Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
    методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

    Шерстобитова Татьяна Александровна

    Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematika_ostrova.docx34.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Открытие Математических островов»

    Воспитатель: Шерстобитова Татьяна Александровна

    ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение                                                             «Детский сад «Звонкие голоса» г. Новокуйбышевск

    Возрастная категория: старший дошкольный возраст 6-7 лет.

    Интеграция образовательных областей: 

    «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

    Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления. Повышение интереса воспитанников к изучению математики.

    Задачи образовательных областей:

    1.Закреплять знания о временах года, частях суток, днях недели. («Познавательное развитие»)

    2. Совершенствовать знания о последующих и предыдущих числах натурального ряда, о соответствии количества предметов и цифр («Познавательное развитие»)

    3. Уточнить знания о геометрических фигурах. Продолжать решать задачи на смекалку геометрического содержания. («Познавательное развитие»)

    4. Развивать внимание, логику, аналитические способности. («Познавательное развитие»)

    5. Совершенствовать умение вырезывать симметричные предметы, из бумаги, сложенной пополам. («Художественно – эстетическое развитие»)

    6. Развивать глазомер, чувство цвета, композиционные умения. («Художественно – эстетическое развитие»)

    7. Продолжать совершенствовать певческие навыки. («Художественно – эстетическое развитие»)

    8. Совершенствовать умение детей выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности и играх. («Социально – коммуникативное развитие»)

    9. Воспитывать желание совершать хорошие поступки, оказывать помощь. («Социально – коммуникативное развитие»)

    10. Продолжать формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения. («Речевое развитие»)

    11. Активизировать словарь математическими терминами. («Речевое развитие»)

    12. Развивать речевую активность. («Речевое развитие»)

    13. Создать условия для снятия напряжения у детей с помощью двигательной активности. («Физическое развитие»)

    Методы и приемы:

    - практические: сюрпризный момент, создание аппликации «Симметрия».

    - наглядные: рассматривание карты «Математических островов».

    - словесные: математические загадки, «Математическая Разминка», стихотворения к дидактической игре «Танграм».

    - игровые: дидактические игры

    Материал и оборудование:

    карта Математических островов (в форме электронной презентации), изображение корабля в цифровом варианте.

    Карточки (в электронном варианте)

    с изображением: тарелки, двери, дома, кубика, огурца.

    Дидактическая игра «Что спрятано?», «Танграм».

    Изображение несимметричных предметов.

    Раздаточный материал:

    карточки: цифры, полоски бумаги, цветные карандаши, дидактическая игра «Танграм», цветная бумага, ножницы, клей.

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Игровая

    Создание игровой ситуации «Путешествие по Математическим островам»

    Цель: формировать умение включаться в игровую ситуацию, брать на себя определенную роль.

    Коммуникативная

    Словесные дидактические игры: «Математическая разминка». «Математические загадки»

    Цель: развивать связную речь, вербально-логическое мышление, умение отвечать на вопрос полным предложением.

    Познавательно - исследовательская

    Игра «Что спрятано?»

    Цель: закреплять умение считать по порядку, используя цифровой ряд.

    Дидактическая игра «Соседи»

    Цель: закреплять знания о последующих и предыдущих числах.

    Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура?»

    Цель: расширение и закрепление знаний о геометрических фигурах.

    Развивающая игра «Танграм»

    Цель: развитие логического и пространственного мышления.

    Восприятие художественной литературы и фольклора

    Чтение стихотворений к игре «Танграм»

    Цель: способствовать образному восприятию задания.

    Изобразительная деятельность

    Аппликация «Симметричный лес»

    Цель: совершенствовать умение вырезывать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам.

    Музыкальная деятельность

    Исполнение песни на слова Б. Заходера «Про остров Гдетотам»

    Цель: развитие певческих навыков, создание радостного настроения.

    Двигательная деятельность

    Физкультурная минутка «Дни недели»

    Цель: развивать двигательную активность, умение сочетать слово с движением.

