- А какого цвета у тебя фигур нет?

Н.: - Синего нет

В.: - Вот фигур синего цвета нет, но они могли бы быть, они и образуют возможное множество, которое в математике назвали…

- Это множество, в котором нет ни одного предмета

Н.: - Мне не нравится, что мое множество пустое. У вас то оно не пустое, с элементами

В.: -Но ты, Незнайка не расстраивайся, ребята вырежут для тебя геометрические фигуры синего цветы, и твое множество синих геометрических фигур наполнится элементами. Ты сможешь научиться узнавать разные геометрические фигуры.

Воспитатель объединяет все фигуры в одно множество и предлагает детям разделить его на несколько множеств по другому признаку

Для работы воспитатель предлагает множеству детей разделиться на несколько множеств (групп), чтобы каждая группа детей собирала свое множество геометрических фигур.  Например, можно разделиться по признакам: «в какое время года день рождения» (4 подгруппы детей), «девочки и мальчики» (2 подгруппы), «длинные и короткие волосы» (2 подгруппы)

В.: Ребята, можем ли мы сейчас собрать множество фигур среднего размера?

В.: Ребята, а можно ли отобрать множества по двум признакам?

- Какие признаки для образования множества можно взять за основу?

Дети сидят на ковре

- Здравствуй, Незнайка

- Это геометрические фигуры

- Множество геометрических фигур

- Давайте

Дети рассматривают фигуры множества

- Фигуры отличаются цветом, размером и формой

- Можно

Дети предлагают разные варианты.

Например, по признаку цвета (множества: «красные геометрические фигуры», «желтые геометрические фигуры», «зеленые геометрические фигуры»)

Дети объединяются в подгруппы и выполняют задание

Дети отвечают на вопросы

- У тебя Незнайка пустое множество геометрических фигур, потому что в нем нет ни одного элемента

Дети повторяют для Незнайки

- По признаку цвета

Дети называют

- «…пустое множество»

Дети делят одно множество на несколько отдельных множеств, например, по следующим признакам: «форма» (4 множества), «фигуры с углами и фигуры без углов» (2 множества), «размер» (2 множества). Каждая подгруппа детей собирает свое множество

- Сейчас у нас нет таких элементов. Это множество пустое

Дети предлагают: размер и цвет (6 множеств, одно может оказаться «пустым множеством»), форма и цвет (12 множеств, некоторые из них могут быть пустыми). Делятся на подгруппы, выполняют задание

Незнайку озвучивает воспитатель

Выставляется коробка с геометрическими фигурами

Столы составлены в одну линию

Дети могут сами предлагать признак, по которому будут делиться на группы (множества)

Во время выполнения задания дети могут свободно передвигаться, общаться

Незнайка благодарит детей

Физкультминутка

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть. Воспитатель произносит текст и демонстрирует иллюстративные карточки с соответствующим количеством предметов:

- Елочки зеленые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

- Сколько елочек зеленых,

Столько сделайте наклонов.

- Приседайте столько раз,

Сколько зайчиков у нас.

- Сколько праздничных шаров,

Столько сделайте прыжков.

- Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.

- А прихлопнем столько раз,

Сколько ежиков у нас.

- А притопнем столько раз,

Сколько белочек у нас.

- Хорошо все поиграли.

Остановимся сейчас.

Дети выходят на ковер и выполняют задания в соответствии с текстом, ориентируясь на демонстрируемые воспитателем иллюстративные карточки:

Игра повторяется 2 раза, темп увеличивается

В.: Вы так хорошо выполнили все мои задания, хорошо поиграли, что мне захотелось вас угостить чем-нибудь вкусненьким. Вы любите угощения?

- Идите за стульчиками, а я пока приготовлю угощения

- Соня, чем бы та хотела угоститься?

- Пожалуйста, угощайтесь. (Выставляет перед детьми пустую тарелку)

- Витя, а ты чем любишь угощаться?

- Пожалуйста, угощайтесь. (Выставляет перед детьми пустую тарелку)

Н.: -Ничего смешного. Не интересно угощаться пустыми множествами. Вот я сейчас буду по-настоящему угощаться, потому, что у меня есть множество конфет. (Достает 1 большую конфету)

Правда, в моем множестве всего 1 элемент, на всех не хватит.

В.: - И ты, Незнайка, один будешь есть конфету и друзей не угостишь?

Н.: - Как же я всех угощу, конфета ведь одна?!

Н.: - Сейчас попробую поделить.

Просит воспитателя помочь ему развернуть конфету. Себе берет конфету, а детям предлагает обертку

В.: Каким должно быть наше множество конфет, чтобы можно было угостить каждого по одной конфете?

В: - Но у нас одна конфета. Как же мы поступим?

В.: Давай, Незнайка, мы с ребятами тебе поможем поделить на всех поровну

Н.: -А вы точно поровну на всех поделите? А то я знаю, что случилось в сказке, когда два жадных медвежонка Лисе доверили головку сыра делить

Воспитатель при помощи детей делит конфету на равные доли в соответствии с количеством угощающихся: сначала целую конфету на 2 равные части, затем каждую половинку пополам и т.д.

В.: - Вот видишь, Незнайка, у тебя было маленькое множество конфет, а мы смогли сделать его большим, и угощения всем хватило

Н. – Вы, ребята, молодцы. Такое занятие у вас интересное, я столько всего узнал!

- Да.

Дети идут в спальную комнату за стульями.

- Апельсинами

- У Вас пустое множество!

- Мороженым

- Снова пустое множество (Смеются)

Дети наперебой кричат:

- Поделить можно на всех!

- Мы так не согласны

- Конфет должно быть столько, сколько ребят (дети пересчитывают количество желающих угоститься, включая Незнайку и воспитателя)

 – Нужно разделить на столько частей, сколько нас

Дети смеются:

- Мы честно делить будем

Все угощаются, благодарят Незнайку за угощение

Дети сидят на стульях вокруг ковра, воспитатель – перед ними за столом, Незнайка – рядом.

Используются: нож, разделочная доска, одноразовые перчатки

3 часть. Заключительная: подведение итогов, обсуждение интересных моментов занятия, трудностей)

В.: -А вам, ребята, понравилось наше занятие?

-  Что особенно понравилось?

- Кто из вас считает, что ему необходимо что-то повторить?

Н. – А мне названия геометрических фигур надо повторить. Вы, обещали вырезать для меня множество синих геометрических фигур, чтобы я их не забывал

В.: - Мы помним, Незнайка. Я думаю, ребята с удовольствием тебе помогут.

Дети отвечают на вопросы

- Мы поможем. Мы вырежем для тебя, Незнайка множество синих геометрических фигур

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы "Круговорот воды в природе"

Занятие по развитию элементарных математических представлений ориентировано на интеллектуально – познавательное развитие детей 6-7 лет в свете реализации ФГОС ДО. Интеграция с другими ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №59 комбинированного вида Фрунзенского районаг. Санкт-Петербург...

Сценарий организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Математические приключения»

Сценарий организованной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля детей подготовительной к школе группы «Математические приключения» ...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...