"Детям о живописи "
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Галямова Людмила Николаевна

Энтегрированное занятие. Для детей старшего возраста. Закрепить знания детей о жанрах живопись.развивать умение составлять натюрморт. Продолхать знакомить детей с художником Ахматом Лутфуллиным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_o_zhivopisi.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 9 «ПЕТУШОК»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Галямова Людмила Николаевна

Тема: «Детям о живописи»

Цель:

Закреплять умение выделять, называть жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт)

Задачи:

Формировать представления о жанрах изобразительного искусства

  1. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт).
  2. Развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в разных жанрах живописи.
  3. Продолжать знакомить с творчеством башкирского художника А. Лутфуллина, внимательно рассматривать живописные произведения, чувствовать и понимать характер изображенных явлений, предметов на основе установление взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности и национального колорита.
  4. Учить высказывать свои чувства, вызываемые картиной, учить подбирать определение; по-разному отвечать на один и тот же вопрос.
  5. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой (спокойный, тревожный, мрачный, унылый)
  6. Упражнять детей в рисовании мятой бумагой,  учить располагать рисунок на большом листе бумаги.
  7. Воспитывать желание внимательно рассматривать картины, эстетический вкус, вызывать эмоциональный отклик на художественные произведения.

Средства: иллюстрации «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет»; предметы для составления натюрмортов:муляжи фруктов, овощей; гуашь, тонированный ватман, листы белой бумаги (комочки для рисования).

Дидактические игры: «Составь натюрморт».

Предварительная работа: ознакомление с искусством башкирских художников ИрикаГалимова, Н. Нестерова и др. Рассматривание репродукций картин в художественной галерее детского сада (пейзажи, портреты, натюрморты, сказочная живопись), посещение краеведческого музея.

Ход:

Дети входят в группу

Воспитатель: Дети! Обратите внимание,  сколько гостей к нам пришло.

Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети присаживаются за столы

Воспитатель: Ребята послушайте загадку.

«У меня есть карандаш

Разноцветная гуашь

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист

А еще мольберт – треножник

Потому что я (художник)!»

А подскажите мне кто такие художники?

Дети: Художники пишут картины, изображая всё, что их окружает.

Воспитатель: А каких художников вы знаете?

Ответы детей.

Молодцы!

Воспитатель: Художники с помощью красок, кисточек пишут картины. У художников необыкновенное зрение и руки, они как - будто фотографируют мир вокруг себя и ловко переносят всё увиденное на холст. А еще они  передают настроение, которое у них было в этот момент. Одни цвета красок радуют, другие волнуют. А подскажите, какие цвета красок передают радость, любовь, заботу, хорошее настроение.

Дети: Хорошее настроение передают голубой, розовый, желтый цвет и т. д.

Воспитатель: А какие краски передают плохое настроение, печаль, грусть, тоску?

Дети: Плохое настроение передают черные, серые, темные цвета красок.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое живопись?

Дети:  Живопись - это один из видов изобразительного искусства.

Воспитатель:  Ребята, а  вы,  наверное, заметили вот этот предмет, что это? / шкатулка/. Если она в нашей группе, значит она для нас. Посмотрим, что в ней  лежит?

 – В ней письмо. Хотите узнать, от кого оно и что в нём написано.

Дети: Да!

Воспитатель:в нем звуковое письмо.

«Здравствуйте, я Фея Радуги, волшебница из удивительной сказочной страны красок, мира живописи. Я знаю, что вы очень любите рассматривать картины, знакомится с художниками, поэтому я жду вас в своей картинной галерее, чтобы вы наслаждались волшебным миром живописи, и познакомитесь с картинами художника Ахмата Лутфуллина».

Ну что ребята принимаем предложение Феи Радуги?

Дети: Да!

Воспитатель: Прежде чем мы посетим, картинную галерею давайте вспомним, как нужно себя вести.