    Логика образовательной деятельности

    п/п

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1

    Введение в игровую ситуацию:

    Сегодня капитан нашего корабля выловил бутылку, а в ней он обнаружил карту неизвестных до сих пор островов. Предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы больше узнать о тех островах.

    Дети слушают письмо и рассматривают конверт

    Созданы условия для взаимодействия с воспитателем. Соглашаются помочь королеве.

    2

    Проводится «Математическая разминка»

    Назовите времена года.

    Какое время года идет сейчас?

    Перечислите все осенние (зимние, весенние, летние) месяцы.

    Назовите части суток.

    Какой сегодня день недели, а вчера,  завтра?

    Сколько всего дней в неделе?

    Какой твой любимый день недели? Какой он по счету?

    Кто стоит справа от тебя?

    Кто стоит слева? Впереди? Позади?

    Чем измеряют время?

    Чем измеряют температуру?

    Отвечают на вопросы

    Сформировано умение отвечать на вопросы в быстром темпе, внимательно слушать.

    3

    Молодцы, я думаю, вы готовы отправиться в путешествие по Математическим островам! Но как мы туда отправимся? Посмотрите, в конверте еще что-то лежит! Это карта математических островов и какой-то лист. Но на нем только точки и цифры! Давайте попробуем соединить точки по порядку, а последнюю точку и первую с цифрой 1.

    Дети выполняют задание: соединяют точки по порядку

    объясняют, что получился корабль

    4

    Предлагается рассмотреть карту на экране и отправиться в путь на корабле.

    Рассматривают карту, определяют первый остров.

    Созданы условия для зрительного восприятия. Сформировано умение рассуждать.

    5

    Первый остров –                               Остров Математических Загадок

    Карандаш один у Маши,

    Карандаш один у Гриши.

    Сколько же карандашей

    У обоих малышей?

    На полянке у дубка

    Крот увидел два грибка.

    А подальше, у осин,

    Он нашел еще один.

    Кто ответить нам готов,

    Сколько крот нашел грибков?

    Пять ребят в футбол играли.

    Одного домой забрали.

    Он в окно глядит, считает,

    Сколько их теперь играет?

    Шесть веселых медвежат

    За малиной в лес спешат.

    Но один малыш устал:

    От товарищей отстал.

    А теперь ответ найди:

    Сколько мишек впереди?

    Привела гусыня  -  мать

    Шесть детей на луг гулять.

    Все гусята как клубочки.

    Три сынка, а сколько дочек? 

    Рада Аленка —

    Нашла два масленка!

    Да четыре в корзинке!

    Сколько грибов на картинке!

    Дарит бабушка-лисица

    Трем внучатам рукавицы: —

    Это вам на зиму, внуки,

    Рукавичек по две штуки.

    Берегите, не теряйте. —

    Сколько всех, пересчитайте!

    Разгадывают загадки, по мере отгадывания, прикрепляют соответствующие картинки к вопросительным знакам.

    Проявляют активность в решении поисковых задач.

    6

    Следующий остров – остров Чисел!

    Нам нужно назвать соседние числа:          

    Назовите соседей числа 3?

    Назовите соседей числа 2?

    Назовите соседей числа 6?

    Какие числа живут рядом с числом 1?

    Какие числа живут рядом с числом 5?

    Назовите соседей числа 9?

    Перепутались цифры,

    обозначающие  количество предметов, давайте разберемся и сделаем правильно!

    Каждому ребенку даются карточки с дидактической игрой «Соседи». Дети выполняют задание и выкладывают на острове.

    Дети выкладывают к предметам соответствующие их количеству цифры.

    Сформированы знания о последующих и предыдущих цифрах; о цифровом обозначении количества предметов.

    7

    Два острова мы исследовали, теперь давайте потренируемся и с новыми силами отправимся на нашем корабле дальше!

    Физминутка «Дни недели»:

    В понедельник я купался (движения плавания), 
    А во вторник рисовал (показ движения). 
    В среду долго умывался (показ движения), 
    А в четверг в футбол играл (бег на месте). 
    В пятницу я бегал, прыгал (бег, прыжки). 
    Очень долго танцевал (кружатся на месте). 
    А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) 
    Целый день я отдыхал (сесть на место)

    Выполняют физические упражнения.

    Снимается мышечное напряжение.

    8

    Следующий остров на нашем пути – Остров Геометрических фигур!

    Воспитатель показывает карточку с изображением разных предметов: тарелка, дверь, крыша дома, куб, огурец. Объясняет, что надо определить форму предмета.

    Воспитатель предлагает взять листочки и  расшифровать!

    Дети рисуют геометрические формы, затем называют их.  

    Умеют анализировать, находить правильное решение. Сформированы знания о геометрических фигурах.

    9

    Воспитатель обращает внимание на жителей геометрического острова (изображение лисы и гуся из дидактическая игра «Танграм»).

    Чтение стихотворений:

    Я веселая лиса, мне вцепилась в хвост оса!

    Я, бедняжка, так вертелась, что на части разлетелась!

    Три сороки возле пня стали складывать меня.

    Между ними вспыхнул спор: получился мухомор!

    Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!

    Я веселый, белый гусь, ничего я не боюсь!

    Но вчера упал я с кочки, развалился на кусочки!

    Собирал меня енот - получился пароход!

    Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!

    Дети распределяются на две подгруппы и складывают изображения лисы и гуся на основе «фото».

    Развивают внимание, логику, аналитическое мышление, умеют работать в группе.

    10

    Воспитатель обращает внимание на следующий остров – Остров Симметрии.

    Мини-беседа:

    Что такое симметрия?

    О, симметрия!

    Тебе я гимн пою.

    Тебя повсюду в мире узнаю.

    Ты в малой мошке, ты в ёлочке,

    Что у лесной дорожки,

    С тобою в дружбе музыка и розы

    И снежный рой творение мороза.

    Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают.

    Сформировано умение рассуждать, отвечать на вопросы.

    11

    Моделирование проблемной ситуации: воспитатель предлагает вырезать и наклеить для жителей острова Симметрии  симметричные предметы:  деревья, вазы, цветы, листья и пр.

    Самостоятельно вырезывают и наклеивают симметричные детали леса.

    Владеют симметричным вырезыванием, развивается творчество, умение выполнять задание коллективно.

    12

    Звучит песня на слова Б. Заходера                   «Про остров Гдетотам».

    Вот и подошло к концу наше путешествие по Математическим островам.

    Какие острова мы сегодня исследовали?

    Как бы вы их назвали?

    А какой остров вам понравился больше всего?

    Какое задание было самым трудным (легким)?

    За ваши знания и смекалку, за то, что вы всегда готовы к познанию всего нового и вас не пугают математические загадки, новая математическая игра  «Считаем десятками»! Она пригодится вам для покорения новых Математических вершин.

    Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

    Исполняют песню на слова Б. Заходера                   «Про остров Гдетотам».

    Созданы условия для логичного завершения путешествия.

    Формируются певческие навыки.

    Итоговое мероприятие: создание карты острова Симметрии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы с использованием интерактивной доски Smatr Board по теме: "Весёлое путешествие"

    Тема: «Веселое путешествие» Программное содержание:Цель: Закрепить знания о числе и цифре 7.Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1. Воспитывать умение внимательно ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы.

    Цель: совершенствовать умение счета в пределах 7, понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 7.Задачи:учить составлять число 7 из дв...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы.

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы....

    Методическая разработка: "Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у воспитанников подготовительной к школе группы с ТНР «Приключения Джейка и пиратов Нетландии».

    Цель: Обобщить и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группы.Задачи:Воспитательные: -Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса;-интерес ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»

    Конспект  образовательной деятельности имеет практическую значимость,  так как посвящён формированию элементарных математических представлений, развитию психологические процессов и соци...