Дети: Не шуметь, не мешать другим, не трогать картины руками, отключить мобильные телефоны.

Воспитатель: Всё верно.

 /Дети отправляются под музыкальное сопровождение в картинную галерею/.

Воспитатель: Вот мы и в картинной галерее. Подойдите к первой группе картин, что это за картины выставлены.

Дети: Картины с пейзажем.

Воспитатель: Хорошо, ребята, на картинах нарисован пейзаж, а написал их какой художник?

 /+ А. Лутфуллин/

 Фея Радуги сегодня  продолжает знакомить нас с творчеством этого художника.

Маша, у тебя было домашнее задание, расскажи нам стихотворение о пейзаже.

Маша:  Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель, и белый иней

Или сад и облака

Или снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Воспитатель:Молодец! В переводе с французского- это рисование живой природылесов,полей, рек. А сейчас,  рассмотритевнимательно картины, все они отображают окружающий мир природы,  и прошу вас обратить внимание на  картину «Родные места»

1) Как вы думаете,  почему художник назвал так эту картину?

     2) Какое время года изображено на картине?

     3) Что он изобразил на картине? (маленький дом с одним окошком, в котором вырос художник, березы, забор). Дом расположен на краю деревни, позади дома раскинулось поле. Это ясный день, потому что небо ясное с перистыми облаками.

4) Какие краски использовал художник при написании картины?

Воспитатель: Давайте подойдём ко второй группе картин

 / они могут быть представлены на мониторе/  

 Какой жанр живописи представил художник А. Лутфуллин на этих картинах?

Дети: Здесь картины с натюрмортами.

Воспитатель: А что такое натюрморт?

Дети: В переводе с французского это рисование «неживой натуры», сорванных цветов, овощей, фруктов, предметов быта.

Воспитатель: Молодец!  Картины с натюрмортами, они все разные и композиции все не похожи друг на друга, Верно?

Обратите внимание на эту картину, она называется «Натюрморт с апельсинами»

1) Из каких предметов состоит натюрморт? (апельсины, виноград, лимоны, блюдо)

2) На чем расположен натюрморт? (он расположен на скатерти украшенной башкирским орнаментом)

3) Какие краски использовал художник при написании картины?

4) Как вы думаете глядя на краски этой картины, какое настроение было у художника? (радостное, веселое)

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Составь натюрморт»

Дети составляют натюрморты, дают им название, объясняют, почему такой натюрморт они составили.

Воспитатель: Чтоб продолжить знакомство с картинами,  давайте с вами отдохнем.

Физминутка«Ярисую реку!» видео на мониторе

Воспитатель: Ну а теперь подойдём к третьей группе картиной , какие картины находится здесь?

Дети: Картины с портретами.

К какому жанру  живописи относятся портреты?

Дети: Портрет.

Дети: В переводе с французского это рисование «черта в черту», рисование человека или группы людей.

Воспитатель: Назовите первую картину с портретом и кто ее написал, вторую, третью.

Ответы детей: « Автопортрет» А.Лутфуллин, « Портрет  брата» А. Лутфуллин, «Женский портрет»А. Лутфуллин.

Воспитатель: Видите, ребята, все картины написаны одни художником АхматомЛутфуллиным, обратите внимание на  картину «Женский портрет»

1) Кого изобразил на картине башкирский художник Ахмат Лутфуллин?

(женщину)

2) Кем эта женщина может быть для вас? (бабушкой)

3) Какая деталь картины подсказывает  вам, что это бабушка? (женский головной убор -  хлопчатобумажный платок,яулык)

4) Какое настроение  художник изобразил у женщины? (грустной, задумчивой)

5) Какие руки у бабушки? (трудолюбивые, морщинистые, золотые)

Ну, вот все картины на выставке мы рассмотрели. Вам понравилось? А кто написал все эти картины? Как зовут художника? А сейчас я расскажу вам об этом художнике

Воспитатель: Ахмат Лутфуллин родился в Башкортостане в 1928 году в селе Аскар Абзелиловского района. А мы в какой республике живём с вами? /+Башкортостане/. Значит этот художник с нашей республики, верно? у нас с ним одна Родина – Башкортостан. Он обучался в государственном художественном институте Литовской республики.

По окончании института он выставил свои первые работы в Уфимском городском парке. Зрителям очень понравилась эта небольшая выставка, и они оставили положительные отзывы. После чего Ахмат Лутфуллин стал серьезно работать над созданием новых картин, радуя зрителей своими замечательными, красочными работами. Ахмат Лутфуллин является одним из многих художников, которые прославляют нашу республику своим творчеством. Он писал картины в разных жанрах живописи.  Творчество А. Лутфуллина просто бесценно – это великолепный художник, который прославлял нашу республику.

Воспитатель:  Побывали мы в картинной галерее Феи Радуги, познакомились с творчеством художника Лутфуллина, мы увидели красоту окружающего мира, увидели интересные и красочные натюрморты, познакомились с портретной живописью, где художник использовал разноцветные краски, передал настроение.

Воспитатель: Ребята, а вы любите рисовать?

Я сегодня предлагаю вам нарисовать свою картину, используя нетрадиционную технику рисования. Рисовать будем пейзаж. Работа будет коллективной,  каждый будет рисовать только свою часть картины, на большом тонированном ватмане, который мы заранее затонировали. А помогут нам в рисовании комочки из мятой бумаги.

Распределение.

Гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика «Держим комочек»

Держим комочек свойвот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо – влево, вверх и вниз

Побежал комок малыш.

А потом, а потом,

Комочек бежит кругом.

Закрутился, как волчок.

За тычком идет тычок!

Работа детей (под музыку «Башкирские мелодии» курай)

 Ребята нравится вам картина?

А в каком жанре она нарисована?

Давайте придумаем нашему пейзажу название.

Как вы думаете, у нас какая картина получилась? (грустная, веселая)

Почему? (краски взяли яркие)

Так как настроение у нас хорошее и радостное и оно отразилось и на нашей работе. Как ее можно назвать нашу картину?

Анализ детских работ показ гостям.

Рефлексия:

Воспитатель: Дети наше занятие закончилось. С живописью какого художника мы познакомились? Откуда он родом? Вспомните жанры живописи.  Профессия художника трудная или лёгкая? Скажите, а занятие вам понравилось?  Чем запомнилось? Молодцы! А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: Добрые слова не лень, говорить нам целый день.

Всем гостям мы на прощание скажем дружно:

«До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание методов и приемов ознакомления детей с живописью"

Материал о методах и приемах, которые помогут развить у детей интерес к живописи, желание ее внимательно рассматривать,эмоционально отклиаться на настроение картины, ее красоту,  получать радость...

Перспективный план ознакомления детей с живописью во второй младшей группе

Данный материал поможет воспитателям планомерно знакомить детей второй младшей группы с живописью. План основан на материалах программы "Детство".  Основываясь на данном материале, ознакомление д...

Перспективный план по ознакомлению детей с живописью в средней группе

Данный материал поможет воспитателям планомерно знакомить детей средней группы с живописью. План основан на материалах программы "Детство". Основываясь на данном материале, ознакомление детей с живопи...

Обучение детей пейзажной живописи

Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. П...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению детей с живописью и музыкой

Представленный конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с живописью и музыкой художников и композиторов, уроженцев мордовской земли, направлен на углубление знаний детей о средст...

Речь движениями(физминутки) используемая при ознакомлении детей с живописью.

Движения и речь данных физминуток(собственного сочинения) отражают содержание картин(репродукций), с которыми знакомим детей на данном этапе работы....

Детям о живописи

В данной презентации дети знакомятся с понятием "жанра " в живописи, учатся их отличать. Главной целью является развитие эсттетического вкуса ребёнка. Предназначено для детей старшего дошкольного возр...